Слова, начинающиеся на АФ

АФАНАСИЙ БРЕСТСКИЙ, игумен, священномученик († 5.09.1648), умучен врагами Православия — католиками и униатами. Мещанин Афанасий Филиппович в молодости служил при дворе польского сановника Сапеги, но вскоре решил порвать с миром и принял монашество в православном монастыре в г. Вильно. Здесь же св. Афанасий был рукоположен во священника. Он был назначен настоятелем Дубойского монастыря под г. Пинском, но спустя три года захватившие обитель иезуиты изгнали его. Для поддержки православных монастырей святой предпринимает путешествие в Москву, где получает щедрую милостыню от русского царя Михаила Федоровича. По возвращении св. Афанасий был назначен настоятелем Брестского Симеонова монастыря. Стремясь облегчить положение православных, преподобный приезжает в Варшаву, чтобы обратиться к высшим польским властям — сейму и королю. После выступления в сейме св. Афанасий был заключен в тюрьму. Ненавистники Православия, дождавшись освобождения святого, схватили его и после жестокой пытки расстреляли в лесу.

Память прмч. Афанасию отмечается 5/18 сентября, 20 июля/2 августа (обретение мощей в 1649) и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ, Александрийский, патриарх (ок. 295–373), родился в Александрии в христианской семье. С детства, полюбив храм Божий, он и в играх со сверстниками копировал церковные службы. Детям из языческих семей он рассказывал о Спасителе и по их просьбе совершал над ними обряд крещения на берегу моря. Эти игры увидел еп. Александрийский Александр и, убедившись в правильности совершаемого таинства, признал его действительным. Когда Афанасий вошел в возраст, свт. Александр рукоположил его в диаконы и взял на Никейский Собор (325), где молодой клирик выступил с опровержением ереси Ария. По смерти свт. Александра диакон Афанасий был избран его преемником и возглавил Александрийскую Церковь. Всю свою жизнь святителю пришлось продолжать борьбу, начатую им в юности. Арианство то почти исчезало, то вновь распространялось. Был момент, когда свт. Афанасий оставался единственным православным епископом, все же другие уклонились в ересь. Более двадцати лет терпел свт. Афанасий гонения и преследования от еретиков. Неоднократно его ссылали, пытались умертвить... Но вновь и вновь призываемый верующими на свою кафедру, он неуклонно продолжал отстаивать чистоту Православия. Свт. Афанасий оставил огромное духовное наследие: комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, апологетические и догматические сочинения, а также житие прп. Антония Великого, с которым был очень близок.

Афанасий Великий в русском простонародье известен под именем Ломоноса, так как обыкновенно около дня его памяти бывают сильные морозы, во время которых многие замораживали себе лица. Потому крестьяне справедливо замечали: «На Афанасия береги нос». От имени этого святого лютые морозы эти назывались Афанасьевскими. На основании подобного же наблюдения русские люди по созвучию имени другого угодника, Кирилла, говорили: «Афанасий и Кирило забирают за рыло».

Память свт. Афанасия Великого отмечается 2/15 мая.

АФАНАСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, затворник, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры почивающий († ок. 1176), когда он скончался, тело его приготовили для погребения, но не погребли. Ночью игумен услышал голос: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенный, и ты об этом не заботишься!» Когда же игумен и братия пришли к умершему, то нашли его живым, но на все вопросы он отвечал одним словом: «Спасайтесь!» И только уступая их настояниям, сказал им так: «Имейте послушание к игумену, кайтесь каждый час и молитесь Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и преподобным отцам Антонию и Феодосию, дабы здесь, в этой обители кончить жизнь свою и удостоиться быть погребенными со св. отцами в пещере; ибо эти добродетели: послушание, покаяние и молитва — выше всех других. И если кто исполнит все сие, как подобает по чину, блажен будет, только бы не возгордился. О прочем же не спрашивайте меня, но умоляю, простите меня!» После этого он затворился в пещере и пробыл там 12 лет, вкушая немного хлеба и воды и никому за это время не сказав ни одного слова, а лишь непрестанно плакал. Перед кончиной своей он повторил братии то, что им и говорил прежде о послушании и покаянии, и почил с миром. Погребли его в пещере, где он подвизался.

Память прп. Афанасию отмечается 2/15 декабря и 28 сентября/11 октября.

