Слова, начинающиеся на АН
АНАЛОЙ. — См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
АНАСТАСИЯ, великомученица († ок. 304). За подвиг наставления, укрепления в христианской вере, за служение узникам-христианам, за врачевание их духовное и телесное вмц. Анастасия названа Узорешительницей. Родилась она в Риме. Отец ее был язычником, мать — тайной христианкой. Против воли отец выдал ее замуж, но святая, желая быть невестой Христовой, под предлогом вымышленной болезни сохранила девство. Переодевшись нищенкой, она посещала темницы: кормила, лечила, часто выкупала узников, страдающих за веру во Христа. Муж, узнав об этом, подверг жену истязаниям и запер дома. После внезапной кончины мужа св. Анастасия отдала свое имущество нищим и стала странствовать по свету, везде помогая мученикам за веру. Св. Анастасии угрожали пытками, отвращали от подвижнической жизни предложениями богатства и роскоши. Один из капитолийских жрецов пытался осквернить чистоту девушки, но из всех этих испытаний она выходила с честью и продолжала свое служение Христу. Вскоре она была приговорена к голодной смерти. Но шестьдесят дней, проведенных без пищи, не причинили св. Анастасии никакого вреда. Тогда ее решили утопить вместе с преступниками, просверлив днище корабля, выведенного в открытое море. Однако корабль, словно внемля молитвам праведницы, благополучно пристал к берегу. Выйдя на сушу, чудом спасенные 120 человек уверовали во Христа и приняли крещение. Потом они все были выслежены, схвачены и преданы смерти.
Память вмц. Анастасии отмечается 22 декабря/4 января.
АНАТОЛИЙ «МЛАДШИЙ» (в миру Александр Потапов), преподобный оптинский старец (30.07.1855-12.08.1922).
С юных лет прп. Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти 15 февраля 1885 пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у прп. старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у прп. Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости.
Приняв монашеский постриг 3 июня 1895, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев прп. Иосифа и прп. Варсонофия вместе с прп. Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к прп. Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к прп. Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями.
«Всегда смиренный и никогда не унывающий» — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок, а главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем».
Прп. Анатолий любил Россию, русский народ и предсказывал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках, и на обломках люди спасаются. Не все погибнут... А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!» Но сначала Оптиной и ее последним старцам предстояло вместе с Россией взойти на свою Голгофу. Прп. Анатолий писал одному из духовных чад, готовя к предстоящему: «Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготованный тебе венец, стой в вере и, если нужно, терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобой будет Господь».
29 июля 1922 в монастырь нагрянула комиссия ГПУ. Начались допросы. Готовились к аресту умирающего старца. Он не противился, только попросил себе отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Келейнику отцу Варнаве грубо приказали к завтрашнему утру приготовить старца к отъезду. Воцарилась тишина, старец стал готовиться в путь.
Ночью ему стало худо. Позвали доктора, но тот не нашел ничего, угрожающего жизни. Под утро келейник нашел старца стоящим на коленях. Войдя в келью через несколько минут, о. Варнава понял, что старец Анатолий тихо отошел ко Господу.
Наутро приехала комиссия. Вышли из машины: «Старец готов?» — «Да, готов», — ответил о. Варнава. И впустил их в келью. Там, на столе, в гробу лежал «приготовившийся» почивший старец.
Его погребли возле могилки прп. Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти, повторяя: «А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да-да, как раз...»
«Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя... Пред кончиною своею будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет душа твоя возноситься к Богу» — так учил своих чад прп. Анатолий и жизнью своей, и блаженной кончиной.
АНАТОЛИЙ «СТАРШИЙ» (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов), преподобный оптинский старец (24.03/06.04.1824-25.01/7.02.1894). Родился в семье диакона, служившего в храме с. Бобыли Калужской губ. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу.
После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг.
Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня прп. старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к прп. старцу Амвросию.
17 ноября 1862 брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. К этому времени он был уже на послушании у прп. Амвросия. Позднее прп. Амвросий выпросил Анатолия себе сначала в помощники, потом в благочинные скита. А с 1874 принял прп. Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Прп. Амвросий не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».
О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам прп. старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». С особой любовью говорил прп. Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.
Прп. Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти.
Кончина старца Амвросия подорвала здоровье его любимого ученика: так глубоко и тяжело переживал он свое сиротство, что овладел им смертельный недуг.
Прп. Анатолий начал угасать. Кротко и смиренно переносил он болезнь. 15 декабря 1893 он тайно принял схиму. Прп. Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он был погребен у стен Введенского собора, рядом с любимыми своими учителями и наставниками.
АНАФЕМА, отлучение в древней христианской церкви отвергающих и извращающих коренные истины веры, исключение из общества верующих, удаление от общения с верующими. В таком смысле на соборах объявлялась анафема или отлучение еретикам и нераскаянным грешникам. В православной церкви обряд отлучения таковых совершается в Неделю Православия.
АНГАРА, река, правый, самый многоводный приток Енисея, в Иркутской обл. и Красноярском крае. Длина 1779 км, пл. бассейна 1040 тыс. кв. км. Вытекает из Байкала, течет по южной части Среднесибирского плоскогорья.
АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ. По словам Спасителя, Ангел Хранитель дается каждому человеку при рождении. Он состоит при своем питомце неотлучно всю жизнь и принимает его душу при кончине. Имя святого покровителя дается при крещении по выбору людей, а Ангел Хранитель дается Господом Богом. Русские называют день своих именин «днем Ангела», ассимилируя, таким образом, имя своего святого покровителя с Ангелом Хранителем. Так, например, в описи икон, по смерти царя Алексея Михайловича, образ св. Алексея, человека Божьего, его покровителя, значится «иконой Ангела Царя».
По апокрифическому видению апостола Павла, Ангелы Хранители летят при восходе солнца к престолу Божьему, неся свитки с записью деяний своих питомцев. Ангел праведного ликует, Ангел грешника скорбит. Ему Господь Бог говорит: «Не печалься и не оставляй грешника, когда-нибудь он раскается».
