Преподавателям

Когда в 1968 году я (Брайан Фаган) приступил к написанию первого издания этой книги, я не представлял себе, что она будет переиздаваться в течение последующих тридцати лет, и что однажды мне придется перерабатывать текст в десятый раз! «Археология» стала неотъемлемой частью моей жизни, и мне было прискорбно слышать, что книгу называют «почтенной классикой». «Классика» — это лестно, но термин «почтенная», возможно, относится, увы, к моим годам…

В настоящем, одиннадцатом, и в последующих изданиях я рад представить в качестве соавтора своего коллегу и друга, Кристофера ДеКорса из Университета Сиракуз. Крис является археологом-историком. Он накопил большой опыт как в аудитории, так и в поле. Как и я, он — африканист, а это означает, что мы разделяем многие взгляды на археологию. Он также много работал в области управления культурным наследием в Северной Америке. Это еще одна грань его обширных интересов.

Спустя три десятилетия любая книга, подобная этой, становится результатом работы не только одного человека. Многие преподаватели и студенты писали мне, делали критические замечания или даже предлагали издать свои работы. Мы благодарны как за их постоянное внимание, так и за добрые и критические слова. «Археология» действительно является совместным трудом как авторов, так и читателей. Одиннадцатое издание появилось в то время, когда археология испытывала революционные потрясения, которые, главным образом, обусловлены обстоятельствами, не зависящими от археологов. Совсем недавно она являлась чисто академической дисциплиной, которую мало беспокоили вопросы разрушения памятников, сохранения культурного наследия и натиск глобального туризма. Археологи думали о себе, как об объективных исследователях, изучающих прошлое ради всего человечества. Сегодня археология становится профессией, когда многие археологи работают в государственных и частных компаниях. Академический сектор сужается, хотя профессиональный в некоторых областях даже растет.

Археологи всё более обеспокоены вопросами управления и сохранением быстро исчезающего археологического материала. К нашим повседневным обязанностям относится борьба с расхищением памятников, меры по противоборству разрушениям и потенциальному уничтожению памятников, вызванным нашествием тысяч посетителей, как, например, в случае с египетскими пирамидами, и, превыше всего, мы обязаны найти пути сохранения культурного наследия и обеспечить сохранность уникального материала. Такой драматичный поворот от академичности к прикладному аспекту не является чисто умозрительным. Это стремительно меняющаяся реальность, бросающая вызов профессионалам при подготовке археологов XXI века.

Дебаты о проблемах и нюансах подготовки будущих профессионалов только начались, и касаются они, в основном, аспирантов и студентов старших курсов. По-прежнему существует потребность в разумном обосновании археологических методов и теоретических подходах, в курсах и учебниках, которые демонстрировали бы студентам-первогодкам увлекательность и сложность современной археологии. Эта книга преимущественно является академическим введением в археологию, ей намеренно придается межгосударственный статус. Мы говорим о сохранении, археологической этике, управлении культурными ресурсами и исчезающем археологическом материале — обо всех ключевых аспектах археологии. Но основное внимание мы уделяем главным интеллектуальным и практическим принципам, на которые археология опирается везде — будь то раскопки лагеря древних гоминидов в Африке, процветающего когда-то города в Месопотамии, поселения американских аборигенов или краткосрочное исследование городского района в центре Нью-Йорка.

С течением времени базовые принципы изменяются мало: контекст, время, пространство, тщательные раскопки, точная фиксация, основы классификации артефактов, зооархеология и т. д. Но в последние годы некоторые тенденции играют важную роль в археологии управления культурными ресурсами. К ним относятся:

• возрастающая роль в полевых исследованиях высокотехнологичных методов обнаружения и фиксации памятников;

• опора на «недеструктивную» археологию, на неразрушающие методы фиксации памятников и их характеристик;

• проникновение узкоспециализированных, высокотехнологичных методов и особых способов исследования. Сейчас археология становится намного более специализированной;

• осознание того, что помимо археологического, имеются иные пути осмысления прошлого;

• продолжительные, часто бурные дебаты о морали в археологии и тех методах, что мы практикуем в Северной Америке, о взаимоотношениях между археологами и коренными народами. К этим спорам относятся вопросы о захоронениях и останках;

• новое поколение археологической теории, которое уделяет больше внимания людям и сообществам, нежели общим процессам культурных изменений. Этот новый подход отражается в гендерности, этничности и неравенстве, а также недостаточном внимании к «когнитивной археологии», иногда называемой «археологией разума», как основной тенденции в данной области.

Сейчас мы находимся в такой точке развития археологических методов и теории, в которой археологи разделены на меньшинство, занятое жаркими теоретическими спорами, и другой частью, продолжающей эмпирические исследования, хотя и с помощью более продвинутых методов. Археологи втянуты в острые споры о будущем археологии и ее роли в современном мире. Частично эти споры вызваны разногласием и переменчивостью мира, в котором мы живем. То, что происходит в археологии, уже случалось в других отраслях науки и до сих пор имеет место в биологии: развитие отличительных и научных методов, которые не только обогащают понимание прошлого, но и многое добавляют к пониманию самих себя. Такое развитие событий неизменно ведет к более глубокой специализации в технологически развивающихся методах и изотерическим исследованиям. Такая высокая степень специализации исследований и археологов, в них участвующих, не обязательно является позитивным фактором. Поэтому искренне советуем вам сделать все возможное, чтобы ваши студенты относились к археологии как к единой области познания, а не как к десятку независимых друг от друга дисциплин. Более того, поощряйте подобный подход, поскольку самые заметные открытия в археологии, как и в иных науках, делались не узкими специалистами, а учеными, чье вдохновение было порождено широким кругозором. Вот почему в этой книге приводятся археологические сведения из многих стран мира. Было бы недальновидно учить археологии, исходя, скажем, из интересов Британии или Северной Америки, ведь эта дисциплина включает намного более уникальное и неповторимое прошлое наших предков.