Слова, начинающиеся на МО
МОГИЛЕВ, город на Днепре в Белоруссии. Назван (предположительно) от древнего могильника, у которого возникло поселение. Впервые упоминается в 1320. Входил в состав Киевской Руси; до сер. XIV в. в Витебское княжество. В XIV в. захвачен Литвой. По Люблинской унии 1569 вошел в состав Речи Посполитой. С XIV в. известен как ремесленно-торговый центр. В 1526 получил право города, в 1561 — малое, а в 1577 — большое магдебургское право. В 1595 отряд восставших казаков С. Наливайко занял Могилев. В 1606—10 в Могилеве произошло антипольское городское восстание, жестоко подавленное королевскими войсками. В 1772 возвращен России. Летом 1812 под Могилевом произошло крупное сражение с французами. После Отечественной войны 1812 в Могилеве — штаб-квартира 1-й русской армии. В 1915—16 в Могилеве находилась ставка Николая II.
МОГИЛЕВСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь, Тверская еп., в окрестностях с. Каменного, в верховьях р. Цны. Основан в 1634 иеромонахом Иовом и сначала был мужским; в 1900 обращен в женский. Здесь находилась особо чтимая икона Успения Божией Матери.
МОДЕНСКАЯ (Косинская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, икона эта была привезена из итальянского г. Модены графом Шереметевым и поставлена им в его приходской церкви в селе Косине Московской еп. Икона прославилась исцелением больных, купавшихся с верою в находящемся близ церкви озере, а в 1848 избавлением Косина и окрестных селений от холеры.
Празднуется 20 июня/3 июля.
Прот. И. Бухарев
МОДЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Новгородская еп., в окрестностях Устюжны, на возвышенном песчаном берегу р. Мологи, близ устья впадающей в нее р. Моденки. Существовал в XV в. Основан, по преданию, одним именитым жителем Москвы, совершавшим нередко путь на судне по Мологе. Однажды близ того места, где потом находился монастырь, плывших на судне неожиданно застала такая сильная буря, что не было никакой надежды спасти судно, и погибель всех была неизбежна; но они обратились с молитвою к свт. Николаю, и буря стала стихать. В следующую же затем ночь спасенному от потопления хозяину судна во сне явился свт. Николай и повелел ему устроить обитель в честь его на берегу Мологи, против того места, где получили спасение плывшие. Благодарный за свое спасение, хозяин судна без промедления исполнил волю св. угодника и устроил названный монастырь. В монастыре находилась чудотворная икона свт. Николая, явившаяся в первые годы по основании монастыря на берег Мологи; с нею ежегодно совершался крестный ход из монастыря в Устюжну, где она пребывала для поклонения с 12 октября по 14 ноября. К нему была приписана Успенская Гурьева пустынь, основанная в 1603 игуменом Гурием.
С. В. Булгаков
МОДЕСТ ИЕРУСАЛИМСКИЙ, святитель († 634), празднуется 18/31 декабря. У русских людей святитель почитался как хранитель скота. В «Сказании о святых» записана молитва к нему по случаю «скотского падежа».
МОЖАЙСК, город в Московской обл., центр Можайского р-на. Расположен в верхнем течении Москвы-реки. Население 30,7 тыс. чел. Известен с 1231. В 1303 в составе Московского княжества; был укрепленным пунктом западнее Москвы. В 1389—1493 центр удельного княжества. С XVI в. значительный торгово-ремесленный центр. В 1620-х воевода М. Пожарский построил в Можайске каменный кремль.
МОЗЫРЬ, город в Белоруссии на р. Припять. Упоминается в 1155 в составе Киевского княжества. В XIV в. захвачен Литвой, а затем Польшей. В 1793 возвращен России.
МОИСЕЙ (в миру Тимофей Иванович Путилов), преподобный оптинский старец (15/28.01.1782—16/29.06.1862). Родился в г. Борисоглебске Ярославской губ. в семье купца. Влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой посещает ряд монастырей и известных старцев. Живое и частое общение с духовными лицами дало свои добрые всходы — в них невидимо загорелся огонь монашеского делания. Начинание свое они положили в Саровской Успенской пустыни, застав там великого старца прп. Серафима. Через три года, «по неведомым для него судьбам», послушник Тимофей оказывается среди иноков Рославльских лесов, где прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей.
Призванный в Оптину пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, прп. Моисей вскоре становится настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. При прп. Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Старые храмы при нем поновлялись и благоукрашались, воздвигались и новые, вокруг них росли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки. Ничто не ускользало от внимания настоятеля: монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы — все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел — деле спасения души. Сам оставшийся, несмотря на многочисленность своих забот, истинным подвижником и воином Христовым, прп. Моисей умел и в душах вверенных ему Господом братий возжечь ревность по Богу, укрепить их в святом намерении «добрым подвигом подвизаться, течение скончать и веру соблюсти».
В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — прп. Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник — прп. старец Амвросий.
Большое значение придает он и делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, — говорил он, — кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды». Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку.
Прп. Моисей все свои силы отдавал служению ближним. Тяжкое бремя настоятельства, неустанные труды на благо братии, на благо обители, занятость ее неисчислимыми нуждами — все это заполняло весь его день. Изобиловавший благодатными дарами, он не имел возможности, как прпп. старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветающая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России. Сподобился прп. Моисей, подобно многим оптинским старцам, принять 6 июня 1862, незадолго до своей кончины, великий ангельский образ. Весть о пострижении его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей — монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки.
МОИСЕЙ БОГОВИДЕЦ, пророк (1500 г. до Х.), по-древнеегипетски: Моисей — «взятый из воды». В Нил он был опущен своими родителями, когда фараон Рамзес II издал указ о поголовном истреблении еврейских мальчиков. Дочь фараона увидела корзину с младенцем и взяла к себе во дворец. Там Моисей получил великолепное образование, но с детства скорбел об участи своего народа. Увидев, как бесчеловечно обращается египетский надсмотрщик с евреями-рабами, он убил его и бежал на Синайский полуостров, где прожил как простой пастух сорок лет. У горы Хорива из горящего, но несгорающего куста («Купина неопалимая») Бог открыл ему пророческое предназначение и призвал возглавить освобождение своего народа. Прор. Моисей вернулся в Египет и повел свой народ в родную Землю Обетованную, чудесным образом — «яко по суху» — перейдя Красное море. Здесь св. пророку было новое Божественное явление. Господь дал ему для еврейского народа десять Заповедей:
1. Я Господь Бог твой;
2. Не сотвори себе кумира;
3. Не произноси имя Бога твоего всуе;
4. Помни день субботний;
5. Чти отца твоего и мать твою;
6. Не убий;
7. Не прелюбодействуй;
8. Не кради;
9. Не лжесвидетельствуй;
10. Не желай дома, жены и имущества ближнего твоего.
Сорок лет странствовал св. пророк с паствой по Синайской пустыне — и умер, так и не увидев Земли Обетованной. Память прор. Моисею отмечается 4/17 сентября.
МОИСЕЙ МУРИН (IV в.), преподобный. Празднуется 28 августа/10 сентября. У русских людей этот святой считался целителем от пьянства. В «Сказании о святых» ему даже назначается особая молитва, советуется людям, страдающим от запоя, обращаться с молебствиями о воздержании к этому угоднику. Основанием для такого представления о св. Моисее Мурине, очевидно, послужило то обстоятельство, что он, сначала занимаясь разбоями, страдал сильным пристрастием к вину. Так, например, по замечанию о нем Четьи-Минеи и Пролога, однажды, увидев стадо овец и при них пастуха, Моисей Мурин задумал было убить его, и, когда это не удалось, чтобы выместить свою злость, он «уби четыре изрядныя овцы и, одрав их, мяса добрейша изъяде, овчины же на вине пропил». Но впоследствии, сознав при помощи Божией грехи свои, он обратился к Богу с покаянием и стал одним из строжайших подвижников благочестия.
