Слова, начинающиеся на АВ

АВВАКУМ (Аввакум Петров) (1621-1682), глава старообрядчества, идеолог раскола в Православной Церкви, протопоп, писатель. Родился в семье священника. Рано лишившись отца, 19-ти лет женился по указанию матери, найдя в жене верного друга своей многострадальной жизни. Ок. 1640 назначен был священником с. Лопатиц, а затем переведен в г. Юрьевец, откуда должен был спасаться бегством в Москву, вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения разных пороков. В Москве, благодаря своим друзьям, царскому духовнику Стефану Вонифатьеву и протопопу Казанского собора Иоанну Неронову, Аввакум привлечен был к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом патр. Иосифом и состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими оригиналами. С 1652, по смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено было патр. Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и Аввакум, не знавшие греческого языка, были устранены. Новое исправление вызвало оппозицию со стороны крайних приверженцев буквы обряда, которые стали видеть в нем посягательство на чистоту древней веры и благочестия. Обладая редкой энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум первый выступил с самым решительным протестом, которого не прекращал до конца своей жизни, несмотря на энергичные преследования сначала со стороны Никона, а затем вообще светских и духовных властей. Уже в сентябре 1653 Аввакум брошен был в подвал Андрониевского монастыря, сослан в Тобольск, но так как и здесь не переставал «ревностно бранить ересь Никонову», то переведен был в Енисейск, а затем отдан под начало строгому воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение завоевать Даурию (Забайкальская обл.). Шесть лет провел Аввакум в Даурской земле, доходя до Нерчинска, Шилки и Амура, причем за обличения действий воеводы неоднократно подвергался жестоким лишениям и истязаниям. В 1663 Аввакуму позволено было возвратиться в Москву, но через год, вследствие челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, в которой обличалась в ереси вся Русская Церковь, сослан был в Мезень, где пробыл около полутора лет. В 1666 Аввакум возвращен был опять в Москву, где на проходившем в это время Соборе его пытались заставить отказаться от поднятой им оппозиции; но Аввакум остался непреклонен и в 1667 вместе с сообщниками Лазарем-попом и Феодором-дьяком сослан был в Пустозерский острог на Печоре. После четырнадцатилетнего, полного суровых лишений заключения, во время которого Аввакум все еще не переставал поучать единомышленников через послания, вследствие резкого письма царю Феодору Алексеевичу, в котором поносил всю Русскую Церковь и хулил царский дом, приговорен был вместе с сообщниками к сожжению.

С. Ю.

АВГУСТ, восьмой месяц в году, древнерусское название — «серпень», от слова «серп», время жатвы. На Севере России он именовался «зарев», от сияния зарницы. В крестьянском быту август нередко носил название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного названия «зарев». Русские крестьяне говорили: «Август крушит и круглит. В августе каторга, т. е. три заботы мужику: косить, пахать да сеять. Овсы да льны в августе смотри! В августе серпы греют, вода холодит. Бабам и в августе праздник».

