Слова, начинающиеся на КЕ
КЕДРИН Дмитрий Борисович (14.02.1907–18.09.1945), русский поэт, переводчик. Рано осиротев, Кедрин воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко. Уже в 1923, бросив учебу в техникуме, начинает работать в газете, пишет стихи, увлекается поэзией и театром. К к. 1920–х порывает с определенными тенденциями «железной поэзии» Пролеткульта, в его стихах ощущается тенденция к эпичности и историзму («Смертник», «Казнь», «Прошение»).
В 1929 следует арест. С 1931 после освобождения Кедрин поселяется в Подмосковье, служит литконсультантом в издательстве «Молодая гвардия». Расширяется проблематика его творчества, его интересует «история живая и музейная», т. е. связь истории с современностью. В 1938 Кедрин создает шедевр русской поэзии XX в. — поэму «Зодчие», поэтическое воплощение предания о строителях храма Василия Блаженного. Московской юродивой воительнице посвящены стихи «Алена-Старица», полулегендарному самородку-строителю Федору Коню — поэма «Конь» (1940). Историко-патриотическая тема преобладает в поэзии Кедрина и в годы войны, когда он освобожденный по зрению от воинской службы, добивается назначения его во фронтовую газету «Сокол Родины»: «Дума о России» (1942), «Князь Василько Ростовский» (1942), «Ермак» (1944) и др.
В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: «Красота», «Аленушка», «Россия! Мы любим неяркий свет», «Мне все мерещится поле с гречихой...». Он начинает создавать поэму о женщинах трагической судьбы — Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой. Все отчетливее в его стихах звучат православные мотивы:
Когда сраженья стихнут понемногу,
Сквозь мерное дыханье тишины
Услышим мы, как жалуются Богу
Погибшие в последний день войны.
По возвращении с фронта Кедрин замечает за собой слежку. Предчувствие беды не обмануло поэта: спустя три месяца по окончании войны его найдут убитым около полотна железной дороги.
Единственный прижизненный сборник стихов Кедрина «Свидетели» (1940) был жестоко урезан цензурой.
В 1960 —70–е широчайший, всенародный интерес к творческому наследию Кедрина определил его истинное место в русской патриотической поэзии.
КЕЛДЫШ Мстислав Всеволодович (28.01/10.02.1911–1978), русский математик и механик. Ему принадлежит большое количество фундаментальных исследований в области математики, аэрогидродинамики, теории колебаний. Им внесен выдающийся вклад в разработку ряда важнейших вопросов авиационной, атомной и космической техники, поставивший его в число виднейших мировых ученых.
КЕЛЕЙНИЧЕСТВО, особый род отхода от мирской жизни без монастыря и пострига, но с соблюдением безбрачия и монашеского подвижничества, приспособленный преимущественно к сельским условиям. Распространено было в большей или меньшей степени по всей территории расселения русских. Крестьянин или крестьянка, стремившиеся к особо строгой в духовном отношении жизни и подтвердившие уже серьезность этого намерения всем своим поведением, обычно встречали сочувственное отношение в семье и общине. Если была возможность, такому человеку строили (или сам он строил) отдельное жилище — келью на своем же дворе, в задней его части, или на краю деревни, у леса, или поближе к церкви. Келью мог построить брат для сестры, взрослые дети для старых отца или матери, родители для сына или дочери и пр. Бывало, что келью возводила сельская община. Мог предложить ее подвижнику богатый благотворитель (помещик, купец, козак и др.) Часто келейниками становились молодыми, иногда — в старости.
Информатор из Орловского у. (Орловской губ.) писал в 1890–х в Тенишевское бюро о крестьянских келейниках: если сын или дочь, не вступившие в брак, выразили желание отойти от мирской жизни, жить отдельно от семьи, то «родители обязательно устраивают им особые хатки-келлии, где они и живут». Иные из келейников все-таки ходили из своей избушки обедать и ужинать вместе с семейными и помогали им в полевых и домашних работах. Другие же выходили из кельи редко. Все они строго соблюдали посты, понедельничали (не ели скоромного не только по средам и пятницам, но и по понедельникам), а иные из них и всегда употребляли только постную пищу.
Келейники сверх посещения церкви выполняли обширные молитвенные правила, осваивали церковнославянский язык и читали духовную литературу, ходили на богомолья к известным святыням. Духовный подвиг одного крестьянина-келейника открывал дополнительные возможности для односельчан: обучение детей и юношества чтению церковной печати и рукописей; приобщение к церковному пению; чтение псалтири по покойнику и др. Последним особенно часто занимались женщины-келейницы. В некоторых местах они назывались черничками и обладали рядом особенностей в образе жизни.