И. П. Калинский
МОИСЕЙ НОВГОРОДСКИЙ и ПСКОВСКИЙ, архиепископ († 25.01.1362), происходил из знатной новгородской семьи. С детских лет отличаясь религиозностью, он, едва выйдя из отроческого возраста, ушел в Тверской Отрочь Успенский монастырь. Родители, найдя его там, умоляли игумена перевести сына в один из новгородских монастырей, поближе к ним. Со временем свт. Моисей стал настоятелем Юрьева монастыря и оттуда был избран на Новгородскую кафедру. Это было тяжелое для Руси время: пожары, чума, нашествие татар, неурожай. В эти годы святитель прославился благотворительностью, сооружал монастыри и церкви, заботился о переписке рукописей и богослужебных книг, с успехом боролся с еще не вымершим в Новгороде язычеством. В 1330 св. Моисей удалился ради подвижничества в основанный им Деревяницкий Воскресенский монастырь (с 1875 — женский), но через 22 года вынужден был вернуться на кафедру. Он пробыл на ней еще семь лет, а затем окончательно ушел на покой в Сковородский Михайловский монастырь. Там же он был погребен. Свт. Моисей причислен к лику святых ранее XVII в. Почивал он «на вскрытии», т. е. в открытой раке. В 1686, во время утрени, рака с нетленными мощами его чудесно явилась посреди церкви.
Память свт. Моисею отмечается 25 января/7 февраля.
МОИСЕЙ УГРИН, Печерский, преподобный († ок. 26.07.1043), родом угрин (венгр), слуга св. страстотерпца кн. Бориса Владимировича Ростовского, убитого 24 июля 1015. Только случайная отлучка спасла прп. Моисея, и он скрылся в Киеве, у сестры кн. Ярослава Новгородского, княжны Предиславы. Во время борьбы Ярослава с братоубийцей Святополком тот навел на Киев своего тестя, короля польского Болеслава, с большим войском. Болеслав увел в Польшу много пленных, в том числе и прп. Моисея, мирское имя которого неизвестно. Он отличался редкой красотой, и одна богатая полька хотела выкупить его из плена, чтобы он женился на ней. Но преподобный отверг ее притязания. Через некоторое время пришел к нему неизвестный афонский иеромонах и постриг святого с именем Моисей. Долго искали этого черноризца, а потом полька, отчаявшись в своих упованиях к прп. Моисею, приказала подвергнуть его жесточайшим побоям. Но он не сдавался. Панна пожаловалась королю Болеславу, и тот дозволил ей делать с преподобным все, что ей хочется, а в угоду панне приказал изгнать всех черноризцев из своих владений. В эту же ночь король умер, а в Польше произошло восстание, при котором было убито много богатых людей, в том числе и эта богачка. Прп. Моисей вернулся в Киево-Печерский монастырь, отдался под руководство прп. Антония и провел там десять лет в посте и молитвах, но полубольной. За великую победу над нечистой страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других, исцелять их прикосновением своего жезла, без которого он не мог ходить из-за своих увечий. Святой, предузнав свою кончину, причастился Св. Тайн и мирно почил в 1043, еще при жизни своего наставника.
Память прп. Моисею отмечается 26 июля/8 августа и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер).
МОКОШЬ (Макошь), единственное женское божество древнерусского языческого пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и других божеств. При перечислении языческих божеств в «Повести временных лет» под 980 Мокошь замыкала список, начинавшийся с Перуна. «Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Мокошь, при сохранении ее противопоставлений мужским богам, может быть выдвинута на первое место» ( В. Иванов).
Мокошь служила олицетворением Матери Сырой Земли, символизировала собой взаимодействие сил земли и неба, являлась богиней судьбы, женского начала, плодородия, покровительницей женщин. В разных местах — у дорог, возле колодцев для поклонения ей ставились столбы, чурбаны, вырезанные болваны, возле которых приносили жертву.
Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, часто воздетыми вверх. По ночам она пряла в избе, по-видимому нити человеческой судьбы, что сближало ее с образом греческих мойр, также прядущих нити судьбы. Непосредственным продолжением образа Мокоши после Крещения Руси стала сщмц. Параскева Пятница.
О. П.
«МОЛВА», русская литературная газета славянофилов, выходила в 1857 в Москве (38 номеров). Редактор официальный — С. М. Шпилевский, фактический — С. Аксаков. Носила преимущественно теоретический характер, разрабатывала основные вопросы славянофильской доктрины: община, народность в науке и искусстве, славянский вопрос, экономическое развитие России. Главные сотрудники газеты: Н. М. Павлов, А. П. Чебышев-Дмитриев, С. Т. Аксаков, А. Бессонов, М. Бодянский, А. С. Хомяков, В. Чижов, С. П. Шевырев.
МОЛДАВАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Молдаванском скиту на Афоне. По преданию, в 1863 игумен этого монастыря, будучи в Молдавии, пожелал найти благочестивого живописца, чтобы заказать ему икону Пресвятой Богородицы для обители. Такой живописец был найден. Это был престарелый человек. Игумен просил его писать икону только натощак, и писать ему одному, без посторонней помощи. Живописец начал писать, но никак не мог изобразить лик Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Старец сильно скорбел по сему случаю. Скорбели вместе с ним и иноки, ждавшие, когда будет написана икона. Они посоветовали старцу обратиться за помощью к Пресвятой Богородице. Живописец постился и молился, и вот однажды, после утренней молитвы, приходит он в свою рабочую и, к удивлению и радости, видит, что лики Богоматери и Спасителя изобразились сами собою. Живописец возблагодарил Царицу Небесную. Слух о чуде быстро разнесся по городу, и народ во множестве стал собираться для поклонения св. образу.
Празднуется 12/25 июля.
Прот. И. Бухарев
МОЛДАВИЯ, территория на юго-западе России, один из исторических ареалов Древнерусского государства. В VI в. на ее территории на многие века осели славяне (тиверцы и уличи), оказавшие большое влияние на местное население. В X — XI вв. территория Молдавии почти целиком входила в состав Древнерусского государства. Вместе с русскими молдавские племена приняли Православие. В XII-XIII вв. Молдавия входит в состав русского Галицко-Волынского княжества. В Северной Молдавии, в Поднепровье, культура населения носила древнерусский характер, а на остальной территории Молдавии распространены памятники балкано-дунайской культуры IX-XI вв. (Калфа, Лэмбарь Кэпрэрия, Петруха). В результате вторжений печенегов, половцев и др. кочевников в X — н. XII в. славяне в Молдавии были рассеяны и их поселения в последующие века на территории Молдавии представляли отдельные островки. В сер. XIII-XIV вв. территория Молдавии попала под власть татаро-монголов. У сел Требужаны и Костешты раскопаны золотоордынские города, бывшие крупными ремесленными и торговыми центрами.
Предки молдаван формировались первоначально на территории карпато-дунайских земель из романизированных гетодаков, подвергавшихся с VI в. разностороннему влиянию славян. Оттесненные в эпоху Великого переселения народов в предгорья Карпат, предки молдаван, именуемые с X в. волохами, оставляли земледелие и становились гл. обр. оседлыми скотоводами. Расселяясь, волохи в XII-XIV вв. заняли карпато-днестровские земли, а с XIV в. заселили Днестровско-Прутское междуречье. В это время у волохов развивался феодализм. Из среды общинников выделились «кнезы». Возникли государственные образования: Бырладское княжество (упоминается в летописи между 1144 и 1174) и «земля бродников» (XIII-XIV вв.). Появились крупные землевладения Милковской епископии (XIII-XIV вв.), Балка (1-я пол. XIV в.). В долине р. Молдова возникло вассальное Венгрии княжество Молдавия (1-я пол. XIV в.). Его преемником стало самостоятельное Молдавское княжество, которое образовалось в 1359 в ходе освободительной войны против Венгерского королевства. В состав Молдавского княжества вошла территория современной Молдавии между Прутом и Днестром. Территория Молдавии на левобережье Днестра в к. XIV в. была захвачена литовским кн. Витовтом. С 1456 Молдавия становится данницей Османской империи. В XV-XVII вв. население Молдавии борется с турецким игом. В этой борьбе с ним всегда был русский народ. При помощи Москвы, Киева и Львова в Молдавии в 1641 была открыта первая молдавская типография. Киеву Молдавия обязана и открытием Греко-славянско-латинской академии в Яссах (1640).
С сер. 1650-х молдаване неоднократно обращались в Москву с просьбой принять их в русское подданство. Усиление борьбы против турецких захватчиков связано с именем Петра I и молдавского князя Д. Кантемира. На пути к победе было немало поражений. Только в 1791 турки были изгнаны из Молдавии, а ее жители приняты в русское подданство.