Основные народные приметы по дням августа были таковы: 1. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Первый, мокрый, медовый Спас. Пчелиный праздник. На Маковея собирают мак. Дождь на Маковея — мало пожаров. Во что Маковея, в то и разговенье. На первый Спас святи колодцы, венки! На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку; 2. Перенесение мощей первомученика архидиак. Стефана. Степана Сеновала. Каково второе число августа, таков и сентябрь. На Степана поят лошадей через серебро; 3. Прп. Исаакия. Исакия Малинника. Каково третье число августа, таков и октябрь. На Исакия вихри — крутая зима; 4. Св. семи отроков в Ефесе и прмц. Евдокии. Авдотьи Сеногнойки. Каково четвертое число августа, таков и ноябрь; 5. Мч. Евсигния. Евсигнея Житника. Каково пятое число августа, таков и декабрь. В этот день заклинают жито, обращаясь на все четыре стороны и призывая Мать Сыру Землю; 6. Преображение Господне. Яблочный Спас. Второй Спас всему час (плоды зреют), шубу припас; освящают плоды и мед, едят яблоки, а до него только огурцы. Встреча осени, осенины, проводы заката солнца в поле с песнями; подрезывают соты и снимают плоды. Каково шестое число августа, таков и январь; 10. Мч. архидиак. Лаврентия. Коли на Лаврентья вода тиха, то и осень будет тиха и зима не вьюжная; 11. Мч. архидиак. Евпла; 15. Успение Пресвятой Богородицы. С Успленья солнце засыпает. Успенщина, Госпожинки. Конец жатвы; складчины, братское пиво, последний, именинный сноп. До Успенья пахать — копну лишнюю сажать. На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить. Молодое бабье лето с Успенья по Семен день; 16. Праздник Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа. Спас на полотне, третий Спас, хлебный Спас. Третий Спас хлеба припас. Первый Спас на воде стоят, второй — яблоки едят, третий — полотна продают, хлеб припасают. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса; 18. Мчч. Флора и Лавра. Лошадиный праздник, кропят их на Флора и Лавра. На лошадях не работают, чтоб падежа не было. Сей озимь от Преображения до Флора, чтоб не было флоровых цветиков. С Флора и Лавра осенние утренники. С Флорова дня засиживают ретивые, а с Семена — ленивые; 19. Мч. Андрея Стратилата. Стратила Тепляка. Стратилатов день приспел, овес поспел; 22. Мч. Агафоника. Агафона Огуменника. Полагают, что в эту ночь леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Поэтому его стерегут, тулуп надев навыворот и с кочергою в руках; 23. Мч. Луппа. Лупа Брусничника. Луповские морозы. На Лупа мороз лупит овес. Первые заморозки; 25. Перенесение мощей св. ап. Варфоломея. Варфоломеев день. Пришел Варфоломей, жито на зиму сей; 26. Мчч. Адриана и Наталии. Натальи Овсянницы. Полагают, что в этот день должно начинать косить овес; 28. Св. Анны. Анны Скирдницы (хлеб складывают в скирды, одонья и т. п.); 29. Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна, Ивана Постного. В этот день не едят ничего круглого: яблок, картофеля и т. п. (что напоминает голову), щей не варят, не рубят капусты, не срезывают мака, не рвут яблок, не копают картофеля, не берут в руки косаря, топора и т. п.

АВЕЛЬ (1757-1841), монах, до пострижения крестьянин Василий Васильев, имел значительное влияние среди вельмож к. XVIII в., что доказывается многочисленной его перепиской с разными лицами, которые были убеждены в его особом даре предвидения. По словам современников, он предсказал кончину Екатерине II, после чего был заточен в крепость, откуда хотел было освободить его Павел I, но, побеседовав с ним, переменил свое намерение и оставил Авеля в том же заключении. При Александре I он был освобожден, а во время Николая I вновь арестован и сослан в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.

АВЕРКИЕВ Дмитрий Васильевич (30.09.1836-7.01.1905), русский писатель из купцов. Успехом пользовались его произведения о русской старине — «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве» (1869) и «Каширская старина» (1872). Выпускал монархическое издание «Дневник писателя».

АВЕРКИЙ (Таушев А. П.) (1906-1976), русский церковный деятель, богослов, духовный писатель, архиепископ Сиракузский и Троицкий. Один из руководителей Русской Зарубежной Церкви. Настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) в 1960-76. Автор книг «Провозвестник кары Божией русскому народу» (1964), «Современность в свете Слова Божия. Слова и речи».

АВКСЕНТИЙ. — См.: МУЧЕНИКИ СЕВАСТИЙСКИЕ.

АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ мужской монастырь, Ярославская еп., в Ростове на берегу оз. Неро. Основан прп. Авраамием. Монастырский соборный храм во имя Богоявления Господня построен Иоанном Грозным. Здесь находилась Корсунская икона Божией Матери — дар Иоанна Грозного. Мощи прп. Авраамия почивали в придельном храме его имени в серебряной раке, устроенной в 1857–60; у ног лежала его архимандритская шапка; в отдельном киоте на стене хранился крест от жезла Авраамиева — медный, шестиконечный, с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. За алтарем собора стояла каменная часовня над могилами двух живших в XVII в. старцев-подвижников — Пимена затворника и Стахия юродивого; в ней хранились принадлежавшие им железный камзол в 24 кг весом и 2 железные кувшинообразные гири, по 64 кг каждая, с длинными цепями; усердные богомольцы возлагали эти тяжелые вещи на себя и троекратно обходили с ними часовню.

АВРААМИЙ и АНАСТАСИЯ, святые, празднуемые 29 октября/11 ноября. Прп. Авраамий назывался у русских Овчаром, а св. Анастасия — Овечницею; предки наши этим угодникам приписывали покровительство над овцами. В древнем народном стихе наши богоносы (образоносцы) и старцы поют: «Попаси ему (хозяину), Настасия, овечек». Многие крестьяне были уверены в том, что только одна эта угодница может избавлять беззащитных овец от волков и охранять их от различных болезней. Сельские овчары, или пастухи, очень часто прибегали с мольбою к св. Анастасии и ставили на деревах в поле, где пасутся овцы, икону этой угодницы в полной уверенности, что она есть надежная охрана для овец от всякой опасности, особенно от диких зверей. Это народное верование, соединенное с именем свв. Анастасии и Авраамия, объяснить нетрудно. По заведенному исстари обычаю, 29 октября повсюду производилась стрижка овец и оканчивались счеты с овчарами за надзор их над этими животными в течение всего пастбищного времени. Потому в некоторых местах, например в Рязанской губ., вплоть до XIX в. день св. Анастасии назывался в простонародье Овечьим праздником и проводился здесь особенно торжественно, весело, с песнями, плясками и другими развлечениями, причем особенным почетом в этот день пользовались пастухи.

Св. Анастасия нередко также называлась Стригольницею, это имя дано ей, очевидно, от стрижки овец.

И. П. Калинский

АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ, Владимирский чудотворец, мученик († 1229). Св. мч. Авраамий был родом из приволжских болгар и занимался торговлей. За исповедание им христианства его сограждане, магометане, подвергли его страшным пыткам в родном городе — Великие Болгары и отрубили ему голову. Русские купцы привезли его нетленные мощи в Россию, в город Владимир, где они и почивали в Княгинином Успенском женском монастыре, основанном вел. кн. Марией. На гробнице мч. Авраамия лежали вериги, которые он носил под одеждой, свидетельствующие о его высокой аскетической настроенности.

Память мч. Авраамию отмечается 1/14 апреля и в Неделю о расслабленном.

АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ, Чухломской, Городецкий, игумен († 1375). Ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского, Авраамий после долгих лет искуса был удостоен священнического сана. Стремясь к совершенному безмолвию, он в 1350 испросил у своего учителя благословения удалиться в галичскую страну, населенную чудскими племенами. Пребывая в пустынных местах, он обрел сиявшую неизреченным светом икону Божией Матери («Умиление» Галичская, или Чухломская; празднуется 28 мая/10 июня, 20 июля/2 августа, 15/28 августа). По просьбе галичского кн. Димитрия Авраамий принес икону в город, где от нее совершились многочисленные исцеления. На полученные от князя деньги преподобный основал монастырь близ Чухломского оз., на месте явления чудотворной иконы. Новоустроенная Успенская обитель стала источником просвещения местного чудского населения. Когда обитель укрепилась, Авраамий оставил настоятелем своего ученика, а сам удалился за тридцать верст в поисках уединенного места, но и там его нашли почитатели. Так возникла еще одна обитель с храмом в честь Положения Ризы Божией Матери. Еще дважды удалялся преподобный в глухие места, но к нему вновь собирались безмолвники. Им было основано еще два монастыря: в честь Собора и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Покровской обители подвижник и окончил свою жизнь, просветив светом истины языческую галичскую страну и основав в ней четыре монастыря, посвященных Божией Матери. Прп. Авраамий прославился от Бога даром чудотворений, он неоднократно спасал город Галич от моровой язвы, засухи и непогоды. На иконах он изображается держащим в руках образ Пресвятой Богородицы.

