Слова, начинающиеся на АС
АСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) (1884–1949), русский музыковед, композитор, педагог. В его научном наследии центральной и имеющей принципиально новое значение стала т. н. теория интонации. Рассматривая музыку как одну из важнейших составляющих духовной жизни, Асафьев связывал ее с общекультурными и социальными явлениями. Он обосновал понятие симфонизма как метода, внес значительный вклад в эстетику, теорию, историю музыки, учение о музыкальной форме. Перу Асафьева принадлежат фундаментальные работы о творчестве М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. С. Прокофьева и др.
В композиторском творчестве Асафьева выделяются его балеты «Пламя Парижа» (1932) и «Бахчисарайский фонтан» (1934). Он автор опер, 4 симфоний, камерно-инструментальных сочинений и музыки к драматическим спектаклям.
АСИЛКИ (осилки, велеты), в древнерусской языческой мифологии — великаны-богатыри, создававшие реки, возводившие утесы, освобождавшие из пещер пленников, похищенных Змеем. Восстав против Перуна, они были им уничтожены.
АСКЕТИЗМ, в Православии упражнение воли и помыслов через пост, молитву, уединение, бдение и другие подвиги и лишения. Истинное Православное христианство есть самоотвержение. Русская Церковь учит, что аскетизм, хотя и в различных степенях и формах, является обязательным для всех христиан без исключения. По словам Иисуса Христа:
АСКОЛД (Осколд, Аскольд) и ДИР († 882?), бояре новгородского князя Рюрика.
Согласно «Повести временных лет», Асколд и Дир «отпросились» у Рюрика в Царьград вместе со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по Днепру, то увидели небольшой городок на горе. Асколд и Дир спросили у местных жителей, чей это городок. И услышали в ответ, что он построен Кием и его братьями, которые давно умерли, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Асколд и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали Киев своей столицей.
Воскресенская и другие летописи сообщают, что Асколд и Дир воевали с древлянами и уличами. А в Иоакимовской летописи говорится, что Асколд успешно воевал с хазарами.
В 866 Асколд и Дир пошли в поход на Константинополь. 200 русских военных кораблей ворвались в залив Золотой Рог и осадили Царьград. Однако поднявшаяся буря разбила русские суда о прибрежные скалы и лишь немногим удалось возвратиться домой.
В Никоновской летописи под 864 сообщается о гибели сына Асколда «от болгар», под 865 — о походе Асколда и Дира на полочан, «которым они много зла сотворили», под 867 — о возвращении их из-под Царьграда с остатком дружины и об избиении ими множества печенегов. Там же говорится о крещении киевских русов вместе с их князьями. Это событие произошло около 874 и подтверждается византийскими хрониками.
В 882 новгородский князь Олег Вещий заманил Асколда и Дира в киевское предместье Угорское, где они были убиты. Асколд был похоронен на Угорской горе. Над его могилой впоследствии была поставлена церковь Свт. Николая. А Дирова могила, отметил летописец, находится за церковью Св. Ирины.
Историки высказали предположение, что Асколд и Дир были не боярами Рюрика, а являлись потомками князя Кия.
О. М. Рапов
АСПИД, по древнерусским поверьям, крылатая двуглавая змея с птичьим носом, живущая высоко в горах. По-видимому, то же, что и Змей Горыныч русских сказок.
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (р. 1.05.1924), русский писатель. Среди его произведений особый интерес представляет тема национального самосохранения, противостояния нравственному распаду, с опорой на корневые устои национальной жизни. Основные соч.: «Звездопад» (1960), «Где-то гремит война» (1967), «Пастух и пастушка» (1971), «Кража» (1966), «Царь-рыба» (1976), «Последний поклон» (1971-94), «Зрячий посох» (1988), «Печальный детектив» (1986), «Веселый солдат» (1994).
АСТРАХАНЬ, центр Астраханской обл. Расположен на Прикаспийской низменности, на берегах Волги, в верхней части ее дельты. Население 488 тыс. чел.
Через район современной Астрахани издавна шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь возникали города хазар, половцев, монголо-татар. Первые письменные известия об Астрахани относятся к XIII в., когда среди татарских поселений упоминается д. Аштархан (Аджитархан, Хаджи-Тархань, Хазитар-хань, Пытрахань или Зыстрахань и др.) на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. По мнению некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль — столица Хазарского каганата, разрушенного кн. Святославом в 965. В 1395 Астрахань сожжена войском Тамерлана. В 1459-1556 Астрахань — главный город Астраханского ханства. Окончательно присоединен к Русскому государству в 1557. В 1558 сооружена деревянно-земляная крепость на высоком Заячьем, или Долгом, холме, омываемом Волгой и ее рукавами. К сер. XVII в. Астрахань — одна из пограничных крепостей Русского государства, охранявших устье Волги. В 1670 взята войсками Степана Разина. С 1717 центр Астраханской губ., с 1785 обл. центр Кавказского наместничества. С 1802 центр Астраханской губ. В 1-й четв. XVIII в. в Астрахани были созданы сильный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт. В 1860-х в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране.
АСХАБАД, город на Прикопетдагской предгорной равнине. Основан в 1881 как русское военное укрепление, до 1917 — центр Закаспийской обл.