Икона «Ангела Хранителя с Деяниями» показывает заботу Ангела о своем питомце. В среднем поясе иконы человек изображен у себя дома днем за чтением книги. Ангел Хранитель стоит над ним с крестом и мечом, отгоняя от него зло. Ночью видно, как человек спит спокойно под той же неустанной стражей. В верхней части иконы изображена Святая Троица и перед Ней двое коленопреклоненных людей отдают свои души, исходящие из их уст. Тут же Ангел Хранитель приносит к престолу Божьему душу праведного питомца, окруженную сиянием святости.
По славянскому поверью, душа живет в груди и при кончине исходит через дыхательное горло, которое по-славянски называется «душник». Душа грешника болезненно извлекается через ребра; оба рода исхода души бывают изображены в синодиках и в сложных композициях Страшного Суда. Душа всегда изображается в виде младенца нагого в знак нового рождения после смерти. На отпевании поется: «нагим родился, нагим отыдеши».
Исключение в изображение души делается для Богоматери. На иконах «Успения» Христос держит душу Богоматери, спеленутую, т. к., по словам Св. Писания, «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый, виссон же есть праведность святых».
АНГЕЛЫ, сотворенные Богом высшие бесплотные духовные существа, одаренные высшим разумом, свободной волей и большим могуществом, всегда предстоящие перед Престолом Божьим, служащие Богу и прославляющие Его, и посылаемые в служении спасению людей.
Ангелы принимают участие в главных событиях Священного Писания и потому изображены почти на всех иконах. Архангел благовествует Деве Марии Воплощение Спасителя, сонм Ангелов поет Рождество Христово, при Крещении Спасителя Ангелы держат Его одежды, Ангелы несут Орудия Страстей, предвозвещая Искупительную Жертву, и витают скорбя у Распятия. Ангел возвещает св. женам Воскресение, Ангелы возносят Христа на небо, предстоят при Успении Богоматери и принимают участие в Страшном Суде.
Ангелы, по видениям Пророков, пишутся с крыльями, в длинных одеждах или в царском одеянии, в священном облачении и воинских доспехах. В их кудрявых волосах продета лента (слухи), концы которой свободно развеваются. Ангелы на иконах усугубляют представление о небесном явлении, и их полет дает чувство воздушного пространства и беспредельности.
Откуда черпал русский иконописец сведения об Ангелах? В Иконописном Подлиннике он находил лишь краткое указание, что «Ангелы — юноши неописуемой красоты», сведения о расцветке их одеяний и о стиле волос. О сотворении Ангелов не говорится в Библии при перечислении дней Творения и сказано лишь, что при изгнании Прародителей из Рая
Из Св. Писания известно, что Ангелы — духи, они принимают человеческий образ в соприкосновении с видимым миром, что они бессмертны, бесчисленны, святы, мудры, воинственны, целители, каратели, покровители, наставники и приставлены к человеку со дня его рождения до смерти.
На основании этих данных, св. Дионисий Псевдоареопагит распределил Небесные Силы на Девять Чинов Ангельских по их отличительным свойствам:
Серафимы — Премудрость Божья, они сапфиро-синие,
Херувимы — пламя и любовь, они алые,
Господства — покровительствуют народам, они облачены дьяконами,
Власти — повелевают стихиями, они в коронах,
Силы — выполняют Божьи повеления, на них военные доспехи,
Престолы — судят, их облачение епископское, они держат книги,
Начала — творят чудеса, они держат «Печать Бога Живого»,
Архангелы — благовестители, предстоят перед престолом Бога,
Ангелы Хранители держат свитки с записью деяний своих питомцев, за которых они ответственны.
Четырьмя каноническими Архангелами являются: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. К ним добавляются в «Палее» еще три Архангела: Самаил, Рагуил и Варнафаил, — доводя таким образом число Архангелов до семи, которые, по Откровению св. Иоанна Богослова, предстоят перед престолом Божьим.
На иконах и росписях Архангелы изображаются следующим образом: Архангел Самаил, который следит за молитвами вселенной, стоит скрестив руки на груди в созерцании и с потупленным взором; Архангел Рагуил карает и вдохновляет людей — он держит корону и бич; Архангел Варнафаил следит за произрастанием и изобилием плодов земных — он держит сноп цветов; Архангел Рафаил — целитель, в его руке алебастр с лекарством и рыба, его сопровождает Тобий, отца которого он вылечил рыбьей печенью от слепоты; Архангел Уриил — свет и огонь, он воспламеняет сердца людей божественной любовью и держит горящий факел; Архангел Гавриил — благовеститель, он несет фонарь и пальмовую ветвь; Архангел Михаил — самый великий из всех Архангелов, по словам Пророка Даниила (Дан. 10: 13). Он Архистратиг, начальник Небесного Войска, побеждает и низвергает сатану (Апок. 12: 9) и потому часто изображается в военных доспехах.
Архангел Михаил пользовался особым почитанием на Руси, о чем свидетельствует множество церквей, посвященных его имени. Он покровитель Киева, древней Русской столицы, его изображение встречается на военных доспехах, знаменах, монетах и княжеских гербах Рюриковичей, потомков Киевских правителей. В 1808 был найден во Владимирских лесах шлем вел. кн. Ярослава Всеволодовича (XIII в.); на нем изображен Архангел Михаил и читается надпись: «Великий Архистратиг Архангеле Михаиле, помози рабу твоему». Царь Иван Васильевич Грозный в своей переписке с князем Курбским пишет, что образ Михаила Архангела на военных знаменах — «лучший знак победы над неверными».
Архангел Михаил — заступник и защитник; молитва, обращенная к нему в Требнике XVI в., гласит: «Святой Михаиле, огради мя от зла».
По древним повериям, Ангелы и Архангелы покровительствуют не только людям, но и зверям и животным. Так, во Второй книге Видения Гермеса говорится об «Ангеле зверей по имени Фегри». Ориген называет Ангела «следящим за рождением зверей». В средневековой апокрифической литературе рассказано, как св. Варфоломей просил Бога показать ему «Ангела коров» и получил ответ: «Имя ему Тутель, напиши его имя на доске и повесь для защиты зверей в стойло».