АФАНАСИЙ СЕРПУХОВСКОЙ, Высоцкий, игумен († в XV в.), один из учеников прп. Сергия Радонежского. В миру он носил имя Андрей. В Радонежской обители св. Афанасий принял иночество. Он отличался совершенным послушанием, знанием Свящ. Писания и любовью к переписыванию книг. Серпуховской кн. Владимир Андреевич Храбрый решил устроить в своем городе монастырь и просил прп. Сергия прибыть к нему для благословения и основания новой обители. Придя в Серпухов, прп. Сергий одобрил выбранное князем место на высоком берегу Нары, притока Оки, которое так и называлось — Высокое. Отсюда и сам монастырь получил название Высоцкого или Серпуховского. Строительство монастыря и его духовное окормление по просьбе князя прп. Сергий поручил св. Афанасию, который много сделал для Высоцкой обители. Прп. Афанасий был дружен со свт. Киприаном, митр. Московским, и поддерживал с ним переписку. В 1387 митр. Киприан по приглашению Константинопольского патриарха отправился в Царьград. С собой он взял и игумена Высоцкого монастыря. Вместо себя настоятелем обители тот оставил своего ученика — также Афанасия. В Константинополе прп. Афанасий приобрел себе келью в одном из монастырей и навсегда остался в столице Византийской империи. Он не забыл и основанной им обители — в знак благословения прислал в Серпухов «Высоцкий чин» — деисусный ряд иконостаса. Через св. Афанасия на Руси знакомились с византийским святоотеческим опытом. Преподобный, дожив до глубокой старости, скончался в Константинополе. Память прп. Афанасию Серпуховскому (Высоцкому) празднуется местно.

АФАНАСИЙ СЯНДЕБСКИЙ, Вологодский, преподобный († 1550), начал иноческое житие на о. Валаам под руководством прп. Александра Свирского и последовал за ним на берега р. Свирь. Здесь он был свидетелем явления прп. Александру Пресвятой Богородицы. По кончине своего наставника прп. Афанасий удалился в непроходимые Карельские леса и поселился вблизи г. Олонец, на перешейке, соединяющем Сяндебское и Рощанское озера. За ним последовали несколько учеников прп. Александра, и через некоторое время они поставили там часовню и несколько келий. Так было положено начало Сяндебскому Успенскому монастырю. Прп. Афанасий был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в родную обитель. Последние годы своей жизни святой проводил в строжайшем уединении на Святом острове Сяндебского озера. Погребен он был на Рощанском озере, на его могиле воздвигнута церковь во имя свт. Кирилла и Афанасия Александрийских. После пожара в монастыре в XVIII в. погибли все письменные памятники его времени. При возобновлении обители были обретены нетленные мощи прп. Афанасия с четками и разрешительной молитвой в руках. Они были погребены в той же могиле. Память прп. Афанасию отмечается 18/31 января.

АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (12.07.1826-23.10. 1871), русский фольклорист, историк, литературовед. Из дворян Воронежской губ. Окончил юридический факультет Московского университета, где среди его учителей были П. г. Редкий, К. Д. Кавелин, С. П. Шевырев. Первый печатный труд — «Государственное хозяйство при Петре Великом» (1847). Ранние статьи и рецензии печатал в «Современнике», «Отечественных записках» и др. журналах и альманахах. Во 2-й пол. 1850-х — н. 1860-х опубликовал ряд работ по истории русской литературы и журналистики в ж. «Библиотечные записки» (в т. ч. о русских сатирических журналах XVIII в., о Н. И. Новикове, А. Д. Кантемире, Д. И. Фонвизине, А. С. Пушкине, К. Н. Батюшкове, М. Ю. Лермонтове, А. В. Кольцове).

Самые значительные научные статьи Афанасьева относятся к области изучения и публикации фольклора. В их основе — теория мифологического происхождения и развития фольклора. Результатом этих изысканий стал фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с фольклором и языком др. индоевропейских народов, — «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1-3, 1865-69).

В 1855–63 публикуются восемь выпусков знаменитого собрания Афанасьева — «Народные русские сказки», основу которого составили сказки из архива Русского географического общества, дополненные записями В. И. Даля. В 1859 печатает «Народные русские легенды». Историко-литературный интерес представляют неопубликованные дневники Афанасьева.

АФАНАСЬЕВСКИЙ женский монастырь, Ярославская еп., близ Мологи. Впервые упоминается в 1509 и первоначально был мужским; в 1764 упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 открыт здесь женский монастырь. Здесь находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в дар монастырю вел. кн. Ярославским Феодором Михайловичем в 1377. Она была родовой святыней Ярославских князей со времени св. кн. Феодора.

АФАНАСЬЕВСКИЙ мужской монастырь, Ярославская еп., в Ярославле. Основан в XVI в.; возобновлен в 1613. За монастырской оградой в приписанной к монастырской Знаменской церкви находилась святыня города — чудотворная икона «Знамения» Божией Матери.