Слова, начинающиеся на ВА

ВАВИЛОВ Николай Иванович (13.25/11.1887-26.01.1943), русский биолог, генетик, растениевод, географ, создатель научных основ селекции, учения о мировых центрах происхождения культурных растений, их географическом распространении. Автор ряда выдающихся мировых открытий в области иммунитета, происхождения культурных растений и наследственной изменчивости. В 1920-е сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, сыгравший огромную роль в развитии биологии и сельскохозяйственных наук. В к. 1930-х Вавилов подвергся травле со стороны еврейских большевиков и по их доносу был осужден, умер в саратовской тюрьме.

ВАВИЛОВ Сергей Иванович (12/24.03.1891-25.01.1951), русский физик, один из основателей нелинейной оптики, основные труды посвящены вопросам физической оптики, разработал теорию миграции энергии возбуждения в растворах, количественно объясняющую обширный круг физических явлений.

ВАГА, река, левый приток Северной Двины, в Вологодской и Архангельской областях. Длина 575 км.

ВАДИМ ХРАБРЫЙ († 864?), знатный новгородец. Никоновская летопись сообщает, что он вместе со своими сторонниками выступил против Рюрика и был убит.

ВАЖЕОЗЕРСКО-НИКИФОРО-ГЕННАДИЕВСКАЯ пустынь, Олонецкая еп., при оз. Важе, переименованная в 1909 из «Задне-Никифоровской». Основана в 1-й пол. XVI в. прп. Никифором на месте подвигов прп. Геннадия. Не владея достаточными материальными средствами, обитель пришла в упадок, в 1764 была закрыта и обращена в приход, а к 1800 приписана к Троицкому Александро-Свирскому монастырю; с 1846 стала самостоятельной. Монастырю принадлежало в С.-Петербурге (на Московской ул.) подворье, при котором был устроен дом трудолюбия.

С. В. Булгаков

ВАЗУЗА, река, правый приток Волги, в Смоленской и Тверской обл. Длина 162 км.

ВАЛААМСКИЕ ОСТРОВА, архипелаг в северо-западной части Ладожского озера, в Карелии. Состоит из о. Валаам (28 кв. км) и свыше 50 мелких островов. Общая площадь 36 кв. км. Берега сильно изрезаны (шхеры). Сложены гранитами и диабазами. Высота до 70 м. Большая часть островов покрыта хвойными лесами. На о. Валаам — поселок городского типа Валаам; ансамбль Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, основанного в XIV в.

В XII в. принадлежали Новгороду; в н. XVII в. оккупированы шведами; с н. XVIII в. в составе России; в 1918 захвачены финнами, в 1940 возвращены СССР. С 1979 историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Сохранились: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская церковь с трапезной, кельи, гостиница (все XIX в.); рядом с монастырем — конюшенный (работный) и водопроводный дома (XIX в.); постройки т. н. Белого (XIX в.) и Красного (XIX — н. XX в.) скитов.

ВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь, на Ладожском озере, на о. Валааме, на вершине высокой утесистой горы. Основан в 1-й пол. XIV в. Основателями монастыря считаются прпп. греческие иноки, Сергий и Герман. Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. После пожара 1744 возобновлен в 1756. Обитель состояла из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На центральном, самом большом из них, красовался во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные скиты: Авраамиев, Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария. Монастырский соборный храм двухэтажный. Верхний храм — однопрестольный, в честь Преображения Господня, а нижний — двухпрестольный; главный придел во имя прпп. Сергия и Германа, а другой на правой стороне — во имя св. прор. Илии. В нижнем храме, у второй колонны, почивали мощи основателей монастыря; над местом их упокоения была установлена массивная серебряная рака. Скала, на которой был построен собор, поднималась на 16 саженей над уровнем озера. Колокольня, покрытая вызолоченными листами, была видна далеко с озера. В монастыре был принят устав Саровской Успенской пустыни; жизнь — строгая, с соблюдением самого строгого отшельничества в скитах; при богослужении употреблялся древнерусский столповой напев; в скитах совершалось неусыпное чтение псалтири по усопшим. В церкви Авраамиева скита у жертвенника в иконе хранилась частица мощей прп. Иакова Боровичского. В Александро-Свирском скиту существовала пещерка прп. Александра, устроенная в расселине каменной скалы и по вместительности такая, что в ней один только не очень рослый человек мог стоять выпрямившись и делать поклоны; в пещерке находился образ преподобного; близ самой церкви скита находилась могила преподобного, осененная гранитным крестом, которая, по сказанию, вырыта была собственными руками преподобного. Молочной пищи в этом скиту по уставу никогда не разрешалось вкушать, рыбная же употреблялась иногда в положенные дни. В скиту Всех Святых женщинам дозволялся вход только в неделю Всех Святых; пища в этом скиту круглый год была постной, и даже в Великие праздники иноки не вкушали скоромного масла и рыбы. В Предтеченский скит вход женщинам безусловно был воспрещен. Невдалеке от Коневского скита, с каменною церковью в честь Каневской Божией Матери, находилась пустынька Дамаскина, бывшего игуменом монастыря († 1881). Она состояла из 4-х маленьких комнаток, в одной из которых стоял деревянный некрашеный гроб, в котором строгий пустынножитель, для памяти смертной, полагал на краткие отдохновения многотрудное тело свое. Монастырские крестные ходы совершались 1 августа и 29 июня — вокруг монастыря, а в неделю Всех Святых — в скит Всех Святых. В монастыре было введено старчество. В монастырской библиотеке хранился синодик Иоанна Грозного с именами убиенных в опричнину и среди многих старопечатных книг XVII в. рифмованная псалтирь Симеона Полоцкого.

