Слова, начинающиеся на АД

АД, геенна огненная, у христиан место пребывания злых духов и нераскаявшихся грешников. Последние испытывают страшные физические муки. Некоторые отцы Церкви понимали адовы муки прежде всего как нравственные муки совести. «Огонь геенский, по моему суждению, есть не что иное, как позднее раскаяние» (Исаак Сирин). Понятие «геенна огненная» — символическое обозначение ада в Новом Завете (Мф. 5, 22) — относится к долине Енном недалеко от Иерусалима, которая в древности была у евреев местом языческих жертвоприношений детей и считалась проклятой. Во времена Христа она стала городской свалкой, где для уничтожения гниения и зловония постоянно поддерживался огонь.

О. П.

АДРИАН и НАТАЛИЯ, Никомидийские мученики († ок. 305—311), покровители честного супружества, вступили в брак молодыми и прожили всего один год. В это время имп. Максимиан начал гонение на христиан и обещал награды тем, кто будет указывать властям на христиан и приводить их на суд. По одному из доносов были взяты двадцать три христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклоняться идолам, а затем привели на допрос в судебную палату. Начальник судебной палаты Адриан, увидев, как терпеливо и мужественно переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, воодушевился и повелел записать и себя как христианина, готового умереть за истинную веру. Об этом донесли императору, который, призвав к себе св. Адриана, обвинил его в безумии, но обещал ему прощение, если тот вычеркнет себя из списков обреченных и принесет жертву языческим богам. «Я не обезумел, а обратился к здравому смыслу», — ответил мученик. Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Слуги оповестили об этом его жену св. Наталию. Сначала она восскорбела, но потом, узнав, за какую вину ее муж подвергается наказанию, возрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Во время мучений, которым подвергали страдальцев, св. Наталия укрепляла их в вере, а своего мужа просила молиться у Престола Господня о том, чтобы ее не принудили после его смерти выйти замуж за другого. Страдальцы были мученически наказаны. И действительно, один военачальник просил у императора разрешения жениться на красивой и богатой вдове. Св. Наталии пришлось скрываться от его домогательств в Византии, где ей явился во сне св. Адриан с известием о ее близкой кончине. Вскоре бескровная мученица преставилась ко Господу.

В Москве в Мещанской слободе в память этих мучеников в 1672 была построена церковь свв. Адриана и Наталии (разрушена еврейскими большевиками в 1936). Память мчч. Адриану и Наталии отмечается 26 августа/8 сентября.

АДРИАН АНДРУСОВСКИЙ, преподобный († 1549), в миру боярин Андрей Завалишин, был царедворцем вел. кн. Иоанна III Васильевича. Он жил в своем родовом селении Обонежская Пятинь, близ Ладожского озера, управляя этим краем. Однажды, охотясь в лесах, он наткнулся на отшельническую келью прп. Александра Свирепого, который подвизался там уже семь лет, не видя лица человеческого. Андрей глубоко полюбил преподобного и стал часто его посещать. По его благословению боярин поступил в Валаамский монастырь, а затем, по благословению Валаамских старцев, поселился в уединении на восточном берегу Ладожского оз. Через несколько лет он соорудил там две церкви: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и свт. Николая. Собрав братию, основал Свято-Николаевский монастырь, который местные жители прозвали Андрусовским, по имени основателя (на местном наречии «Андрус», точнее — «Ондрус», значит «Андрей»). В 1549 старец Адриан был в Москве и вместе с прп. Геннадием Костромским был восприемником царевны Анны, дочери царя Иоанна IV. Но на обратном пути 15 мая 1550 они были мученически убиты злодеями, которые хотели захватить царские дары. Никто из братии не знал того места, где они были убиты, однако через два года к старцам обители явился прмч. Адриан и велел инокам запрячь белого коня и идти за ним. Старцы так и сделали. Белый конь привел их к месту, где под грудой мха было тело преподобного. Погребен он был возле церкви свт. Николая, а позже на его могиле был воздвигнут храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, где угодник Божий почивал под спудом.

Память прп. Адриану отмечается 26 августа/8 сентября.

АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ, Ярославский, игумен, священ-номученик († 1550), ученик св. Корнилия, основателя Комелъского монастыря, в котором Адриан начал свой монашеский подвиг. После смерти своего наставника прмч. Адриан встретил некоего старца, побудившего его искать уединения в пустынном месте, предсказывая ему создание новой обители. Получив благословение игумена, Адриан со своим учеником Леонидом, ведомые старцем, удалились в глухие места Пошехонии, на север Ярославской земли. Здесь они были оставлены своим провожатым. Желая воздвигнуть церковь, св. Адриан совершил путешествие в Москву. Свт. Макарий, митр. Московский, благословил создание нового монастыря, посвятив прмч. Адриана в священники и возведя его в чин игумена. Вернувшись в Пошехонье, Адриан и Леонид с радостью принялись за постройку храма, и вскоре здесь возник монастырь. Многие из жителей близлежащих деревень радовались появлению обители. Но оказались среди них и такие, кому враг рода человеческого — сатана — внушил разорить и ограбить монастырь. Явившись ночью с вооруженной толпой, они стали избивать монахов, требуя от них денег. Не обретя желаемого, они убили игумена Адриана, предав его сначала жестокой пытке. Убиты были и несколько монахов. Забрав то немногое, что нашли грабители в монастыре, они унесли и тело св. Адриана, бросив его затем на дороге. Слух о разбое вскоре дошел до царских властей, которые произвели следствие и наказали преступников. Но никто не мог найти тела прмч. Адриана. Прошли годы, и только в 1625 были обретены мощи св. Адриана, погребенные крестьянами.

Память сщмч. Адриану совершается 5/18 марта, 19 ноября/2 декабря (обретение мощей) и 23 мая/5 июня.

АДРИАНОВ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Ярославская еп., в окрестностях Пошехонья. Основан в 1540 прп. Адрианом и старцем Леонидом. В монастыре соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, подле правого клироса, почивали мощи прп. Адриана. В монастыре находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда прп. Адрианом из Корнилиева монастыря, и хранились вериги, игуменский посох и древняя икона преподобного.

С. В. Булгаков