Слова, начинающиеся на ЛА

ЛАВРЕНТИЙ, затворник Печерский, епископ Туровский († 1194), начал иноческое житие в Киевском Печерском монастыре. Потом удалился в Димитриевский монастырь, основанный прп. Варлаамом, и стал там затворником, потому что после искушения, постигшего прп. Никиту, затворнический подвиг в Печерском монастыре был воспрещен. Однажды привели к преподобному одержимого, чтобы он помолился о нем и исцелил его, но св. Лаврентий послал его к Печерским отцам. По дороге бес устами одержимого поведал ему, что он боится тридцати Печерских подвижников, а с остальными еще ведет борьбу. Когда приблизились к св. вратам обители, нечистый дух оставил страждущего, и он совершенно здравым вошел в монастырь. Когда же его спросили, кто исцелил его, то он указал на чудотворную икону Божией Матери и сказал: «Тридцать мужей с Нею сретили нас, и я исцелился». Впоследствии св. Лаврентий был возведен на Туровскую кафедру.

Память свт. Лаврентию отмечается 29 января/11 февраля, 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице.

ЛАВРЕНТИЙ КАЛУЖСКИЙ, монах, Христа ради юродивый († 10.08.1515), происходил из боярского рода Хитровых. Подвизался блаженный в уединении в окрестностях города Калуги, где на лесистой горе стояла церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Около нее он поставил хижину. Ночью прп. Лаврентий молился на горе, а днем приходил, не зримый людьми, в один из храмов Калуги через подземный ход, соединяющий храм с его хижиной. Часто он посещал дом калужского кн. Симеона. Однажды татары напали на Калугу. Кн. Симеон выступил с войском им навстречу. Вдруг св. Лаврентий, находившийся в доме князя, громко воскликнул: «Дайте мне мою секиру острую. Обошли псы князя Симеона! Да обороню князя Симеона от псов!» И ушел с секирой. Татары уже теснили русских, но внезапно блаженный появился среди них с секирой и сказал им: «Не бойтесь!» И сейчас же счастье вернулось к русскому войску, и они прогнали врагов, а св. Лаврентий снова оказался в доме князя и сказал: «Оборонили князя Симеона от псов!»

Св. мощи его почивают в Лаврентьевом Рождественском монастыре, построенном неизвестным человеком в двух верстах от Калуги, на месте, где любил уединяться святой. От его мощей было множество исцелений.

Память блж. Лаврентию отмечается 10/23 августа.

ЛАВРЕНТЬЕВ Михаил Алексеевич (6/19.11.1900—15.10.1980), русский математик и механик. Один из организаторов и первый председатель Сибирского отделения Академии наук (1957–75). Создал новые направления в теории функций, теории дифференциальных уравнений, механике сплошной среды (теория кумуляции) и физике взрыва и импульсивных процессов.

ЛАВРЕНТЬЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь, Калужская еп., кафедральный, близ Калуги, на р. Ячейке. Основан в сер. XVI в. В соборе почивали под спудом мощи прп. Лаврентия; над ними медная высеребренная рака. Ежегодно 18 июля бывал крестный ход из монастыря кругом Калуги в память избавления от холеры, а в память дня преставления прп. Лаврентия совершался крестный ход из Калуги в монастырь.

С. В. Булгаков

ЛАД, одно из основополагающих понятий мироощущения Святой Руси. Означало мир, согласие, любовь, дружбу, отсутствие вражды, порядок, гармонию в вещах, одежде, доме. «Лад всего дороже», «Мир да лад, тишь да крышь», «Дело пошло на лад».

Наиболее полно это понятие раскрыто в книге В. И. Белова «Лад» (1982).

«ЛАД», выдающееся произведение русского писателя В. И. Белова, посвященное русской народной эстетике, своего рода словарь народного быта. Впервые опубликовано в 1982. Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе, труде и быте. На конкретных примерах жизни русского народа Белов раскрывает красоту, мудрость и глубину народных представлений, традиций и обычаев. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем. «Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии» (В. И. Белов).

ЛАДА (Ладо), в древнерусской языческой мифологии богиня любви, брака, благополучия, веселья. Особые обряды почитания ей устраивались весной и летом, сочетались они обычно с праздниками Леля и Ярилы. Отголоски их сохранились в песнях и хороводах на Троицу (см.: Троицкие гуляния), Семик и Иванов день. С корнем «лад» связаны многие слова брачного значения. Лад — супружеское согласие, основанное на любви; ладить — жить любовно; ладковать — сватать; лады — помолвка; ладило — сват; ладники — уговор о приданом; ладканя — свадебная песня; ладный — хороший, красивый. В Древней Руси любимых называли Лада (напр., «Слово о полку Игореве»).

О. П.

ЛАДАН (от слова «Ливан»), благовоние, душистая древесная, твердеющая на воздухе смола, фимиам, собираемый с деревьев и кустарников в восточных странах, в т. ч. и Ливане, откуда и пошло это название, трансформировавшееся в русском языке в слово «ладан». При сжигании ладан дает ароматный дым. Используется при богослужении.