Как правило, деревенские келейники поддерживали связь с монастырями, иногда их келейничество заканчивалось монашеством. В других случаях вокруг кельи одного человека, ставшего в общественном мнении окрестного населения образцом духовного подвижничества, селились желающие вести такой же образ жизни. Возникала духовная община, которая могла через несколько лет получить права монастыря.
С келейничеством связаны были судьбы многих известных подвижников благочестия, вышедших из крестьян. Так, старец Иларион, Троекуровский затворник, получил духовное воспитание в избушке своего деда-келейника (с. Зеньково Раненбургского у. Рязанской губ.), а позднее сам келейничал. Келейницей была дочь тамбовского крестьянина — будущая игуменья Евгения, основательница Тихвинского монастыря в г. Бузулуке Оренбургской губ. (он возник из объединения двух келейниц со своими группами в одну общину). У чернички в соседнем селе научилась читать по-церковнославянски Священное Писание и Псалтирь крестьянка Евфимия Моргачева (из с. Нижнего Ломова Рязанской губ.), затем и сама стала сельской келейницей; а через много лет — игуменьей Серафимой и др.
Истинных высот достигало келейничество, если было связано со старчеством, в котором наиболее полно осуществляется задача «хранить себя неоскверненным от мира», указанная ап. Иаковом в его определении благочестия.
М. М. Громыко
КЕЛЬЦЕВ Сергей Андреевич (1856 — после 1917), русский писатель и общественный деятель. В 1881 член Священной дружины. В 1913 избран председателем Совета главного правления Русского Монархического союза в Москве и Московского кремлевского отдела Союза Русского народа. Пользовался большим влиянием в патриотическом движении. Секретарь Главного совета съездов монархических организаций (с ноября 1915). В 1916 издавал и редактировал в Москве монархическо-патриотический еженедельник «Коренник» (вестник Русского Монархического союза).
Убит еврейскими большевиками.
О. Платонов
КЕМЕРОВО, центр Кемеровской обл. Расположен в предгорьях Кузнецкого Алатау, на берегу Томи, при впадении в нее р. Искитим. Население 540 тыс. чел.
Кемерово возникло на месте старинных русских поселений, близ опорного пункта освоения этих земель — Верхнетомского острога (осн. в 1657, ныне г. Верхнетомское).
КЕМЬ, город в Карелии. Расположен на р. Кемь, близ ее впадения в Белое море. Население 17,6 тыс. чел.
Кемские поселения впервые упоминаются в XIV в. В 1450 эти земли, принадлежавшие с н. XV в. Марфе Посаднице, перешли во владения Соловецкого монастыря. В к. XVI — н. XVII вв. посад пострадал от польско-шведской интервенции. Город Кемь с 1775. Со 2–й пол. XVIII в. один из центров морского судостроения и мореходства, а также рыбного и морского промыслов.
КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ, раскольничьи, Нижегородской губ., Семеновского у. Основание их относится ко 2–й пол. XVII в.; после осады Соловецкого моря многие старообрядцы удалились в эти места. Старейшими из скитов были близ г. Семенова — Шарпанский, устроенный иноком Арсением, и Оленевский женский, обязанный основанием Анфисе Колычевой.
В первом мире была главная святыня Керженских скитов, древняя икона Казанской Божьей Матери. Оживлению скитской жизни много способствовал указ 1762, разрешивший многим раскольникам возвратиться с западных границ в Россию. К к. XVIII в. Керженских скитов числилось до 54, но в 1826 было их только 28 (гл. обр. поповщинского толка). С этого времени преследования, а затем устройство в тех же местах единоверческих монастырей, разрушили скитские поселения. В к. 1940–х переход скитов к единоверию связан с именем писателя П. М. Мельникова-Печерского, автора романов «В лесах» и «На горах», где изображены многие скитские нравы. В качестве чиновника особых поручений, он, действуя то убеждением, то насилием, много способствовал упадку раскольничьих скитов. В 1849 керженский большой скит, основанный в 1814, был обращен в единоверческий мужской мир; то же случилось и с Осиновским женским скитом, а из Шарпанского скита вывезена высокочтимая раскольниками икона Казанской Божьей Матери и помещена в Казанском Благовещенском единоверческом мире. В 1853 Керженские скиты были окончательно уничтожены.
КЕРЧЬ, русский город в Крыму на берегу Керченского пролива, в древности назывался Пантикапей, основан в VI в. до н. э., в н. V в. до н. э. и до к. V в. н. э. — столица Боспорского царства. В X—XII вв. Керчь (Корчев) входит в состав Тмутараканского русского княжества. В то время Керчь являлась важным звеном в торговых связях Киевской Руси с Крымом, Кавказом, средиземноморскими странами. В период татаро-монгольского нашествия Керчь подчинена Генуе, а после 1475 оккупируется Турцией. В 1774 возвращена России.