Слова, начинающиеся на ГЕ
ГЕ Николай Николаевич (1831-1894), русский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Уже ранние произведения Ге свидетельствовали о его стремлении к преодолению академизма. Глубиной реалистических характеристик и психологизмом отмечены его портреты Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Идеи патриотизма и понимания национальных ценностей, близкие художнику, отличают его картины «Петр I допрашивает царевича Алексея» и «Пушкин в селе Михайловском». Нравственным исканиям Л. Н. Толстого созвучны драматические композиции позднего Ге на религиозно-этические темы «Что есть истина?» (1890) и «Голгофа» (1893).
ГЕДИКЕ Александр Федорович (20.02/4.03.1877-9.07.1957), русский органист, пианист, композитор, искусствовед. Профессор Московской консерватории (1909).
Выдающийся органист, основоположник и глава русской органной школы; его вдохновенную игру отличала монументальность, ясность и глубина мысли, любовь к подчеркнутым контрастам света и тени. Им были исполнены все органные сочинения И. С. Баха. Сталинская премия за исполнительскую деятельность (1947). Автор опер «Виринея» (1915), «Жакерия» (1933), сочинений для органа и др.
Э. Афанасьев
ГЕЕННА ОГНЕННАЯ. — См.: АД.
ГЕННАДИЕВСКИЙ КРУЖОК, объединение православных деятелей, писателей и переводчиков вокруг свт. Геннадия Новгородского для борьбы с жидовствующими и другими еретиками. В кружок, в частности, входили дьякон Герасим Поповка, Дмитрий Герасимов, братья Траханиоты и др. В кружке было подготовлено «Слово кратко противу тех, иже и вещи священные, подвижные и неподвижные, соборные церкви вступаются». В «Слове» звучал протест против попыток отобрать у церкви земли, говорилось, что «Благий пастырь» должен смело бороться против «волка грядущего», «да не боится мирского властителя».
Особенно большое значение имели произведения, созданные в кружке в 1490 против жидовствующих, — «Слово краткое» и «Речи посла цесарева». В них высказывалось одобрение действиям «Шпанского короля», который очистил свою землю от иудеев. Эту же мысль приводил и сам св. Геннадий в послании к митр. Зосиме.
Борьба с еретиками во многом определила просветительскую деятельность кружка, которая началась с рассылки по монастырям тех книг, которые «у еретиков все есть» («Афанасий Александрийский», «Сильвестр», «Козма Пресвитер», «Дионисий Ареопагит» и др.).
Важным литературным мероприятием Геннадиевского кружка было собирание, перевод и кодификация Библейского свода. Геннадиевская Библия 1499 — первая полная Библия в России.
О. П.
ГЕННАДИЙ КОСТРОМСКОЙ и ЛЮБИМОГРАДСКИЙ, преподобный († 1565), в миру Григорий, происходил из Могилева. Родился в семье богатых, но не отличавшихся благочестием родителей. Переодевшись в бедную одежду, Григорий тайком ушел из дома. Долго странствовал по разным русским землям, ища духовного успокоения и наконец в вологодской земле он встретился с прп. Корнилием Комельским. Тот и постриг в монашество юношу, и они вместе удалились в непроходимые костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, они в 1505 основали обитель в честь Преображения Господня, впоследствии — Спасо-Геннадиев монастырь. Особенно любил прп. Геннадий иконописное дело, чутко переживая в своей душе Божественную красоту. За свою праведную жизнь подвижник получил редкий дар прозорливости и чудотворения. Канонизирован в 1646.
Память прп. Геннадию отмечается 23 января/5 февраля и 23 мая/5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).
ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ, архиепископ († 4.12.1506), происходил из боярской семьи Гонзовых, но светской карьере предпочел иноческую жизнь, которую начал в Валаамском монастыре под руководством прп. Савватия Соловецкого. Вскоре он становится архимандритом Московского Чудова монастыря, а затем посвящается в архиепископа Новгородского. В это время в Новгороде, а затем в Москве иудейскими проповедниками стало распространяться тайное учение, получившее наименование «ереси жидовствующих». Оно искажало основы Православия и грозило изменить весь ход истории Русской Церкви и государства. Дело доходило до прямого осквернения святынь. Тяжелую двадцатилетнюю борьбу с еретиками, успевшими получить некоторую поддержку при великокняжеском дворе, возглавил архиеп. Геннадий, совместно с известным государственным и церковным деятелем прп. Иосифом Волоцким. Ересь была низложена, но клевета — любимое оружие диавола — преследует память исповедников вплоть до наших дней. Противодействуя случайному, а часто и намеренному искажению библейских книг, которые на Руси переписывались отдельными частями, свт. Геннадий взял на себя огромный труд — свести их в отдельный свод. И вот в 1499 вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке, названный Геннадиевской Библией. С именем свт. Геннадия связаны и создание «Четвертой Новгородской летописи», и первое уставное указание о почитании русских подвижников, и составление пасхалии «на осьмую тысячу лет» (от Сотворения мира), появление которой пресекло злонамеренные слухи о скором конце света.
Память свт. Геннадию отмечается 4/17 декабря.
ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ, отрасль общегеологической науки, создана в 1912–13 выдающимся русским ученым И. М. Губкиным. Основываясь на теоретических основах новой науки, Губкин разработал оригинальный способ построения структурных карт подземного рельефа нефтяных месторождений.
ГЕОРГИЕВСКИЙ женский монастырь, Владикавказская еп., в Пятигорском у., близ ж.-д. станции Хасавюрт. Учрежден в 1885.
ГЕОРГИЕВСКИЙ мужской монастырь, Калужская еп., близ г. Мещовска, на берегу р. Серебрянки. Первоначально находился в окрестностях Мещовска, в верховье р. Ресы. В Смутное время был разграблен и сожжен. В 1-й пол. XVII в. возобновлен. Здесь находилась чудотворная икона «Скорбящей» Божией Матери. В средней монастырской башне был погребен Андрей, Христа ради юродивый († 1812).