ЛАДАНКА, мешочек, сумочка с ладаном или какой-либо святыней, носимая на груди вместе с крестом.

ЛАДОГА, один из древнерусских городов; упоминается в скандинавских сагах и с IX в. — в русских летописях (ныне — Старая Ладога — село Волховского района, на левом берегу Волхова, в 12 км от устья). До X в. Ладога — опорный пункт на торговом пути из Поволжья в Прибалтику, а затем — на пути «из варяг в греки»; в XI-XVI вв. — крупный торгово-ремесленный центр и крепость Новгородской республики. Уже в н. XII в. в Ладоге — каменные городские стены и другие сооружения. С 1478 — в составе Московской Руси. В 1703 в устье Волхова основана Новая Ладога — административный центр. На месте древней Ладоги сохраняются остатки земляного вала, каменной крепости, три церкви XII-XV вв. с фрагментами фресок.

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович (3.11.1788—11.04.1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (с 1843). Из дворянской семьи.

В 1800 Лазарев поступил в Петербургский морской кадетский корпус, в 1803 в числе 30 лучших гардемаринов был командирован для дальнейшего обучения на английский флот, где находился до 1808. В 1808—13 Лазарев служил в Балтийском флоте, участник Русско-шведской 1808—09 и Отечественной 1812 войн.

Лазарев совершил три кругосветных плавания: в 1813—16 на корвете «Суворов», в 1819—21 на шлюпе «Мирный» (в составе экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена к Антарктиде) и в 1822—25 на фрегате «Крейсер».

С 1826 Лазарев — командир линейного крейсера «Азов», на котором участвовал в разгроме турецко-египетского флота при Наварине (1827). В Русско-турецкую войну 1828—29 Лазарев руководил блокадой Дарданелл. С 1830 командовал отрядом кораблей Балтийского флота, с 1832 — начальник штаба Черноморского флота. В 1833 Лазарев командовал эскадрой, направленной в Босфор для оказания помощи турецкому султану в борьбе против восставшего вассала египетского паши Мухаммеда-али. С 1833 Лазарев командовал Черноморским флотом и одновременно был военным губернатором Севастополя и Николаева. При нем было проведено коренное переустройство портов, крепости оснащены новейшими системами артиллерии. Лазарев положил начало созданию парового флота. Скончался в Вене, погребен в Севастополе.

В. Л. Федоров

ЛАЗАРЕВА СУББОТА, Воскрешение праведного Лазаря († 898). В пятницу, после окончания Великого поста, верующие, «душеполезную совершившие Четыредесятницу», готовятся сопутствовать Господу нашему Иисусу Христу в последние дни Его земной жизни, одновременно трагичные и победительные. В субботу, предваряющую Страстную седмицу, т. е. в день, который для Ветхозаветной Церкви был днем покоя, отдыха от трудов, а для Новозаветной стал днем поминовения находящихся в «вечном покое» — усопших, Господь явил ученикам и всем присутствовавшим иудеям Свою Божественную силу, показав, что Он «есть воскресение и жизнь». Друг Его Лазарь, брат Марфы и Марии, в отсутствие Иисуса Христа разболелся, умер и был положен в погребальную пещеру. Вернувшийся через четыре дня после его смерти Спаситель воскресил Лазаря, чем привел в негодование священников и фарисеев, которые хоть и с трудом, но терпели Его «малые» чудеса, однако не могли стерпеть проявления Божественной власти, тем более что после столь великого чуда многие обратились к вере в Него. И в Синедрионе было решено Господа, дарующего жизнь, осудить на смерть. Старейшины хотели убить и Лазаря, которому пришлось скрыться на Кипре, где он впоследствии стал епископом. Воскрешение Лазаря Четверодневного было одним из последних, самых впечатляющих чудесных деяний Иисуса. Этим заканчивалось Его учительное и преобразовательное служение, а далее начиналось уже служение жертвенное. Воскрешением Лазаря Господь явил Свою Божественную славу и уверил всех, и прежде всего Своих учеников, в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Страшного Суда. Воспоминание об этом чуде празднуется в т. н. Лазареву субботу, перед Вербным воскресением.

Память прав. Лазарю отмечается 17/30 октября.

ЛАЗЕР, источник электромагнитного излучения, основанный на вынужденном излучении атомов и молекул. Выдающееся мировое открытие русских физиков  Г. Басова и А. М. Прохорова. Первый молекулярный генератор был построен ими в 1955, положив начало плодотворному развитию квантовой электроники.

ЛАЗУРСКИЙ Александр Федорович (31.03.1874—27.02.1917), русский врач и психолог, создатель характерологии и нового метода психологического исследования — «естественного эксперимента» (1911), дающего возможность объективного научного изучения конкретной личности в ее реальных жизненных ситуациях. Один из организаторов и активных участников съездов по психологии и экспериментальной педагогике.