Память прп. Авраамию отмечается 20 июля/2 августа.

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ, архимандрит († ок. 1073-1077), жил в Ростове Великом, где некоторые из жителей города продолжали поклоняться страшному каменному идолу Велесу. Св. Авраамий много молился, чтобы язычество в Ростове прекратилось. Однажды ему явился чудесным образом ап. Иоанн Богослов, который вручил Авраамию трость и повелел ударить ею каменного истукана. Преподобный исполнил слова апостола — и каменная глыба распалась в прах. На месте идола Авраамий построил церковь в честь Богоявления Господня. При церкви стали селиться иноки, и вскоре здесь возник монастырь. Ростовским архиепископом преподобный был возведен в сан архимандрита. С именем прп. Авраамия связано также предание: однажды бес, искушавший святого, спрятался в умывальнике. Заметив его, преподобный запечатал сосуд крестом, так что бес не мог покинуть умывальник и томился в нем. Вскоре к св. Авраамию приехал за благословением ростовский князь. Он случайно освободил беса, который обещал отомстить святому. Приняв облик воина, бес явился к князю и оклеветал преподобного, сказав, что тот нашел много золота и не отдал его князю. Князь велел доставить к нему Авраамия, но преподобный сотворил молитву — и бес тут же исчез. Князь горько раскаивался, что поверил лукавому. Прожив долгие годы в трудах и молитве, св. Авраамий скончался в 1070–х.

Память прп. Авраамию отмечается 29 октября/11 ноября.

АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ, архимандрит († 1222), родился в Смоленске в семье богатых и благочестивых родителей. В школе отличался способностями и любознательностью и очень любил ходить в церковь. От брака он уклонился и после смерти родителей роздал все свое имущество церквам и бедным, а сам решил вести жизнь нищего, прося при этом Бога указать ему путь к спасению. По внушению свыше он поступил в Богородичную обитель близ Смоленска, где до сих пор сохранилась пещера преподобного и остатки посаженного им дуба. Здесь святой исполнял послушания, изучал Священное Писание и жития святых. Став иеромонахом, он ежедневно служил литургию и проповедовал, привлекая множество людей своим даром слова. Так прошло тридцать лет. Влияние преподобного на людей вызывало зависть, и его стали гнать. Тогда он ушел в Смоленский монастырь Св. Креста, но народ продолжал приходить к нему. Клеветники не успокоились и преподобного представили на суд к епископу, обвинив его в ереси. Св. Авраамию запретили священнодействовать и беседовать с народом. Тогда начались засухи и болезни, и молебны не помогали. Свящ. Лазарь сказал епископу, что если он разрешит прп. Авраамию продолжить священнодействие, то все невзгоды прекратятся. Епископ просил прощения у святого, и по молитвам того вскоре пошел дождь. Так была доказана правда, и епископ в ознаменование этого основал монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, а настоятелем назначил св. Авраамия. После пятидесятилетних подвигов преподобный скончался. Св. мощи его были скрыты в 1611 во время нашествия поляков и до сих пор не найдены.

Память прп. Авраамию отмечается 21 августа/3 сентября.

АВСЕНЬ (Баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей), в дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменою времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года — прибытка (урожая).

Имя этого божества упоминалось еще в н. XX в. в песнях-колядках, или овсеневых песнях, распеваемых во время праздника на стыке старого и нового года, по церковному календарю в день Василия Великого (Васильев вечер, 1/14 января). Во время пения овсеневых песен поющие обыкновенно бросали зерна разного хлеба и овса, которые затем собирали и хранили до весеннего посева. В Малороссии в этот вечер комнату уставляли снопами: снопы клали и на самый стол, а посреди них ставили большой пирог; жена просила мужа «исполнить закон». Дети спрашивали: «Де ж наш батько?» (Где же наш отец?) — «Хиба вы мене не бачите?» (Разве вы меня не видите?) — спрашивал отец, сидя за столом и скрывшись за грудою снопов, пирогов, вареников, книшей. «Не бачимо, тату» (Не видим, отец). — «Дай же Боже, щоб и на той год не побачили» (Дай Бог, чтобы и на будущий год не увидели). Этим актом выражалось желание, чтобы и наступающий год был столь же плодородным и дом хозяина изобиловал яствами.

