Методологические знания

Каждый археолог должен уметь планировать работы по применению тех или иных методов для достижения поставленных теоретических целей. К методологическим навыкам относится умение выбирать методы сбора данных и способность принять решение о том, какие аналитические методы являются наиболее эффективными при обработке данных. При раскопке памятников и проведении полевых изысканий требуется широкий спектр методологических навыков, начиная от принятия решения о том, какая система отбора проб или прокладки канав будет использоваться, до разработки методов фиксации данных и умения извлекать хрупкие объекты неповрежденными из матрицы, в которой они сохранились в каких-то особых условиях.

Очень важный аспект методологической квалификации — это работа со специалистами из других областей знания. Коллективная работа специалистов особенно важна при проектах по управлению культурными ресурсами (УКР), когда командный подход является повседневной реальностью, а сроки окончания полевых и лабораторных исследований часто ограничены. Каждый член коллектива должен понимать суть многодисциплинарного исследования и работ, выполняемых, допустим, геологами или зоологами при исследовании определенных проблем.

Технические навыки

Методологические и технические навыки накладываются друг на друга, особенно в поле. При научных раскопках любого памятника или при крупномасштабном полевом изыскании требуется нечто большее, чем способность выбирать метод или систему фиксации; нужно также следовать ей в рабочих условиях. При археологических раскопках требуется чрезвычайная тщательность при измерениях и копке, при размещении квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы и реализации систем извлечения находок, которые обеспечивают сохранность артефакта от момента его обнаружения до доставки в лабораторию. Здесь вопрос заключается в расположении (provenance) артефактов и характеристик связанных с ними экофактов — не изготовленных человеком материалов, таких как остатки пищи и прочее, которые могут пролить свет на деятельность человека. Полевому археологу приходится брать на себя роль фотографа, методиста, изыскателя, диггера, фиксатора, секретаря, специалиста по почвам, и он должен быть всегда готов к самым неожиданным работам — раскрытию хрупких костей скелета или наладке компьютерных программ. На больших памятниках специально обученные студенты или археологи могут выполнять работу профессионалов, например фотографов; на маленьких памятниках многие виды работ приходится делать одному человеку.