О. П.
МОЛДАВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которая изображается с Младенцем Христом, держащим руку у своей главы. Находилась в г. Николаеве в Спасо-Николаевском Молдавском мужском монастыре Херсонской еп. Празднуется 13/26 марта.
Прот. И. Бухарев
МОЛЕБНЫ, краткие службы, в которых верующие по своим частным нуждам и обстоятельствам обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией Матери и святым.
Обыкновенные молебны по своему составу подобны утрене, но на практике они значительно сокращаются и состоят: из начальных молитв, пения тропаря и припевов («Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и других), чтения Евангелия, сугубой и малой ектений и заключительной, приспособительно к предмету моления, молитвы к Господу Богу, или Божией Матери, или святому, которому совершается молебное пение. Иногда такие молебны соединяются с акафистом или с малым освящением воды. Акафист читается после малой ектении перед Евангелием, а освящение воды совершается по прочтении Евангелия.
Кроме общего просительного молебна, бывают особые молебны, приспособленные к каким-либо случаям, например: молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебны по случаю общественных бедствий: засухи, наводнения, войны. Особый молебен полагается совершать в день Нового года, перед учением, в неделю Православия.
МОЛЕБНЫ В ДОМАХ, важное и широко распространенное событие в духовной жизни русских с древности и вплоть до 1-й четв. XX в., эпизодически сохранявшееся в советское время и возрождающееся в наши дни.
Повсеместно у русских бытовал обычай приглашения причта с молебном в свои дома на Пасху. На протяжении XIX в. мы почти не встречаем таких описаний народной религиозной жизни, где не было бы упоминания или подробного рассказа о домашних молебнах на Светлой (Святой) седмице. Такая информация поступала отовсюду. В 1847 в характеристике обычаев Мосальского и Жиздринского уу. Калужской губ., направленной в Императорское Русское Географическое общество, говорилось: «В Светлое Воскресенье крестьяне поднимают образа и сопровождают в каждое селение». В 1852 из Щигровского у. Курской губ. писали о том, что на Святой священники в сопровождении толпы оброчников, давших обет носить иконы, ходят по всем домам всех деревень своего прихода и служат молебны. Как мы видим, молебнам в домах предшествовал крестный ход из храма в деревню, продолжавшийся затем в виде переходов из дома в дом с последующим перемещением в другое селение. В приведенном сообщении обращает на себя внимание подчеркнутая всеобщность этого явления — по всем домам всех деревень данного прихода.
В Щигровском известии описаны и некоторые детали, сопровождавшие, по местному обычаю, молебен в доме. Заранее приготавливали кулич, ковригу хлеба, солонку с солью, три сырых белых яйца — все это должно было быть освящено в ходе молебна. После молебна, если в избе было тесно (а ведь оброчники шли толпою, как выше было сказано), стол выносили на двор, накрывали его льняной скатертью, ставили кулич и «величали Пасху». Затем начиналось угощенье. Хлеб отдавали причту; кулич расходился тут же на угощенье; освященные яйца подкладывали под наседку; овес сохраняли до первого засева, когда добавят его в семена; соль давали больной скотине; скатерть выбрасывали на крышу, где она лежала до тех нор, пока ветер не сдует.
Более подробную картину пасхальных молебнов вне храма в Зарайском у. Рязанской губ. в 1850-х оставил В. Селиванов, непосредственно наблюдавший их неоднократно. Священник — по желанию прихожан — назначал день на Светлой седмице для хождения с образами. Вся деревня готовилась к встрече. К заутрене из деревни шли богоносцы — «мужики и бабы, парни и девки, по большей части по обещанию, данному за исцеление болезни или минование другого какого горя, для исполнения святого дела, ношения образов». Как только стоявшие у околицы ребятишки закричат: «Идут! Идут!» — вся деревня приходила в движение: «и старый и малый и бежит, и едва плетется, опираясь на палку, все торопятся во сретение святых посетителей. Далеко еще заслышав пение причта, сердца ожидающих наполняются восторженным благоговением, и, когда блеснут лучами солнца венцы на святых иконах и животворящий крест в руке священника, начинают молиться: иные крестятся, призывая про себя Имя Господне, другие, повергаясь ниц, творят земные поклоны».
Если в имении был господский дом, то крестный ход двигался прямо на барский двор, где заранее был приготовлен накрытый скатертью стол. Под столом помещали немного сена, а на столе — меру с овсом, в которую укладывали несколько сырых яиц, и втыкали рогульку с прилепленной к ней свечой. Могли быть поставлены и другие зерновые — в четвериках, гранцах, полумерках: пшеница, горох, просо, ячмень, гречиха. Освященные зерна высыпали потом в закрома — в приготовленные семена. Богоносцы становились рядом со столом, перед образами зажигали свечи, священник начинал молебен.
После молебна на барском дворе образа шли (т. е. крестный ход двигался) по деревне. Молебен служили в каждой избе; после молебна иконы устанавливали в переднем углу, «а священник, дьячки и богоносцы непременно должны» были присесть к накрытому заранее столу и отведать, хоть немного, «хозяйской хлеба-соли». Поблагодарив хозяев, поднимали образа и с пением «Христос воскресе» выходили на улицу. Всякий приход имел свой обычай — сколько давать клиру копеек за молебен в доме и сколько пирогов и кругов хлеба. «Бабы жертвуют на образа холст по своим достаткам».
После обхода всех дворов крестный ход двигался к часовне, где служили заключительный молебен. При этом во время чтения Евангелия староста преклонял голову под епитрахиль, а по завершении молебна священник благословлял одного из двух крестьян, назначенных на сходке для почина пахоты, и давал им по кругу хлеба. Крестный ход уходил с пением канонов, провожаемый до околицы жителями селения. Если деревня была сильно отдалена от села, где стояла церковь, то образа могли остаться здесь на ночь — в доме помещика, или в избе, предназначенной для общинных сходов, или в другом помещении. Некоторые благочестивые жители оставались при иконах на всю ночь: молились, меняли догоревшие свечи.
Молебны по домам по просьбе жителей служили также на храмовые и обетные праздники (кануны) и во время больших крестных ходов с чудотворною иконою.
Массовое народное понимание молебна в доме было по сути своей сугубо церковным: молебен отвечал желанию максимально освятить все стороны свой жизни и снискать благословение Божие на свое жилище.
М. М. Громыко
МОЛИТВА, благодарственное или просительное обращение к Богу, который любит Свое творение, любит каждого из нас, Он есть наш небесный Отец. Как детям свойственно видеть своих родителей и беседовать с ними, так и нам должно иметь радость беседовать с Богом и духовно общаться с Ним. Благоговейная беседа человека с Богом называется молитвой. Душа, соединяясь в молитве с Богом, одновременно соединяется и с духовным миром ангелов и праведников.
Молитва часто сопровождается благоговейными словами и внешними знаками благоговения: крестным знамением, коленопреклонением, поклонами и другими знаками богопочитания. Но молитва может быть возносима и без слов, без внешних проявлений. Это внутренняя, или углубленная, молитва, которая знакома по опыту многим усердным христианам.
Успех молитвы полагается в силе Бога, правильной вере просящего, примиренности молящегося с другими людьми, содержанием самого прошения, которое не может быть выполнено, если будет греховным. Успех молитвы зависит не от количества и «правильности» слов, от посулов (обетов) Богу, а от личности просящего, от того, насколько он угоден Богу, и от Воли Божьей (Мф. 6: 5—15; Мк. 11: 25, 26).