В Галиции при этом клали еще на стол рукоять плуга. Мальчики и парубки щедровали, вспоминая в своих щедривках о Рождестве Христовом и о дне св. Василия, поздравляли всех с праздником, желали всем здравия и счастья, а себе просили подарка. Они же производили «засееванье», разбрасывая зерна по улицам и домам и приговаривая: «На счастье, на здоровье, на новый рок (год). Роди, Боже, жито, пшеницу, всяку пашницу». Очевидно, что эта приговорка осталась из какой-нибудь песни, которой сопровождался обряд засеванья. В Малороссии мальчуганы, ходя по домам и разбрасывая из рукавов или из мешка семена, пели:

Ходит Илья

На Василья,

Носит кучу Житяную.

Де замахне —

Жито росте —

Жито пшениця,

Всяка пашниця,

У поле ядро,

А в доме добро.

Девушки же в это время гадали, так же как и на Святках или иным образом. Так, испекши накануне пирог, в самую полночь девица выходила на улицу и, подойдя к чьей-нибудь хате, начинала прислушиваться к разговору; первое услышанное ею имя означает суженого, слово «иди» — замужество, «сядь» — возможность остаться в девках, а слово «ляжь» — смерть. Считали колья в плетне три раза по девяти и по последнему определяли качества суженого: если кол сучковатый — жених будет сердитый, если кол без коры — бедный, если в коре — богатый, и т. д.; слушали лай собак, чтобы знать, с которой стороны надо дожидать себе жениха.

Способы гаданий были весьма разнообразны, но все они сводились к тому, чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж.

Один же из этих способов гадания, заговаривание каши, имел совсем другой смысл. Совершался он таким образом: старшая в доме женщина — хозяйка, взяв крупы из амбара, заваривала кашу на воде, принесенной старшим из мужчин в доме; затирание каши сопровождалось разными причитаниями, как, напр.: «Сеяли, ростили гречу; во все лето уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу в Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами; с честным овсом, золотым ячменем ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала наша греча к нам гостевать». Красная каша предвещала урожай и изобилие, а белая — неурожай и разные бедствия.

Во многих местностях, как Малороссии, так и Великороссии, эти обряды видоизменялись до того, что порой ограничивались только беготнёю мальчишек по улицам с криком «Авсень! Авсень!» или с песнями, вроде следующей:

Ой, Овсень, ой, Овсень!

Походи, погуляй

По святым вечерам,

По веселым теремам.

Ой, Овсень, ой, Овсень!

Посмотри, погляди,

Ты взойди, посети

К Филимону на двор!

Н. П. Степанов

АВТАРКИЯ (греч.: «нахожусь в достатке»), самодостаточность, самоудовлетворенность в экономике, создание замкнутого самодовлеющего хозяйства. Экономически Россия вплоть до н. XX в. была единственной страной в мире, которая приближалась к автаркии, то есть имела такой хозяйственный уклад, который позволял ей самостоятельно и полнокровно существовать независимо от иностранного ввоза и вывоза. По отношению к внешнему миру Россия была автономна, обеспечивая себя всеми необходимыми товарами, и сама потребляла почти все, что производила. Высокие заградительные пошлины на многие товары стимулировали внутреннее хозяйство. Зарубежный импорт не играл для страны жизненного значения. Долг России в мировом импорте в н. XX в. составлял немногим более 3%, что для страны с населением, равным десятой части всего человечества, было ничтожно. Для сравнения отметим, что большинство западных стран, обладая незначительной численностью населения, имело долю в мировом импорте во много раз большую, т. е. экономически зависело от импорта.

О. Платонов