Слова, начинающиеся на АК

АКАДЕМИЯ НАУК, основана 28 января/8 февраля 1724 в Петербурге указом Петра I, открытие состоялось в к. 1725. Первоначально называлась Академией наук и художеств, с 1803 — Императорской Академией наук, с 1836 — Императорской Санкт-Петербургской АН, с февраля 1917 по 1925 — Российской АН, с июля 1925 — АН СССР. В первые десятилетия существования в ее составе преобладали приглашаемые иностранные ученые; в частности, Л. Эйлер, Д. Бернулли.

В 1742 в Академию был избран великий русский ученый М. В. Ломоносов, внесший огромный вклад в развитие многих отраслей науки и оказавший большое влияние на работу самой академии. Деятельность академии в XVIII в. развивалась преимущественно в области математических и естественных наук, с одной стороны, и изучения природных богатств, географии и состава населения России — с другой; был проведен ряд научных экспедиций, в т. ч. большая Сибирская экспедиция (1732), приведшая к открытию разнообразных природных богатств. В XIX в. в Академии наук были организованы: Пулковская обсерватория (1839), несколько лабораторий, музеи — Минералогический, Азиатский и др. В 1841 были учреждены отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности, историко-филологических наук. В XIX в. в России появился ряд крупных деятелей науки. В Академию наук вошли такие выдающиеся ученые, как П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, В. В. Петров, A. M. Бутлеров, Н. Н. Бекетов, И. П. Павлов (см.: Наука).

АКАДЕМИЯ РОССИЙСКАЯ, Российская академия, научный центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге (1783—1841); в 1841 преобразована во 2-е Отделение АН, затем в Отделение русского языка и словесности. Первый президент — кн. Е. Р. Дашкова (1783–96), непременный секретарь — акад. И. И. Лепехин (1783-1802). В состав академии входили в XVIII в. писатели Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Я. Б. Княжнин и др., ученые С. Я. Румовский, А. П. Протасов, С. М. Котельников и др.; в XIX в. — П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин и др. В 1813–41 президентом был адмирал А. С. Шишков. Академия выпустила Толковый словарь русского языка (1789–94; 2-е доп. изд. 1806–22, включавшее свыше 51 тыс. слов).

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, основана в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как «Академия трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств — правительственное учреждение, регламентирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В XVIII — н. XIX в. петербургская Академия художеств сыграла большую роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. В середине XIX в. в Академии возникает творческий конфликт. Уже в 1-й пол. XIX в. русские художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и др.) отходят в своем творчестве от официальной линии Академии художеств, а дальнейшее развитие конфликта приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы ее выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся впоследствии в общество передвижников. Однако благодаря деятельности ряда крупных педагогов (П. П. Чистяков, И. Е. Репин, А. И. Куинджи и др.) Академия художеств сохранила свое значение как школа профессионального мастерства. В 1918 Академия художеств была упразднена декретом СНК и заменена другими учебными заведениями. В 1933 была создана Всероссийская Академия художеств (в Ленинграде), являвшаяся высшим учебным заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована Академия художеств СССР.

АКАТОВ АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь, Воронежская еп., в Воронеже, в верхней части его, называемой Акатовой, составился из двух обителей: Успенского монастыря и основанной в 1620 его игуменом Кириллом Акатовой пустыни, в которую и был переведен упраздненный в 1700 Успенский монастырь. В монастыре находились чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Троеручицы и Живоносного Источника.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ. В Русской Православной Церкви, в будние дни Четвертой недели Великого поста, читаются паримии из Пророка Исайи, подобранные таким образом, что в ветхозаветных событиях проходит описание осады Царьграда (Константинополя). В субботу на Пятой неделе поется хвалебно-благодарственный гимн «Акафист Пресвятой Богородице» в ознаменование чудесного спасения древней христианской столицы от неверных (672 и 717).

Акафист значит «неседальная молитва», т. е. при чтении Акафиста не разрешается сидеть. Пение Акафиста совершалось сперва только в Константинополе, а в X в. было внесено св. Феодором Студитом в Русский монастырский Устав. В 1070 Феодосий, отец русского монашества, ввел службу Акафиста в Киево-Печерской лавре.

На греческом языке Акафист написан в форме стиха и заглавные буквы каждой строчки (кроме первого кондака) образуют 24 буквы алфавита от альфы до омеги. В славянском переводе Акафист льется в размере белого стиха. Акафист — одно из самых замечательных произведений церковной поэзии. Краткие и пространные кондаки и икосы (13 кондаков и 12 икосов) мелодично чередуются чтением священника с пением хора и в ритме торжественно сложных слов создают поэтические образы Богоматери, вдохновившие иконописцев к написанию многих икон.

