Что защищено?

Большинство американцев предполагают, что национальные исторические памятники и археологические ресурсы хорошо защищены, археологи их могут изучать, а будущие поколения смогут увидеть их. В действительности же ситуации различаются от штата к штату, от памятника к памятнику. Исполнение закона во время реализации какого-либо проекта в лучшем случае есть попытка убедиться в том, что с культурными ценностями, находящимися под угрозой, правильно обращаются — регистрируют, оценивают, защищают, а если необходимо, принимают меры для спасения.

Юридическая база защиты археологических памятников продолжает совершенствоваться, но все же в ней имеется много пробелов. Хотя в США законы, касающиеся управления культурными ресурсами, намного совершеннее, чем во многих странах, все же они не дотягивают до лучших образцов правовых норм, принятых и действующих в некоторых странах. Закон о защите археологических ресурсов от 1979 года, позволяющий защитникам памятников ужесточать наказания за нарушения и преступления в этой сфере, был принят сравнительно недавно. До этого времени в США не было закона, запрещающего вывоз древностей. Наказания за разграбление памятников замедлили разрушение памятников на общественных землях (Смит, Эренхард — G. S. Smith, Ehrenhard, 1991). Закон о заброшенных местах кораблекрушений от 1988 года наконец распространился на воды США, но профессиональные охотники за сокровищами и любители-ныряльщики нанесли колоссальный вред этим памятникам. Даже сегодня некоторые виды строительства угрожают культурным ресурсам.

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ ОБ УПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫМИ РЕСУРСАМИ В США НАЧИНАЯ С 1960 ГОДА

Ниже приводится краткое описание некоторых основных федеральных законов, которые базируются на Законе об исторических памятниках 1935 года. Этот базисный Закон дал службам Национальных парков широкие полномочия по идентификации, защите и сохранению культурных ценностей (Кинг — T. F. King, 1998). Многочисленные законы на уровне штатов и ниже, законы племен коренных американцев усиливают и усложняют эту и без этого сложную юридическую картину.

Закон о спасении водоемов от 1960 года

Этот Закон дает археологам право проводить раскопки и сохранять памятники, которым грозила опасность разрушения в результате создания принадлежащих и содержащихся государством плотин. Этот Закон привел к увеличению количества изысканий и митигационных (минимизирующих отрицательное воздействие) проектов.

Закон о защите исторических ценностей от 1966 года с поправками от 1976 и 1980 годов

Этот Закон определил национальные рамки для сохранения исторических ценностей, требуя, чтобы федеральное правительство установило единую для всей страны систему идентификации, защиты и реабилитации того, чтобы обычно называют историческими местами. Этот Закон требовал создания Национального регистра исторических мест (в понятие «историческое место» входят и исторические, и доисторические памятники) и обязывал федеральные агентства защищать объекты Регистра при планировании строительства.

Закон о национальной политике в области окружающей среды от 1969 года

Этот Закон пошел дальше, чем просто защита окружающей среды, и заложил основы всесторонней политики в области планирования использования государственных земель и управления ресурсами. Он требует от федеральных агентств взвешивания природных, исторических и культурных ценностей, когда из федеральных фондов выделяются средства на видоизменение государственных или частных земель. Этот Закон требует от всех федеральных агентств принятия мер по защите исторических ценностей и поиску объектов, которые могут быть занесены в Национальный регистр. Они также обязаны разрабатывать программы для защиты исторических объектов, находящихся на нефедеральных землях.

Правительственное распоряжение 11593 (1972)

Правительственное распоряжение 11593 и Закон о национальной политике в области окружающей среды разработали систему требований, которые обязывают археологов подготавливать и обновлять всестороннюю информацию об археологических ресурсах, расположенных на государственных и частных землях. Эта информация позволит им по первому же требованию произвести оценку объекта и возможные последствия для него при строительстве. Кроме того, штаты разработали свои собственные программы в соответствии с требованием Закона о сохранении исторических ценностей от 1966 года.

Закон о защите археологических ресурсов от 1979 года

Этот Закон еще более усиливает меры по защите археологических памятников, находящихся на федеральных землях и возраст которых превышает сто лет. Лица, перемещающие археологические комплексы с федеральных земель без разрешения, считаются совершившими преступление и могут быть оштрафованы на?0 000 долларов или приговорены к году тюремного заключения. Наказание резко ужесточается, если речь идет о ценных находках. Этот Закон направлен против коммерческого вандализма, но не запрещает отдельным лицам брать наконечники стрел, «находящихся на поверхности земли». К сожалению, этот Закон не распространяется на археологические ресурсы, находящиеся на частных землях. Поправки к Закону, принятые в последние годы, конкретизировали понятие «археологические ресурсы» и значительно ужесточили наказания за его нарушение.

Закон о заброшенных местах кораблекрушений от 1988 года

Этот Закон защищает места кораблекрушений и определяет право собственности на заброшенные суда в водах штатов и государства. Он является важным оружием в борьбе с разграблением затонувших судов, которое часто маскируется под «подводную археологию» (рис. 18.2).

Закон о защите и репатриации могил коренных американцев от 1990 года

Этот Закон требует, чтобы все финансируемые из федеральных фондов музеи и институты производили инвентаризацию своих фондов в плане выявления останков коренных американцев, погребальных и священных предметов, того, что называется объектами культурного наследства. Они должны проследить культурные истоки отдельных объектов, а в случае человеческих останков определить, относятся ли к они к существующим ныне племенам. Если какие-то связи выявлены, то они должны уведомить об этом соответствующие организации и внести предложения о репатриации этих объектов. Этот Закон защищает также могилы коренных американцев и иные культурные объекты, обнаруженные на федеральных или племенных землях. Такое требование способствует сохранению археологических памятников, особенно тех его частей, где имеются могилы. Закон также требует, чтобы любые лица, производящие археологические изыскания на федеральных и племенных землях, консультировались с соответствующими организациями коренных американцев в отношении любых находок, обнаруженных во время плановых раскопок или случайно.