ГЕОРГИЕВСКИЙ собор в Юрьеве-Польском, построен в 1230–34. Четырехстолпный храм с тремя открытыми внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до закомар. Ковровый растительный орнамент, мастерски нанесенный на поверхность стены, изысканным кружевом покрывает нижнюю часть здания, оплетает пилястры и порталы. Аркатурно-колончатый пояс трактуется как широкая орнаментальная лента. Закомары собора, так же как и архивольты (арочные завершения) порталов, приобретают килевидное очертание. На фоне плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе изображения животных и чудищ, приобретающих фольклорную окраску. В закомарах размещались крупные горельефные композиции на христианские темы. Духовно-государственная и народно-сказочная тематика сплетается в неповторимом редком уборе собора, в своеобразном гимне духовному совершенству Владимирской земли.
ГЕОРГИЕВСКОЕ, село в Костромской обл., центр Межевского р-на. Расположено на р. Меже. Население 3 тыс. чел. Основано в 1242.
ГЕОРГИЙ (Юрий) ВСЕВОЛОДОВИЧ, Владимирский, великий князь (1189 — 4.03.1238), сын и преемник вел. кн. Всеволода Большое Гнездо. В нем замечательно сочетались воинская доблесть с христианским благочестием. В 1237 началось татаро-монгольское нашествие. Враги вторглись и в его владения. Чтобы дать им отпор, кн. Георгий отправился на север для соединения с другими русскими силами. Произошло жестокое сражение на р. Сить в феврале 1238. Князь пал смертью храбрых на поле брани, защищая веру и Отечество. После битвы еп. Ростовский Кирилл долго искал его останки и наконец обрел их с лежащей в стороне головой. Когда же владыка соединил голову святого с его телом, они чудесным образом срослись. Епископ похоронил князя. Через два года его мощи были перенесены в Успенский собор г. Владимира. Память блгв. кн. Георгию отмечается 4/17 февраля.
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ, великомученик († 303), один из самых чтимых русских святых, покровитель Москвы и Русского государства. Не случайно своим покровителем его нарекли такие разные страны, как Россия, Англия и Грузия (официально последняя из них и именуется Страной св. Георгия). Мы обычно ассоциируем его образ только как лик воителя, и притом — всегда победоносного. Конечно, таким он и был, но прежде всего — он был победоносный участник воинства Христова. Высоко отмеченный имп. Диоклетианом как талантливый полководец, св. Георгий не прельстился этим и резко восстал против гонений на христиан, воздвигнутых императором-язычником. За это он был подвергнут жесточайшим мучениям: огромной тяжести камень клали на грудь, привязывали к колесу, под которым впивались в тело великомученика лезвия. Знамения Небесные укрепляли великомученика в его страданиях за Христа Спасителя. Ими была потрясена — и уверовала в Истинного Бога и сама имп. Александра, ставшая христианкой. Пытки св. великомученика продолжались. Тщетна была и попытка императора соблазнить св. Георгия разделить с ним царскую власть. Тогда имп. Диоклетиан приговорил его к смертной казни — через усекновение главы.
На Руси почитание Георгия Победоносца получило особое значение. Этого святого воспринимали как покровителя всего русского народа. Образ его на коне и поражающего змея вошел в герб Русского государства. Его имя носили тысячи церквей. В основе этого почитания, по-видимому, лежит древнерусский языческий культ Дажьбога, до Крещения Руси также считавшегося покровителем и родоначальником русского народа. Св. Георгий Победоносец вытеснил многие древние верования русских, но вместе с тем в народе ему были приписаны черты, которыми раньше наделяли Дажьбога. Почитание Георгия Победоносца — «Юрий Весенний» (23 апреля) и «Юрий Осенний» (3 ноября) — пришлось примерно на то же время, когда в языческой Руси праздновали Дажьбога. Как в свое время праздновали Дажьбога, так в христианскую эпоху праздновали Георгия Победоносца, открывая, а затем закрывая цикл сельскохозяйственных работ.
У русских крестьян св. Георгий известен под многими именами, например Ягория, Егория Храброго, Юрия, Георга, Георгия, Юрья, Юрки. Русские видели в этом угоднике особенного представителя и хранителя земли Русской и почитали его каким-то героем-полубогом. В то время, когда, по словам русских духовных стихов, «земля Русская была словом заказана, заповедана, что по той земле ни пеш человек не прохаживал, ни на коне по ней никто не проезживал», едет к ней на своем коне ретивом св. Егорий Храбрый. Наезжает он на землю Русскую, и здесь пред ним являются «леса темные, дремучие, горы высокие, моря глубокие и реки широкие, звери лютые и рогатые, стадо змеиное, лютое». Несмотря на это, хочет Егорий Храбрый «ту-то проехати, ту-то проторити». Для этого «возговорил он слово вещее», и вдруг, «по Божьему всевеленью, по Егорьеву моленью, по всей земли светлорусской разрастаются леса темные, раскидаются леса дремучие, рассыпаются горы высокие, становятся холмы широкие, текут моря глубокие, бегут реки широкие: заселяются звери могучие, плодятся звери рогатые; они пьют-едят повеленное, от Егорья Храброго заповеданное».
По народному представлению, св. Егорий своим словом, личною своею деятельностию устрояет землю светлорусскую, и, устроив ее таким образом, берет ее под свое непосредственное смотрение, и утверждает в ней «веру крещеную». До XV столетия лик этого угодника один, без всяких прибавлений, составлял государственный герб нашего Отечества. В Древней Руси изображение св. вмч. Георгия тоже первоначально одно выбивалось на московских монетах. День св. Георгия,
23 апреля, был известен в народе под именем Юрьева дня весеннего, или голодного, для отличия в этом случае от другого праздника, 26 ноября, осеннего, холодного. По своему значению вешний Юрьев день может быть назван великим церковно-народным праздником, особенно важным в земледельческом и пастушеском быту наших предков. В день его памяти, именно 23 апреля, существовал обычай служить обедни и молебствия, в которых крестьяне спрашивали у этого угодника благословения своим нивам и обилия земного. В Малороссии, кроме того, совершались общие крестные ходы для освящения посевов, и крестьяне верили, что во время этих процессий «сам св. Юрий ходит по полям и родит жито». В северо-западной Руси со дня св. Георгия тоже начинали служиться в селах обедни об успехах в хозяйстве. Крестьяне рано утром обходили засеянные поля с пирогом, водкой и другими съестными припасами и обтыкали межу косточками, сбереженными от пасхального стола, или посыпали жжеными косточками те места, где росла «осока». При этих обходах обыкновенно пелась песня в честь св. Георгия, покровителя земледелия.