«Подлинно блаженное дело — не грешить, а согрешающим — не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молиться и не стужати, как говорит Господь (Лк. 18: 1). И апостол еще говорит: непрестанно молитеся (1 Сол. 5:11), т. е. и ночью, и днем, и всякий час. Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь, — не прерывай молитвы: ибо не знаешь, когда приидет требующий души твоей. Не жди воскресного дня, или праздника, не разбирай различия мест, но, как сказал пророк Давид, молись на всяком месте владычества (Пс. 102: 22). Посему в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве, не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом, и вечером, и утром, и в полдень. Если молитва будет предшествовать делу и, встав с ложа, первые свои движения посвятишь молитве, то грех не найдет доступа к душе. Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва — крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира. Молитва — печать девства, верность брака, оружие путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва — заступница судимых, отрада заключенных, утешение скорбящим, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник в дни рождения, венец супругам, погребение умершим. Молитва — беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преуспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим. Молитва Ионе и кита соделала домом, а Езекию от врат смертных возвратила к жизни, и отрокам в Вавилоне превратила пламень в дух росы (Дан. 3: 50). Молитвою Илия связал небо, не одождите лета три и месяцев шесть (Иак. 5: 17). Видите, братия, как сильна молитва. В целой жизни человека нет достояния драгоценнее молитвы. Никогда не удаляйтесь от нее, никогда не оставляйте ее, но, как сказал Господь наш,
МОЛОГА, город в Ярославской губ. на слиянии рек Волги и Мологи. В 1207 Молога досталась ростовскому кн. Константину Всеволодовичу, который в 1218 отдал ее сыну своему Всеволоду. До 1321 Молога была частью Ярославского удела; после этого года Мологская страна образовала почти самостоятельное княжество, первым князем которого был Михаил Давидович. Ему наследовал сын Федор, верный спутник Дмитрия Донского в походах (1375, 1380 и 1386). По смерти Федора (1408) мологский удел разделился на три части; титул мологского князя получил старший сын Федора, Димитрий. Еще в XIV в. на берег р. Мологи в так называемый Холопий город, в 50 верстах от устья, съезжались для торга немцы, поляки, литовцы, греки, армяне, персияне, итальянцы. Торг, преимущественно меновой, производился в течение четырех летних месяцев. Променивали шитые одежды, ткани, ножи, топоры и пр. на сырье, преимущественно на меха. О размерах ярмарочных оборотов можно судить по тому, что с торговцев поступало в казну вел. князя 180 пудов серебра. Вел. кн. Иоанн III, отдав Мологу, вместе с Угличем, своему сыну Дмитрию, перевел ярмарку на устье реки, и с того времени значение ее стало падать, но еще в к. XVI в. она слыла самою важною в России и особенно славилась торговлею с Азией и Турцией. По сказаниям иностранцев, к 1-й пол. XVI в. в Мологе была крепость. В н. XVII в. моложцы много потерпели от казаков, поляков и литовцев (особенно в 1609 и 1617). В 1777 древний дворцовый посад или торговая слобода Мологи обращена в уездный город Ярославского наместничества, позже — Ярославской губ.
В Мологе — один из торговых пунктов на Волге, гл. обр. потому, что здесь начиналась Тихвинская система. На мологской пристани ежегодно грузились хлебом и другими товарами более 300 судов. Церквей в городе было четыре; близ города женский Афанасьевский монастырь.
В н. 1940-х, после сооружения Рыбинской ГЭС и водохранилища, территория города была затоплена, жители переселены.
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», ежемесячный журнал, выходивший с 1922 как орган ЦК комсомола (перерыв с 1942 по 1955), с 1992 — АО «МГ». Поначалу — сугубо комеврейский орган, основные авторы: Д. Алтаузен, А. Безыменский, М. Голодный, М. Светлов, И. Сельвинский, И. Уткин. Там же гнездились «теоретики» — группа Л. Авербах, г. Лелевич, С. Родов. Авербах учил: «Достоевский не может войти в культуру здорового, доброго, оптимистического класса». Так продолжалось в общем и целом до войны, хотя к концу этого периода космополитический накал сильно подостыл: появились произведения А. П. Платонова, Н. С. Тихонова, Н. Толстого и др.
С 1956 «МГ» возобновилась, поначалу отличаясь полной безликостью. С 1963 главным редактором назначен выпускник истфака МГУ, комсомольский работник А. В. Никонов. С его приходом «МГ» вскоре превратилась в главный рупор начавшегося тогда Русского Возрождения. Никонову пришлось выдержать тяжкую внутриредакционную борьбу с рядом космополитически настроенных членов редколлегии. Опытный аппаратчик, Никонов, использовав свою дружбу с Первым секретарем ЦК комсомола С. П. Павловым, человеком патриотичным, сумел заменить их деятелями русского направления. В редакцию пришли тогда совсем молодые: С. Викулов, С. Высоцкий, В. Ганичев, С. Котенко, В. Сорокин и др. Первыми известными публикациями, вызвавшими шумную полемику в печати, стали русско-патриотические публикации И. С. Глазунова «Путь к тебе» и B. А. Солоухина «Письма из Русского музея» (1965). Вскоре появляется рубрика «Берегите святыни наши», в которой выступили многие видные писатели, художники и общественные деятели с сугубо русскими воззрениями ( Т. Коненков, М. Леонов и др.). С конца 60-х и все 70-е постоянными авторами «МГ» становятся В. Бегун, В. Кожинов, А. Ланщиков, М. Лобанов, О. Михайлов, В. Чалмаев, В. Чивилихин и др., которые в основном и сформировали (по цензурным условиям в прикровенной форме) идеологию Русского Возрождения. В декабре 1970 по записке космополитического партаппаратчика А. Яковлева Секретариат ЦК КПСС во главе с Л. Брежневым освободил Никонова с поста редактора «МГ». Через некоторое время на его место пришел писатель А. С. Иванов, общая русская линия журнала продолжилась, хотя уже в более осторожной форме. В начале 90-х Иванов по болезни отошел от дел, главным редактором стал А. А. Кротов, продолживший русско-патриотическую линию журнала.
С. Семанов
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», подпольная патриотическая организация, действовавшая в г. Краснодоне Луганской области в октябре 1942 — феврале 1943 в период немецкой оккупации Донбасса.
Когда германские войска оккупировали Краснодон, в городе образовалось несколько патриотических групп: в центре города — группы И. Земнухова, О. Кошевого, В. Левашова, на окраине — С. Тюленина, в пос. Краснодон — А. Елесеенко, Вл. Жданова, Н. Сумского, в пос. Первомайка — У. Громовой, А. Попова, М. Пегливановой. В ночь на 29 сентября 1942 германцы зверски казнили — закопали живыми в землю — 32 шахтера. Группа патриотов — И. Туркенич, В. Пирожок, В. Борисов и М. Григорьев — в ответ на это злодеяние повесила в парке двух полицейских с записками: «Такая участь ждет каждого изменника Родины». 2 октября 1942 Е. Мошков провел первое организационное собрание руководителей групп молодежи города и близлежащих поселков. По предложению С. Тюленина подпольная организация была названа «Молодой гвардией». На собрании был принят текст клятвы. В состав штаба «Молодой гвардии» вошли: У. Громова, И. Земнухов, О. Кошевой, В. Левашов, В. Третьякевич, И. Туркенич, С. Тюленин, Л. Шевцова. Под своим влиянием и контролем подпольщики держали все шахты в Краснодоне. В результате саботажа и диверсий немцы не смогли вывезти из города ни одной тонны угля, не восстановили ни одной шахты. «Молодая гвардия» насчитывала в своих рядах 91 человека (в т. ч. 25 рабочих, 44 учащихся и 14 служащих).
«Молодая гвардия» располагала четырьмя радиоприемниками, подпольной типографией, 15 автоматами, 10 пистолетами, 80 винтовками, 300 гранатами и 65 кг взрывчатки. За время своей деятельности «Молодая гвардия» выпустила и распространила 5 тыс. антифашистских листовок 30 наименований. Члены «Молодой гвардии» уничтожали вражеские автомашины с солдатами, боеприпасами и горючим. 15 ноября 1942 группа молодогвардейцев освободила из немецкого концлагеря 70 советских военнопленных, было освобождено также 20 советских военнопленных из больницы. В результате поджога в ночь с 5 на 6 декабря 1942 здания немецко-фашистской биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию, около 2 тыс. краснодонцев были спасены от угона в германское рабство. Краснодонские подпольщики ставили задачей поднять вооруженное восстание и уничтожить немецкий гарнизон.
В германских застенках молодогвардейцы с исключительным мужеством и стойкостью выдержали жесточайшие пытки.