Владычица величается нивой, трапезой, раем, лучом умного солнца, кадилом молитвы, неувядаемым цветом, утробой Божественного Воплощения, камнем, напоившим пустыню, огненным столбом, процветшим жезлом, нерушимой стеной, манной небесной и многими другими образами.

Хотя моление Акафиста относится к спасению византийской, а не русской столицы, заступничество Богоматери от бед слилось с русской молитвой и русской историей и перенеслось на заступничество от бедствий Древней Руси. Так, например, в икосе поется: «Радуйся, царство нерушимое стено», и в алтарном своде Киевской Святой Софии вырастает исполинский образ Богоматери «Нерушимой Стены» (1037). Богоматерь стоит во весь рост на золотом фоне с воздетыми руками. Она облачена в пурпур, Ее обувь красная, царская, за поясом у Нее «малый плат» (сударий), который первоначально был орарем дьяконис и со временем стал шейным платом — убрусом. Он украшен вышивкой и драгоценными камнями.

Богоматерь «Нерушимая Стена» молится о защите Киева, Новгорода и всея Руси от неверных. В народном эпосе, в былине «О Василии и Батые», говорится, как по городской стене гуляет красна девица, в руках держит книгу — Евангелие и не столько читает, сколько плачет. «Это плачет Богородица, оплот города, стена Мать городовая», предвидя осаду Киева татарами. В древних новгородских песнях «слезно плакала Богородица, предвещая бедствие».

Богоматерь «Нерушимая Стена» изображена также на печатях киевских митрополитов, как на печати XIII в. митр. Кирилла.

В кондаках и икосах Акафиста воспеваются новозаветные события, связанные с Тайной Воплощения Спасителя: Благовещение, Встреча с Елизаветой, Рождество Христово, Поклонение Волхвов, Бегство в Египет. Хотя, насколько известно, первые рукописи Акафиста появились на Руси в XI-XII вв., сюжеты иллюстраций Акафиста разрабатываются как стенные росписи лишь в XIV в. В Ферапонтовом монастыре кондаки и икосы составляют беспрерывную красочную ленту стенной живописи и примыкают к изображениям Вселенских Соборов, на которых были провозглашены догматы, связанные с Воплощением, воспеваемые в Акафисте.

Самая поэтичная часть, от седьмого до последнего икоса, состоит из восхвалений и величаний Богоматери. Прославление идет от лиц различных групп: ангелов, пастухов, волхвов, египтян. Слова выражены в соответствующих образах: ангелы поют «Радуйся, Невесто Неневестная», пастухи восклицают «Радуйся, Агнца и Пастыря Мати», волхвы — «Радуйся, Мать Звезды незаходимой», египтяне — «Радуйся, море, потопившее Фараона».

В XVI-XVII вв. образы, созданные величаниями, переносятся на иконы. В московской церкви Грузинской Богоматери икона Благовещения Симона Ушакова обрамлена двенадцатью дробницами с миниатюрными изображениями Акафиста. Первый кондак «Взбранной Воеводе» заключает в себе общую мысль Акафиста, т. е. «победные и благодарственные моления» избавленного от бедствия города. Изображена битва при осаде Константинополя. Для топографии города Ушаков, видимо, черпал сведения из рассказов паломников и летописи. Он помещает Влахернский храм, в котором хранился чудотворный образ Богоматери и Ее мафорий, у моря. Город куполами напоминает Москву. Народ в осажденном городе молится перед иконой Влахернской Богоматери, ожидая от Нее спасения. Воины отражают приступ неприятеля с городской стены, конница выступает из городских ворот и вступает в рукопашный бой с неприятельской конницей. Обезглавленные трупы падают под ударами мечей, кони давят упавших всадников, но, несмотря на храбрый отпор, битва решается в пользу неприятеля. Положение меняется лишь от чудесного заступничества Богоматери. В левом углу иконы движется к морю крестный ход с иконой Владычицы. Патр. Сергий погружает мафорий Богоматери в воду. Чудо совершается — налетает буря, вражеские корабли идут ко дну, только мачты и головы неприятеля мелькают среди бушующих волн. Странно видеть на молельной иконе картину боя и жестокости человеческого убийства. Но Св. Писание говорит о войнах даже на небесах:

Н. Ш.