Русские нередко называли св. Георгия Водоносом, так как в день его памяти было принято совершать особенного рода хождения для водосвятия на источники и реки. По народному верованию, вода, освящаемая в Юрьев день, имеет весьма благотворное значение для произрастания полей. Она известна в простонародье под именем «Юрьевой росы», и ею окропляются поля и посевы при крестных ходах.
Благодетельное влияние Юрьева роса имела на людей, скот и все живое; крестьяне видели в ней особенное целебное средство против всякого рода болезней. Отсюда вошло в обычай говорить о безнадежно больных в весеннее время, что «не выйти-де им на Юрьеву росу». При выгоне скота в поле сельские хозяева окропляли его юрьевскою водою, чтоб он был здоров и благополучен во все лето. Русские крестьяне отдали под покровительство св. вмч. Георгия домашний скот, а день его почитался в народе важным пастушеским праздником. По заведенному исстари обыкновению, сельские хозяева в Юрьев день в первый раз выгоняли скотину в поле. При этом многие из них служили молебствия, другие нередко налагали даже на себя пост за благополучие своего скота. В старинных народных сказаниях св. Георгий чтится как покровитель домашних животных и хранитель их от падежа и разных болезней. В честь этого угодника, как заступника скота, во многих местах к 23 апреля принято в сельскохозяйственном быту приготовлять из хлебного теста разные изображения коров, лошадей и других домашних животных; такие же изображения в виде детских игрушек приготовлялись из глины. Выгоняя из зимних стойл скот, крестьяне ударяли его освященною вербой и отдавали как бы в ведение св. вмч. Георгия. По народному представлению, этот угодник лично выезжает 23 апреля в поле на своем белом коне, охраняет скотину от хищных зверей, особенно волков. Он же строго следит за самими пастухами: так, он помогает тем из них, которые хорошо берегут покровительствуемых им домашних животных, и, напротив того, жестоко наказывает тех, которые небрежно относятся к своему делу. В связи с этим-то поверьем стоит следующий обычай: отпуская свой скот на пастбище, крестьяне окачивали пастухов холодною водою, чтоб они были бдительнее при уходе за этими животными и т. п.
Русские крестьяне верили, что весенняя юрьевская вода, особенно в виде дождя и снега, обладает целебными свойствами, способна возрождать природу, отгонять нечистую силу, подавать красоту, молодость, здоровье, крепость. В Древней Руси существовали поверья, что в Юрьев день, на заре, знахари и ведьмы нарочно выходят в поле, расстилают по росе холст и набрасывают его на рогатый скот, отчего он делается недойным, тощим и т. п.
С днем св. Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об урожае и погоде: «На Егорья мороз — будет просо и овес»; «На Егорья мороз — под кустом овес»; «На Егорья мороз — гречи хороши»; «Яровое сей на Егорья»; «Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает» и др. В народных приметах и пословицах, как весною, так и зимой, Егорьев день часто соединялся с Николиным. Так, например, поселяне говорили: «Егорий с летом, а Никола с кормом»; «Егорий с водой, а Никола с травой»; «Егорий с кормом, а Никола с комарами» и т. п.
Память вмч. Георгию отмечается 23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, 10/23 ноября и 26 ноября/9 декабря.
ГЕОХИМИЯ, наука об истории химических элементов, атомов Земли и космоса, создана великим русским ученым В. И. Вернадским.
ГЕРАСИМ БОЛДИНСКИЙ, преподобный (1490-1.05.1554), в миру Григорий, промыслом сапожник, тринадцати лет от роду поступил в Троицкий Данилов Переславский монастырь при жизни его основателя прп. Даниила. Своей аскетической суровой жизнью стяжал всеобщее почитание, но это тяготило св. Герасима — он желал безмолвия и одиночества. В двадцать шесть лет он удалился в дикие смоленские леса и, видимо по особенному видению, пришел на Болдину гору. Много оскорблений и унижений претерпел преподобный от местных поселян: его били палками и даже один раз, связав руки и ноги, хотели бросить в озеро, но по молитвам святого он был чудесно освобожден. С того времени имя св. старца стало в уважении, и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Так вскоре была выстроена Свято-Троицкая обитель. Кроме Болдина монастыря прп. Герасим выстроил еще в 1534 Предтечев монастырь в Вязьме. По просьбе окрестных жителей в трехстах верстах от Болдинской обители святой основал Жиздринскую пустынь на р. Жиздра. И последний, четвертый по счету монастырь, основанный прп. Герасимом, был Рождество-Богородицкий, близ г. Дорогобужа. Устав он им дал особенный: монастыри эти были строго замкнутые, и никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью двенадцати старцев. Прп. Герасим служил всем примером: он спал сидя, питался хлебом и водой, исполнял самые тяжелые работы. Перед кончиной он собрал братию, рассказал им свою жизнь и напомнил устав. Мощи его покоятся в Болдинском монастыре.
Память прп. Герасиму отмечается 1/14 мая.
ГЕРАСИМ ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ, Устьвымский, епископ, священномученик († ок. 1449). Когда в 1393 скончался свт. Стефан, просветитель и первый епископ Пермский, то заместил его свт. Герасим. В это время новопросвещенные зыряне много страдали от набегов соседей своих — диких вогуличей. Несчастные скрывались в лесах. Все время своего епископства свт. Герасим провел в разъездах, всячески помогая своим пасомым. Ездил он ради них и в Москву. Под влиянием его проповеди дикие вогуличи как будто бы смягчились, но в одной из своих поездок его задушил омофором слуга-вогулич, которого святитель крестил и хотел сделать проповедником. Память сщмч. Герасиму отмечается 24 января/6 февраля и 29 января/11 февраля.
