Кости животных. Зооархеология

Ветхозаветный пророк Иезекииль невольно дал определение работе зооархеолога: «И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, — и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Книга пророка Иезекииля 37:10). Зооархеологи буквально облекают плотью давно умерших животных, реконструируя окружающую среду и деятельность древних людей в той степени, в которой позволяют исследования по останкам животных. Зооархеология является областью знания, требующей познаний в палеонтологии и зоологии.

Зооархеология занимается изучением костей животных, обнаруженный в археологическом материале. Ее целью является реконструкция окружающей среды и деятельности древних людей в той степени, в которой позволяют это сделаты исследования по остаткам животных (Кляйн и Круз-Урибе — Klein and Cruz-Uribe, 1984). Хотя некоторые зоологи и специализируются в изучении костей животных из археологических памятников, все же большинство зооархеологов имеют образование и опыт работы в палеонтологии или в исследованиях доисторической фауны.

Тафономия

Слово тафономия (от греч. taphnos — могила; nomos — закон) используется для описания процессов, которые происходят с органическими остатками при образовании ископаемых отложений (Лаймэн — Lyman, 1994; Шипмэн — Shipman, 1981). Говоря проще, это изучение перехода остатков животных из биосферы в литосферу.

ОТКРЫТИЯ

ГИРЭМ БИНГЕМ В МАЧУ-ПИКЧУ, ПЕРУ, 1911 ГОД

«Затерянный город инков» являлся одной из археологических тайн конца XIX века, легендой о последнем оплоте инков, где их правители прятались от ненасытных испанских конкистадоров после того, как Франциско Писарро сверг их империю в 1534 году. Молодой выпускник Йельского университета по имени Гирэм Бингем попал под влияние этой тайны и проник на памятник Вилькабамба высоко в Андах, но понял, что это не то поселение. Он уговорил своих состоятельных друзей по университету финансировать вторую экспедицию в Анды.

Упрямый и чрезвычайно любопытный Бингем был опытным альпинистом и имел хорошую историческую подготовку. Он вышел из Куско в 1911 году с караваном мулов и двигался вдоль реки Урубамба, восхищаясь замечательными видами заснеженных гор, горных ручьев и тропической растительности. Случайная встреча с местным крестьянином Мелкором Артегой подарила ему рассказ о каких-то развалинах в горах за рекой. 24 июля 1911 года Бингем вместе с этим крестьянином и перуанским сержантом перешли через Урубамбу по деревянному мостику. Ошибки быть не могло. Он карабкался на четвереньках по узкой тропинке и забрался на высоту 600 метров в лесу на противоположной стороне реки. После короткого отдыха в индейском поселении он продолжил свой путь наверх. За отрогом горы он увидел недавно расчищенные каменные террасы, поднимавшиеся на 300 метров. Над террасами, которые расчистили индейцы, он попал в густой лес и очутился между зданиями, среди которых был трехсторонний храм с такой же замечательной кладкой, как в Куско или Оллантайятамбо. Он стоял перед стенами разрушенных домов, построенных с величайшим мастерством инков. Гирэм пробился через подлесок и вошел в полукруглое здание, внешняя сторона которого, чуть наклонная и слегка изогнутая, удивительно напоминала Храм Солнца в Куско. Бингем вошел в самые знаменитые из всех руин инков, Мачу-Пикчу (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Мачу-Пикчу, Перу

Ископаемая фауна проходит через несколыко стадий, пока из биосферы попадает в руки археологов. Первоначально кости происходят из того, что ученые называют биоценозом, то есты совокупность живых животных в их естественных пропорциях. Убитые животные или умершие по естественным причинам образуют некроценоз — туши или части туш, находящихся на памятнике. Комплексы ископаемых остатков — тафоценоз — состоят из частей животных, которые сохранилисы на памятнике до раскопок. Комплекс образцов — это то, что дошло до лаборатории, та часты комплекса ископаемых остатков, что быта собрана или включена в коллекцию (Кляйн и Круз-Урибе — Klein and Cruz-Uribe, 1984). Любой человек, занимающийся анализом фауны, должен решиты две проблемы: статистическую проблему оценки характеристик комплекса ископаемых остатков по образцу и тафономическую проблему — сделаты вывод о природе некроценоза по комплексу ископаемый остатков.

В тафономии есты два родственный направления исследования. Первое — это фактическое наблюдение недавно умерших органических остатков и того, как они постепенно превращаются в ископаемое; другое направление — это изучение ископаемый остатков в свете этих сведений. Эта область исследования стала актуальной в 1960–1970-е годы, когда археологи начали интересоватыся значением россыпей костей животных на таких древних памятниках, как ущелые Олдувай в Восточной Африке, и особенно в знаменитых пещерах Australopithecus в Южной Африке (Брэйн — Brain, 1981).

На многие вопросы о процессах, которые превращают живые организмы в «археологические» кости, ответов пока нет, несмотря на некоторые исследования о том, каким образом кости могли быть перенесены и разобщены как плотоядными животными, так и естественными агентами, такими как вода. Например, опыты с гиенами, находящимися в неволе, показали, что они сначала выбирают кости позвоночника и тазовые кости, которые они обычно разрушают полностью. Концы длинных трубчатый костей конечностей часто разгрызают полностью, в то время как их тела (диафизы) нередко остаются нетронутыми. Эти опыты очень важны, потому что они свидетельствуют о том, что запас костей, сделанных древними гоминидами в ущелые Олдувай, растаскивался гиенами после того, как люди уходили. Этот процесс вел к уничтожению многих частей тела, и поэтому невозможно сказаты, выборочно ли гоминиды утаскивали части жертв хищников или нет (Мэриэн и другие — Marean and others, 1992). Люди расчленяли животных с помощью орудий до того, как туши уничтожали плотоядные или естественные процессы, поэтому систематические действия людей считаются, по крайней мере, основным фактором при изучении повреждений археологических костей. Интерпретация доисторических жилых ярусов и мест убиения животных должна проводитыся с большой тщательностью, посколыку комплексы костей и артефактов в таких местах говорят не только о деятельности человека, но также и о сложных и мало понимаемых естественных процессах.

Многие зооархеологи считают, что по комплексам костей из археологических памятников невозможно реконструировать действительную среду обитания человека. Однако Кляйн и Круз-Урибе (1984) считают, что можно сделать жизнеспособные палеологические реконструкции, если сравнивать несколько комплексов окаменелостей с помощью статистических методов, при условии, что качество сохранности костей, так и условия их отложения подобны. Каждая ситуация должна оцениваться с большим тщанием.