Цикличное и линейное время

Западные люди размышляют о прошлом человечества как о прямой дороге времени. Великий немецкий государственный деятель XIX века Отто фон Бисмарк называл это «потоком времени», двигаясь по которому все сообщества людей переживают и хорошие, и плохие времена. Аналогия уместна, если рассматривать время линейным образом, как это делают археологи. Они используют множество методов для датировки тысячелетий далекого прошлого.

Линейная экстраполяция прошлого не является единственным способом осмысления древних времен. Многие общества, как древние, так и современные, представляют время как циклическое явление или иногда как соединение линейного и циклического. Цикличный подход связан со сменой времен года и прохождением небесных тел, с теми тесными взаимоотношениями, что существовали между народами, питающимися дарами природы, и земледельцами и окружающей их средой. Он также основывается на вечных реалиях человеческой жизни: зачатие, рождение, жизнь, взросление и смерть. Бесконечное повторение времени посадки и сбора урожая, миграции животных или нереста рыбы, созревание диких плодов — все это правило существованием человека. Древние майя разработали сложный циклический календарь, в котором взаимодействовали светский и религиозный календари, для того чтобы отсчитывать прохождение времен года и регулировать религиозные обряды (Коэ — Сое, 2002; Шель и Фридель — Schele and Friedel, 1990).

ОТКРЫТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В ТЕОТИУАКАНЕ, МЕКСИКА, 1998

Город Теотиуакан вырос на краю долины Мехико из множества маленьких деревень и к 650 году н. э. превратился в большой город с населением более 200 000 жителей (см. рис. 15.12). Ядро города составлял большой церемониальный комплекс с доминирующими пирамидами Солнца и Луны, но очень мало известно о строителях комплекса или о ритуалах, там совершавшихся. В 1998 году группа американских и мексиканских археологов, возглавляемая Сабуро Сугияма, производила раскопки в самой середине пирамиды Луны и обнаружила четыре разделяющихся слоя и захоронение человека, датируемое 150 годом н. э. В могиле находилось более 150 артефактов, расположенных вокруг скелета мужчины. Это были глиняные сосуды, артефакты из жадеита, фигурки, тонкие лезвия из обсидиана и украшения для ушей из жадеита. Неподалеку находились скелеты нескольких ястребов и ягуара, возможно похороненных заживо в своих клетках.

Сначала Сугияма со своими коллегами подумали, что они вскрыли захоронение знатного человека. Но руки его были связаны за спиной, и лежал он на краю того, что, очевидно, являлось намного более большим погребальным комплексом. Археологи считают, что это жертвенное приношение. Сугияма полагает, что еще больше захоронений будет обнаружено глубже в пирамиде, возможно, могильный памятник одного из правителей Теотиуаканы. Такое открытие было бы чрезвычайно важным, поскольку нам ничего не известно о могущественных правителях этого великого города.

Но из этого не стоит делать вывод, что общества с циклическим пониманием времени не имели также и линейных хронологий. Знаменитый «длинный отсчет» майя являлся линейной хронологией, образовывавшей неотъемлемую часть тесного взаимоотношения между правителями майя и космосом. Древние египтяне разработали линейную хронологию в административных целях. Но в целом общества обращались к линейным хронологиям тогда, когда в них была нужда. Например, западные общества используют линейное время для регулировки времени молитв, для контроля рабочего дня и для расписания движения самолетов. Трудно обобщать, но общества с централизованными политическими системами имеют тенденцию использовать время правления царей как вехи на линейной шкале времени (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Искусство как история. Медная пластина из Бенина, Западная Африка. На ней изображен сидящий оба (царь) со своими слугами. Такие предметы являлись важными историческими материалами о царском правлении и генеалогии и хранились в царском дворце. (Национальный музей африканского искусства Смитсонианского института, Вашингтон — National Museum of African Art, Smithsonian Institution, Washington D.C., U.S.A. Aldo Tutino/Art Resource, NY)