Слова, начинающиеся на ГЛ

ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (29.07/10.08.1865-21.03.1936), русский композитор, дирижер и педагог. Происходил из купеческой семьи. В 1883 окончил реальное училище, затем юридический факультет Петербургского университета. В 1879–81 брал уроки гармонии и композиции у Н. А. Римского-Корсакова. С 1888 выступал как дирижер в России и за рубежом (в Париже, Лондоне, Гамбурге). С 1880-х Глазунов начал активную композиторскую деятельность, сблизившись с композиторами «Могучей кучки», а также с П. И. Чайковским. После смерти А. П. Бородина (в 1887) вместе с Римским-Корсаковым закончил его оперу «Князь Игорь». Выдающееся место среди композиторов России к. XIX в. Глазунов завоевал своими симфоническими и камерными произведениями.

Глазунов — автор 8 симфоний, сюит, увертюр, поэм (в том числе поэмы «Стенька Разин», 1885), фантазий, концертных вальсов, балетов («Раймонда», 1897; «Барышня-служанка», 1898; «Времена года», 1898), музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», юбилейных кантат (100-летию годовщины А. С. Пушкина, 50-летию Петербургской консерватории).

В. А. Федоров

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (р. 10.06.1930), русский художник и общественный деятель, основатель и ректор Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества (1989). Автор многочисленных художественных полотен, воплотивших исторический путь России и ее героев.

Картина Глазунова «Мистерия XX века» (1988) стала своего рода иллюстрацией борьбы Добра и Зла, мировых потрясений, пережитых человечеством в XX в. В центре картины художник написал Сталина, символизирующего самую великую победу добра в современном мире — победу русского народа в Великой Отечественной войне.

В том же году Глазунов заканчивает картину «100 веков», позднее переименованную в «Вечную Россию». Это полотно художник посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных Глазуновым, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых, создававших, возвышавших и защищавших Россию.

Глазунов был в числе основателей русского патриотического клуба «Родина», активным деятелем ВООПИК и «Русского клуба».

О. Платонов

ГЛЕБ ВЛАДИМИРСКИЙ, князь (1155-1174), сын св. вел. кн. Андрея Боголюбского. Редкая красота и глубокое благочестие отличали его. Скончался он в ранней юности в 1174. Св. мощи его почивали до нашего времени в градском соборе Владимира в открытой раке.

Память блгв. кн. Глебу отмечается 20 июня/3 июля.

ГЛЕБ (во крещении Давид), страстотерпец, князь († 1015). — См.: БОРИС.

Память отмечается 24 июля/6 августа, 5/18 сентября я 2/15 мая (перенесение мощей в 1115).

ГЛЕДЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ мужской монастырь. — См.: МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужской монастырь.

ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ, св. дева († около 177), празднуется 13/26 мая. У русских людей прозвана Лукерьей Комарницей, ибо в это время появляются первые комары. В Малороссии св. Гликерию называли Гречкосейкой, так как в это время производится первый сев гречи, так называемой «маевки», которая редко бывает урожайной на зерно, разве в седьмой год, а сеется для цвета, на поживу пчелам, для пташки Божией.

ГЛИНКА Михаил Иванович (20.06.1804-3.02.1857), выдающийся русский композитор, основоположник русской классической музыки. Родился в семье смоленского дворянина. В 1817 семья переехала в Петербург. Учился в Благородном пансионе при Петербургском педагогическом институте (1818—22).

С детства Глинка близко соприкасался с народным музыкальным творчеством. В годы учебы брал уроки игры на фортепьяно, на скрипке и пения у известных тогда петербургских преподавателей. Увлекался театром, участвовал в любительских оперных спектаклях и вечерах, посещал литературные кружки и салоны Петербурга.

В 1830-33 Глинка совершил поездку в Италию и Германию, где познакомился с выдающимися композиторами: Г. Берлиозом, В. Беллини, Г. Доницетти. Во время последующих заграничных поездок, пребывания в Париже (1844—45, 1852—54), Берлине (1833-34, 1856-57), Испании (1845-47) и Варшаве (1848-51) Глинка знакомился с европейскими театром и музыкой. С 1834 Глинка работал над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), В 1836 Глинка — капельмейстер Придворной певческой капеллы (с 1839 в отставке).

