Культура, данные и контекст
Раскопки викторианской эпохи — самые впечатляющие и в то же время ненаучные. М. Де Морган поднимает золотую корону мумии королевы Хнемит в Дахшуре, Египет, 1896
В этой главе представим некоторые основные концепции археологического исследования: культуру, данные в виде артефактов и их матриц, их локализации и контекст (см. также Шэрер и Эшмор — Sharer and Ashmore, 2002; Томас — Thomas, 2003). Локализация и контекст всех археологических артефактов исследуется на основе двух фундаментальных законов: объединения «родственных» групп и совмещения положений. От основных концепций мы перейдем к обсуждению пространственного контекста — не к безграничности небес, но к точно определенному местоположению каждой находки, обнаруженной во время археологических изысканий и раскопок.
Концепция культуры
В главе 1 было сказано, что «антропологи изучают человека как биологический организм, обладающий уникальной особенностью — культурой». Немногие теории в антропологии вызвали так много споров, как это высказывание (Кробер и Клюхорн — A. Kroeber and Kluckhohn, 1952). Все определения культуры, одной из самых трудных для понимания теоретических формулировок, являются средством объяснения сообществ и поведения человека с точки зрения идей, разделяемых определенной группой людей. Одно из самых лучших определений культуры было предложено великим антропологом эпохи королевы Виктории сэром Эдвардом Тайлером более ста лет назад. Он утверждал, что культура есть «сложное целое, включающее в себя знания, веру, искусство, мораль, законы, традиции и иные явления, приобретенные человеком как членом общества» (1871). К этому определению современные археологи добавили бы, что культура является основным средством приспособления к окружающей среде. Определение Тайлера и многие другие формулировки сходятся в одном: культура и поведение человека есть идеи, разделяемые группой людей.
Культура присуща исключительно человеку, так как мы являемся единственными животными, использующими культуру как основное средство приспособления к среде. Она является нашей адаптационной системой. Хотя биологическая эволюция и защитила белого медведя от арктических холодов пушистым мехом, а утке дала для плавания перепончатые лапы, только люди изготовили одежды и иглу для жизни в Арктике, а в тропиках живут в легких строениях и обходятся минимумом одежды. Культура является для нас буфером между нами и окружающей средой, буфером, который совершенствовался в течение долгих тысячелетий доисторической эпохи. Сейчас мы так отделены от нашей среды обитания, что если бы этот культурный буфер исчез, то мы оказались бы беззащитны и, возможно, вымерли бы в течение очень короткого периода времени.
Таким образом, человеческие культуры слагаются из человеческого поведения и его результатов; они состоят из сложных и взаимодействующих постоянных. Человеческая культура, не являясь статичной, постоянно приспосабливается как к внутренним, так и к внешним изменениям, будь это окружающая среда, техника или общество (Дитц — Deetz, 1967). Идя по этому пути все дальше и дальше, люди настолько изменили естественную окружающую среду, что создали свою собственную.