С. В. Булгаков

ВАЛДАЙ, город в Новгородской обл. Расположен на самой высокой части Валдайской возвышенности, на берегу Валдайского озера.

Известен с 1481, до 1654 дворцовое село, которое позднее было отдано Иверскому монастырю, владевшему им до 1764. Город с 1770. В XVIII — и. XIX в. значительный торгово-ремесленный центр на важнейшем российском тракте Москва — Санкт-Петербург. Получили развитие кузнечное и литейное дело, изготовление знаменитых валдайских ямщицких колокольчиков.

ВАЛУЕВ (Волуев) Дмитрий Александрович (14.09.1820-23.11.1845), русский историк и общественный деятель, один из видных представителей славянофильского учения. Окончил Московский университет (1841). Издал «Сибирский сборник» (1844) и «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845). В первом напечатал материалы по истории Московской Руси, собранные в архивах и у частных лиц, и «Исследование о местничестве» — свой самый крупный исторический труд (отд. изд. 1845), положивший начало изучению местничества. Во втором сборнике в предисловии изложил славянофильские идеи, в разработке которых энергично участвовал, опубликовал статью о христианстве в Абиссинии — одну из первых в русской литературе по истории Эфиопии. Выступление Валуева и многих авторов «Сборника...» в защиту южных и западных славян от угрозы полного порабощения их Турцией, Австрией и Пруссией имело большое значение. «Сборник...» ввел в тематику русской научно-исторической литературы проблемы истории славян Центральной Европы и народов Прибалтики и многовековой агрессии германцев на востоке от Эльбы. Идеи Валуева и его «Сборника...» оказали влияние на известных русских историков-славистов — А. Ф. Гильфердинга, В. И. Ламанского, Н. А. Попова, А. А. Майкова. В 1843 Валуев основал и при участии П. Г. Редкина редактировал периодическое издание «Библиотека для воспитания».

Д. К.

ВАРВАРА, великомученица († 306), празднуется 4/17 декабря. Русские люди почитали ее хранительницею от внезапной смерти, и потому в «Сказании, коим святым каковыя благодати исцелений от Бога даны» ей назначается особая молитва. В житии св. Варвары, напечатанном при акафисте, составленном митр. Киевским Иоасафом Кроковским, сообщалось, что в XVII в. в Киеве господствовала повсеместно сильная повальная болезнь, но благодаря заступничеству св. Варвары обитель Михайловская, где почивают ее мощи, не видела ни одного мертвеца в своих стенах. Ко дню св. Варвары относятся приметы о погоде, русские крестьяне говорили: «Варвара мосты мостит, на Варвару зима дорогу заварварит (заварит)», т. е. в это время устанавливается прочный зимний путь.

ВАРЗУГА, река в южной части Кольского п-ова, в Мурманской обл. Длина 254 км.

ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ, Архангельский, иеромонах (XVI в.), родился в Керетской вол. Архангельского края и был священником в г. Коле. Искупая содеянный им тяжкий грех, он возложил на себя страшный подвиг. Святой стал плавать по Белому морю против ветра по самым опасным местам, непрерывно читая псалмы Давида. Лодку он направлял непрестанно туда, где плавание было невозможно по причине живших там обильно червей, которые протачивали суда, но он молился об их уничтожении, и черви исчезали. Тогда он понял, что помилован. Остальную жизнь преподобный провел отшельником: сначала у озера Керетского, потом в пещере на берегу Белого моря, где он прожил сто лет, проповедуя местным язычникам Евангелие. Погребен он при церкви деревни Керет. В 1635 он явился воеводе Волынцеву и исцелил его. Часто святой являлся бедствующим на море и спасал их. Он считается их покровителем и защитником от потопления. К лику святых прп. Варлаам причислен в 1720. Память прп. Варлааму отмечается 6/19 ноября.

ВАРЛААМ ПЕЧЕРСКИЙ, игумен (1-й) († 1065), сын знатного боярина. С молодых лет стремился к иноческой жизни и часто приходил в пещеру к прп. Антонию Печерскому. Приехав однажды в обитель, молодой боярин снял с себя дорогие одежды, положил их к ногам встретившего его прп. Антония и остался в числе братии. Старец с любовью принял благородного юношу, твердо решившего стать монахом, и велел прп. Никону совершить над ним иноческий постриг. Вел. кн. Изяслав сильно разгневался на постриг. Ни угрозы и просьбы отца, ни слезы матери и молодой жены — ничто не могло изменить решения Варлаама. Они пытались насильно вернуть его домой, но убедились в том, что он никогда не вернется в мир, и смирились с этим. Когда число иноков в пещере стало возрастать, прп. Антоний поручил управление ими прп. Варлааму, а сам переселился в другую пещеру и опять стал жить в уединении. Став первым игуменом Киево-Печерского монастыря, св. Варлаам построил над пещерой деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии кн. Изяслав настоял на том, чтобы св. Варлаам устроил монастырь во имя его небесного покровителя — вмч. Димитрия и перешел туда настоятелем. Дважды прп. Варлаам совершал паломничество к св. местам Иерусалима и Константинополя. Возвращаясь из второго путешествия, он скончался во Владимирском Святогорском монастыре на Волыни и был погребен, согласно завещанию, в Ближних пещерах Печерской обители.

Память прп. Варлааму отмечается 19 ноября/2 декабря и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих).