Архангелу Михаилу в греческих и славянских легендах приписывается пленение черной силы, вредящей скоту, с запретом ей проникать в стойла. В русских деревнях служился благодарственный молебен 2 сентября Архангелу Михаилу за то, что он дал «оградительную молитву» пастуху, св. Мамасу Каппадокийскому против падежа скота и, главное, лошадей.
Русский земледелец особенно ценил в хозяйстве свою лошадь и для ее предохранения от падежа прибегал с верой к чудодейственной силе Архангела Михаила. Икона свв. Флора и Лавра была широко распространена среди земледельцев. Первая икона этой чисто русской композиции появилась в Новгороде в XIV в. На древней иконе надпись стерта от времени, но более поздние иконы ее повторяют: «Архангел Михаил вручает табун свв. Флору и Лавру», и на иконе Архангел Михаил, держа за поводья лошадей, передает их под защиту святых целителей.
Н. Ш.
АНДРЕЕВСКАЯ пустынь. — См.: СОЛОВЕЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь.
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ, святой (ок. 1110-1174), внук Владимира Мономаха, второй сын Юрия Долгорукого. Когда умер его дед, Андрею было около пятнадцати лет, и он, несмотря на то что жил большей частью в Ростово-Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей.
При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем — Киевском — столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям — они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский вел. князь — его достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новое положение будет сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем — новая передвижка. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол.
Так, молодость св. Андрея омрачилась спорами отца его, Юрия, со своим братом Мстиславом за великое Киевское княжение. Св. Мстислав был старшим и имел все права на него, но честолюбие и неуживчивый нрав Юрия толкали его к распре, тем более что кротость брата он принимал за слабость или робость.
Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.
На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа.
Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!»
Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.
Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди «начальников убийства» — ключник Анбал Ясин — иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию «Иуды с жидами» перед предательством Спасителя.
Летопись приводит и непосредственную причину преступления — это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: «Бывало, придет гость какой из Царьграда... или латынин... даже поганин какой если придет, князь сейчас скажет: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видят истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе...» Согласно воззрениям Талмуда, гой, «совративший» еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти.
Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов великого киязя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности.
Митрополит Иоанн (Снычев)
АНДРЕЙ КИЕВСКИЙ (Ющинский) (умучен 12 марта 1911), местночтимый священномученик. — См.: РИТУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА.
АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, Христа ради юродивый († 936). Скиф (возможно, славянин) по рождению. Был рабом у царского телохранителя в Константинополе. Однажды, в сонном видении, св. Андрей увидел два войска: черное и белое. Белое побеждало черное, а воины увенчивались самим Господом. И слышен был голос ангела, призывающего и самого святого идти на добрый подвиг — быть юродивым ради нашего Бога. С этого времени св. Андрей стал ходить по улицам Константинополя в рубище, терпел всякие поношения и лишения. Ничего не страшась, ничем не дорожа в этом мире, он смело обличал нечестивцев. Появился у него и преданный ученик — Епифаний. Когда они были во Влахернском храме, им открылось чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Память блж. Андрею отмечается 2/15 октября.
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, апостол из 12-ти, брат ап. Петра, священномученик († 62). «Много званных, но мало избранных», — говорил Спаситель. Рыбак Андрей, с юности всей душой обратившийся к Богу, сохранивший девство, что было редкостью у иудеев, первым последовал за Господом и первым был призван на служение Иисусу Христу, став одним из 12-ти апостолов. Именно он привел к Иисусу будущего первоверховного ап. Петра, своего родного брата; он вместе с будущим евангелистом ап. Иоанном Богословом слушал в пустыне проповедь св. Иоанна Крестителя. После сошествия Св. Духа на апостолов св. Андрей отправился с проповедью слова Божия в восточные страны. Он пересек Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до того места, где теперь стоит Киев. Русские летописи сохранили нам предание о том, что ап. Андрей благословил это место и воздвигнул крест на Киевских горах. На своем пути первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов и избивали. Но его трудами возникали христианские Церкви, в которых он ставил епископов и священников. Последним городом, куда пришел св. Андрей, были Патры. Многих жителей обратил он в христианскую веру, поэтому разгневанный этим городской правитель Эгеат приказал распять апостола. Чтобы продлить мучения, воины не стали прибивать руки и ноги святого, а привязали их к кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, потребовали снять его с креста, и, испугавшись народного гнева, Эгеат приказал прекратить казнь. Но св. Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. И пока воины пытались снять святого с креста, он уже предал свою душу Господу.
В России в день ап. Андрея Первозванного девушки гадали о своих суженых. Многие из них по заведенному обычаю накануне соблюдали пост и молились о даровании им хороших женихов. На Полесье девушка, желая увидеть во сне своего суженого, сеяла лен в горшке, наполненном землею: прочитав над горшком «Отче наш» девять раз стоя, девять раз на коленях и девять раз сидя, она говорила: «Святый Андрею, Я на тебе лен сею, Дай же мини знати, За ким я буду той лен рвати». Память ап. Андрею отмечается 30 ноября/13 декабря и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).
АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ок. 1360-1370–1427 или 1430), святой, иконописец и живописец, монах Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей.
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону «Троица». Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. В 1425–27 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — «Владимирская Богоматерь» (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр «Евангелия Хитрово».
АНДРЕЙ СМОЛЕНСКИЙ, Переяславский, князь († 1398). Св. блгв. кн. Андрей тайно оставил свое княжество в 1360, уклоняясь от раздоров, возникших среди его братьев, чтобы не быть вынужденным оружием защищать свои права. Он поселился в Переславле-Залесском и в течение тридцати лет был пономарем Свято-Никольской церкви. Жизнь и подвиги свои он тщательно скрывал от взоров человеческих, но, когда князь умер, нашли его княжескую золотую цепь и кольцо, выдававшие его происхождение. Гробницу блгв. Андрея сограждане окружили благоговейным почитанием. Приходившие с верою к ней получали исцеление. Лик его писался на иконах. Ему была составлена особая служба. Однако в XVI в. память его была забыта, и тщетно старался прп. Даниил Переяславский добиться его прославления. Св. князь причислен к лику святых только в 1749. Он покоился до нашего времени под спудом Свято-Никольской церкви. При гробнице св. князя происходили чудеса.
