Пространственный контекст
Пространственным контекстом является расстояние между различными объектами или следами от них, между целыми поселениями или между поселениями и основными растительными зонами и заметными объектами местности. Важными расстояниями могут быть и несколько сантиметров от ножа до скелета, и километры между двумя временными лагерями, и сложная последовательность взаимосвязанных расстояний, разделяющих десятки деревень, представляющих торговую систему, по которой товары перемещались на сотни километров.
Можно идентифицировать четыре уровня изменения деятельности человека, отражаемых в пространственном контексте.
1. Артефакт: индивидуальная деятельность человека.
2. Строение: семейная или групповая деятельность (к строениям, конечно, можно относить общественные здания, такие как храмы, которые использовались более чем одним хозяйством (семьей)).
3. Памятник: деятельность общины, группы домов, складов и других строений.
4. Регион: деятельность групп людей, выраженная в распределении памятников на каком-то пространстве, иногда называется моделью заселения поселений.
Эти четыре уровня пространственного контекста тесно связаны с реальной хозяйственной и иной человеческой деятельностью (рис. 6.6). Сам артефакт может дать ценную информацию о технологии и реальном его употреблении. Но для того, чтобы делать заключения о человеческой деятельности, мы должны знать связи артефакта как с другими артефактами, так и с матрицей, в которой он был обнаружен. Размещение артефактов в пространстве вокруг заброшенной железоплавильной печи или вокруг костей на месте забоя бизона является материальным свидетельством определенного рода человеческой деятельностью. Несвязанный ни с чем наконечник не скажет ни о чем, кроме того, что он является оружием. Но наконечники, скребки, большие камни в ассоциации со скелетом бизона имеют контекст во времени и пространстве, который позволяет делать более детализированные умозаключения.
Рис. 6.6 Археологическая классификация человеческой деятельности. Иерархия — от отличительных черт и артефактов до целых археологических культур. Источник: James Deetz, Invitation to Archaeology (New York: Doubleday, 1967). Copyright © 1967 by James Deetz. По разрешению Doubleday, a division of Random House, Inc.
За всеми исследованиями артефактов в пространстве стоит предположение, что они использовались с различными целями и что характерные их группы употреблялись для определенных видов деятельности, таких как изготовление железных изделий, разделка туш, охота. Из этого следует, что схожие группы артефактов, найденные на других памятниках, являются результатом похожих видов деятельности, даже если они различаются в деталях. В первые тысячелетия каменного века у людей в Африке, Европе и Индии был приблизительно один и тот же уровень культуры охоты и собирательства. Такая параллель отражается в тысячах похожих каменных топоров, найденных в так далеко находящихся друг от друга местах, как долина Темзы в Англии и мыс Доброй Надежды в Южной Африке.