ГЕРАСИМ ВОЛОГОДСКИЙ, преподобный († 1178), иеромонах одного из киевских монастырей, проповедовал Евангелие в пределах Вологодских, где христианство еще не утвердилось в сердцах человеческих. Когда в 1147 он пришел в Вологду, она была еще небольшой деревней с одной только церковью. Преподобному было в то время чуть более тридцати лет. Он поселился в лесу и начал вести подвижническую жизнь, полную лишений. Монашество в тех краях еще не было известно, поэтому поначалу жители относились к нему недоверчиво, даже враждебно, но постепенно полюбили его за терпение, молитвы и доброту. К нему стала стекаться братия, с которой св. Герасим основал церковь, а затем и обитель во имя Пресвятой Троицы. После кончины преподобного у могилы его совершалось много исцелений. К лику святых он был причислен между 1691–1721. Этого святого русские люди называли Грачевником, вследствие наблюдения, что в день его памяти прилетают из теплых стран на север первые весенние птицы — грачи. В этот день, в знак радости видеть этих залетных пернатых гостей, хлебосольный русский люд пек грачей из теста и говорил, что Герасим к нему грачей нагнал. Память прп. Герасиму отмечается 4/17 марта.
ГЕРАСИМОВ Дмитрий (Митя Малый) (ок. 1465 — после 1536), дипломат, переводчик, помощник св. Геннадия Новгородского в борьбе против жидовствующих, участник Геннадиевского кружка. Толмач (переводчик) Посольского приказа, побывал во многих странах Западной Европы и неоднократно участвовал в приеме посольств. В 1525 доставил важное послание Василия III римскому папе Клименту VII, интересовался достопримечательностями «вечного города». На основании рассказов Герасимова картограф Б. Аньезе составил одну из первых карт России, а итальянский писатель П. Джовио написал содержательную книгу о Московии и охарактеризовал своего собеседника как «человека опытного в делах государственных и особенно сведущего в Свящ. Писании». Вместе с толмачом Власием Игнатовым для Геннадиевского перевода Библии перевел названия псалмов из немецкой Псалтыри, а также с латинского, вероятно для полемики с «жидовствующими», антииудейские трактаты Н. де Лира и Самуила Евреина. В 1518-19 сотрудничал с Максимом Греком в переводе Толковой Псалтыри. Ученый грек диктовал ему и Власию Игнатову перевод с греческого на латынь, а они уже — Михаилу Медоварцеву и Силуану — перевод с латыни на церковнославянский.
Л. К.
ГЕРБ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО, утвердился на Руси после падения татаро-монгольского ига и осознания русскими царями Святой Руси как Третьего Рима (преемницы Византии). Первоначально он состоял из двух основных изображений: всадника («ездца») с копьем, поражающим змия (с к. XIV в.), и двуглавого орла (с к. XV в.), которые помещались на печатях великих Московских князей и царей и стали считаться гербом во 2-й пол. XVII в. Эти изображения в XVII-XIX вв. подвергались незначительным изменениям. Со времени царя Алексея Михайловича крылья у орла изображались поднятыми вверх, в лапах появились скипетр и держава. С утверждением в 1699 ордена Андрея Первозванного щит с изображением всадника почти всегда окружался цепью ордена. В XVIII в. при Екатерине I установлены цвета герба — черный орел на желтом поле, всадник на красном поле. В 1730 утвержден рисунок герба, в описании его всадник впервые назван св. Георгием Победоносцем. Этот святой символизировал небесные силы, защищающие родную землю от врагов. Змий, поражаемый копьем всадника, символизировал обобщенный образ врагов Русской земли (объяснение находится в соответствии с образами русских былин). В образе всадника также видели князя и царя — предводителя войска. Со 2-й четв. XIX в. двуглавого орла стали изображать с широко распростертыми крыльями, в правой лапе орла появились перевитые лентами громовые стрелы и факел, в левой — лавровый венок. По указу 1832 на крыльях орла стали помещать гербы царств (Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского и Таврического) и одного княжества (Финляндского). В 1856 утверждены проекты гербов большого, среднего и малого. Герб был заново перерисован в соответствии с правилами геральдики (всадник стал смотреть в левую сторону от зрителя). До февраля 1917 этот герб менялся мало. Изменились лишь количество и расположение гербов царств и княжеств. После Февральской революции 1917 Временное правительство сохранило изображение двуглавого орла, но с опущенными крыльями, без корон, всадника, без скипетра и державы. Внизу под орлом изображалось здание Таврического дворца, в котором заседала Государственная Дума.
Большой герб Российской Империи до отречения Николая II представлен на рисунке. Щиты вокруг основного герба несли изображения гербов российских царств, княжеств и местностей, а также родовой герб Дома Романовых. В Верхней части (по часовой стрелке): 1) Щит соединенных гербов северо-восточных областей: в щитке — Пермский, в 1-й части — Вятский, во 2-й — Болгарский (в зеленом поле серебряный идущий агнец с червленой хоругвью, древко золотое), в 3-й — Обдорский (в серебряном поле черная идущая лисица с червлеными глазами и языком), в 4-й — Кондийский (в зеленом поле дикий человек с духовым венком и поясом, в правой руке держащий на плече серую булаву). 2) Щит соединенных гербов княжеств и областей Белорусских и Литовских: в щитке — Великого княжества Литовского, в 1-й части — Белостокский, во 2-й — Самогитский (в золотом поле черный, стоящий на задних лапах медведь с червлеными глазами и языком), в 3-й — Полоцкий, в 4-й — Витебский, в оконечности — Мстиславский. 3) Щит соединенных гербов Великороссийских княжеств и областей: в 1-й части (в центре) — Псковский, во 2-й — Смоленский, в 3-й — Тверской, в 4-й — Югорский (в сером поле две в червленой одежде руки, выходящие из лазоревых облаков и держащие крестообразно два червленых копья), в 5-й — Нижегородский, в 6-й — Рязанский, в 7-й — Ростовский, в 8-й — Ярославский, в 9-й — Белозерский, в оконечности — Удорский (в черном поле серая идущая лисица с червлеными глазами и языком). 4) Щит соединенных гербов юго-западных княжеств и областей: в 1-й части — Волынский, во 2-й — Подольский, в 3-й — Черниговский. 5) Щит соединенных гербов Прибалтийских областей: в 1-й части — Эстляндский, во 2-й — Лифляндский, в 3-й — Курляндский и Семигальский, в 4-й — Корельский. 6) Герб Туркестанский. В нижней части (против часовой стрелки) гербы: 1) Царства Казанского. 2) Царства Польского. 3) Царства Херсонеса Таврического. 4) Соединенных великих княжеств Киевского, Владимирского, Новгородского. 5) Родовой императора — соединенные Романовых (справа) и Шлезвиг-Гольштинский. 6) Великого княжества Финляндского. 7) Царства Грузинского: в малом щитке — Грузии, в 1-й части — Иверии, во 2-й — Карталинии, в 3-й Кабардинской земли, в 4-й — Армении, в оконечности — черкасских и горских князей. 8) Царства Сибирского. 9) Царства Астраханского.
ГЕРБЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Гербы губерний Российской Империи:
Архангельской. Утвержден в 1878. В золотом щите святой архистратиг Михаил, в лазуревом вооружении, с червленым пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий черного лежащего дьявола.
Астраханской. Утвержден в 1856. В лазуревом щите золотая, подобная королевской, корона с пятью дугами и зеленою подкладкой, под нею серебряный восточный меч, с золотою рукояткою, острым концом вправо.
Бакинской. Утвержден в 1878. В черном щите три золотых пламени 1 и 2.
Бессарабской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите золотая буйволовая голова, с червлеными глазами, языком и рогами, сопровождаемая между рогами золотою о пяти лучах звездою и по бокам вправо — серебряною розою о пяти листках и влево — таковым же полумесяцем, обращенным влево. Кайма из цветов Империи.
Варшавской. Утвержден в 1869. В лазуревом щите золотой сноп ржи; все обрамлено серебряным волнообразным поясом.
Виленской. Утвержден в 1878. В червленом щите, на серебряном коне, покрытом червленым трехконечным с золотою каймою ковром, серебряный вооруженный всадник (погон), с подъятым мечом и со щитом, на коем восьмиконечный червленый крест (герб Великого княжества Литовского).
Витебской. Утвержден в 1856. В червленом поле серебряный всадник в вооружении, с подъятым мечом и круглым щитом; седло на серебряном коне червленое, покрытое трехконечным золотым с лазуревою каймою ковром.
Владимирской. Утвержден в 1856. В червленом поле золотой львиный леопард, в железной, украшенной золотом и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест.
Вологодской. Утвержден в 1878. В червленом щите выходящая из серебряного облака в золотом одеянии рука, держащая золотую державу и серебряный меч.
Волынской. Утвержден в 1856. Серебряный в средине червленого поля крест.
Воронежской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотая гора, исходящая с правого бока щита, на которой серебряный кувшин, изливающий такую же воду.
Вятской. Утвержден в 1856. В золотом поле выходящая вправо из лазуревых облаков в червленой одежде рука, держащая червленый же натянутый лук со стрелою; в правом углу червленый с шариками крест.
Гродненской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой зубр с черными глазами и языком.
Екатеринославской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите золотое вензелевое изображение имени императрицы Екатерины II между таковыми же цифрами 1787, окруженное девятью золотыми о шести лучах звездами.
Елизаветпольской. Утвержден в 1878. В черном щите золотой столб, обремененный червленым, с черною рукоятью и с серебряными украшениями, кинжалом и сопровождаемый двумя серебряными Георгиевскими крестами.
Енисейской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой лев с лазуревыми глазами и языком и черными когтями, держащий в правой лапе золотую лопату, а в левой — таковой же серп.
Иркутской. Утвержден в 1878. В серебряном щите черный бегущий бобр, с червлеными глазами, держащий во рту червленого соболя.
Казанской. Утвержден в 1856. В серебряном щите черный коронованный дракон; крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый.
Калишской. Утвержден в 1869. В лазуревом щите серебряный идущий агнец, с червлеными глазами и языком, сопровождаемый двумя золотыми колосьями.
Калужской. Утвержден в 1878. В зеленом щите серебряный волнообразный пояс, увенчанный золотою императорскою короною.
Киевской. Утвержден в 1856. В лазуревом поле св. архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом.
Ковенской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный памятник, воздвигнутый в г. Ковно в воспоминание войны 1812. Сей памятник украшен золотыми имперскими орлами и увенчан золотым русским, с двумя перекладинами вверху, крестом.
Костромской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите, на серебряной воде, золотой древний варяжский корабль, с орлиной головой и крыльями на носовой части, с парусом, флагом, на котором имперский орел, и с семью гребцами.
Курляндской. Утвержден в 1856. Щит четверочастный. В первой и четвертой частях герб Курляндский: в серебряном поле червленый лев в червленой же короне. Во второй и третьей частях герб Семигальский: в лазуревом поле выходящий серебряный олень, с шестью на рогах отростками, увенчанный герцогскою короною.
Курской. Утвержден в 1878. В серебряном щите лазуревая перевязь, обремененная тремя серебряными же летящими куропатками.
Кутаисской. Утвержден в 1856. В зеленом щите золотое руно, повешенное на ленте цветов Российской Империи.
Келецкой. Утвержден в 1869. В лазуревом щите, на серебряной горе золотая доменная печь с червленым пламенем и сопровождаемая двумя золотыми же шарами.
Лифляндской. Утвержден в 1856. В червленом поле серебряный гриф с золотым мечом; на груди, под императорскою короною, червленый вензель: П. В. И. В. (Петр Второй, Император Всероссийский).
Ломжинской. Утвержден в 1869. В лазуревом щите золотой корабль с серебряным парусом и вымпелом, сопровождаемый вверху двумя серебряными ромбами.
Люблинской. Утвержден в 1869. Щит пересечен. В верхней червленой части серебряный бегущий олень с червлеными глазами и языком, черными рогами и копытами, имеющий на шее золотую корону. В нижней зеленой части: между тремя золотыми деревьями идущий серебряный медведь, с червлеными глазами и языком.