15, 16 и 31 января 1943 немцы частью живыми, частью расстрелянными сбросили 71 человека в шурф шахты № 5, глубиной 53 м. О. Кошевой, Л. Шевцова, С. Остапенко, Д. Огурцов, В. Субботин после зверских пыток были расстреляны в Гремучем лесу вблизи г. Ровеньки 9 февраля 1943. От преследования полиции ушли 11 человек: А. Ковалев пропал без вести, И. Туркенич и С. Сафонов погибли на фронте, Г. Арутюнянц, В. Борц, А. Лопухов, О. Иванцова, Н. Иванцова, В. Левашов, М. Шищенко, Р. Юркин остались живыми.
Е. Ж.
МОЛОДЕЧНО, город в Белоруссии на р. Уша (бассейн Немана). Известен с 1388. В XIV-XVIII вв. под оккупацией Литвы и Польши. В 1793 возвращен России.
МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ, по языческим поверьям, плоды, растущие в ирье, способные возвращать молодость.
МОЛЧЕНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Молченской Софрониевой пустыни Курской еп. Она принесена сюда из Путивля в 1635 при строителе сей пустыни Серапионе сумским атаманом Лукианом Константиновым, вследствие особого повеления Самой Богородицы. Икона стоит над Царскими вратами, откуда, при пении акафиста, она торжественно спускается на шнурах для благоговейного чествования.
Празднуется 24 апреля/7 мая.
Прот. И. Бухарев
МОЛЧЕНСКАЯ СОФРОНИЕВА РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ ПЕЧЕРСКАЯ пустынь, Курская еп., в окрестностях Путивля, на высокой горе Чудной, близ болота, называемого Молче. Печерскою пустынь называлась от бывших в ней и доныне частию сохранившихся пещер. Предположительно основание пустыни относят ко временам св. равноап. кн. Владимира, а несомненным существование ее считают во времена литовского кн. Ольгерда. Уже в древнейшую эпоху своего существования место пустынного монастыря было разорено от нахождения варварского и иных разных людей, и лежало впусте некое время. 18 сентября 1405 на месте монастыря была обретена явленная икона Божией Матери и на сем пустынном месте построился монастырь общежительный; от того времени от чудес Пресвятой Богородицы прославляшеся сие место, и проименовася сия явльшаяся икона Пречистыя Богородицы чудотворной Молченской Печерской. В XV в., при разорении татарами Путивля и его окрестностей, монастырь пришел в запустение, но был возобновлен и несомненно уже был восстановлен к 1591. В н. XVII в., в Смутное время самозванщины, он был совершенно разорен и приписан к новооснованному Печерскому монастырю, куда и была перенесена вся святыня пустыни. Впоследствии, во время большого пожара в этом монастыре, чудотворный образ Молченской Божией Матери исчез неизвестно куда. В 1653 пустынь была восстановлена, над чем много потрудился строитель Софроний, отчего она и стала именоваться Софрониевою. Игуменом Феодосием (1779—1802) в пустыни введен устав по чиноположению св. Афонской горы, отличающийся более строгим и точным соблюдением общего церковного устава и некоторыми особенными обрядами при богослужении. В монастыре находился точный список вышеупомянутой чудотворной Молченской Печерской иконы Богородицы, день явления которой (18 сентября) чтился обителью с большим торжеством; на всенощном бдении на этот день бывал крестный ход.
С. В. Булгаков
МОЛЧЕНСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ ПУТИВЛЬСКИЙ мужской монастырь, Курская еп., в Путивле. С незапамятных времен в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Молченской Софрониевой пустыни, и был ее подворьем. В н. XVII в. здесь поселились иноки разоренной тогда Софрониевой пустыни и тем положили основание монастырю. В нем находились: чтимый список с явленной Молченской иконы Божией Матери, копия Жировицкой иконы Божией Матери и чудотворная Путивльская икона Божией Матери. На св. Путивльской иконе изображена Божия Матерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, держащим в левой руке шар (символ Его обладания всем миром), а у Богоматери изображена простирающаяся под Ее правой рукою до правого плеча лестница (символ соединения земного с небесным чрез примирение Бога с человечеством рождением Спасителя). Эта св. икона была перенесена в монастырь из Путивля, где она чудесно явилась у бывших Никольских ворот 2 мая 1635, в каковой день и совершалось ей празднование в монастыре.
С. В. Булгаков
МОНАСТЫРЩИНА, поселок городского типа в Смоленской обл., центр Монастырского р-на. Расположен на р. Вихре. Население 5 тыс. чел.
Основан в к. XIV в. (селение, таможня, торговая палата), по преданию, на месте монастырского скита. Впервые упоминается в документах в 1784.
МОНАШЕСТВО (иночество), духовное сословие подвижников уединения, целомудрия, послушания, нестяжательства, внутренней и внешней молитвы.
В первые времена христианской Церкви все почти верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, апп. Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, т. е. подвижниками.
С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.
Так положено было начало монашеству, или по-русски иночеству, т. е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни.
Иноческая жизнь, или монашество, есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», т. е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь:
Св. Афанасий говорит: «Два суть чина и состояния в жизни: одно — обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество; другое — ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое».
Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение «отречься от мира», т. е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество: самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений.
Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру, оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т. е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.
Родиной монашества почитается Египет, а отцом и учредителем — прп. Антоний Великий. Прп. Антоний был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и пр.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника — аввы (что значит «отец»).
Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп. Пахомий Великий.
Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу.
У нас на Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т. е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.
Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.
Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты.
Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т. е. правом ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.
Самое иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима.
При вступлении в самое иночество над монахом совершается исследование малой схимы, в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу.
На принявшего малую схиму надевают параманд (греч.: небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом — наметкой. В руки даются четки — шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.
В заключение обряда даются в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю литургию до самого Св. Причастия.
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: вместо параманда надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи.
У нас принято называть схимниками исключительно только тех иноков, которые пострижены в великую схиму.
Если монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох). Жезл есть знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами). Когда игумен возводится в архимандриты, на него надевают мантию со скрижалями. Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства — в епископы.
Многие из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой.
Несмотря на то что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире.
Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам: томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий.
Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной творимой ими молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших.
Свт. Феофан Затворник говорит: «Иноки — это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения». Поистине, в монастыре — неиссякаемый источник назидания для мирян.
В средние века монастыри имели большое значение как центры наук и распространители просвещения.
Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.
Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.
Прот. С. Слободской
МОНОМАШИЧИ (Мономаховичи), название в XII-XIII вв. русских князей — потомков вел. кн. Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха. От его старшего сына — вел. кн. Мстислава пошла старшая линия Мономашичей, давшая князей волынских, галицких и смоленских (Всеволод Мстиславич — князь новгородский и псковский, Изяслав Мстиславич — волынский, Мстислав Изяславич — волынский, Мстислав Ростиславич Храбрый, Мстислав Мстиславич Удалой, Роман Мстиславич — галицко-волынские, сын последнего, Даниил — галицкий). От Юрия Долгорукого пошла младшая ветвь Мономашичей — князья владимиро-суздальские. Из них наиболее известны внуки Мономаха — Андрей Юрьевич Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, потомки которого стали впоследствии вел. князьями Московскими. До сер. XIII в. Мономашичи вели войны за верховенство на Руси с Ольговичами, князьями черниговскими. Во 2-й пол. XII в. разгорелась междоусобная борьба между старшей и младшей линиями самих Мономашичей, закончившаяся победой владимиро-суздальских князей.
Г. Горшков
МОРОЗОВЫ, русские предприниматели. Родоначальник семьи Савва Васильевич Морозов (1770–1862), бывший крепостной помещика Г. Рюмина, пастух, извозчик, наемный ткач на фабрике Кононова, в 1797 основал собственное шелкоткацкое заведение в с. Зуеве Богородского у. Московской губ. (район крестьянского ручного ткачества, ныне г. Орехово-Зуево). Уже в 1820 Савва Морозов с четырьмя сыновьями смог выкупиться на волю за 17 тыс. руб. ассигнациями. В 1825–40 Морозовы основали четыре хлопчатобумажные фабрики, которые оценивались в 200–300 тыс. руб. Во 2-й пол. XIX в. фабрики выросли в крупные фирмы: «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К°», «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями в местечке Никольском», «Компания Богородско-Глуховской мануфактуры», «Товарищество Тверской мануфактуры бумажных изделий».