ВАРЛААМ ПИНЕЖСКИЙ, Важский (Шенкурский), преподобный († 19.06.1462), в миру — боярин и воевода Василий Степанович Своеземцев, принадлежал к древнему новгородскому боярскому роду. От отца и деда унаследовал он обширные земли на р. Ваге, в нынешней Архангельской обл. Жили там бродячие языческие племена. Чтобы обратить их в христианство и сделать оседлыми, преподобный основал на р. Пинеге одноименный город, но управлял им не сам прп. Варлаам, а другие — доверенные ему люди. Не раз приходилось ездить ему послом к вел. кн. Василию II Темному, не раз приходилось водить войска против воинственных диких языческих племен. В преклонном возрасте преподобный удалился в основанный им на р. Ваге, вблизи г. Шенкурска, Иоанно-Богословский монастырь, принял там постриг с именем Варлаам и последние годы своей жизни провел в суровых иноческих подвигах. Скончался св. Варлаам в 1462, а в 1552 было записано первое чудо, свершившееся на его могиле. К лику святых был причислен в 1630. Св. его мощи почивают под спудом в церкви его упраздненного монастыря. Память прп. Варлааму отмечается 19 июня/2 июля.

ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ, преподобный († 6.11.1192), сын знатного новгородца. После кончины родителей принял монашеский постриг. Ища совершенного безмолвия, он поселился в десяти верстах от Новгорода в урочище, называемом Хутынь (худое место, обиталище нечистой силы). В уединении прп. Варлаам проводил суровую жизнь, совершал непрестанные молитвы и соблюдал строгий пост, памятуя, что только постом и молитвой побеждается князь мира. Погибель для инока — праздность, поэтому преподобный ревностно подвизался в трудах: рубил лес, пилил дрова, пахал землю. К нему стали собираться ученики, и вскоре на некогда пустынном месте была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня (знаменующая преобразование, возрождение мира и человека от тьмы греха к свету добродетели) и основан монастырь. Благодатию Св. Духа прп. Варлаам как при жизни, так и по кончине своей воскрешал умерших, изгонял бесов, исцелял слепых, прокаженных и других недужных. Он стал небесным покровителем родного города, неоднократно предупреждая жителей о грозящих бедствиях. В сер. XV в. были обретены нетленные мощи угодника и тогда же совершено прославление прп. Варлаама в лике святых.

Память прп. Варлааму отмечается 6/19 ноября и в 1-ю пятницу Петрова поста (перенесение мощей).

ВАРЛАМОВ Александр Егорович (15.11.1801-15.10.1848), композитор-песенник, певец, дирижер и вокальный педагог. Из молдавских дворян, сын военного.

В 1833 Варламов опубликовал сборник из 9 романсов, посвященных А. Н. Верстовскому. Романсы в этом сборнике «Не шей ты мне, матушка...», «Что отуманилась, зоренька ясная» принесли Варламову широкую известность. В 1834–35 Варламов издавал нотный журнал «Эолова арфа». В 1840 вышла его «Полная школа пения» — первое руководство по вокальному пению на русском языке. В 1830-е Варламов преподавал в Московском Театральном училище, Воспитательном доме, в аристократических домах Москвы. В 1845 Варламов переехал в Петербург, где стал давать частные уроки, выступал в концертах, занимался обработкой русских народных песен (в 1846 вышел сборник этих песен «Русский певец»).

Варламову принадлежит свыше 200 романсов, среди них: «Что мне жить и не тужить», «На заре ты ее не буди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «Разочарование».

В. А. Федоров

ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ, преподобный († 11.06.1445), приходской священник в г. Великий Устюг, в Вологодских пределах. По велению Божиему он удалился в пустынные Ветлужские леса, где провел двадцать лет в подвигах поста и молитвы. Поселился он на высоком берегу р. Ветлуги, на холме. Питался травой и редко хлебом; дикие звери не вредили жившему по воле Божией отшельнику. Множество людей приходили к нему ради наставлений и руководства. Посетил его и прп. Макарий Унженский, После кончины преподобного его ученики создали на месте пустыннической кельи Свято-Троицкий Варнавин монастырь. Св. мощи прп. Варнавы покоятся под спудом в монастырском соборе во имя св. ап. Варнавы.

Память прп. Варнаве отмечается 11/24 июня.

 ВАРНАВИНО, поселок городского типа в Нижегородской обл. Расположен на р. Ветлуге. Население 4 тыс. чел.

Основан в 1464 монахом из Великого Устюга прп. Варнавой Ветлужским. В 1778 преобразовано в уездный город Варнавин Костромского наместничества.

ВАРСОНОФИЙ (в миру Павел Андреевич Плиханков), преподобный оптинский старец (5/18.07.1845-1/14.04.1913). Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера, чин полковника. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И — отказ от всего.

10 февраля 1892 Павел Андреевич был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к прп. Анатолию, а затем к прп. Иосифу.

В 1903 прп. Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни.

Вскоре начинается Русско-японская война, и прп. Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. По окончании войны прп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, прп. старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и еще более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже «воздвизалось напастей бурею», люди утопали в его волнах.

Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к прп. Варсонофию за исцелением не только телес, по и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им таинства исповеди.

Оптину пустынь за все время своей монашеской жизни преп. Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по послушанию. В 1910, также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л. Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которой сковал его сатана».

Старец Варсонофий был духовником великого русского духовного писателя С. А. Нилуса и благословил его обнародовать Сионские протоколы, содержащие программу иудеев и масонов по борьбе с христианской цивилизацией. Впоследствии, незадолго перед кончиной, старец просил передать Нилусу, что он «вместе с ним пострадал за одно и то же» (т. е. противостояние иудаизму и масонству).

Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника, но к его словам не прислушались.

Меньше года прожил старец после удаления из Оптиной. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте». Причащался старец ежедневно.

Похоронен был прп. отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем прп. Анатолием «Старшим».

