Организация археологических раскопок

Руководителю современной археологической экспедиции требуются навыки, намного превосходящие просто компетентного археолога. Он или она должны уметь быть и бухгалтером, и политиком, и врачом, и механиком, и менеджером по персоналу, и даже пекарем. Руководитель проекта в области управления культурными ресурсами должен обладать юридическими знаниями (глава 18). При крупномасштабных раскопках руководитель, может быть, и не будет принимать активного участия в ручных работах, но сложности могут возникнуть при обеспечении экспедиции материальнотехническими ресурсами. Под его руководством будут работать управляющие по памятнику, группы художников, фотографов и узкоспециализированных специалистов (Дэнси — Dancey, 1981; Юковски — Joukowsky, 1981; Хестер и другие — Hester and others, 1997). Кроме того, руководитель экспедиции должен возглавлять группу специалистов по полевым работам (Ходдер — Hodder, 1999).

Многодисциплинарные исследовательские группы

Современная археология настолько сложна, что все проекты, связанные с раскопками, будь то чисто исследовательские или по линии управления культурными ресурсами, требуют взаимосвязанной работы многодисциплинарных групп, состоящих из археологов, ботаников, геологов, зоологов и других специалистов. Командный подход особенно важен в таких случаях, когда остро стоят проблемы окружающей среды, когда исследуются взаимоотношения между культурой человека и иными сферами экосистемы.

Хорошее междисциплинарное или многодисциплинарное исследование базируется на интегрированном проекте, в котором тесно сотрудничающая друг с другом команда специалистов проверяет тщательно сформулированные вопросы исследования по данным, собранным всеми специалистами. Обратите внимание: мы говорим «по данным, собранным всеми специалистами». Эффективно работающая многодисциплинарная группа должна быть именно единой командой, находки которой должны способствовать всесторонней оценке памятника. Подобный подход вполне логичен, но редко доводится до полного совершенства, когда специалисты вместе составляют проект, полностью разделяют цель экспедиции и ежедневно сообщают о своих находках и обсуждают проблемы исследования (Айзэк и Айзэк — Isaac and Isaac, 1989).

Примером фундаментальных междисциплинарных исследований может быть Чатал-Хююк в Турции, где Айэн Ходдер приступил к реализации долгосрочного проекта по исследованию поселения земледельцев (см. вставку «Памятники» в главе 3). Он собрал большую группу археологов из разных стран, которые использовали различные подходы к раскопкам, а также небольшую группу специалистов по всем отраслям — от керамики до зооархеологии и по всем видам данным, связанным с окружающей средой. У Ходдера присутствовали также специалисты, представлявшие результаты исследований общественности, у него был даже антрополог, который изучал не только местные социальные группы и рабочих, но и динамику в работе самой раскопочной команды. Основой этого замечательного проекта было убеждение, что наилучшие полевые результаты появятся благодаря длительному диалогу между членами проекта и синтезу теории и наблюдений с первого дня раскопок. «Теория начинается на краю лопаты», — говорил Ходдер (1999). Многодисциплинарный подход на раскопках Чатал-Хююка достиг своего пика при объединении всех археологов и специалистов в компьютерную сеть, в которой они вели дневники об исследовании так, что любой заинтересованный человек имел к ним доступ через Интернет (Ходдер — Hodder, 1999).