Притча о злых виноградарях

Притчу эту передают нам все три синоптика совершенно одинаково. Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил "виноградник", под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его оградой, под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранить избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества; выкопал в нем "точило" – бассейн или яму, в которой выжимался сок, построил "башню", назначавшуюся для сторожей, которые охраняли виноградник от воров и животных. Под "точилом" и "башней" свв. Отцы разумеют алтарь и храм. Сделав все нужное для благоустройства виноградника, хозяин "отдал его виноградарям", как было в обычае, с тем, чтобы они уродившиеся плоды сполна или в известном условленном количестве доставляли хозяину. Под "виноградарями" разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона. Затем хозяин отлучился: это значит, что Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом, с тем, чтобы они потом представили ему плоды своего управления – показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия. Через некоторое время хозяин послал своих "слуг", под которыми надо понимать пророков. Но злые виноградари, "Схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями" - так поступали начальники иудейского народа с посланниками Божиими пророками. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях.

Об этом свидетельствует вся ветхозаветная священная история (Иерем. 44:4-6; 2 Пар. 24:20-21; 36:16; Неем. 9:26 и др). Наконец, хозяин послал к ним "сына своего" (по Марку, единственного и возлюбленного); последним чрезвычайным посланником Божиим к Иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос. "Это наследник", сказали злые виноградари: "Пойдем, убьем его, и завладеем наследством его". Господь Иисус Христос называется "наследником" в том смысле, что все предано Ему Отцом Его (Матф. 11:27). Первосвященники и старейшины Иудейские решили убить Его, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом. "И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили" - так начальники Иудейские убили Господа Иисуса Христа, выведши Его из Иерусалима, который был священным средоточием ветхозаветной церкви, за стенами его.

Закончив притчу, Господь пожелал, чтобы слушатели сами произнесли над собой приговор, что они действительно и сделали, по св. Матфею, а по св. Марку, Господь, со Своей стороны, подтвердил правильность этого приговора. А по св. Луке, первосвященники и старейшины, уразумев, что этот приговор они изрекли сами над собой, затем сказали: "Да не будет", то есть это не случится с нами. Под "пришествием" хозяина надо понимать здесь не Второе Пришествие Христово, ибо далее говорится о том, что Он, то есть Бог, "виноград предаст иным делателям". Следовательно, жизнь людей будет продолжаться и после разрушения Иерусалима, отмены первосвященнического служения и власти синедриона. Тогда призваны будут на дело обработки виноградника Божия "иные делатели" – Апостолы и их преемники, пастыри Христовой Церкви.

В заключении притчи Христос применяет к себе 22-23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, то есть вожди Иудейского народа, но Который сделался "Главою угла" – стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви. Пришествие в мир Самого Сына Божия было "от Господа" и "есть дивно" в очах человеческих, с точки зрения человеческой. Называя Себя камнем, Господь указывает на два вида людей, которые не уверуют в Него, и которые подвергнутся за это наказанию: одни, для которых Он будет Камнем преткновения, то есть соблазна, другие, которые, оставаясь не покаянными, ожесточенно восстали против Господа и начали бороться против распространения Его Царства. Вина вторых тяжелее. Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, стирание же выражает окончательную гибель, которая и постигнет всех ожесточенных противников Христовых. В результате такого непокорства Иудеев, назначенных первоначально быть избранным народом Божьим, "Отнимется от них Царствие Божие, и дастся народу, творящему плоды Его", то есть новому народу Божью – всем будущим членам Царства Божия, или Церкви Христовой, которые представляют здесь, как один народ – новый Израиль. Поняв весь глубокий смысл притчи, первосвященники и фарисеи… "Старались схватить Его, но побоялись народа", то есть возможности народного возмущения, которое могло бы быть вызвано в защиту Господа, почитавшегося пророком.