Археология мертвых

Захоронения являются самым важным источником о доисторическом социальном устройстве и социальном ранжировании (Браун — J. A. Brown, 1971). Захоронение тела в действительности является минимальной частью погребальной практики в каком-либо обществе. Ритуалы похорон обычно отражаются не только в положении тела в могиле, но также и в украшениях и погребальной утвари (в том числе мебели). Содержимое могилы, очень богатой или чрезвычайно бедной, является барометром социального статуса. Египетский фараон Хуфу затратил огромные ресурсы на возведение своей пирамиды и погребального храма в Гизе (рис. 16.5). Тысячи людей переместили 2,3 миллиона известняковых блоков весом от 1,5 до 2,5 тонны только для строительства пирамиды за 23 года правления этого фараона.

Рис. 16.5. Пирамиды в Гизе, Египет

Египетские пирамиды возводились в высокоцентрализованном государстве в течение более века ценой огромных затрат. Затем неожиданно эти же ресурсы были перенаправлены на другие работы и в другие провинции, как если бы в самой природе египетского общества и правительства произошли резкие изменения (Лернер — Lerner, 1997). Археологи до сих пор пытаются разгадать социальный и политический смысл этого сдвига.

Иногда различающийся статус захоронений может указывать на то, что общество было жестко ранжировано. Когда Леонард Вулли проводил раскопки древнединастических царских захоронений в Уре Халдейском в Месопотамии, он обнаружил большое кладбище из 1850 могил (Вулли — Woolley, 1943). Шестнадцать из них сохранились благодаря замечательной погребальной обстановке. Царские гробницы находились в более ранних слоях кургана, а склеп, состоящий из нескольких комнат, был сооружен в середине огромной траншеи. Тела были убраны каскадами золотых украшений и изделиями из полудрагоценных камней; золотые и серебряные украшения находились возле гробов, несколько слуг были принесены в жертву, чтобы они сопровождали умерших. Когда склеп был закрыт, весь двор заполнил могильный ров, люди приняли яд и их тела были уложены в соответствии с протоколом (рис. 16.6). Вулли смог идентифицировать различных по чину придворных по их украшениям. В противоположность всей этой роскоши, людей, имевших обычный статус, хоронили завернутыми в циновки или в скромных гробах.

Рис. 16.6. Гипотетическая реконструкция похорон в Уре. Выполнена Леонардом Вулли

В таких захоронениях — могилах фараонов или даже вождей эпохи железного века в Европе — ясно отражается ранжирование общества. Но что можно узнать об организации социума для менее богатых сообществ, где различие в социальном статусе и ранге выражены в меньшей степени? Для археологов очень важно распознавать подобное неравенство, так как степень социального ранжирования часто является мерой размера и сложности общества. Часто бывает, что ранги появляются тогда, когда веками устанавливавшиеся фамильно-родственные связи заменяются правителями, которые правят намного более развитыми социальными системами. Браун указывал (Браун — Brown, 1981), что такие факторы, как возраст, пол, способности, личность и даже обстоятельства смерти могут оказать влияние на то, как человек похоронен. Свидетельства ранжирования могут быть выявлены не только из погребальной обстановки и знаков отличия, оставленных при покойных, но и из положения могил в селении или на кладбище или даже из символических отличий, которые трудно обнаружить в археологическом материале (О’Ши — O’Shea, 1984). (См. вставку «Открытия».) В целом, однако, чем более могущественной становится власть правителя, тем больше усилий и средств затрачивается на похороны. Подобная же щедрость может также распространяться на его ближайших друзей и родственников (Чэпмэн и другие — R. Chapman and others, 1981).

ОТКРЫТИЯ

НУБИЙСКИЕ ЦАРИ КЕРМА, СУДАН

Выпускник Гарвардского университета Джордж Райснер (1867–1942) изучал археологию у известного британского египтолога Флиндерса Петри перед Первой мировой войной. Как и его наставник, он полагал, что важен даже самый маленький артефакт. Он был одним из первых археологов, проводивших раскопки египетской Нубии, сейчас являющейся частью Судана. В 1913 году он обнаружил серию царских погребальных курганов в Керме, столице когда-то могущественного африканского государства начала 2-го тысячелетия до н. э.

Цари жили в важном государстве и отправлялись в свой последний путь с большой пышностью. Райснер описал царские захоронения, в которых было много небольших помещений с большим количеством жертв обрядовых убийств. Используя пятна на полу, Райснер подсчитал, что в день похорон убивали, по крайней мере, 400 человек, включая членов семьи покойного правителя. Райснер выдвинул предположение, что жертвы входили в помещения, ложились в позах покоя и затем их заживо закапывали. Многие тела лежали так, что передавали ощущение страха, покорности, у многих были такие конвульсии, которые бывают при медленном удушении. Взрослые лежали главным образом в спокойных позах, но некоторые молодые женщины заползали под кровати и другую мебель и там медленно умирали. Некоторые мертвые держали головы руками или клали руки между ног. Некоторые обнимали друг друга. Райснер утверждал, что акт жертвоприношения являлся жестом лояльности, успокоения и целостности, который обеспечивал продолжение царской жизни в вечности.

Райснер (1923) живо описал картину плача и скорбного песнопения, по мере того как похоронная процессия двигалась к погребальному холму (рис. 16.7). Тело царя укладывали в его усыпальнице, вокруг располагали подношения, жены и слуги занимали места в своих усыпальницах, «возможно, они кричали или произносили только те слова, которые требовались в этом месте». Затем по сигналу ожидающая толпа начинала корзинами песка засыпать открытые отверстия в усыпальнице, где находились еще живые люди. По мере того как песок поднимался, «шелест страха» окутывал умирающих, и они исчезали из виду. В городе забивали скот в честь умершего правителя, к западу от кургана разделывали туши и готовили мясо, черепа животных складывали большим полукругом (полумесяцем) на южной стороне кургана. Образная реконструкция Райснера была основана на внимательном изучении материала и тщательных раскопках.

Рис. 16.7. Царское захоронение в керме. Толпы людей торопятся завершить могильный холм

Миссисипианский церемониальный центр в Маундвилле, штат Алабама, процветал в XIII и XIV веках н. э. На огороженной деревянным частоколом территории площадью 150 гектаров на реках реки Блэк Уорриер находилось более 20 курганов, на вершинах которых стояли храмы или жилища элиты. В Маундвилле были проведены раскопки более 3000 могил. Археолог Крис Пиблз (Chris Peebles,1987) применил кластерный анализ для серии найденных более чем в 2000 могилах керамических сосудов с моделями похорон в качестве метода их дифференциации на группы по социальному ранжиру. Пиблз обнаружил, что людей высокого ранга хоронили в земляных курганах или поблизости от них со сложной погребальной обстановкой, включая медные артефакты. Вторую группу людей хоронили с меньшим количеством погребальных предметов и не в курганах, а людей самого низкого ранга хоронили на краю поселения почти без погребальной утвари (Пиблз — Peebles, 1987). Пиблз разработал также социально-иерархическую лестницу для Маундвилля, на вершине которой находились семь захоронений, все мужские (рис. 16.8).

Рис. 16.8. Маундвилль, Алабама. Пирамидоподобная социальная иерархия захоронений, разработанная Пиблзом на основании анализа более чем двух тысяч могил. Артефакты, перечисленные напротив отдельных скелетов, являются погребальными предметами, найденными рядом с ними

Изучение социального устройства в древности не может быть легким, особенно когда отсутствуют письменные или устные материалы. Но археология мертвых дает обильные материалы для исследований.