В 1837-42 Глинка писал оперу «Руслан и Людмила» по одноименной поэме А. С. Пушкина. Поставленная в ноябре 1842 в Большом театре, опера была холодно встречена придворной знатью, но горячо воспринята демократически настроенными слушателями. Глинка написал вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), оркестровые сочинения «Камаринская», «Испанские увертюры», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» (1848), «Вальс-Фантазия» (1856). Глинка — автор романсов на слова русских поэтов А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Кукольника. В области театрального искусства выдающееся значение имеет его музыка к трагедии «Князь Холмский» (поставлена в 1841). Глинка — создатель русской вокальной школы. У него брали уроки пения Н. К. Иванов, О. А. Петров, С. С. Гулак-Артемовский и др.

В. А. Федоров

ГЛИНКА-ВОЛЖСКИЙ Александр Сергеевич (наст, фамилия Глинка, псевд. Волжский) (6/18.06.1878–7.08.1940), русский религиозный мыслитель и историк литературы. Сын адвоката, с детства был глубоко религиозен. В гимназии попал под влияние нигилиста Н. К. Михайловского, примыкает к народникам, а потом к легальным марксистам. Подобно Л. А. Тихомирову, нашел в себе силы вернуться к вере, вырваться из растленной среды, объявив ее представителям, что марксизм изжил себя и на смену ему «явился идеализм, абсолютный, метафизический, религиозный» (1903). М. Горькому, В. Вересаеву и другим писателям-масонам он заявил, что «упразднение Бога, исключение религиозного элемента из предметов обсуждения — условие (для него) неприемлемое».

«Вся русская история, — считал Глинка-Волжский, — история Святой Руси — только все еще тянущаяся и доселе Страстная седмица; путь грядущих судеб, в глубь святых страстей, в тишину тайны Голгофы, — и суждено ей Воскресение в последний день».

Основные соч.: «Из мира литературных исканий» (1906), «Ф. М. Достоевский. Жизнь и проповедь» (1906), «Гаршин как религиозный тип» (1906), «В обители преподобного Серафима» (1914), «Святая Русь и русское призвание» (1915).

О. Платонов

ГЛИНКА-ЯНЧЕВСКИЙ Станислав Казимирович (1844-1921), русский предприниматель, публицист и общественный деятель. Член Русского Собрания (с 1902) и Союза Русского народа (с 1910), редактор газеты «Земщина» (1914–17). Убит еврейскими большевиками.

ГЛИНСКАЯ ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА († 04.04.1538), великая русская княгиня, жена вел. русского кн. Василия III Ивановича, дочь литовского кн. Василия Львовича Глинского. Елена вышла замуж за Василия III в 1526. После смерти мужа стала регентшей при малолетнем наследнике Иване IV. Глинская беспощадно боролась с князьями и боярами, выступавшими против центральной власти. В ее правление была проведена денежная реформа, упорядочившая монетное обращение в России, строились новые города, были стабилизированы отношения с Польшей и Швецией. При Глинской московский посад (Китай-город) был обнесен кирпичной стеной.

О. М. Рапов

ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ пустынь, Курская еп., в Путивльском у. Основана в 1557 на месте явления в Глинском урочище (в нем горшечники добывали глину) иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на одной из сосен, из-под корня которой истекал источник чистой воды. Здесь поставлена была часовня, где и находилась св. икона; при часовне жил некий пустынник. В сер. XVII в. здесь устроена была церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в 1688 пустынь была причислена к Путивльскому монастырю; с 1764 становится самостоятельною. В соборном храме в честь Рождества Богородицы, заложенном в 1770, и находилась Глинская явленная чудотворная икона Рождества Богородицы. Кроме того, в пустыни находились ковчег с частью древа Креста Господня и частицами свв. мощей и чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя.

С. В. Булгаков

ГЛУШИЦКИЙ мужской монастырь. — См.: ДИОНИСИЕВО-ГЛУШИЦКИЙ СОСНОВЕЦКИЙ мужской монастырь.

ГЛУШКО Валентин Петрович (20.8/2.09.1908-10.01.1989), русский физик, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники. В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К. Э. Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярные и научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете (1925-29) работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя (ЭРД) (1929-33) и первых отечественных ЖРД (1930-31).