Минской. Утвержден в 1878. В золотом щите три лазуревых волнообразных пояса.
Могилевской. Утвержден в 1878, В золотом щите тройная зеленая могила, на которой три червленых с зелеными листьями колоса.
Московской. Утвержден в 1856. В червленом щите св. великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем.
Нижегородской. Утвержден в 1856. В серебряном поле червленый идущий олень; рога о шести отростках, копыта черные.
Новгородской. Утвержден в 1856. В серебряном поле два черных медведя, поддерживающих кресла золотые с червленою подушкою, на коей поставлены крестообразно с правой стороны скипетр, а с левой — крест; над креслами золотой трисвечник с горящими свечами; в лазуревой окраине щита две серебряные, одна против другой, рыбы.
Олонецкой. Утвержден в 1878. В золотом щите выходящая с левого бока, из лазуревого облака, рука, внутрь обращенная, держащая лазуревый овальный щит и сопровождаемая внизу четырьмя черными ядрами, соединенными таковым же из цепей косвенным крестом.
Оренбургской. Утвержден в 1856. В червленом щите два, накрест положенных, золотых знамени, украшенных имперским российским орлом, сопровождаемых сверху золотым же греко-российским крестом, а снизу золотым же опрокинутым полумесяцем. В серебряной главе щита лазуревая куница.
Орловской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряная крепость с тремя башнями, из которых средняя выше, с открытыми воротами и увенчанная золотым имперским орлом.
Пензенской. Утвержден в 1878. В зеленом щите три золотые снопа, связанные червлеными лентами.
Пермской. Утвержден в 1856. В червленом поле серебряный идущий медведь; на спине его золотое Евангелие, на коем серебряный крест с четырьмя лучами.
Петроковской. Утвержден в 1878. В серебряном щите три черные веретена в пояс.
Плоцкой. Утвержден в 1869. В червленом щите две серебряные круглые, зубчатые башни с черными окнами и дверями и таковыми же швами, соединенные двумя серебряными, накрест положенными ключами и сопровождаемые тремя накрест положенными золотыми колосьями.
Подольской. Утвержден в 1856. В лазуревом поле золотое солнце о шестнадцати лучах, над ними крест золотой.
Полтавской. Утвержден в 1878. В золотом щите черный треугольный памятник, украшенный золотою кольцеобразною змеею. За памятником два зеленых знамени, с золотым коронованным вензелевым изображением имени императора Петра Великого; древки червленые с остриями от копья. Все сопровождаемо, во главе щита, двумя косвенно накрест положенными червлеными мечами.
Псковской. Утвержден в 1856. В лазуревом поле золотой барс; над ним выходящая из серебряных облаков десница.
Радомской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой сноп пшеницы, сопровождаемый двумя серебряными молотками.
Рязанской. Утвержден в 1856. В золотом поле князь, в зеленом одеянии и в опушенной соболем шапке, с накинутою, на плечах, червленою епанчою и в червленых сапогах; держит в правой руке серебряный меч, в левой черные ножны.
Самарской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный дикий козел с золотыми рогами, червлеными глазами и языком и черными копытами.
Санкт-Петербургской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой императорский скипетр на серебряных, косвенно накрест положенных, якоре и кошке (якорь о трех концах).
Саратовской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите три серебряные стерляди, помещенные в виде вилообразного креста.
Симбирской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный столб, на котором золотая, украшенная двумя Андреевскими лентами императорская корона.
Смоленской. Утвержден 1856. В серебряном поле черная пушка, лафет и колеса в золотой оправе; на запале — райская птица.
Ставропольской. Утвержден в 1878. В зеленом щите, на серебряной горе золотая, зубчатая с черными швами и открытыми воротами крепостная стена, сопровождаемая в главе щита серебряною о пяти лучах звездою.
Сувалкской. Утвержден в 1869. В золотом щите, на черном холме зеленая ель; все обрамлено двумя лазуревыми волнообразными поясами.
Седлецкой. Утвержден в 1869. В серебряном щите, усеянном зелеными дубовыми листьями, идущая червленая серна с золотыми глазами, языком, рогами и копытами.
Таврической. Утвержден в 1856. В золотом поле черный византийский, увенчанный двумя золотыми коронами орел, с золотыми клювами и когтями и червлеными языками; на груди в лазуревом, с золотыми краями, щите — золотой осьмиконечный крест.
Тамбовской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный улей, сопровождаемый, во главе щита, тремя таковыми же пчелами.
Тверской. Утвержден в 1856. В червленом поле золотой трон; на нем царская, на зеленой подушке, корона.
Тифлисской. Утвержден в 1878. Золотой щит разделен черным крестом, обремененным двумя серебряными отрезанными руками, держащими золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце; в углах щита четыре оторванные червленые львиные головы, с черными глазами и языками.
Тобольской. Утвержден в 1878. В золотом щите червленая атаманская булава, на которой черный щит Ермака, круглый, украшенный драгоценными камнями, между двумя косвенно накрест червлеными знаменами с черными древками и остриями от копья.
Томской. Утвержден в 1878. В зеленом щите серебряный конь с червлеными глазами и языком.
Тульской. Утвержден в 1878. В червленом щите серебряный клинок меча в поясе, на двух таковых же опрокинутых клинках, косвенно положенных накрест. Все сопровождаемо вверху и внизу двумя золотыми молотками.
Уфимской. Утвержден в 1878. В серебряном щите лазуревая бегущая куница, с червлеными глазами и языком.
Харьковской. Утвержден в 1878. В серебряном щите черная оторванная конская голова, с червлеными глазами и языком; в червленой главе щита золотая, о шести лучах, звезда между двумя золотыми византийскими монетами.
Херсонской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный русский крест, с сиянием в четырех верхних углах, сопровождаемый по бокам и снизу тремя золотыми императорскими коронами.
Черниговской. Утвержден в 1856. В серебряном поле черный коронованный орел, держащий за собою в когтях левой ноги длинный золотой крест, наклоненный к правому углу щита; когти орла золотые, язык червленый.