Память блгв. кн. Андрею отмечается 27 октября/9 ноября (перенесение мощей в 1539) и 23 мая/5 июня.
АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ Таврийский, мученик (284-305). Титул «стратилат» означает военачальник. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы Римской империи, это звание было дано св. Андрею одновременно с приказом разбить неприятеля. Св. Андрей, как и его воины, был язычником, не принявшим крещения, хотя тайно и веровал в Иисуса Христа. Перед решающим сражением он выступил перед воинами с речью-проповедью о всемогуществе истинного и всесильного Бога, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в бой, призывая на помощь Спасителя, и обратили в бегство превосходившие силы противника. Завистники донесли сирийскому правителю Антиоху, что победа была одержана именем Христовым. Вызванные на суд воины подтвердили это, за что были подвергнуты пыткам: св. Андрея жгли на раскаленном медном ложе, его воинов распинали на деревьях... Но ни один из них не отрекся от Христа и по милости Божией все остались живы. Не решаясь самолично предать смерти прославленного победителя, Антиох уведомил обо всем имп. Максимиана. Тот, опасаясь возмущения в войске, которое любило св. Андрея за храбрость, непобедимость и справедливость, послал приказ освободить мучеников, но позднее, тайно, под каким-либо предлогом казнить каждого порознь. После освобождения мч. Андрей и его 2593 воина приняли крещение, а затем решили удалиться в пределы Армении. Тогда Антиох обвинил их в предательстве и просил правителя Киликийской области настичь и умертвить мучеников, что тот и поспешил исполнить. Св. воины не стали оказывать сопротивления убийцам и кровью своей исповедовали веру в Иисуса Христа. На месте их убиения истек целебный источник.
Русские крестьяне называли этого святого Тепляком, подразумевая ветер, который дул около дня его памяти с юга, способствуя созреванию овса. По этому случаю крестьяне говорили: «Батюшка юг пустил ветер на овес».
Память мч. Андрею отмечается 19 августа/1 сентября.
АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, игумен († 1395), один из учеников св. Сергия Радонежского. В юном возрасте он пришел к прп. Сергию и попросил облечь его в иноческий образ. Св. Сергий с любовью принял юношу и при пострижении в монашество нарек ему имя Андроник. Долгое время прп. Андроник находился в послушании у св. Сергия, совершенствуясь и возрастая духовно. В воздержании и трудах он старался подражать своему наставнику. Св. Андроник отличался необычайно тихим и кротким характером и любовью к безмолвию. Однажды свт. Алексий, митр. Московский, обратился к прп. Сергию с просьбой благословить прп. Андроника основать новый монастырь вблизи Москвы. Свт. Алексий рассказал, что, возвращаясь из Константинополя, он едва не погиб, когда корабль попал в бурю на Черном море. В момент крайней опасности святитель дал обет — основать храм в честь того святого или праздника, в день памяти которого они пристанут к берегу. Вскоре буря успокоилась. 16 августа, в день чествования Нерукотворного образа Спасителя, корабль благополучно достиг суши. Место для храма и новой обители свт. Алексий выбрал на высоком берегу р. Яузы. Прп. Сергий с радостью благословил своего ученика на святое дело. После воздвижения Спасского собора св. Сергий посетил прп. Андроника и похвалил строительство. Около 1360 прп. Андроник был назначен игуменом созданного им Спасского монастыря. В 1395 прп. Андроник отошел ко Господу. В этот день вместе с ним прославляются его преемники: прпп. Савва и Александр, а также великие русские иконописцы — Даниил Черный и Андрей Рублев, в свое время подвизавшиеся в Спасской обители. Память прп. Андронику отмечается 13/26 июня.
АНДРОНИК ПАННОНИЙСКИЙ, апостол от 70-ти (I в.), особенно близок славянам, так как он был епископом и первым благовестником веры Христовой в Паннонии, где позже они расселились. Недаром к ап. Андронику с таким вниманием отнесся прп. Нестор Летописец в своей «Повести временних лет». Ап. Андроник и его верная помощница в деле проповедования веры Христовой св. Юния были родственниками святого первоверховного an. Павла. Он пишет даже в своем «Послании к римлянам», что свв. Андроник и Юния прежде него еще уверовали во Христа (16: 7). Святые проповедовали и в других землях. Всюду, где они проходили, закрывались капища и создавались христианские храмы — утверждалась спасительная вера. Неизвестно при каких обстоятельствах, но, согласно преданию, свв. Андроник и Юния мученически окончили свою жизнь. Мощи их в V в. были обретены в предместье Константинополя. Память ап. Андронику отмечается 17/30 мая, 4/17 января и 30 июля/12 августа.
АНДРУСОВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь, Олонецкая еп., в окрестностях Олонца, на берегу оз. Ладожского, на Андрусовском полуострове. Основана до 1520 Адрианом, учеником прп. Александра Свирского; в 1764 была упразднена; в 1817 восстановлена. Мощи прп. Адриана почивали здесь в храме Введения.
АНЗЕРСКИЙ ТРОИЦКИЙ мужской скит, Архангельская еп., на Анзерском острове, в Белом море, недалеко от Соловецкого монастыря. Основан в 1620 прп. Елеазаром; приписан к Соловецкому монастырю. В Троицкой церкви покоились под спудом мощи прп. Елеазара.
АНИЛИН, химическое вещество, открытое в 1842 русским ученым Н. Н. Зининым, является исходным продуктом для многих отраслей промышленности.
АНИСИЯ, св. мученица, празднуется 30 декабря/12 января. Была известна среди русских под названием Желудочницы, так как по заведенному обычаю в день памяти этой святой крестьяне варили свиные желудки. По этим желудкам суеверные люди гадали о зиме.
