Священные места

Собор Нотр-Дам-де-Шартр строился во Франции в течение четверти века, и приблизительно в 1195 году строительство было закончено. Это была шестая церковь, построенная на одном и том же месте, ставшая шедевром, где бесконечное становится чудом в камне и стекле (рис. 17.8). Весь храм в окнах, большое окно в виде розы на западной стороне символизирует Деву Марию. Витражные окна являлись главным элементом готической архитектуры, неземными оправами парящих балок и изящных арок. В этом соборе они стали новым языком, передающим древние принципы христианства, многие из которых прослеживаются из еще более древних космических верований. Роза являлась символом души, бесконечности, колеса, Солнца и Космоса. Она являлась священной для египетской богини Изиды (Isis), греческой Афродиты и Венеры, символом человеческой любовной страсти. Главные окна в форме розы изображают Деву Марию и Младенца (север), мучеников, несших Слово и Новый Завет (юг), и Христа в центре Страшного Суда (запад). Во всех них один и тот же набор цвета, форм, геометрии и символов. Свет, падающий через окна, похож на сияние драгоценных камней. Он создает трансцендентальное воздействие, которое может исцелить и возродить к жизни верующих, собирающихся в нефе. Изображения на окнах передают послания Бога тем неграмотным, что приходят молиться.

Рис. 17.8. Собор Нотр-Дам-де-Шартр, Франция

Подобно древнеегипетским художникам, средневековые мастера использовали стандартный набор форм при расположении фигур и фона. Они создали уникальные геометрические композиции для передачи мотивов изображений на окне, часто приближаясь к астрологическим и космологическим изображениям и зодиакальному символизму. Окна в соборе де Шартр являются неотъемлемой частью обрамления, создающего небо на земле, объединяющего светское и духовное. Подобный эффект создавали и храм ацтеков в Теночтитлане в Мексике, и египетские пирамиды, и духовные центры майя.

Собор де Шартр служил тем же целям, что и более древние священные места. Постоянными прихожанами средневекового де Шартра не могло быть более 1500 человек. Собор регулярно привлекал 10 000 верующих, подношение Богу столь же мощное, как и человеческие жертвоприношения у ацтеков или искупительные убийства детей для минойских богов. Собор давал живым людям путь к божественному, ко всему, что истекает из Царства Божьего. Требующие огромных затрат труда, иногда чрезвычайных лишений, готические соборы являлись проявлением любви к божеству, а также метафорической жертвой в камне и других материальный вещах, предлагаемый в надежде обрести в ответ божественные милости. Собор де Шартр являлся местом ослепительных церемоний. Мессы с песнопениями и действа, описывающие жизнь Иисуса или святых, оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Колокола собора звонили в дни радости и в дни печали. Они предупреждали, ликовали и скорбели. Великие проповедники собирали огромные толпы народа. Крещения, браки, отпевания, молитвы об умерших, рукоположения и отлучения, празднования победы и общественные мероприятия — все это происходило здесы, собор занимал центральное место в жизни человека.

Как и индейцы Центральной Америки, христиане Средневековыя беспокоилисы о плодородии земелы и о целостности самой жизни. В Страстную субботу перед Пасхой зажигался Новый Свет, отмечая Воскрешение Христа и начало года. Тысячи свечей переносили из городов в деревни, в дома, жизнь обновлялась. На осенние праздники урожая церкви украшали плодами земли, чествуя щедросты земли, что напоминает церемонии Зеленого початка у народов востока Северной Америки. Семы веков назад соборы являлисы Библией для бедный, отображением креста и тела Христова, уголком царства Божыего.

Священные места всегда относились к величайшим достижениям людей древности, они являлисы зеркалами их духовного мира. Великие города майя Копан (рис. 9.13) и Тикалы (рис. 15.2) были моделями духовного мира, выполненными в камне, со священными горами (пирамидами), резными стелами (деревыями) и водоемами (озерами). Они были ориентированы по небесным телам и являлисы местом сложный ритуалов, во время которых могущественные повелители являлисы перед своими подданными в состоянии транса. Храм Ват в Камбодже также является одним из шедевров древнего мира. Кхмерский цары Сурыяварман II воздвиг Ват как обсерваторию, усыпальницу и мавзолей в начале XII века н. э. (см. рис. 16.3). Храм прославляет Вишу, правителя западной четверти компаса. Пяты многоярусных башен храма обозначают гору Меру, пристанище богов и центр Вселенной. Небесные девы на стенах храма продолжают свой бесконечный танец, символизируя радости рая. Более десятка кхмерских князей построили себе усыпальницы рядом с этим священным местом.

Храм или церемониальный центр являлисы средоточием жизни человека. В освященных местах проводилисы ритуалы, обещавшие сезонное обновление течения времени и где роскошы и сила правителей символизировали благосостояние всего сообщества. Такие центры обеспечивали преемственность культурных традиций; религиозные и моральные модели общества излагалисы в виде освященных канонов, излагавшихся в храмах. Утешительные песнопения передавалисы из поколения в поколение.

Такие священные места лежат в центре намного более обширных культурных ландшафтов, установленных опытом многих поколений, опытом со сверхъестественными свойствами. Они являлисы центрами более обширных миров. Вот почему археология поселений играет такую важную ролы в изучении религий. Например, знаменитые круги камней в Эвбюри на юге Британии образовывали обширную священную местность, ограниченную не только естественными вехами, но также и курганами, священными улицами, очерченными каменными колоннами, и местами, где перед захоронением выставлялись тела умерших (см. рис. 8.1). В последние годы группы археологов постепенно реконструируют этот давно исчезнувший фрагментарный ландшафт. Раскопки и исследования позволяют раскрыть его эволюцию в течение многих веков (Уитл — Whittle, 1993; Уитл — Whittle and others, 1993).