Наиболее известен руководитель Никольской мануфактуры Савва Тимофеевич Морозов (1862–1905). По образованию химик, меценат Художественного театра в Москве, сочувствовавший революционерам, Савва Морозов в связи с началом революционных событий 1905 остановил фабрику и пытался вступить в переговоры с рабочими. В качестве члена Московской городской думы выступил против применения военной силы в борьбе с рабочими, за право мирных стачек, собраний, союзов. Савва Тимофеевич финансировал большевистских боевиков и погиб при неясных обстоятельствах. Официальная версия — самоубийство. По данным полиции, убит большевиками с целью завладеть его деньгами.
МОРШАНСК, город в Тамбовской обл., центр Моршанского р-на. Расположен в северной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на берегах р. Цны (бассейн Оки). Население 43,6 тыс. чел.
Впервые упоминается в сер. XVII в. как с. Морша, принадлежавшее рязанским архиереям. Мордовское население Морши в XVII в. приняло христианство и ассимилировалось русскими переселенцами. Во 2-й пол. XVII- XVIII вв. крупное торговое село. Город с 1779.
Архитектурные памятники: Троицкий собор (1836–57; почти точная копия Преображенского собора Св. Троицы, построенного в С.-Петербурге по проекту арх. П. Стасова).
МОСАЛЬСК, город в Калужской обл., центр Мосальского р-на. Расположен у южной окраины Угорско-Протвинской низины. Население 4,9 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1231, входил в Черниговское княжество. Позднее был главным городом удельного Мосальского княжества. В 1407–08 находился под властью Литвы. В 1493 занят войсками Ивана III. Окончательно вошел в состав Русского государства в н. XVI в. Город с 1776.
МОСИН Сергей Иванович (5.05.1849—8.02.1902), конструктор стрелкового оружия, генерал-майор (1900). Созданная им магазинная винтовка образца 1891 калибра 7, 62 мм, т. н. трехлинейка, состояла на вооружении русской армии более полувека.
МОСКВА, река, левый приток Оки, в Московской и частично в Смоленской областях. Длина 473 км. Основные притоки: Иночь, Искона, Руза, Озёрна, Истра, Сходня, Яуза, Пехорка, Гжелка, Нерская (лев.); Колочь, Сетунь, Пахра, Северка, Коломенка (прав.).
МОСКВА, столица Русского государства, крупнейший духовный, культурный, политический и экономический центр России. Население 8,7 млн. чел. (1993).
Заселение территории Москвы началось еще в эпоху неолита. Первое летописное упоминание о Москве как городе с тем же названием относится к 1147. По данным археологических раскопок, укрепленное поселение на месте современного Кремля существовало в к. XI — н. XII в. В княжение Юрия Долгорукого, около 1156, была построена новая, более обширная крепость, разоренная монголами в 1237. Сравнительно скоро Москва была вновь отстроена. Во 2-й пол. XIII в. Москва — стольный город Московского княжества. Рост и возвышение Москвы были связаны прежде всего с ее расположением в центре той части славянских земель (земли вятичей и кривичей), где складывалась русская народность, на пересечении торговых путей.
Важным фактором возвышения Москвы было развитие ремесла, торговли и земледелия. В XIV в. Москва выдвигается как центр Московского великого княжества — одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси. Со времени Ивана I Даниловича Калиты Москва становится политическим центром Владимиро-Суздальского великого княжества, резиденцией русских митрополитов, церковной столицей Руси. Во 2-й пол. XIV в., при внуке Ивана Калиты Димитрии Ивановиче Донском, Москва — организатор вооруженной борьбы русского народа против татаро-монгольского ига, свержение которого началось Куликовской битвой 1380, Золотоордынские ханы, понимая значение Москвы, не раз пытались ее уничтожить. Однако ничто уже не могло приостановить продолжавшуюся консолидацию русских земель вокруг Москвы. В XIV и 1-й пол. XV в. Москва — крупный город с многочисленным тор-гово-ремесленным населением, которое расселяется на территории Великого посада (впоследствии — Китай-город) и многочисленных слобод в Заречье (впоследствии — Замоскворечье) и Занеглименье (территория к западу от р. Неглинной). В последней четв. XV в., при вел. кн. Иване III Васильевиче, Москва превращается в столицу Русского централизованного государства, в 1480 навсегда сбросившего татарское иго. Замечательным памятником эпохи создания Русского государства стал новый московский Кремль, построенный в к. XV в. и сохранившийся в своей основе до наших дней.
Одновременно с ростом политического значения Москвы идет превращение ее в крупнейший экономический и культурный центр страны. Большое развитие получает в Москве производство оружия, тканей, кожевенных, гончарных, ювелирных изделий, строительное дело. Память об этих производствах, сосредоточенных в многочисленных ремесленных слободах, до сих пор сохраняется в названиях многих улиц и переулков (Бронные улицы, Котельническая и Гончарная набережные, улицы Большие и Малые Каменщики и т. д.). В к. XV в. в Москве был основан Пушечный двор, где производилась отливка пушек и колоколов. Между Москвой и другими русскими городами завязались оживленные торговые отношения. Центром московской и общерусской торговли был Великий посад. Главный рынок — Торг — располагался вблизи от Кремля, на месте нынешней Красной площади. Развитие ремесла и торговли в XVI в. способствовало росту территории и населения города. По своим размерам Москва превосходила в то время Лондон, Прагу и др. города Европы. Территория ее располагалась в пределах современного Садового кольца, местами выходя за ее границы. Численность населения не поддается точному исчислению: к н. XVII в. оно колеблется между 80 и 200 тыс. чел. По тому времени Москва была благоустроена, в ней были деревянные мостовые и водостоки.
В XVI в. в Москве создана система кольцевых оборонительных сооружений. Каменная стена, получившая название Китай-города, построена в 1535–38 вокруг Великого посада. В 1586–93 на месте нынешнего Бульварного полукольца возведена каменная стена Белого города. В 1591—92 город был опоясан третьим оборонительным рубежом — земляным валом с деревянной стеной (Скородом), тянувшимся по линии нынешних улиц Садового кольца. Подступы к городским укреплениям прикрывали дозорные монастыри-крепости: Свяmo-Данилов, Спасо-Андроников, Новодевичий, Донской, Новоспасский, Симонов.
Во 2-й пол. XVI в. посадское население состояло из гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен и черных тяглых людей; первые две группы объединяли наиболее богатые слои населения московского посада. Москва становится важнейшим центром общерусской национальной культуры. Здесь создаются оригинальные по содержанию и форме, острые по идейной направленности публицистические и художественные произведения («Лицевой свод» и др.). Большого совершенства достигает московское зодчество, воплощенное в таких памятниках архитектуры, как Кремль и собор Покрова на Рву (см.: Василия Блаженного храм). В Москве зарождается русское книгопечатание. В 1564 на «Государевом дворе» дьяконом кремлевской церкви Николы Гостунского Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была выпущена книга «Апостол» — родоначальница русской печатной книги. В н. XVII в. во время польско-литовской интервенции врагам удалось подойти к Москве и 21 сентября 1610 захватить город. В 1610—12 вокруг Москвы, находившейся в руках интервентов, развертывается борьба русского народа за независимость и целостность Русского государства. Эта борьба завершилась победой народного ополчения во главе с нижегородцем К. Мининым и москвичом Д. М. Пожарским. 26 октября 1612 враг, засевший в Кремле, вынужден был капитулировать. Изгнание врага из Москвы положило начало освобождению русской земли от иноземных захватчиков. Годы борьбы с интервентами причинили большие опустошения Москве. Большая часть города была сожжена, население резко уменьшилось. Однако за сравнительно короткий срок Москва была восстановлена. Ее население к сер. XVII в. достигло 200 тыс. чел. Выросла территория города, во многих местах Москва перешагнула за черту Земляного вала — границы XVI в. Здесь, вдоль дорог, тянувшихся из столицы в разных направлениях, вырос новый пояс московских слобод: Дорогомиловской ямской, Кудринской, Новинской, Тверской ямской, Сущевской, Напрудной, Переяславской ямской, Алексеевской, Греческой, Рогожской ямской, Кожевнической, Семеновской, Воронцовской и Коломенской ямской. К к. XVI — н. XVII в. окончательно складывается радиально-кольцевая схема планировки Москвы, которая сохранилась в основе развития города. Москва застраивалась преимущественно деревянными зданиями. Каменные дома были довольно редки, однако число их непрерывно росло. Наиболее значительными среди них по своим архитектурным достоинствам были: группа замечательных сооружений в Кремле (Теремной дворец, Патриаршие палаты, Потешный дворец), здание Печатного двора в Китай-городе, дома думного дьяка Аверкия Кириллова (Берсеневская набережная), дьяка Волкова (Харитоньевский переулок), князей В. Голицына и И. Троекурова в Охотном ряду.