АННА ИОАННОВНА (Ивановна) (28.01.1693-17.10.1740), российская императрица (с 1730) из династии Романовых. Дочь царя Ивана V и П. Ф. Салтыковой. Была замужем (1710-11) за герцогом Курляндским Фридрихом Вильгельмом. Овдовев, Анна жила в Митаве. После смерти Петра II была приглашена 25 января 1730 на российский престол Верховным тайным советом по предложению Д. М. Голицына и В. Л. Долгорукова.
Верховники попытались ограничить самодержавие, что нашло отражение в «Кондициях», условиях восшествия на российский трон, и др. документах, касавшихся реформирования государственного управления. Анна подписала «Кондиции», согласно которым без Верховного тайного совета она не могла объявлять войну, заключать мир, вводить новые подати и налоги, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, без суда лишать дворянина жизни, чести и имущества, вступать в брак, назначать наследника престола. Прибыв в Москву, Анна получила поддержку у оппозиции (А. И. Остерман, Феофан Прокопович, П. И. Ягужинский, А. Д. Кантемир). Убедившись в верности дворянства, вручившего ей 25 февраля 1730 челобитную с просьбой о восстановлении самодержавной власти, Анна разорвала «Кондиции».
Придя к власти, Анна распустила Верховный тайный совет (1730), восстановила значение Сената, учредила Кабинет министров (1731), в состав которого вошли А. И. Остерман, Г. И. Головкин, А. М. Черкасский. В годы правления Анны был отменен указ о единонаследии (1731), учрежден Шляхетный кадетский корпус (1731), ограничена 25 годами служба дворян. Ближайшее окружение Анны составляли иностранцы (Э. И. Бирон, К. Г. Левенвольде, Б. X. Миних, П. П. Ласси). При Анне, правительнице, не отличавшейся ни умом, ни образованием, огромное влияние имел ее фаворит Э. И. Бирон. «Бироновщина», олицетворявшая политический террор, казнокрадство, распущенность нравов, неуважение к русским традициям, вошла темной страницей в русскую историю. Проводя продворянскую политику, Анна была непримирима к проявлениям дворянской оппозиционности. Голицын и Долгорукие, выступления которых в январе — феврале 1730 Анна не простила, позднее были заключены в тюрьму, сосланы, казнены. В 1740 Анна и ее окружение расправились с кабинет-министром Л. П. Волынским и его сторонниками, стремившимися к ограничению влияния иностранцев на внутреннюю и внешнюю политику России. В армии под руководством Б. X. Миниха проводилась военная реформа, были сформированы Измайловский и Конный гвардейские полки. В 1733–35 Россия содействовала утверждению на польском престоле курфюрста Саксонского Станислава Августа (Август III). Война с Турцией (1735–39) завершилась невыгодным для России Белградским миром. Перед смертью Анна назначила своим наследником младенца Ивана VI Антоновича при регентстве Э. И. Бирона.
Л. Н. Вдовина
АННА КАШИНСКАЯ (в иночестве Евфросиния), Тверская княгиня, схимонахиня (1278 — 2.10.1368), в двадцать один год вышла замуж за кн. Михаила Ярославича Тверского. У них было четверо сыновей: Димитрий, прозванный «Грозные очи», Александр, Константин и Василий. Была еще дочь — Феодора, которая умерла в младенчестве. Когда мужа ее — кн. Михаила убили в Орде, кн. Анна плакала горько и неутешно много дней. Много тяжкого пришлось перенести святой после кончины супруга: был казнен ханом Орды ее сын Димитрий, а после того как в Твери вспыхнуло восстание, ей пришлось скрыться; через два года также убили в Орде сына Александра. Как говорит летопись, «Тверское княжение опустело». Постриг блгв. кн. Анна приняла в тверском Софийском соборе с именем Евфросинии, но в схиме ей было возвращено мирское имя — Анна. Скончалась она в Кашинском Успенском монастыре. Двести лет пребывала гробница св. Анны в забвении, пока она не явилась во сне болящему пономарю Георгию и, исцелив его, не сказала, чтобы гроб ее горожане держали «честне» (достойно). Это явление и исцеление повели к обретению нетленных мощей св. блгв. княгини. Память блгв. кн. Анне отмечается 2/15 октября, 21 июля/3 августа и 12/25 июня (день преставления, обретение мощей в 1649 и второе прославление в 1909).
АННА НОВГОРОДСКАЯ, блгв. княгиня, дочь первого христианского короля Швеции Олафа Скетконунга, жена Ярослава Мудрого († 10.02.1050). Память отмечается 10/23 февраля.
АННА РОМАНОВНА (13.03.963-1011), великая русская княгиня («царица»), дочь византийского имп. Романа II и византийской имп. Феофано, жена вел. русского кн. Владимира (Василия) Святославича Святого с 990. Ее братья, византийские императоры Василий II и Константин VIII, уговорили Анну выйти замуж за киевского князя, который угрожал, в случае отказа принцессы, совершить поход на Царьград. Эта женитьба обеспечила Владимиру власть над русской церковью и независимость от Константинополя. Анна построила на Руси много христианских храмов.
От брака с Владимиром у нее была дочь Добронега (Мария). В Иоакимовской летописи сообщается, что ее сыновьями были Борис и Глеб, канонизированные русской церковью.
О. М. Рапов
АНТИМИНС. — См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
АНТИХРИСТ, дух, помысливший встать против своего Создателя и за это низвергнутый с небес. Как озлобленный и безумный в гордыне раб восстает против господина, так и дьявол, воплощенный в антихристе, стал против всех Законов Божиих. Ему, по Промыслу Божию, дана временная возможность доказывать Богу свою якобы правоту.
В духовном понятии антихрист, как воплощенный сатана, — абсолютное зло. В вещественном же — это особый человек. Св. Иоанн Дамаскин (VII в.) указывает: «Не сам дьявол сделается антихристом, но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действия сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит дьяволу поселиться в нем. Родившись от блудницы, воспитается тайно, неожиданно для всех объявится и воцарится» (Кн. 4, гл. 27).