ВАРСОНОФИЙ ТВЕРСКОЙ, епископ (1495-11.04.1576), сын священника, происходил родом из-под Серпухова. Мальчиком попал в плен во время набега крымских татар. Спустя три года отец выкупил его из плена и св. Варсонофий принял иноческий постриг. Вместе со свт. Гурием он был отправлен в Казань проповедовать слово Божие. Там святой основал Спасо-Преображенский монастырь. В 1567 он был назначен Тверским епископом. В старости святитель пожелал вернуться в основанную им Преображенскую обитель, где и скончался.

Память свт. Варсонофию отмечается 11/24 апреля и 4/ 17 октября (обретение мощей, 1595).

ВАРЯГИ, древнерусское название жителей Скандинавии. Происходит от древнескандинавского слова, обозначавшего норманнских воинов, служивших у византийских императоров. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до XIII в. Варяжским, арабами в IX — XIII вв. — Бахэль-Варанг. В скандинавской литературе этот термин весьма редок, известен гл. обр. в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в «Повести временных лет» легенде о «призвании варягов», с которой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в XVIII в. антинаучной норманнской теории происхождения Русского государства, отвергнутой русскими учеными ввиду ее несостоятельности. На Руси в IX — XI вв., как известно из летописи, Русской Правды и др. источников, было немало варяжских воинов-дружинников, служивших у русских князей, и варяжских купцов, занимавшихся торговлей на «пути из варяг в греки». Киевские кнн. Владимир Святославич и Ярослав Мудрый неоднократно приглашали из Скандинавии наемные отряды варягов и использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами и народами. Варяжские воины и купцы в русских землях участвовали в общем процессе формирования государства, не сыграв в нем сколько-нибудь значительной роли, и быстро ославянились. В XII-XIII вв. в русских источниках слово «варяжский» означало также «католический» («варяжская вера», «варяжская божница» и т. д..). Но в большинстве русских письменных памятников общий для всех скандинавов термин «варяги» со 2-й пол. XII в. вытесняется конкретными названиями отдельных скандинавских народов — «свей» (шведы), «мурманы» (норвежцы) или общим для всех западных народов термином — «немцы». В некоторых местностях России в XIX в. бытовало диалектное слово «варяг» в смысле «мелкий торговец-разносчик». В настоящее время имеет смысл «человек со стороны, чужак».

И. Шаскольский

ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ. — См.: БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ.

ВАСИЛЕВСКИЙ Александр Михайлович (18/30.09.1895-5.12.1977), Маршал Советского Союза (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Родился в семье священника. Окончил Алексеевское военное училище (1915). В Первую мировую штабс-капитан. В Красной Армии с 1918, участвовал в боях с белополяками (1920). В Великую Отечественную войну заместитель и 1-й заместитель начальника, с июня 1942 начальник Генштаба. По поручению Ставки Верховного Главнокомандования в 1942–44 координировал действия ряда фронтов в крупных операциях. В 1945 командующий 3-м Белорусским фронтом, затем главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке при разгроме японской Квантунской армии. С 1946 начальник Генштаба. В 1949–53 министр Вооруженных Сил (военный министр) СССР; в 1953-56 1-й заместитель министра обороны СССР. Автор книги воспоминаний «Дело всей жизни».

ВАСИЛИЙ (к. XI — н. XII в.), священник, автор «Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского», вошедшей в «Повесть временных лет».

Очевидно, Василий был свидетелем трагических событий 1097. Он был послан кн. Давидом Святославичем к находившемуся у него в заточении Васильку Теребовльскому, чтобы передать ему условия примирения, предлагаемые Давидом. Василий подробно описывает, как Василько был схвачен после Любечского съезда князей Давидом и Святополком, как он был ослеплен, и последующие события.

ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой русских былин, боярский сын, связавшийся с новгородской вольницей, бесшабашный пьяница и ушкуйник, вступавший в бой со всем Новгородом. Погиб на пути из Св. Земли, куда ездил замаливать грехи.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, архиепископ, Вселенский учитель (около 330–379), родился в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье. Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра — прп. Макрина, брат Григорий, еп. Нисский, брат Петр, еп. Севастии Армянской, и младшая сестра блж. Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать прав. Емилия. В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине. Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изучал творения св. отцов, упражнялся в аскетических подвигах, посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом. Когда вновь стало распространяться и усиливаться арианство, св. Василий выступил в защиту православной веры. Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Велика была сила его молитвы: он мог испрашивать прощения даже отрекшимся от Господа или отчаявшимся в своем спасении грешникам. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи. Святитель оставил множество богословских трудов: толкования на Шестоднев и псалмы, книги в защиту православного учения, беседы, аскетические трактаты, правила, письма, проповеди. Память свт. Василию отмечается 1/14 января и 30 января/12 февраля.

ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ (Димитриевич) (30.12.1371-7.02.1425), великий московский князь. Сын московского и вел. владимирского кн. Дмитрия (Димитрия) Ивановича (Иоанновича) Донского и вел. кн. Евдокии Дмитриевны, дочери суздальского кн. Дмитрия Константиновича.

В 1384 Василий был послан отцом в Золотую Орду «тягаться» с тверским кн. Михаилом Александровичем за великое княжество Владимирское и Новгород. Там он пробыл около двух лет, будучи задержан ханом Тохтамышем. Бежал из Орды в Подолию, а затем в Валахию, откуда в 1387 возвратился в Москву. В 1389 Василий стал вел. московским князем. Успешно воевал с Новгородом Великим, нижегородскими, суздальскими князьями, рязанским кн. Олегом Ивановичем, Литвой. Присоединил к Москве Нижний Новгород, Муром, Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли народа коми. По его приказу были «срублены» города Ржев и Плес. Василий умело использовал усобицу в Золотой Орде: с 1395 по 1412 он не платил дани татарам. В его правление в Московском Кремле был построен Благовещенский собор. Княжение Василия ознаменовалось еще большим усилением Московского государства.