Рис. 18.2. Археологи-подводники ведут постоянную борьбу с разграблением древних мест кораблекрушений, которые защищены всего лишь частично

Этика археологии требует сохранения как можно большего количества памятников. В идеале, памятникам ничто не должно угрожать и на них следует проводить раскопки из научных побуждений и на основе точных планов исследований. Однако в реальности, когда памятнику угрожает скорое разрушение, приходится учитывать многие другие факторы. Бюджет проекта, стоимость работ, общественный интерес, альтернативные проекты исследования — это только некоторые из них.

Кроме того, имеется проблема «вторичных последствий», когда неожиданно из-за побочных результатов основного проекта подвергаются разрушению незащищенные памятники за пределами территории основного проекта. Дон Фаулер (Don Fowler, 1982) упоминает классический пример — исполинский, позднее отмененный проект, касающийся ракет МХ в Большом Бассейне, который мог затронуть 23 археологических памятника не менее чем в 23 долинах региона. Хотя по предварительным расчетам проект мог повлиять только на археологические памятники в низменностях, археологи указали, что будет затронуто и большинство памятников, находящихся в близлежащих предгорьях и нагорьях. На эти памятники разрушительным образом подействовали бы сейсмические последствия работ, инструментальные разведки и просто само количество строителей и военного персонала, которые были бы размещены для выполнения этого проекта. Эффективность мер по смягчению этих побочных действий находилась под вопросом. В немногих проектах рассматриваются такие вторичные воздействия, если вообще кем-то рассматриваются. Но для археологов они часто являются решающими.

В целом, археологические памятники на государственных землях, включая национальные парки, леса, водоемы и военные базы, защищены в правовом отношении достаточно хорошо. По закону государственные организации должны иметь планы по управлению такими территориями и прикладывать усилия для того, чтобы археологические ресурсы были профессионально задокументированы и надежно защищены законом. Археологи, находящиеся на государственной службе, надзирают над строительными работами и нанимают по контракту археологов для проведения различных работ (см. вставку «Практика археологии» о Форте Драм). Тем не менее некоторые из самых защищенных и наиболее полно описанных национальных памятников недоступны для общественности, так как находятся на военных базах. Например, на территории военно-морской воздушной базы Чайна Лейк в Южной Калифорнии находится Национальный исторический памятник Косо Петроглифс, на котором есть несколько самых примечательных в стране произведений наскальной живописи (Whitley, 1998b). Эти памятники доступны для публики в ограниченном режиме, по особым соглашениям.

Самый большой пробел в защите культурных ресурсов в США касается частных земель. Несмотря на появление всеобъемлющего законодательства о древностях, все же в большей своей части он сконцентрирован на государственных землях и строительных проектах, требующих государственного финансирования и разрешений. Во многих странах древности считаются собственностью государства независимо от того, где они были найдены. Законы в США в этом плане, напротив, очень расплывчаты, потому что Пятая поправка к Конституции США запрещает конфискацию частной собственности без справедливой компенсации. Частная собственность почти священна и неприкосновенна, и в течение многих лет археологические ресурсы на частных землях считаются частью земли и, следовательно, собственностью ее владельца. Право государства на принудительное отчуждение частной собственности, законы о зонировании, сервитут, налоговые льготы и даже законы, касающиеся захоронений, являются теми инструментами, которые могут быть использованы для защиты культурных ресурсов на частных землях. Но эти законы созданы для других целей и нерегулярно, а порой и неадекватно применяются для нужд управления культурными ресурсами.

Хотя многие владельцы земель относятся к сохранению культурных ресурсов на своей земле очень серьезно, но есть и такие, которые по разным причинам относятся к этому иначе. Незафиксированные памятники по незнанию могут распахать. Другие памятники могут разрушить те землевладельцы, которые рассматривают их как источник доходов. По мере того как возрастает юридическое давление на расхитителей памятников, цены на аукционах и незаконном рынке возрастают. Многие памятники на частных и общественных землях тайно раскапываются ради выгоды. К предметам повышенного спроса относятся образцы прекрасно разукрашенной керамики племени мимбрс из одноименной долины в Нью-Мексико (см. рис. 13.14). Почти все памятники племени мимбрс, включая находящиеся на федеральных землях, в последние годы были варварски раскопаны, часто с помощью экскаваторов. Наступление на памятники ускоряется.

Самый сильный урон памятникам был нанесен на западе США, так как великолепная керамика и предметы плетения коренных американцев юго-запада вызывают интерес коллекционеров уже свыше ста лет. Несколько лет назад только одна корзина племени анасази ушла на Лондонском аукционе за 152 тысячи долларов, а миссисипианский каменный топор был продан в Нью-Орлеане за 150 тысяч долларов. Даже простые сосуды могут стоить по нескольку тысяч долларов, поэтому имеет место процветающая, но подпольная торговля эти предметами, а также, возможно, хорошо скоординированная сеть торговцев. Их деятельность, может, и не дает сказочных прибылей, но доходы достаточны для того, чтобы это предприятие было на плаву. Ситуация мрачноватая, как и в случае с торговлей наркотиками. Успехи в борьбе с ней ведут к повышению цен. Что касается артефактов американских индейцев, то и здесь, и за границей имеется множество состоятельных коллекционеров, для которых этика ничего не значит. Коренные американцы давно борются с этим явлением, которое они считают святотатством и кражей национального достояния. Сегодня археологи и коренные американцы создают не всегда простой альянс против общего врага — расхищения памятников.