Явление антихриста связано с иудаизмом. Как говорится в Евангелии, иудеи примут антихриста с великой радостью, уверуют в него как в Мессию, обещанного Пророками. Поэтому и сказал Христос, отвергнутый евреями Мессия:
По происхождению своему антихрист будет необрезанный еврей, сперва явится к евреям, а затем привлечет и другие народы. По писанию св. Андрея Кесарийского, антихрист родится от еврейского колена Данова, которое поэтому не причислено к другим двенадцати коленам.
Ап. Павел указывает: когда будет взят от среды Удерживающий,
По свидетельству св. Ипполита Римского, жившего в I-II вв., «антихрист сперва будет кроток, тих, любезен, нищелюбив, люди будут видеть в нем, в его делах много добродетели и поставят его царем над собою, Они будут рассуждать: «Где мы найдем среди нас более благого и праведного человека? Евреи будут думать, что восстанавливается их царство. После этого антихрист откроет свое лицо истинное («вознесется сердцем») и станет открыто жестоким, немилостивым и безбожным. Антихрист сделается царем, будет требовать от всех поклонения (всемирный царь) и будет знаменовать своей печатью покоряющихся, а непокорных замучит и убьет».
Антихрист будет упорным противником Христа. Св. Иоанн Златоуст отмечает: «Когда придет он, (то) ничего правильного не повелит, но все законно — преступное и беззаконное» (Слово 4-е).
Антихрист примет все иудейское. Сам необрезанный, он повелит всем творить обрезание и соблюдать субботы.
О. Платонов
АНТОНИЕВО-ДЫМСКИЙ мужской монастырь, Новгородская еп., в окрестностях Тихвина, на берегу оз. Дымского. Основан в XIII в. прп. Антонием, мощи которого и покоились в монастыре; здесь же находилась его шестикилограммовая железная шляпа, найденная на оз. Дымском.
АНТОНИЙ (в миру Александр Иванович Путилов), преподобный оптинский старец (9/22.03.1795-7/20.08.1865). Родился в г. Романове Ярославской губ. Родители его Иван Григорьевич и Анна Ивановна Путиловы были люди благочестивые и богобоязненные, детей своих воспитывали в страхе Божием и в духе строгого Православия. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни.
При нашествии французов в 1812 Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в Рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни прп. Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря — еп. Калужского Филарета, — прп. Моисей и прп. Антоний 3 июня 1821 отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита.
Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келью и соорудили церковь во имя св. Иоанна Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса. В 1825, после назначения прп. Моисея настоятелем Оптикой пустыни, прп. Антоний был определен начальником скита. В новоустроенный безмолвный скит с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы.
К добровольным трудам и подвигам монашеским прп. Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.
В декабре 1839 преосвящ. Николай, еп. Калужский, неожиданно поставил его игуменом в Малоярославецкий Черноостровский монастырь. Управляя обителью в болезненном состоянии, прп. Антоний положил прочное начало устроению обители, а затем возвратился на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь.
В строгом подвиге прп. старец Антоний стал проводить свое новое жительство, отчего усилилась болезнь в ногах до крайности — они до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какого страдальца видят перед собою. Как великий любитель безмолвия, прп. Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание. Были основательные причины утверждать, что прп. Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений. 9 марта 1865, когда старцу исполнилось ровно 70 лет, после трехлетнего самоиспытания, он принял великую схиму.
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, Египетский, преподобный († 356), основатель пустынножительства и отец монашества. Сначала жил в бедной хижине неподалеку от родного дома, а затем ушел в пустыню. Начались «искушения св. Антония». Враг рода человеческого — диавол то склонял его к плотскому греху, то запугивал явлением страшных чудовищ, то наносил тяжкие телесные раны. Но святой все эти напасти побеждал силой молитвы к Богу. Двадцать лет прп. Антоний провел в пустыне в полном одиночестве. Но к нему потянулись страждущие. Он изгонял бесов из людей, одержимых ими, исцелял, всем помогал как мог. Но когда Св. Церковь воззвала к нему, он сошел в многолюдную Александрию, дабы обличить бушевавших там язычников и еретиков — армян. Умер прп. Антоний в глубокой старости, прожив сто пять лет. «Старайтесь же паче пребывать всегда в единении между собою, а преимущественно с Господом и потом со святыми, да примут они вас по смерти в вечные свои кроны, как друзей и знаемых» — таким было посмертное слово св. подвижника. Память прп. Антонию отмечается 17/30 января.
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ, преподобный (1157-1224). Родился в Новгороде и с юности полюбил уединение и молитву. Повинуясь влечению сердца, он решил оставить мир и принял монашеский постриг от прп. Варлаама Хутынского в основанном им монастыре, близ Новгорода. Спустя некоторое время св. Антоний был послан по монастырским делам в Константинополь. Тогда же он посетил и Св. Землю, оказавшись одним из первых русских паломников у святынь Иерусалима. Через пять лет прп. Антоний вернулся в родную Хутынскую обитель и принял управление ею по благословению умирающего св. Варлаама. Прп. Антоний достойно продолжил дело основателя, но впоследствии, избегая людской славы, тайно ушел к городу Тихвину и поселился в пещере на берегу Дымского озера, на высоком холме, окруженном глухими лесами. К нему начала собираться братия, и спустя некоторое время по разрешению новгородского кн. Александра Невского здесь был создан монастырь. Получив при постриге имя основателя монашества прп. Антония Великого, Антоний Дымский стремился устроить иноческую жизнь по заветам своего небесного покровителя и ему же посвятил храм в новой обители. До конца своей жизни подвизался святой в богомыслии и молитве и мирно отошел к Господу в возрасте 67 лет в день своего тезоименитства. В 1330 были обретены его нетленные мощи, с того времени прославленные многими чудесами. В нашествие хана Едигея (1408) монахи скрыли их от поругания. В 1585, во время нашествия шведов, прп. Антоний дважды спасал свою обитель от неприятеля, являясь в видении настоятелю и пробуждая его ночью в момент опасности.