Хозяйственное развитие России XVII в., характеризовавшееся постепенным слиянием всех областей, земель и княжеств в одно целое, находит наиболее полное выражение в экономической жизни Москвы. В XVII в. Москва — центр складывавшегося всероссийского рынка. Наряду с ремеслом, все больше приобретавшим характер товарного производства, увеличивалось число промышленных предприятий мануфактурного типа. К их числу относятся новый (второй) Пушечный двор, пороховые мельницы, Гранатный двор, кирпичные заводы, Хамовный полотняный двор, стекольный завод. Оживленнее становились связи Москвы с самыми отдаленными уголками страны. Сильно возрастает ее значение как большого международного рынка, привлекающего купцов из Европы и Азии.
Большие изменения происходят в культурной жизни Москвы. Грамотность и просвещение, бывшие привилегией преимущественно высшего класса, начинают распространяться среди верхов торгово-промышленного населения. Большого развития достигает книгопечатание. Московский Печатный двор становится одной из крупнейших типографий Европы. Создаются первые школы. В 1687 открывается Славяно-греко-латинская академия, явившаяся первым опытом организации высшей школы в России.
После переноса столицы России в Петербург в 1713 Москва по-прежнему остается важнейшим экономическим и культурным центром страны. Значительное развитие получает крупная промышленность, гл. обр. текстильная: Суконный двор, полотняные и шелкоткацкие мануфактуры. Москва сохраняет за собой значение крупнейшего торгового центра страны. В 1-й четв. XVIII в. в Москве было положено начало светскому школьному образованию: в 1701 были открыты Школа математических и навигацких наук и Артиллерийская школа, в 1707 — Медицинское училище, в 1712 — Инженерная школа. В 1755 в Москве был основан первый русский университет. Здесь же в 1702 возник первый в России публичный театр, в 1703 начала выходить первая русская газета «Ведомости». Немаловажную роль играла Москва и в политической жизни страны, оставаясь второй столицей империи. О большом политическом значении Москвы в XVIII в. свидетельствует пребывание в ней правительства и большинства центральных учреждений в общей сложности в течение почти 20 лет в последние три четверти XVIII в. Быстро росли территория и население Москвы. К сер. XVIII в. ее площадь составляла 8698 га. Новой границей Москвы становится Камер-Коллежский вал протяженностью 32 версты. Рост населения шел гл. обр. за счет оброчных крестьян, пополнявших ряды городского работного люда, а также многочисленной крепостной прислуги дворянства, концентрировавшегося в Москве. Потребностям и нуждам московского дворянства была подчинена вся застройка города, осуществлявшаяся в духе классицизма. Вершины развития московская архитектурная классика достигает во 2-й пол. XVIII в. в творчестве выдающихся представителей русской архитектуры В. И. Баженова — Дом Пашкова и Ф. Казакова — здание Сената, Благородное собрание и др.
В XVIII-XX вв. территория Москвы постоянно увеличивалась за счет присоединения к городу подмосковных сел и деревень. В к. XX в. граница города проходит по Московской кольцевой автомобильной дороге. Площадь города составляет около 1000 кв. км.
В. П.
«МОСКВА», ежедневная политическая, экономическая и литературная газета славянофильского направления, выходила в Москве в 1867–68. Издатель-редактор С. Аксаков. За критику либерально-космополитических решений правительства выпуск газеты был приостановлен, и некоторое время она выходила под названием «Москвич». Запрещена в феврале 1868.
«МОСКВА», ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, начал выходить в Москве с 1957. Первыми редакторами были партжурналист Н. Атаров и соцреалист Е. Поповкин. В первое десятилетие «Москва» публиковала случайные материалы без определенного направления, единственным исключением стала первая публикация романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», однако текст был чрезвычайно искажен сокращениями и редакторской правкой. Разнородны и случайны были авторы журнала, однако общее направление его тяготело к линии космополитической.
В феврале 1968 главным редактором «Москвы» стал писатель-фронтовик Н. Алексеев. При нем журнал придерживался умеренно патриотической линии. Авторский актив составили Анатолий Иванов, Георгий Марков, Петр Проскурин, Иван Стаднюк и др. Была опубликована «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Наряду с этим в «Москве» был раздел критики и публицистики, где с национально-патриотических позиций выступали А. Ланщиков, Ю. Прокушев, Ю. Селезнев, В. Сорокин, В. Чалмаев, С. Штеменко и др. В составе традиционно безликой редколлегии при Алексееве числились Леонид Леонов и Михаил Шолохов, но влияния на политику журнала они не оказывали и в редакции практически не появлялись.
В 1990–92 главным редактором был прозаик Владимир Крупин.
С июня 1992 главным редактором стал Леонид Бородин, бывший политзаключенный и диссидент, чьи произведения ранее издавались главным образом за границей. Направленность «Москвы» изменилась в сторону русско-патриотическую. Идейную работу редакции возглавила известный критик С. Селиванова, в число авторов были привлечены Д. Балашов, О. Волков, А. Гулыга, В. Кожинов, О. Михайлов, В. Распутин и др. Редколлегия журнала укрепилась известными патриотическими литераторами: А. Ланщиков, К. Мяло, В. Осипов, В. Распутин и др. Был основан раздел «Домашняя церковь», посвященная вопросам православного воспитания, который возглавил В. Крупин.
С. Семанов
«МОСКВИТЯНИН», русский патриотический журнал, созданный при участии графа С. С. Уварова, выходил в Москве в 1841—56. Редактор-издатель М. П. Погодин, его ближайший помощник — С. П. Шевырев. Сотрудниками журнала были А. Дмитриев, И. Давыдов, Н. Глинка, А. С. Стурдза, П. И. Шаликов, К. Павлова, А. Вяземский, С. Аксаков, Н. М. Языков, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Н. В. Берг и др. В «Москвитянине» появилось большое число сочинений по истории религии, проповедей и «слов» митрополитов. Провозгласив Запад разлагающимся трупом, «Москвитянин» призывал опереться на русские самобытные начала, которые помогут России спасти мир и повести его за собой. Самобытность России — это «древнее чувство религиозное, чувство ее государственного единства и сознание своей народности», которая понималась руководителями «Москвитянина» как духовно-нравственное смиренномудрие народа, его единство с царем и Православной Церковью. Все эти положения были сформулированы в статье Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы».
В соответствии с общим направлением «Москвитянина» находились и его философские и исторические воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, «Москвитянин» в статьях А. С. Стурдзы, И. Давыдова, А. Дмитриева развивал христианскую философию, которая ставила целью борьбу с безбожием, материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина раскрывали глубокую духовно-нравственную пропасть между Россией и Европой, подчеркивая тупиковый характер западной цивилизации. Журнал резко обличал космополитическую печать («Отечественные записки» и т. п.) и ее вождей, вроде В. Белинского и других антирусских деятелей.
«МОСКОВСКАЯ КОПЕЙКА» («Газета-копейка»), еженедельная газета патриотического направления, выходила в Москве в 1912—17. Издатели-редакторы — М. Городецкий, В. Анзимиров.
«МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ», русская газета преимущественно патриотического направления, основана Московским университетом, выходила в Москве в 1756—1917. Редакторы — Н. Поповский, А. А. Барсов, Д. Вениаминов, А. Чеботарев, с 1779–89 — И. Новиков (под контролем масонов), 1813–36 — П. И. Шаликов, 1850–55 — Н. Катков, 1858—62 — Ф. Корш, 1863—87 — снова Н. Катков, после 1887 — А. Петровский, B. А. Грингмут, А. Тихомиров.
Газета энергично и целенаправленно, особенно в период редакторства Н. Каткова, отстаивала национальные интересы русского народа, разоблачала антирусские замыслы либерально-космополитических и революционных кругов. С XX в. и вплоть до 1917 была одним из самых главных национальных органов русского народа. Запрещена еврейскими большевиками.