О. М. Рапов

ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ ТЕМНЫЙ (10.03.1415-27.03.1462), великий московский князь. Сын вел. московского кн. Василия Дмитриевича (Димитриевича) и вел. кн. Софьи Витовтовны, дочери вел. литовского кн. Витовта.

В 1425 после смерти отца Василий стал вел. московским князем. Более четверти века боролся с мятежными звенигородско-галицкими князьями: дядей Юрием Димитриевичем и двоюродными братьями, Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Несколько раз он терял Москву, которую захватывали его политические противники. В 1446 был взят в плен в Троице-Сергиевом монастыре Дмитрием Шемякой и ослеплен (отсюда его прозвище — Темный). Был отправлен в заключение в Углич, а затем на княжение в Вологду. Однако в том же году, благодаря поддержке военно-феодального сословия, Церкви и простых русских людей, вновь вернул себе великокняжеский стол. Присоединил к своим владениям Тулу, Ростиславль, Суздаль, обширную территорию возле Кубенского озера, а также отпавшие от Москвы Можайское и Боровско-Серпуховское княжества. Василий успешно воевал с Новгородом Великим и неудачно с татарами. В 1445 потерпел сокрушительное поражение от ордынцев под Суздалем, был взят ими, раненный, в плен и отпущен на свободу за очень большой выкуп.

Василий отверг провозглашенную в 1439 Флорентийским собором унию между католической и православной церквами, низложил Московского митр. Исидора, подписавшего эту унию. По его указанию в 1448 собор епископов избрал на митрополичий престол Иону без последующего утверждения Константинопольским патриархом. Тем самым Василий подчеркнул независимость Московской митрополии и свое несогласие с политикой, проводимой Константинопольским патриархатом, поддержавшим решения Флорентийского собора. Он отверг вмешательство римского папы Пия II в дела Православной Церкви.

Василий построил в Москве у Боровицких ворот церковь Иоанна Предтечи.

О. М. Рапов

ВАСИЛИЙ III (в крещении Гавриил, в схиме Варлаам) ИВАНОВИЧ (Тимофеевич) (25.03.1479-3.12.1533), великий московский князь. Сын вел. московского кн. Ивана III (Тимофея) Васильевича и вел. кн. Софьи (Зои) Палеолог, племянницы византийского имп. Константина XI.

В к. XV — н. XVI в. Василий активно боролся за верховную власть со своим племянником Дмитрием, внуком Ивана III. В 1505, после смерти отца, он стал вел. московским князем. Василий присоединил к Московскому княжеству ранее самостоятельные Псковскую и Рязанскую земли. В 1514 после войны с Литвой к Москве отошла Смоленская земля. Василий ликвидировал ряд удельных княжеств, входивших в состав Российского государства: Новгород-Северское, Стародубское, Калужское, Волоколамское, Углицкое. В его правление было закончено объединение великорусских земель в границах единого Российского государства. Василий вел тяжелую борьбу с Крымским ханством, пытался превратить Казанское ханство в зависимое от Москвы государство, назначая туда ханами своих ставленников. Беспощадно расправлялся с внутренней оппозицией — князьями и боярами, выступавшими против его власти. В его правление был создан новый Судебник (до наших дней не дошел). Посол германского имп. Максимилиана Сигизмунд Герберштейн писал, что Василий властью превосходил всех монархов мира. На лицевой стороне его печати имелась надпись: «Великий Государь Василий Божьей милостью царь и господин всея Руси». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь».

В его правление в Московском Кремле был заново возведен Архангельский собор, а в селе Коломенском под Москвой построена Вознесенская церковь. Оба храма являются шедеврами мирового зодчества.

О. М. Рапов

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (1552-12.09.1612), русский царь в 1606-10. Сын князя Ивана Михайловича Шуйского, род которого восходил к легендарному Рюрику.

В 1584 Василий стал боярином. Он был противником Бориса Годунова. В 1591 расследовал дело о смерти царевича Дмитрия в Угличе. В 1606 командовал войсками, действовавшими против Лжедмитрия I, а затем перешел на сторону самозванца. После восшествия Лжедмитрия I на престол объявил о том, что выводы его комиссии относительно смерти царевича Дмитрия неверны, и новый царь — истинный сын Ивана Грозного. Однако уже в июне 1605 Василий стал интриговать против самозванца, был схвачен, осужден Лжедмитрием I на смерть, но затем помилован и отправлен в ссылку. В 1606 возвратился из ссылки в Москву и составил заговор против Лжедмитрия I, который закончился восстанием в Москве 17 мая 1606 и гибелью самозванца.

19 мая 1606 Василий был провозглашен своими приверженцами русским царем. При вступлении на трон он дал «крестоцеловальную запись» не решать никаких важных вопросов без Государевой (Боярской) думы. Василий еще раз изменил свои показания относительно «Углицкого дела», заявив, что царевич Дмитрий погиб в 1591, а самозванец, присвоивший его имя, является «вором Гришкой Отрепьевым», незаконно захватившим верховную власть благодаря «бесовской помощи».

Боярам, участникам переворота 1606, Василий пожаловал новые земли с крепостными. В то же время происходило повсеместное увеличение размеров барщины и оброка. Бегство крестьян и холопов становится повальным. Все это послужило сигналом для восстания Ивана Болотникова (1606—07), которое буквально потрясло Россию. Правительству пришлось принимать срочные меры для объединения дворянства и боярства в борьбе с восставшими. 9 марта 1607 было издано «Уложение», устанавливающее 15-летний сыск беглых крепостных.

