Основные процессы и принципы

Как правило, археологи фиксируют только то, что им кажется важным в данный момент, но в археологии и антропологии постоянно возникают новые проблемы… Следовательно, каждая деталь должна быть зафиксирована таким образом, чтобы к информации о ней всегда можно было обратиться. Главной задачей практического археолога-раскопщика всегда должно быть сведение своего личного мнения к минимуму.

Генерал Август Лейн Фокс Питт Риверз, «Раскопки в угодьях Крэнборн», 1887

В части III описываются основные процессы и принципы археологического исследования. Что такое археологический материал? Как археологи проводят исследования? На каких принципах основывается археология? В последующих главах мы дадим определение археологическому материалу, взглянем на факторы, воздействующие на него, рассмотрим концепцию культуры в археологии, природу археологических данных и то, каким образом люди определяют археологические контексты. Фундаментальными в плане контекста являются методы определения деятельности человека в пространстве, измерение доисторических эпох. Мы опишем различные методики, разработанные для датировок доисторических культур начиная с самых древних времен.

Матрица и сохранность

Церемониальный нож народа шиму, северное побережье Перу, XII–XIII века н. э.

Археологи изучают поведение древнего человека по сохранившимся материальным остаткам прошлого. Архивами этого прошлого являются археологические памятники и артефакты, остатки пищи и другие виды находок, которые составляют археологический материал. Мы уже упоминали, что этот материал является конечным и его легко уничтожить. Даже при самых лучших условиях сохранения материал является неполным, но все же он является основой всех исследований прошлого. Наше обсуждение основных принципов археологии начинается с этих материалов из памятников, артефактов и других явлений. Археологический материал неполон и искажен, так как сложные и до сих мало понятные процессы изменили артефакты, структуры и памятники. В этой главе мы рассмотрим составляющие археологического материала, процессы формирования памятников и природу археологических данных.

ОТКРЫТИЯ

РУКОПИСИ МЕРТВОГО МОРЯ, ИОРДАНИЯ, 1947

Сухие условия часто способствуют сохранению замечательных находок. В тот жаркий день 1947 года Мохаммед Адх-Дхиб потерял своего козла. Подросток-бедуин ловил свое животное, носящееся по холмам возле Кумрана на побережье Мертвого моря. Солнце становилось все горячее, и мальчик решил отдохнуть в тени скалы. Его заинтересовало маленькое отверстие на каменной поверхности, и он бросил туда камень. Услышал звук удара о глиняный сосуд. Тогда он подобрался к дыре, заглянул в нее и увидел несколько цилиндрических предметов, стоящих в ряд. Это были кувшины с широкими горлышками. На следующий день Мохаммед вернулся со своим другом. Они осмотрели кувшины и нашли в них связки просмоленных лоскутов и свертки тонкой кожи. Дома они развернули один свиток, и оказалось, что длиной он от одного конца их жилища до другого. В конце концов, этот свиток оказался в руках сапожника-христианина, который не прочь был использовать эту кожу в своих целях. Но когда он увидел надписи, то отнес свиток в монастырь в Иерусалим, а затем обшарил пещеры вокруг Кумрана в поисках подобных свитков. Первые же ученые, увидевшие свиток, поняли, что это копия Книги пророка Исайи из Ветхого Завета, и цены ему нет. После многих месяцев осторожных переговоров и почти детективных историй фрагменты Рукописей Мертвого моря попали в руки ученых и начались годы исследований.

Рукописи Мертвого моря являются важными религиозными текстами, свидетельствующими об исторической среде, в которой зародилось христианство. Они были спрятаны в пещере неподалеку от Кумрана членами строгой еврейской секты приблизительно в 58 году н. э., когда преследования римлян сделали их жизнь невыносимой. Вскоре Рукописи стали политическим символом огромной ценности и теперь выставлены в израильском Храме Книги. Десятки экспертов продолжают изучать их и интерпретировать.