Память прп. Антонию совершается 17/30 января и 24 июня/ 7 июля.
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ, Новгородский, игумен (1525-1611), родился в знатной и богатой семье тверских бояр Вельяминовых. В юности тайно оставил родительский дом и ушел на отшельничество в дикую лесистую местность. Почти всю ночь проводил он в молитве и борьбе с демонами и спал очень мало. Однажды в праздник Вознесения явился к нему ангел и приказал идти на место, называемое Леохново. Там нашел он иеромонаха Тарасия, который постриг его, не меняя имени. Они основали в Леохнове монастырь, и прп. Антоний был его первым настоятелем. В 1564 он предсказал поражение русских от литовцев и при жизни был чудотворцем. В 1611, во время шведского нашествия, митрополит, опасаясь за него, уже древнего, вызвал преподобного в Новгород, где он и скончался. Явившись ученику своему Григорию, святой велел ему восстановить его разоренную обитель и перенести туда останки. Во время этого торжества прозрели двое слепых. Память прп. Антонию отмечается 17/30 октября.
АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (983 — 7.05.1073). «Многие монастыри богатством царей и бояр устрояются, но не таковы они, как те, которые поставляются молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и прп. Антоний... слезами орошая, насадил и взрастил несравненный монастырь Печерский», который стал духовным центром Киевской Руси, школой монашества, образцом для устроения других обителей. Сам прп. Антоний ничего и не предпринимал для этого. Пребывая почти постоянно в пещере, он безмолвствовал и молился. Но сила молитвы его была такова, что освящала все вокруг. К нему, как к светильнику, горящему во мраке только-только еще пробуждающейся от язычества страны, тянулись все: и жаждущие иноческих подвигов, и ищущие утешения, и ждущие помощи, и потерявшиеся на многотрудном жизненном пути — князья, бояре, воины, священнослужители, купцы, ремесленники, крестьяне, нищие, калеки, бродяги, бесноватые, разбойники... О всех он молился, всем помогал: обличал сильных, укорял слабых, укрощал строптивых, поддерживал падающих, ухаживал за больными — исцелял, назидал, раздавал милостыню; был гоним и обласкан, оклеветан и прославлен... Но даже выходя из своей земляной келейки, ни на мгновение не прерывал постоянной молитвенной беседы с Богом. И это придавало необыкновенные силы его ученикам и сподвижникам. Они хлопотали, добивались, строили, расширяли — устроили, наконец, великолепную лавру, сами преисполнялись благодатных даров, спасались и спасали других, чувствуя себя в крепкой ограде, возведенной теплыми молитвенными воздыханиями св. старца Антония.
Память прп. Антонию отмечается 10/23 июля и 28 сентября/11 октября.
АНТОНИЙ РИМЛЯНИН, Новгородский, преподобный (1067 — 3.08.1147), родился в Риме в семье знатных и состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Св. Церкви. После смерти родителей Антоний отдал свое имущество нищим и принял монашество, удалившись в пустынное место на берегу моря. Более года св. Антоний, подобно древним столпникам, провел на большом камне в непрестанной молитве. Согласно преданию, в 1106 сильной бурей камень вместе с прп. Антонием был сорван с места и чудесным образом волнами донесен до реки Волхов, а затем вынесен на берег неподалеку от Новгорода. Придя в город, Антоний, который не знал русского языка, встретил человека, говорившего на латыни. От него святой и узнал, в какую страну привела его Господня воля. Вернувшись на камень, преподобный остался при нем и постепенно, общаясь с местными жителями, выучил русский язык. Свт. Никита, архиепископ Новгородский, благословил прп. Антония создать на этом месте монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, так как именно в канун этого праздника преподобный был принесен волнами. В 1131 прп. Антоний по желанию братии был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя и назидая иноков. Перед кончиной он назначил преемника — прп. Андрея. Св. Антоний мирно скончался и был погребен в монастырском храме. Мощи преподобного были обретены в 1597. Камень, на котором прп. Антоний приплыл на Русь, хранится в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде. Память прп. Антонию отмечается 3/16 августа.
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ, иеромонах, святой (1478-7.12.1556), с детских лет желал посвятить себя иноческой жизни. Но родители его, зажиточные и благочестивые крестьяне, не хотели расставаться с сыном, и он прожил с ними до самой их смерти, постигая премудрость Божию чтением священных книг и иконописанием. Оставшись сиротой, он не сразу решился отвергнуться мира и, переехав в Новгород, поступил на службу к одному боярину. Тот, заботясь о красивом и одаренном юноше, уговорил Андрея жениться. Однако год спустя его жена умерла, а Андрей, увидев в этом перст Божий, отдал свое имущество бедным и принял иноческий постриг с именем Антоний. Через несколько лет Господь привел подвижника на безлюдный Михайловский полуостров на р. Сие, где прп. Антоний с учениками в 1520 заложил монастырь, ставший впоследствии одним из самых знаменитых на Руси. Когда, преодолев первоначальные лишения и бесовские козни, монастырь начал благоустраиваться и украшаться, св. Антоний оставил его управление на опытного инока и удалился в еще более глухое место на Дубницком озере. Здесь подвижник поставил хижину и часовню св. Николая Чудотворца и подвизался в безмолвии, молитве и трудах: рубил лес, сеял ячмень, молол муку и питался от дел рук своих, отсылая лишний хлеб в монастырь. По прошествии некоторого времени прп. Антоний был вынужден вновь принять руководство своей обителью, где и мирно скончался в возрасте 79 лет, из которых тридцать семь провел в пределах Сийских. Память прп. Антонию отмечается 7/20 декабря.