В. Горячев

ЛАМАНСКИЙ Владимир Иванович (26.06.1833—19.11.1914), русский историк, славист. Ученик  И. Срезневского. Стоял на славянофильских позициях. Отстаивал идеи славянского единства и панславизма. Автор многочисленных работ по истории славян, по церковнославянскому и русскому языкам, по палеографии. Наиболее крупные из них — магистерская диссертация «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» (1859), проникнутая славянофильскими идеями; большой интерес представляет докторская диссертация «Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе» (1871), в которой Ламанский ставил вопросы об изучении греко-славянского мира, роли славян в западноевропейской культуре и т. п. Ламанский создал самую крупную и многочисленную школу в области славяноведения. Был деятельным сотрудником этнографического отделения Русского Географического общества, основателем и редактором его органа — журнала «Живая старина». Вместе с  П. Семеновым-Тян-Шанским издавал многотомный справочник «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1899—1914).

ЛАМПАДА, масляный светильник, возжигаемый перед иконой.

ЛАНЩИКОВ Анатолий Петрович (р. 6.03.1929), русский публицист, критик и литературовед патриотического направления. Первый небольшой сборник статей Ланщикова «Времен возвышенная связь» (1969) обратил внимание острым выступлением в защиту идей русского патриотизма, тогда же начались выпады в его сторону от космополитических сил, что позже всегда сопровождало его творчество. Был деятельным участником «Русского клуба» и «Клуба советско-болгарской творческой молодежи». Не занимая никаких номенклатурных постов, беспартийный, Ланщиков всегда был высоко авторитетен в литературном мире.

Как литературовед и критик выступал с обзорными и тематическими статьями как о творчестве современных писателей (В. Астафьев, А. Жигулин и др.), так и о классиках критического реализма XIX в. Неоднократно подвергался нападкам русофобских сил в СССР, напр, в известной погромной статье партийного идеолога А. Яковлева (1972), в кампании против журнала «Наш современник» (1981) и пр.

Автор книг «Возраст судьбы» (1985), «Национальный вопрос в России» (1997), «Череда окаянных дней» (1998) и др.

С. Семанов

ЛАПТА, русская народная игра. — См.: ИГРЫ.

ЛАПТЕВЫ, Дмитрий Яковлевич (1701—1767) и Харитон Прокофьевич (1700–21.12.1763), русские мореплаватели и исследователи Арктики, двоюродные братья.

Дмитрий Яковлевич Лаптев с 1736 руководил отрядом Великой Северной экспедиции по съемке побережья на востоке от Лены. В 1743 возвратился в Петербург, продолжая служить на Балтийском флоте, с 1757 — контр-адмирал, в 1762 вышел в отставку в чине вице-адмирала. Донесения и отчеты Лаптева содержат ценные сведения по истории Великой Северной экспедиции, этнографическое, историческое и хозяйственное описание малых народностей крайнего Северо-Востока России, указывают конкретные пути для подъема их благосостояния путем развития экономических связей с русским населением Сибири и введения грамотности.

Харитон Прокофьевич Лаптев в декабре 1737 был назначен начальником отряда Великой Северной экспедиции с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от Лены до устья Енисея. В 1743 возвратился в Петербург, успешно выполнив задание, продолжал службу на судах Балтийского флота (с 1762 — обер-штер-кригс-комиссар). Донесения и отчеты Лаптева 1739–43 содержат ценные сведения о ходе работ северного отряда Великой Северной экспедиции, о гидрографии побережья полуострова Таймыр.

ЛАПТЕВЫХ МОРЕ, Сибирское, Норденшельда море, окраинное море Северного Ледовитого океана у берегов России, между п-овом Таймыр и островами Северная Земля на западе и Новосибирскими на востоке. На западе сообщается с Карским морем, на востоке — с Восточно-Сибирским морем проливами.

Названо в честь Д. Я. Лаптева и  П. Лаптева.

Освоение русскими моря Лаптевых началось в 1-й пол. XVII в. Первая съемка берегов проведена Великой Северной экспедицией. В XIX в. начались исследования специальными экспедициями.

ЛАСТОЧКА, в сознании русского человека вплоть до н. XX ц. чистая, святая птица, вестница весны и добра. По народному преданию, во время распятия Христа ласточки старались облегчить его страдания, похищали гвозди, вынимали колючие тернии из тернового венца, носили Спасителю воду.

В русских песнях ласточку называли ключницей, так как считалось, что она приносит из-за моря золотые ключи, которыми открывает лето и закрывает зиму. К Благовещенью, когда из теплых краев прилетали ласточки, русские крестьяне пекли «ластовочек» с раскрытыми крыльями, совершали особые обряды.

По народным поверьям, убивший ласточку не будет иметь счастья в разведении скота, а разоривший ласточкино гнездо сам лишится крова или ослепнет. Считалось, что гнездо ласточки оберегает дом от пожара. Существовала также примета, что девушка скоро выйдет замуж, если ласточка совьет гнездо на ее доме, вьется возле окон или залетит к ней в дом. Считалось, что супружество будет счастливо, если во время свадьбы рядом будет летать ласточка, и ласточкины гнезда использовались в любовной магии. Тот, кто носит при себе сердце ласточек, будет счастлив в женской любви.

О. П.