АКАФИСТНАЯ ЗОГРАФСКАЯ («Предвозвестительница»), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Помощница в борьбе с католицизмом. Римские папы всячески старались подчинить своей власти православный Восток, и некоторые из греческих императоров усердствовали помогать им в этом. Латинянам хотелось, чтобы св. Афонская гора, которая считалась оплотом Православия Греческой Церкви, ранее других мест подчинилась папе. Явившись в обителях Святой Горы, они начали всякими путями склонять иноков к подчинению. Были случаи увлечения, но большая часть иноков с твердостью обличали ревнителей папы в святотатственном присвоении им себе прав наместничества Христова. И Господь Сам и Его Пресвятая Матерь помогали инокам в борьбе с неправославием. Так, силою Божиею, для вразумления, Ксиропотамская обитель, принявшая западных гостей с честью и раболепством, сотряслась и задавила многих латинян и иноков во время литургии; а близ Зографского монастыря подвизавшийся в уединении некий старец пел акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконою и вдруг услышал голос от иконы: «Радуйся и ты, старец Божий!» Старец затрепетал от страха. «Не бойся, — продолжал голос от иконы, — но иди скорее в монастырь и объяви игумену и братии, что враги Сына Моего и Мои уже близко. Кто слаб в духе терпения, тот пусть скроется, пока пройдет искушение; но желающие страдальческих венцов пускай остаются». Старец поспешил в монастырь, но едва он вошел туда, как икона, от которой он слышал голос, уже явилась впереди него. Инок взял ее и с нею явился к игумену. Тогда чувствовавшие себя слабыми из братии скрылись в горы, а 26 иноков, в том числе настоятель и сам старец, остались в монастыре и заперлись в башне. Латиняне скоро явились и сначала словами стали убеждать отпереть монастырские ворота и признать папу главой всей Церкви, обещая за это всякие милости и много золота. «У нас глава Церкви — Христос, — отвечали иноки с башни, — и мы все скорее умрем, чем дозволим осквернить святость этого места вашим насилием». — «Так умирайте же!» — с яростью воскликнули латиняне и, обложив башню хворостом, зажгли; иноки, благословляя Бога, предали Ему свой дух. Это было 10 октября 1276. Икона, от которой старец слышал голос, находилась при страдальцах и найдена под пеплом совершенно невредимой. Празднуется 10/23 октября.

Прот. И. Бухарев

АКАФИСТНАЯ ХИЛЕНДАРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Хилендарском монастыре на Афоне. В 1837 от неосторожности экклезиарха загорелся в главном соборе монастыря иконостас, где стояла сия св. икона. Иконостас едва не испепелился весь, но икона нисколько не пострадала от огня. Во время пожара читан был пред нею акафист, почему она и получила название Акафистной. Есть предание, что св. Савва Сербский во время строения своей Хилендарской обители при случившейся нужде получил от сей иконы откровение о сокровище, находившемся близ устрояемого им монастыря, и, обретши его, много ускорил делом.

Празднуется 12/25 января.

Прот. И. Бухарев

АКИЛИНА, св. мученица, празднуется 13/26 июня. У русских крестьян святая носила название Гречишницы, или Черной гречихи. Прозвание это угодница получила от сельского праздника, который в Древней Руси совершался в честь Крупенички, от которой, по поверьям крестьян, ведет свое начало греча. В этот день крестьяне молились св. Акилине об урожае гречи, срезали пучки гречихи и украшали ими в домах иконы. В день св. Акилины на Руси устраивались особого рода угощения, на которых первым блюдом считалась каша, приготовленная обыкновенно из оставшейся от прошедших лет гречи. На эту мирскую кашу приглашались главным образом бедные странники-калики, которые за это гостеприимство благодарили хозяев одним ласковым словом и благожеланиями хорошего урожая гречи. Без сомнения, этой-то нищей братии обязана своим происхождением сказка об известной царевне Крупеничке, которая, по вещему слову одной старухи, обращена была в гречневое зерно и, попав затем на Русь, произвела настоящую гречиху.

АКМОЛИНСК (Целиноград), русский город в казахских степях. Основан в 1830 как небольшая крепость Акмолы, заложенная русскими войсками в одноименном урочище (акмола по-казахски — «белая могила»). Был центром постоянной торговли в казахской степи, сборным пунктом караванов, идущих из Ташкента и Бухары, складочным местом для европейских товаров. Город с 1832. С 1868 — уездный город Акмолинской губ. в составе Западно-Сибирского (Степного) генерал-губернаторства.

АКСАЙ, город в Ростовской обл., на крутом правом берегу Дона, у впадения в него р. Аксай (рукав Дона). Население 35,7 тыс. чел.