В 1607 новый самозванец — Лжедмитрий II — начал наступление на Москву. Он захватил огромные территории и обосновался в подмосковном селе Тушине. Для борьбы с ним Василий был вынужден пригласить в Россию шведские войска. За помощь шведское правительство потребовало от России отказаться от претензий на прибалтийские земли, ранее принадлежавшие Ливонскому ордену, город Корелу, разрешения на хождение шведских денег в Московском государстве, что должно было отрицательно сказаться на всем русском хозяйстве, а также принятия на себя обязательства содержать шведские войска. Василий был вынужден принять все эти условия, что вызвало большое недовольство в русском обществе. Появление шведских войск в России привело к открытой интервенции со стороны Польши. Поляки осадили Смоленск. 24 июня 1610 русско-шведское войско потерпело сокрушительное поражение от поляков в сражении под селом Клушино возле Вязьмы. Поляки двинулись на Москву.

Положение Василия стало безнадежным. 17 июля 1610 московские бояре и дворяне заставили его сложить царскую власть, а 19 июля он был насильственно пострижен в монахи и заточен в кремлевский Чудов монастырь. В сентябре 1610 был выдан вместе с семьей польскому гетману Жолкевскому, который отвез его в Польшу, где Василий и скончался, находясь в заключении в Гостынском замке.

О. М. Рапов

ВАСИЛИЙ и КОНСТАНТИН ЯРОСЛАВСКИЕ, святые князья (XIII в.), рано лишились отца — кн. Всеволода Константиновича, который погиб в битве с татарами на р. Сити в 1238. Осиротевшие братья проявили разумение и волю, свойственные зрелым мужам. Они собрали разбежавшихся по лесам подданных и позаботились о вдовах погибших. В 1242 юный кн. Василий мужественно отправился в Золотую Орду умиротворять хана Батыя. На следующий год он уже ездил туда с вел. кн. Киевским Ярославом, отцом Александра Невского, заключать союз с татарами, чтобы уберечь Русскую землю от дальнейшего разгрома. По возвращении из Орды он вступил в брак с княжной Ксенией. Они имели двух детей: дочь Марию, вышедшую впоследствии замуж за блгв. кн. Феодора Смоленского, и сына Василия, умершего в младенчестве. Испытанный многими скорбями, кн. Василий со смирением принимал все тяготы и невзгоды, превозмогая их усердной молитвой ко Господу. Жизнь его была недолгой, но доброй, исполненной многих духовных утешений. Зимой 1249 он отправился во Владимир для свидания с вел. кн. Александром Невским, где и преставился. Тело князя, с почетом препровожденное в Ярославль, было положено в Успенском соборе. Его младший брат Константин принял управление княжеством и в 1257 погиб в битве с татарами на р. Которосли, отдав свою жизнь за православную веру и независимость родины. Он был погребен рядом со своим братом. В 1501 после пожара, случившегося в Ярославском кремле, были обретены их нетленные мощи, от которых стали происходить многочисленные чудеса.

Память блгв. кнн. Василию и Константину отмечается 3/16 июля, 8/21 июня (обретение мощей) и 23 мая/5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).

ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ, сын мелкого ярославского торговца, служил приказчиком в г. Мангазее (в северной Сибири) у одного купца. Трудолюбивый и честный Василий отличался особенным благочестием; любил посещать храм Божий, усердно молился дома, помогал, по силам своим, нуждающимся, ходил за больными. Хозяин его был человек жадный и жестокий, и добродетельный Василий много страдал от него. Однажды, в Пасхальную утреню, лавка купца была обкрадена. Купец, оклеветав в этом Василия, подверг его пытке и, наконец, сам убил его связкою ключей, а тело страдальца бросил в болотистое место. Это было 23 марта 1600. Через 50 лет гроб Василия показался поверх болота и от него стали проявляться знамения и чудеса. В 1670 нетленные мощи Василия перенесены в Троицкую Туруханскую обитель и положены там в богатой раке. На новом месте покоя от мощей Василия совершалось много чудес. Память его местно чтится панихидами во всей Сибири.

С. В. Булгаков

ВАСИЛИЙ МОСКОВСКИЙ, Христа ради юродивый (1468-2.08.1557). Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно старинной московской легенде, Анна родила Василия на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери. Когда мальчик подрос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. В шестнадцать лет св. Василий начал свой подвиг юродства. В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступал он так по Божиему Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был негодным. И вскоре стало ясно, что св. Василий — человек Божий. Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Несмотря на невзгоды и лишения, св. Василий достиг глубокой старости и скончался 2 августа 1557 в возрасте 88 лет. Свт. Макарий, митр. Московский, совершил погребение блаженного. К лику святых блж. Василий был причислен в 1588. В храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, был устроен придел во имя его. Почитание святого было столь велико, что храм этот получил второе, теперь более известное название — собор Василия Блаженного, Вериги, которые святой носил на теле, хранятся в Троице-Сергиевой лавре. Память блж. Василию отмечается 2/15 августа.

ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ, епископ († 1295), занимал архиерейскую кафедру в одном из самых древних русских городов — Муроме. Святитель много заботился о благочинии в своей епархии. Но по навету врага рода человеческого — сатаны свт. Василий был заподозрен в нецеломудрии. Легковерные жители Мурома, поверив клевете, собрались предать смерти праведного епископа. Свт. Василий испросил себе времени до утра. Проведя ночь в молитве, он отслужил молебен перед чудотворной Муромской иконой Пресвятой Богородицы. Взяв святой образ, он вышел к ожидавшему его народу и направился к берегу реки, на котором стоит Муром. Здесь, ведомый волей Божией, святитель постелил на воду епископскую мантию и, встав на нее, поплыл против течения. Этим явным чудом Господь засвидетельствовал невинность свт. Василия. Со слезами горожане кричали ему вслед, умоляя простить их. На мантии, с иконой в руках, свт. Василий был перенесен в Старую Рязань, где его торжественно встретили рязанский князь, духовенство и народ. После одного из татарских набегов на Старую Рязань святитель переселился в Переяславль Рязанский, который ныне называется Рязанью. С этих пор епископская кафедра муромско-рязанских земель осталась в Рязани. Свт. Василий мирно скончался в 1295. В 1547 свт. Макарием, митр. Московским, было установлено празднование Муромским чудотворцам, и среди них — свт. Василию. Память свт. Василию отмечается 3/16 июля и 10/ 23 июня (обретение мощей в 1609).

ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ (Георгиевич) КОСОЙ (Косый) († 1448), галицкий князь. Сын галицко-звенигородского кн. Юрия (Георгия) Дмитриевича (Димитриевича). Василий Косой княжил в Галиче и Костроме. После смерти Юрия Дмитриевича в Москве в 1434 Василий объявил себя вел. московским князем, но был изгнан из столицы Северо-Восточной Руси Василием II и своими братьями, Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным. Он уехал в Новгород Великий, а потом в Кострому, где собрал войско и выступил против Василия II. В сражении на р. Которосли в 1434 Василий Косой потерпел поражение от великокняжеских войск и заключил с Василием II мир, по которому получил во владение Дмитров. Но вскоре он вновь выступил против вел. князя. В 1434 был вторично разбит у с. Скорятина в Ростовской земле, бежал с поля битвы, попал в плен к Василию II, был ослеплен по его приказу, после чего сошел с политической сцены.

В период борьбы за великокняжеский стол Василий Косой «отличился» жестокой расправой со сторонниками Василия II.

О. М. Рапов

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО храм. — См.: ПОКРОВА НА РВУ собор.

ВАСИЛЬЕВ Константин Алексеевич (3.09.1942-29.10.1976), русский художник. Родился в оккупированном немцами Майкопе. Отец был в партизанах. После освобождения Кубани семья воссоединилась. Родители стали работать на заводе «Краснолит», жили прямо в цехе. В 1949 Васильевы переезжают в Поволжье — в с. Васильеве в устье р. Свияги. В 1954 за серию работ двенадцатилетний Васильев проходит по конкурсу в художественную школу при Суриковском институте. В 1961 заканчивает Казанское художественное училище. Еще студентом он пробует себя в различных художественных манерах, но его главным творческим методом становится реализм.

В 1963 Васильев выставляется в московском Манеже с графическим циклом портретов композиторов-классиков. В этот период работает учителем рисования в поселковой школе. Много занимается древней историей славян.

Начиная с 1967 он пишет картины гл. обр. на былинные и сказочные сюжеты («Рождение Дуная», «Гуси-лебеди», «Свияжск»). Интерес художника к прошлому, осмысление героизма и жертвенности предков легли в основу т. н. русского цикла: «Русалка», «Жница», «Плач Ярославны», «Русский витязь», «Вольга и Микула», «Бой со змеем», «Поединок», «Садко и владыка морской», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Человек с филином», «Северная легенда».

В 1974 в преддверии 30-летия Победы Васильев создает военный цикл, проникнутый гордостью и верой в возрождение мощи народа-богатыря: «Нашествие», «Прощание славянки», «Тоска по Родине», «Маршал Жуков», «Над Берлином», «Унтер ден Линден в огне». За внешним символизмом бойцов, уходящих в смертный бой, указывается тема торжества победителей, крепкая, неотвратимая воля русского воинства.

Безвременная кончина настигла К. Васильева по пути домой из соседнего Зеленодольска со второй его прижизненной выставки.

ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР. — См.: МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ.

ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ, празднование памяти св. Василия Великого, Кесарийского (1/14 января). В этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсенъ, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе пред обедней, ходили по домам сеять из рукава, а другие из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню. Другие при засевании зерен приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», или: «Уроды, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». В основе этого обряда был древний языческий ритуал празднования божества Авсеня. В связи с упомянутым земледельческим посевальным обрядом был еще обычай на Васильев день, как на сельскоземледельческий праздник, приготовлять кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастии и благополучии наступающего года. В некоторых местах было обыкновение на Васильев день ходить по домам и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. У людей зажиточных целую неделю от Рождества Христова до Нового года стояла на столе свиная голова. Св. Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали св. Василия и боялись прогневить его. В Орловской губ. на Новый год приготовляли жареного поросенка и называли его касарецким, от названия св. Василия Великого Кесарийским. Васильев день в быту русского народа считался еще сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», или: «случилось на Васильев день»; «он нанялся от Васильева дня до Евдокии» и т. п.

И. П. Калинский

ВАСИЛЬСУРСК, поселок городского типа в Воротынском р-не Нижегородской обл. Пристань на Волге, при впадении в нее р. Суры. Население 1,6 тыс. чел.

Основан в 1523 близ устья Суры как крепость Васильгород (названа в честь Василия III). С 1779 уездный город Василь Нижегородского наместничества.

ВАСИЛЬЧИКОВ Александр Илларионович (27.10.1818-2.10.1881), князь, русский ученый, общественный деятель, публицист. Подготовил ряд капитальных научных трудов о землевладении, земледелии и самоуправлении в России, где на большом фактическом материале доказывал необходимость сохранения и укрепления крестьянской общины как средства экономического процветания России и спасения ее от революции. Убежденный сторонник местного самоуправления, Васильчиков видел в нем необходимое условие для поднятия умственного и нравственного состояния русского народа.

О. П.

ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (25.07.1856-23.01.1933), живописец и график, археолог и театральный художник, академик (1900), действительный член Петербургской Академии художеств (1903). Происходил из семьи сельского священника Вятской губ. Живописи учился у своего старшего брата Виктора Михайловича, В. Д. Поленова и И. Е. Репина. В 1888 вступил в творческое Товарищество художников-передвижников, один из учредителей творческих объединений «36 художников», «Союза русских художников» и «Общества художников-реалистов». В 1890-х обратился к изучению истории и археологии Москвы, создал эпические виды старой Москвы: «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот», «На крестце в Китай-городе», а также пейзажи Подмосковья и Урала. Автор статей по истории и археологии Москвы и Подмосковья, путевых заметок, составленных во время путешествий по Уралу и Кавказу. Выполнил эскизы декораций к поставленным в Большом и Мариинском театрах операм «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже». С 1918 — председатель Комиссии по изучению старой Москвы.

В. А. Федоров

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (3.05.1848–23.07.1926), живописец, автор жанровых и исторических полотен. Старший брат А. М. Васнецова. Учился в духовном училище и семинарии в Вятке (1858—67), в Петербурге в Рисовальной школе (1867—68) и в Академии художеств (1867—75), ученик И. Н. Крамского. Член Товарищества художников-передвижников (1878—97), с 1893 — действительный член Петербургской Академии художеств. Деятельно участвовал в работе Абрамцевского кружка художников (В. Д. Поленов, М. В. Нестеров и др.).

В 1880-х Васнецов обратился к фольклорно-эпической тематике и к историческим сюжетам. Широкую известность ему принесли полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Царь Иван Васильевич Грозный», картины на темы русских сказок — «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке», и по мотивам былин — «Богатыри» (1881-89). В 1883-85 Васнецов работал над созданием панно «Каменный век» для Исторического музея, в 1885-96 над росписями Владимирского собора в Киеве, в 1883-1901 создавал мозаичные изображения в церкви храма «Спаса на крови» (Воскресения Христова) в Петербурге (на месте убийства в 1881 Александра II), писал иконы для Владимирского собора в Киеве (знаменитый запрестольный образ Богородицы и иконы русских святых) и для собора Александра Невского в Софии (1903-14). В 1902 им выполнен фасад Третьяковской галереи. По его проекту построен собственный дом в Москве (ныне музей его имени). В последние годы своей жизни Васнецов работал над картинами на сюжеты русских сказок.

В. А. Федоров

ВАССИАН КОСОЙ (в миру — кн. Патрикеев Василий Иванович) († ок. 1545), монах, писатель. Жил в Кирилло-Белозерском монастыре. После смерти Нила Сорского глава движения «нестяжателей». Выступая против церковно-монастырского землевладения, позволял себе критиковать святоотеческое предание в той части, в которой оно обосновывало церковно-монастырское землевладение. На Соборе 1531 осужден и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и скончался.

ВАССИАН РЫЛО († 1481), деятель Православной Церкви, архиеп. Ростовский, писатель, автор знаменитого патриотического произведения «Послание на Угру» (1480). В нем он призывал Ивана III решительно бороться с Ордой за торжество Православной веры, рисовал царю образ идеального христианского государя.

ВАТАГА, временное или случайное товарищество для выполнения тех или иных работ, дружная толпа (В. И. Даль), обычно состоявшая из людей сомнительного свойства — разбойничья ватага, ватага бурлаков или нищих.

ВАТОПЕДСКАЯ («Отрада», или «Утешение»), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Ватопедском монастыре, который устроен в царствование Константина Великого. Близ сего монастыря в 395, во время сильной бури упал и был поглощен волнами царевич Аркадий, сын Феодосия Великого. Все были в ужасе, что царевич погиб. Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Тут спутники Аркадия случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели здесь под одним из кустов спокойно спавшего измокшего царевича. Проснувшись, царевич рассказал о своем чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. От этого дано монастырю название Ватопед (греч.: куст отрока). Имп. Феодосии в память избавления своего сына распространил и обогатил монастырь. Алтарь соборного храма устроен на том самом месте, где найден царевич. На освящение храма приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патр. Нектарием. Чудотворная икона стоит в приделе, посвященном ее имени. Лицо Богоматери на сей иконе выражает сострадательную любовь, взор Ее дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца, оно грозно; движение гнева заметно во всех чертах, взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе сохраняется еще следующее сказание: 21 января 807 шайка разбойников подступила к Афонской горе с намерением на рассвете, как только растворятся ворота Ватопедского монастыря, ворваться внутрь, перебить иноков и разграбить монастырское имущество. Разбойники укрылись на берегу в прилежащих к монастырю кустарниках. Но хранительница Св. Горы, Пресвятая Богородица, не допустила совершиться злодейскому замыслу их. На следующий день после утрени, когда вся братия разошлась по своим кельям на временный отдых, настоятель сего монастыря остался в церкви и занялся совершением своего утреннего правила. Вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Смутился игумен и устремил глаза свои на икону Богоматери, и тогда открылось ему поразительное чудо: он видит, что лик Богоматери оживился, равно как и лик Младенца на Ее руках. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил на Нее Свое лицо и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого, пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына и Господа и уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Пораженный ужасом, игумен сейчас же собрал братию и пересказал им все случившееся. Тогда все с крайним изумлением заметили, что лицо Богоматери и Господа Иисуса и вообще изображение этой иконы сделались в другом виде против прежнего, и прославили Промысл и заступление о них Пресвятой Богородицы и Ее ради милующего их Господа. Поспешили на монастырские стены и отразили нападение разбойнической шайки. С той поры Ватопедская икона Богоматери сделалась известной еще под именем «Отрада», или «Утешение», и положение лиц Богоматери и Богомладенца осталось в том самом виде, в каком оно сделалось при троекратном голосе, слышанном игуменом.

Празднуется 21 января/3 февраля.

Прот. И. Бухарев