МОСКОВСКИЕ СВЯТИТЕЛИ И ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЦЫ : Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген. Празднуя память Московских святителей в один день, Церковь воздает сугубую честь небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество. Ибо с их именами связана история возвышения Москвы как духовного центра, вокруг которого собирались русские земли, как столицы великого государства. Господь открыл митр. Петру грядущий жребий Москвы — сердца православной России. Подвиг его по собиранию раздираемой междоусобными бранями и татарским игом Руси продолжил митр. Алексий, стоявший у кормила гражданского правления во время юности своего воспитанника блгв. кн. Димитрия Донского. Достойным их преемником был и митр. Иона, ставший в 1448 первым предстоятелем автокефальной (независимой) Русской Церкви. Великим ревнителем заповедей Божиих и неустрашимым борцом против посягающей на них тирании власти предержащей выступил митр. Филипп, отдавший свою жизнь за обличение царя Иоанна Грозного. Мученически окончил свои дни и его младший современник — патр. Гермоген, вдохновитель всенародной борьбы за освобождение Русской земли от иноземных захватчиков.
В последние годы к лику свтт. Московских причислены: первый русский патр. Иов (установивший этот праздник) и первый по возобновлении патриаршества патр. Тихон (оба в 1989); митр. Московский Иннокентий (в 1977); его предшественник на кафедре митр. Филарет (в 1994).
Память Московским святителям отмечается 5/18 октября.
«МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК», русский журнал, выходил в Москве в 1827— 30. Издатель-редактор — М. П. Погодин. Создан группой «любомудров» ( В. Веневитинов, А. С. Хомяков, М. П. Погодин, С. П. Шевырев, И.В. и П. В. Киреевские).
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова (МГУ), крупнейшее в России высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 по почину и замыслу М. В. Ломоносова (его имя присвоено университету в 1940), первоначально состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского.
Старое здание Московского университета в центре Москвы на Моховой улице — выдающееся произведение русского классицизма. Построено первоначально в 1786–93 по проекту М. Ф. Казакова; после пожара 1812 перестроено в 1817–19 Д. И. Жилярди. 1 сентября 1953 состоялось открытие нового комплекса МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах (всего около 60 строений), в т. ч. высотного корпуса (самого большого университетского здания) в мире.
Позднее там же постоянно достраивались новые корпуса университета, часть факультетов из центра Москвы были перенесены на Ленинские горы. Там же размещены астрономическая лаборатория, стадион, множество библиотек и научных обществ, общежития и Дворец культуры и пр.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР (МХТ, МХАТ), один из ведущих театров России. Основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Новаторские позиции театра нашли свою опору прежде всего в драматургии А. П. Чехова, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, М. Горького. Среди коренных задач были обновление методов актерской игры и режиссуры, связь с современной художественной литературой, переосмысление классического репертуара, в идеологическом отношении — борьба за реалистическое искусство. Видное место в развитии театра заняли мастера старшего поколения мхатовцев — В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, М. Ф. Андреева, М. П. Лилина, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов, Н. П. Хмелев, Б. Г. Добронравов, Н. П. Баталов, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, М. Н. Кедров, А. К. Тарасова, А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов, А. П. Зуева, А. О. Степанова, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. П. Кторов, П. В. Массальский и др.
В 1920 театр получил звание академического.
В 1987 произошло разделение труппы на МХАТ в Камергерском переулке (с 1989 им. А. П. Чехова) и МХАТ им. Горького, возглавленных соответственно О. Н. Ефремовым и Т. В. Дорониной.
МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО, образовалось ок. сер. XIV в. в результате роста Московского княжества, которое выделилось в 1-й пол. XIII в. как удел Владимиро-Суздальского княжества. С 1320-х (с небольшими перерывами в сер. XIV в.) московские князья носили титул великих князей Владимирских. В 1247 Московское княжество досталось кн. Михаилу Ярославичу Хоробриту. С 1267 в Москве княжил Даниил, сын кн. Александра Ярославича Невского. В н. XIV в. Московское княжество значительно расширилось за счет присоединения Коломны (1301), Переславля-Залесского (1302), Можайска (1303). Опираясь на растущие материальные силы, московские князья повели упорную борьбу за политическое главенство в русских землях. Кн. Юрий Данилович, опираясь на поддержку Новгорода Великого, а также используя золотоордынских ханов, в 1318 стал вел. князем Владимирским, но с 1325 великое княжение было передано тверскому князю. Иван Данилович Калита приобрел большое доверие хана и в 1328 стал вел. князем Владимирским. Умелая политика Ивана Калиты обеспечила Московскому княжеству длительную передышку от монгольских вторжений, что способствовало подъему его хозяйства и культуры. Наследник Калиты вел. кн. Семен Иванович Гордый (1340–53) называл себя «великим князем всея Руси». В 1360-е, после борьбы с суздальско-нижегородским князем, великое княжение утвердилось за Дмитрием Ивановичем Донским (1359–89). Москва стала центром собирания сил против монголо-татарских завоевателей; московские войска отбивали нападения монголо-татар в Нижегородском и Рязанском княжествах, а в 1380 Дмитрий Иванович возглавил общерусские силы, двинувшиеся навстречу войскам темника Мамая. Победа в Куликовской битве 1380 закрепила руководящее положение Великого княжества Московского в русских землях. Дмитрий Иванович передал впервые Великое княжение своему сыну Василию Дмитриевичу (1389—1425) как свою «отчину», без санкции золотоордынского хана. Территория Великого княжества Московского в к. XIV — н. XV в. последовательно расширялась, в 1392 был присоединен Нижний Новгород, значительно усилилось влияние Великого княжества Московского во владениях Новгородской феодальной республики. Внутри Великого княжества Московского еще в 1-й пол. XIV в. образовались уделы, однако в руках старшего наследника всегда сосредоточивался перевес материальных сил по отношению к другим московским князьям. Длительная война в Великом княжестве Московском, происходившая во 2-й четв. XV в., закончилась победой вел. кн. Василия II Васильевича Темного (1425–62). К этому времени территория Великого княжества Московского составляла 430 тыс. кв. км с населением около 3 млн. чел. Во 2-й пол. XV в. Великое княжество Московское стало основным ядром складывавшегося Русского централизованного государства. Присоединив к нему территории Новгородской республики (1478), Великого княжества Тверского (1485) и др. земель, московские князья стал великими князьями «всея Руси».
А. Сахаров
МОСТОВЩИНА, повинность, существовавшая на Руси с XI в. («Устав Ярослава о мостех»). Население города и деревни в лице своих общин было обязано строить и ремонтировать дороги и мосты или платить «мостовые деньги».
Позже так же называлась пошлина с возов и товаров, провозимых по мостам, за счет нее поддерживались и ремонтировались мосты.
МОТОРНАЯ ЛОДКА, впервые в мире изобретена русским ученым Б. С. Якоби.
МОТЫГИНО, поселок городского типа, в Красноярском крае, центр Мотыгинского р-на. Расположен на р. Ангаре. Население 7,8 тыс. чел.
Основан в 1671, назван по фамилии первого русского переселенца.
МОЧАЛОВ Павел Степанович (3.11.1800—16.03.1848), актер, крупнейший представитель романтизма на русской сцене. С 1824 — актер Малого театра. Прославился в трагедиях Шекспира (Гамлет) и Ф. Шиллера (Карл Моор в «Разбойниках», Фердинанд в «Коварстве и любви») и в «Горе от ума» Грибоедова (Чацкий).
МОШЕНСКОЕ, село в Новгородской обл., центр Мошенского р-на. Расположено на р. Увери. Население 2,9 тыс. чел. Впервые упоминается в XVI в. (Никольско-Мошенский и Спасско-Мошенский погосты).
МОЩИ, оставшиеся нетленными после смерти тела святых христианской церкви, способные творить чудеса. Смысл почитания мощей заключается в учении Свящ. Писания об участии христианских тел, как храмов Духа Святого, вместе с душами в бессмертии. Мощи чтятся так же, как и иконы, но «не должно воздавать им честь, приличную одному Богу». Пятый Карфагенский собор определил, что ни один христианский храм не может строиться иначе, как на мощах мучеников. Каждый православный храм имеет частицу какого-нибудь святого. Частица эта зашивается в антиминс.