Эриванской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряная скала, увенчанная золотым русским крестом.
Эстляндской. Утвержден в 1856. В золотом поле три лазуревых леопардных льва.
Ярославской. Утвержден в 1856. В серебряном поле черный, идущий на задних лапах медведь; голова прямо, держит в левой лапе золотую секиру на таком же ратовище.
Гербы областей Российской Империи:
Акмолинской. Утвержден в 1878. В зеленом щите серебряный памятник с двумя остроконечными башнями и куполом в середине, сопровождаемый в главе щита золотым полумесяцем.
Амурской. Утвержден в 1878. В зеленом щите серебряный волнообразный пояс, сопровождаемый во главе щита тремя золотыми о восьми лучах звездами.
Батумской. Утвержден в 1881. Щит пересечен волнообразно червленью и серебром с тремя золотыми византийскими монетами 2 и 1 в верхней половине.
Войска Донского. Утвержден в 1878. Щит, дважды рассеченный с главою. В среднем серебряном поле, на лазуревом волнообразном поясе, червленая зубчатая стена с тремя таковыми же зубчатыми круглыми башнями, из которых средняя выше. В правом червленом поле золотой пернач, за которым положены, косвенно накрест: серебряный бобылев хвост на таковом же древке и серебряная же насека — эмблемы, пожалованные Войску Донскому Петром Великим; в левом червленом поле серебряная булава, за которою накрест положены, косвенно: серебряная насека, украшенная имперским орлом, и серебряный же бунчук, на таковом же копье — эмблемы, пожалованные Войску Донскому императрицею Елизаветою Петровною. В золотой главе щита — возникающий черный имперский орел, тремя коронами украшенный. За щитом — четыре имперских знамени, соединенные Александровскою лентою.
Дагестанской. Утвержден в 1878. В золотом щите, на лазуревой оконечности, червленая, о четырех башнях крепость, с открытыми воротами, сопровождаемая, во главе щита, червленою оторванною львиною головою, с черными глазами и языком, над червленым же опрокинутым полумесяцем.
Забайкальской. Утвержден в 1859. В золотом поле восьмиконечный палисад, червленый с зеленью, сопровождаемый вверху червленою буйволовою головою с серебряными глазами и языком.
Карской. Утвержден в 1881. В золотом щите черный зубчатый пояс, за которым три червленых меча в столбе.
Кубанской. Утвержден в 1874. В зеленом щите золотая зубчатая стена с двумя таковыми же круглыми башнями, с открытыми воротами и черными швами; над башнею золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых же древках. В золотой главе щита имперский орел, имеющий на груди кавказский крест. За щитом, накрест положенные, четыре лазуревых знамени, с золотою бахромою и таковыми же, окруженными дубовыми и лавровыми ветвями, коронованными вензелевыми изображениями имен имп. Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I и в середине штандарт с вензелем имп. Александра II.
Приморской. Утвержден в 1878. В серебряном щите лазуревый столб между двух черных сопок, с червлеными пламенами.
Семипалатинской. Утвержден в 1878. В лазуревом поле золотой с червлеными глазами и уздами верблюд, сопровождаемый, во главе щита, серебряною, о пяти лучах, над таковым же полумесяцем, рогами вверх, звездою.
Семиреченской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой опрокинутый полумесяц. Глава щита золотая, усеянная российскими государственными орлами.
Сыр-Дарьинской. Утвержден в 1878. В золотом щите лазуревый волнообразный пояс, сопровождаемый вверху и внизу двумя зелеными опрокинутыми виноградными листьями.
Терской. Утвержден в 1873. В черном щите серебряная волнообразная перевязь влево, за которою, в перевязь вправо, имперский штандарт на золотом древке.
Тургайской. Утвержден в 1878. В червленом щите два золотых, косвенно накрест положенных копья, сопровождаемые, по бокам, таковыми же противопоставленными оторванными конскими головами, с лазуревыми глазами и языками.
Уральской. Утвержден в 1878. В зеленом щите три серебряные горы, на которых поставлены: на средней золотая булава, а на крайних золотые же бунчуки, на которых таковые же полумесяцы, концами вверх, увенчанные золотыми же остриями от копья. В лазуревой волнообразной оконечности щита серебряная рыба.
Якутской. Утвержден в 1878. В серебряном щите черный орел, держащий в когтях червленого соболя.
ГЕРМАН (в миру Ряшенцев Николай Степанович) (1874–1937), епископ Вязниковский, замучен еврейскими большевиками. В своем стоянии за веру считал, что на крови сотен тысяч мучеников создавалась и кристаллизовалась невиданная духовная сила, вознесшая Русскую Церковь на недосягаемую высоту по сравнению с другими христианскими конфессиями. «Мне кажется, — писал он из арзамасской ссылки, — происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святее святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и проверок, разрушение форм, подавляющих своеобразной, но часто во многом земной красотой действительность закованного в них смысла и содержания, образуются новые формы, облегчающие проникновение в них и заполнение именно таким духом и жизнью, какие отрицаются часто их творцами и часто во имя осознанной и преднамеренной борьбы с Ним принципиально отрицаются, чтобы как бы через Голгофу уничтожения воскреснуть в силе. Посмотрите, как жизнь фактически стала аскетична, как самоотречение, небывалое самоотречение становится не исключением, а правилом всякого человека, как необходимость, все разрозненное и почти во всех самых разнородных по содержанию областях жизни идет к единству через коллективизм... Вы скажете, но все это не во имя Его, а против Него. Да, это верно. Сейчас с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиальной идейной части вся им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему».
О. П.
ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ (1757-13.12.1837), преподобный, родился в подмосковном городе Серпухове в купеческой семье. Мирское имя и фамилия подвижника не сохранились. В шестнадцать лет он был уже послушником в Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива. Здесь святой подвизался более пяти лет. Желая более суровых подвигов, он удалился в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера. Испытав юного подвижника, валаамский игумен Назарий благословил его жить уединенно в лесу. Лишь по праздникам Герман приходил в монастырь на богослужение. На Валааме св. Герман принял монашеский постриг. В 1793 году из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди слова Божия народам Аляски, малообжитого и сурового края, в те времена входившего в состав Российской Империи. В числе пяти иноков-миссионеров был и прп. Герман. Спустя пять лет четверо его сподвижников, среди которых был и возглавляющий миссию архимандрит Иоасаф, погибли во время бури. Иеромонах Гедеон из Троице-Сергиевой лавры, присланный в миссию, спустя три года покинул ее. Вся ответственность была возложена на прп. Германа, который всю свою жизнь пробыл простым монахом, отказавшись по смирению принять священство и сан архимандрита. Все свои силы он отдал просвещению верой Христовой коренных обитателей суровой Аляски.
Память святого подвижника особенно почитается в Америке, так как на этом континенте он был одним из первых провозвестников православной веры.
Память прп. Герману отмечается 27 июля/9 августа.
ГЕРМАН ВАЛААМСКИЙ, преподобный († ок. 1353), преемник прп. Сергия Валаамского по управлению Спасо-Преображенской обителью. Некоторые источники (акафист в честь Валаамских чудотворцев) называют его греком по происхождению. Св. Герман отличался особым даром прозрения и прорицания. Он, в частности, предсказал разорение Валаамского Спасо-Преображенского монастыря шведами в Смутное время. Память прп. Герману отмечается 28 июня/11 июля и 11/24 сентября.
ГЕРМАН КАЗАНСКИЙ и СВИЯЖСКИЙ, архиепископ (1505 — 6.11.1567), родился в г. Старице Тверского края в семье бояр Полевых, происходивших от князей Смоленских. В юности отличался склонностью к созерцательности и любил изучать Священное Писание, особенно псалмы Давидовы. В двадцатипятилетнем возрасте он поступил в Иосифов Волоколамский монастырь. Там на молодого монаха оказали сильное влияние подвизавшиеся в обители Гурий, будущий просветитель Казани, и неправедно сосланный туда прп. Максим Грек. Пройдя все монастырские послушания, свт. Герман был архимандритом Старицкого Успенского монастыря и довел его до цветущего состояния. После этого он вернулся в Волоколамский монастырь на безмолвие. После избрания архим. Гурия первым архиепископом Казани свт. Герман был назначен его помощником. Свт. Гурий поручил ему Свияжскую горную сторону непокоренной страны. Там свт. Герман создал монастырь с училищем, ставшим просветительным средоточием края. После кончины свт. Гурия в 1564 его преемником стал свт. Герман, который продолжал ревностные труды своего учителя. В годы опричнины святого вызвали в Москву, но митрополичьего престола он не занял, так как открыто выступил в защиту свт. Филиппа, которого обвиняли в заступничестве за осужденных. Через несколько дней свт. Герман был зарублен опричниками. Погребли его при церкви Свт. Николая, а в 1592 его мощи были перенесены в Свияжск. К лику святых свт. Герман был причислен в 1696. Память свт. Герману отмечается 23 июня/6 июля, 6/19 ноября и 25 сентября/8 октября (перенесение мощей в 1595).
ГЕРМОГЕН (ок. 1530–17.02.1612), святой, патриарх, духовный писатель. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова. Обличал Лжедмитрия I, требуя крещения Марины Мнишек в православную веру, за что подвергся опале. В 1606 при царе Василии Ивановиче Шуйском был возведен на патриаршество и активно поддерживал деятельность царя. Рассылал грамоты против сторонников восстания И. И. Болотникова, в 1608 выступил против Лжедмитрия II.
В 1610 отказался целовать крест польскому королю и велел москвичам, собравшимся в Успенском соборе Московского Кремля, «королю крест не целовать». С декабря 1610 рассылал по русским городам грамоты, направленные против поляков. Был заточен поляками в Чудов монастырь и умер в заключении.
Имя Гермогена стало символом свободолюбия и твердости духа. «Непоколебимым столпом благочестия, предивным хранителем христианской веры, крепким твердым адамантом» называет его современник. О деятельности патриарха, его стойкости и мужестве говорится в целом ряде повестей Смутного времени, таких, как «Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Повесть о некоей брани», «Повесть князя Ивана Андреевича Хворостинина», «Летописная книга», «Сказание о Гришке Отрепьеве».
Патриарху Гермогену принадлежат следующие произведения: «Сказание о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери», редакция «Повести о житии Петра и Февронии», «Слово» об обретении мощей митр. Алексия, грамоты и речи.
Память ему празднуется 12/25 мая и 17 февраля/2 марта.
Л. К.
«ГЕРОНДИССА» («Старица»), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Пантократорской обители на Афоне. Одному благочестивому старцу этой обители, игумену, было откровение о времени его смерти, и он, желая прежде отшествия в вечную жизнь приобщиться Св. Тайн, просил чередного священника поспешить со служением литургии, но тот не торопился. Тогда от этой иконы, стоявшей в алтаре, послышался грозный голос, который повелевал ему поспешить с исполнением желания своего игумена. В другой же раз, по молитве игумена пред этой иконой, было дивное умножение елея в пустых монастырских сосудах. На иконе Богородица изображена стоящею, и пред нею изображен елейный сосуд — в память чуда умножения елея.
Празднуется 4/17 апреля.
Прот. И. Бухарев
ГЕФСИМАНСКИЙ скит, Московская еп., в окрестностях Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Основан в 1844 митр. Филаретом, которым и был освящен главный скитский храм с двумя престолами: вверху (28 сентября 1844) — в честь Вознесения Божией Матери на небо, а внизу (8 июля 1846) — в память Гефсиманского моления Спасителя; причем приснопамятный владыка при освящении первого престола облачен был в крашенинные фелонь и епитрахиль прп. Сергия, его же деревянный святой сосуд был на престоле для совершения Евхаристии. В скиту хранилось немало святынь, замечательных древностию: часть Креста Господня, камень от гроба Богоматери, часть масляничного дерева из Палестинской Гефсимании, ковчег с частицею ризы Господней и мощами святых, схима, в которой был погребен прп. Сергий, мантия прп. Серафима Саровского, лично полученная от него наместником лавры Антонием, схима свт. Митрофана Воронежского и схима патр. Никона.
С. В. Булгаков