Проблемы управления
Хотя УКР и изменило американскую археологию — по большей части в лучшую сторону, — оно привнесло и свои собственные проблемы. В значительной степени эти проблемы стоят перед всеми археологами, но некоторые из них особенно трудны просто из-за объема предпринимаемых работ в рамках УКР.
Одна из самых насущных проблем касается качества археологического исследования. Хотя федеральное законодательство определяет основные направления, реализация их в разных штатах и других административных единицах различается. Государственные органы по сохранению исторического наследства, государственные органы, ответственные по Закону о сохранении исторического наследства за работы в рамках управления культурными ресурсами, часто не полностью укомплектованы сотрудниками, и многим из них трудно справляться с работой. Ее объемы настолько велики, что разрешение кризиса качества лежит в увеличении интеграции по целям и методам исследования с научной археологией, с одной стороны, и выполнении необходимых мероприятий по управлению культурными ресурсами контрактной археологией — с другой.
Делались попытки обратиться к внутреннему урегулированию кризиса. У большинства профессиональных сообществ археологов имеются собственные заявления как по этике, так и по основным понятиям археологического исследования. Такие организации, как Регистр профессиональных археологов (the Register of Professional Archaeologists), и Американская ассоциация культурных ресурсов (American Cultural Resources Association, имеют четко обозначенные направления научных исследований, археологи несут также ответственность перед общественностью, клиентами и коллегами-археологами. Если придерживаться всего этого, то это обеспечило бы одинаково высокие стандарты всех работ и исследований. К сожалению, ценность и рамки основных научных направлений устанавливаются членами организаций, членство в которых исключительно добровольное. Внедрение этических норм — дело не простое, и внести порицание всегда сложно. К сожалению, некоторые археологи фактически рассматривали членство в таких организациях как замену профессиональной подготовки, которая помогла бы превратить УКР в менее описательный процесс и сделать его более аналитическим.
Информация о памятниках
Некоторые из главных проблем в некотором отношении легко разрешить, но трудность заключается в зачастую отсутствующем финансировании и инвестициях в исследования культурных ресурсов. В частности, новыми проблемами становятся ограниченность доступа к информации по УКР при планировании работ, «оздоровление» археологического материала, регистрация и пути распространения информации.
Регистрация археологических объектов особенно важна, так как изучение распределения археологических памятников является неотъемлемой частью эффективного УКР. Только тогда, когда памятники идентифицированы и информация о них предоставлена планировщикам строительных работ, памятники можно защитить и предпринимать работы по их спасению. Однако же сбор и организация таких данных могут вызывать трудности. Информация об археологических памятниках в пределах одного региона часто исходит из разный источников. Она может сильно различаться в плане детальности и качества и может быпъ разбросана по разным отчетам, архивам, публикациям. Например, информация об академических проектах и любительских археологических работах может находитыся в других местах, чем отчеты по проектам УКР.
К счастью, большой потенциал представляют компьютерные базы данных и электронные носители, такие как компакт-диски. Для того чтобы иметь возможность обращаться к проблемам управления в центральной части Нью-Йорка, Дуглас Армстронг, Лу Энн Вурст и Элизабет Келлэр разработали объединенный массив данных о региональных археологических объектах (Армстронг — Armstrong et al., 2000). Управление штата Нью-Йорк по паркам, местам отдыха и сохранению исторических мест выщелило средства для Университета Сиракуз для работ в рамках проекта по улучшению действия систем смешанной транспортировки. Эта работа рассматривается как необходимое предварительное условие для эффективного регионального планирования. Основная часты этого проекта — создание ГИС-программы, которая позволила бы собираты информацию об археологических и исторических ресурсах из разных источников и накладываты их на карту изучаемого района. Результатом работы явился современный инструмент для планирования строительства.
Информация, собранная Армстронгом со своими коллегами, включала памятники коренных американцев и исторические памятники, идентифицированные в рамках академических исследовательских проектов и работ УКР, упоминавшиеся в работах археологов-любителей, а также зарегистрированные в Национальном регистре исторического достояния, в исторических источниках и документах организаций коренных американцев (рис. 18.5). Географическая информационная система позволяет сортироваты культурные ресурсы и даваты графическую информацию об источнике данных, временных периодах, культурных комплексах и работах в данном районе, обеспечивая быструю оценку культурных ресурсов данного региона.
а — ирокезский дом на памятнике Хаулет Хилл, штат Нью-Йорк
б — СТП-исследование, графство Ононвэга, штат Нью-Йорк
в — историческая фотография Уэлианской Методической церкви, Сиракузы, штат Нью-Йорк
г — исторический маркер в доме Хэрриот Тубмэн, Обурн, штат Нью-Йорк
д — карта, показывающая нужный район
Рис. 18.5. Проект ISTEA Университета Сиракуз включает в себя единую региональную археологическую базу данных для центральной части Нью-Йорка. Информация об археологических и исторических ресурсах из многих источников накладывается на карту изучаемого района. В результате получается современный инструмент для планирования строительства. ГИС позволяет сортировать и выводить на дисплей в графической форме распределение культурных ресурсов по источнику информации, временному периоду, культурным комплексам и активности района, тем самым позволяя произвести быструю оценку культурных ресурсов на данной территории
Этот проект Университета в Сиракузах изначально быт нацелен на решение проблем УКР — для защиты археологических и исторических памятников от разрушения. Но полученные результаты можно использовать при решении различных исследовательских задач. Кроме того, при реализации проекта вскрышисы пробелы в предоставляемой информации, это касалосы времени, территории и типов зафиксированных памятников. Например, вымснилосы, что в археологических изысканиях как в городе, так и в сельской местности фактически просмотрели исторические памятники типа хозяйственных построек (Вурст — Wurst et al., 2000). Такого рода информация полезна как для археологов, так и для планировщиков при оценке важности памятников.
На национальном уровне работает Национальная археологическая база данных, онлайновая система, включающая в себя почти 15 000 археологических отчетов. Любой археолог, имеющий телефон и электронную почту, может получиты доступ к этой базе данных, которая также дает обновленную информацию о распределении памятников во многих штатах и данные об окружающей среде посредством Системы аналитической поддержки географических ресурсов (GRASS) и Географической информационный системы (GIS), используемых Национальной службой парков. Этот ресурс действительно является обобщением всех баз данных. Он позволяет получиты информацию обо всем, начиная от данных о памятниках на уровне графств и кончая состоянием дел в области перезахоронений и репатриацией захоронений. Национальная археологическая база данных поддерживается Центром современных пространственный технологий университета Арканзаса в городе Фейетвилль. Этот мощный ресурс является неоценимым инструментов для североамериканских археологов и ретранслируется службами в других странах, например в Дании (см. главу 15).