Основан во 2-й пол. XVI в. донскими казаками; впервые упоминается в 1569 как станица Усть-Аксайская, в 1791 переименована в Аксайскую. В XVII-XVIII вв. станица служила сторожевым постом, контролирующим подступы к Черкасску (в то время центр области Войска Донского). Город с 1957.

АКСАКОВ Иван Сергеевич (26.09.1823-27.01.1886), русский публицист, поэт и общественный деятель. Вместе с братом К. С. Аксаковым и Ю. Ф. Самариным представлял т. н. «младших» славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Петербургское училище правоведения (1838-42). По поручению Русского географического общества изучал торговлю в Малороссии и написал «Исследование о торговле на украинских ярмарках» (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858–78 играл руководящую роль в Московском славянском комитете. В годы Русско-турецкой войны 1877–78 организовал кампанию в поддержку южных славян и получил огромную популярность. За речь Аксакова в славянском комитете во время Берлинского конгресса 1878, содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский комитет закрыт. В 1870-80-е Аксаков связан с банками, был председателем совета Московского общества взаимного кредита. Редактировал славянофильские издания: «Московский сборник» (1840 -50-е), журнал «Русская беседа», газеты «Парус», «День» (1861-65), «Москва» (1867-68), «Русь» (1880-86).

И. С. Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное «народное производство» против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.

Д. К.

АКСАКОВ Константин Сергеевич (29.03.1817–7.12.1860), русский писатель, историк. Один из основоположников славянофильского движения. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). Ок. 1840 вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал в 1840-50-е одним из наиболее видных славянофилов. В 1846 публикует свою магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Свои общественно-исторические взгляды выражал в исторических работах — «Об основных началах русской истории» (1861), «Родовое или общественное явление был изгой?» (1850), «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» (1852), «Семисотлетие Москвы» (1846), «Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома» (1851), «Замечания на статью г. Соловьева...» (1857), а также в стихотворениях («Возврат», «Петру», «Москва», «Безмолвна Русь» и др.) и в драматических произведениях (особенно «Освобождение Москвы в 1612 году»). Свою историческую концепцию Аксаков противопоставлял западническим взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории — народа (земли) и государства (власти) — ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали («сила власти — царю, сила мнения — народу») вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить «землю». Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной — основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение царя, народа и Церкви. Западная цивилизация рассудочна, там «внутренняя правда» христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие истинное христианство и соответствующий его смыслу общинный быт — воплощение нравственного союза людей, — не образуют из себя государства, а добровольно призывают его. Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две «отдельные союзные силы». Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь. Русский народ, писал он, есть народ не государственный. Именно этим, по его мнению, объясняется «многовековая тишина внутри России». Равновесие сил было нарушено Петром I, который стал первым монархом, исказившим отношения между государством и народом. Аксаков представил Александру II «Записку о внутреннем состоянии России», в которой, в частности, упрекал правительство за подавление нравственной свободы народа и деспотизм, ведущий к нравственной деградации нации.

Д. К.

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (20.09.1791-30.04.1859), писатель, происходил из старинной дворянской семьи. Детство провел в родовом имении Оренбургской губ. Учился в Казанской гимназии и в Казанском университете. В н. 1820-х опубликовал цикл романтических и пародийных стихотворений. В 1821 избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1826 окончательно поселился в Москве. Его дом стал одним из центров литературной жизни Москвы. Аксаковские «субботы» посещали А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин, С. П. Шевырев, М. С. Щепкин, Н. В. Гоголь (ставший близким другом Аксакова), а в н. 1840-х дом Аксакова — один из центров собраний членов славянофильского кружка. В 1827–32 Аксаков — цензор, затем председатель Московского цензурного комитета (уволен с должности за пропуск пародии на полицию), с 1833 инспектор, затем директор Константиновского межевого института (до 1838).

Во 2-й пол. 1840-х, несмотря на ухудшение здоровья, начинается интенсивная литературная деятельность Аксакова. Опубликованные в 1847 «Записки об уженье рыбы» принесли ему широкую литературную известность. Главное место в литературном наследии Аксакова занимают автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858); к ним примыкают «Воспоминания» (1856); «Литературные и театральные воспоминания» (1856), «Биография М. Н. Загоскина» (1853), «История моего знакомства с Гоголем» (1880).

В. А. Федоров

АКТЮБИНСК, город в казахских степях на р. Илек (приток Урала). Основан в 1869 русскими как военное поселение. С 1891 уездный город Тургайской обл.