АНТОНИЙ ХРАПОВИЦКИЙ (17.03.1863-10.08.1936), церковный и общественный деятель, богослов и духовный писатель. Послужил Достоевскому прообразом Алеши Карамазова. С 1890 ректор Московской Духовной академии. Один из основателей Союза Русского народа (1905). Духовно окормлял патриотические организации в центре и на местах. В 1915 выступал за присоединение Константинополя и св. мест к России. В 1917 один из кандидатов в патриархи. После отъезда за границу сыграл выдающуюся роль в создании Русской Православной Церкви в изгнании, став ее бессменным руководителем, первоиерархом. Мужественно выступал против сатанинских учений иудаизма и масонства. Подписал Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация, а нераскаявшиеся члены ее подлежали отлучению от Церкви. На запрос судьи Бернского процесса о Сионских протоколах ответил: «Смысл и направления Протоколов Сионских мудрецов во многих отношениях соответствуют учению и мировоззрению мирового еврейства... Линия поведения соответствующего направления имеется в руководящих кругах мирового еврейства, и, как собственно показала русская революция, действия и устремления еврейства часто вполне соответствуют содержанию так называемых Протоколов Сионских мудрецов».
Сочинения Антония Храповицкого собраны в 7 томах (Нью-Йорк, 1963-69).
О. Платонов
АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ, преподобный (XVI в.). Прп. Антоний Черноезерский был основателем монастыря на берегу Черного озера, на Новгородском севере. Св. мощи его покоятся в церкви упраздненной его обители.
Память прп. Антонию отмечается 17/30 января.
АНТОНОВ Михаил Федорович (р. 16.12.1927), русский публицист, основатель и руководитель Союза духовного возрождения Отечества (1989), поставившего перед собой задачу проведения культурно-просветительских вечеров и лекций. В к. 1980-х — н. 90-х деятельность этого Союза внесла заметный вклад в русское патриотическое движение. По своему мировоззрению М. Ф. Антонов относится к так называемым национал-большевикам — утопической струе русского патриотического движения, последователи которого пытаются объединить Нила Сорского и Ленина. По мнению Антонова, высшим взлетом народного самосознания в России в «доленинский период» было славянофильство, «ленинский период», соответственным образом, был значительнее и положительнее, чем вся предшествующая история страны.
О. П.
АНТОНОВ Олег Константинович (25.01/7.02.1906-4.04.1984), авиаконструктор. Под его руководством создан ряд самолетов, в т. ч. транспортные турбовинтовые Ан-10, Ан-22 («Антеи», грузоподъемностью 80 тонн), Ан-24 и др.
АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-1795), русский художник. Учился с 1732 в Канцелярии от строений у А. М. Матвеева, с 1739 работал там же с И. Я. Вишняковым. В служебные обязанности Антропова входило, совместно с Синодом, наблюдение за состоянием иконописи. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге (1744–50), его пригородах и в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-55).
Антропов известен как портретист. Среди работ Антропова можно отметить как парадные портреты Петра III (1762), архиепископа С. Кулябки (1760), так и камерные портреты А. И. Измайловой (1759), атамана Ф. И. Краснощекова (1764), А. В. Бутурлина (1763), М. А. Румянцевой (1764) и др.
Л. И. Вдовина
АНТЫ, применявшееся византийскими писателями VI–VII вв. название восточнославянских племен в IV — VII вв. Возможно, что это — видоизменение общеславянского имени «венты», «вяты». Впервые название «ант» встречается в одной из керченских надписей III в. Основные сведения по истории антов содержатся в работах писателей VI — VII вв.: Прокопия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта, Псевдо-Маврикия, Феофана. Точные географические границы применения наименования «ант» нельзя определить; наиболее важной исторически была область лесостепи от Карпат до Северского Донца, где известна т. н. «черняховская культура», которую, по мнению многих исследователей, можно в основной части связывать с актами. Антские племена лесной зоны жили в IV — VI вв. в условиях первобытнообщинного строя, а в лесостепной зоне у антов, вероятно, уже возникали классовые отношения. Акты в лесостепи знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и др. отрасли производства. Ремесло у антов уже отделилось от сельского хозяйства; известен ряд ремесленных мастерских (железоделательных, гончарных, ювелирных), которые работали на продажу. Росла внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя (в частности, с Римской империей); возникло денежное обращение, для чего использовались серебряные римские монеты. На землях антов встречается много римских вещей (монеты, амфоры, стеклянная, металлическая и керамическая посуда, ювелирные изделия и др.).
Для антского общества была характерна сельская община. Археологам известны обширные открытые, лишенные укреплений поселения антов, состоявшие из ряда отдельных домохозяйств. Имущественное расслоение у антов прослеживается по многочисленным кладам монет и драгоценных вещей (т. н. антские клады). Большого развития у них достигло рабовладение, причем принудительный труд рабов использовался непосредственно в хозяйстве. Византийские историки пишут о десятках тысяч военнопленных, захватывающихся антами с целью превращения их в рабов, но рабы у них пребывали в более мягких формах зависимости, чем в Византии. В III — IV вв. у антов складывалось государство, не получившее завершения в последующее время. В письменных источниках VI — VII вв. упоминаются политические деятели антов: князья («рексы») Боз, Ардагаст, Пирагост; дипломат Мезамир; вельможи Идарий, Келагаст; полководцы Хильбудий, Доброгаст, Всегорд и др. Предполагают, что имя Боза было известно автору «Слова о полку Игореве», вспоминавшему «время Бусово».
По сведениям Прокопия, Менандра и др., анты имели военную организацию, выставляли войско в несколько десятков тыс. воинов. В IV в. анты вели упорную борьбу с готской державой Ирманарих. В 385 готский король Винитар (Витимир) стремился подчинить актов своей власти, но потерпел поражение. Позже ему удалось захватить в плен князя Боза и казнить его вместе с сыновьями и 70 вельможами. С н. VI в. анты вместе с родственными им склавинами вели наступление на балканские владения Византии и начали колонизацию Балкан. С к. VI в. анты вели войны с аварами (обрами). Имя антов в н. VII в. перестало упоминаться в письменных источниках. Место антов заняло новое и более обширное объединение — Русь, ядро которой совпадало с наиболее развитыми землями антов.
М. Брайчевский
АНЧУТКА, в древнерусской языческой мифологии злой дух, живущий в воздухе и в воде, после принятия христианской веры — одно из названий черта. В народе его именовали «беспятый».