Слова, начинающиеся на НЕ

НЕВЕЛЬ, город в Псковской обл., центр Невельского р-на. Расположен на берегу оз. Невель. Узел ж.-д. линий. Население 21,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного в числе городов, основанных в его царствование. С 1580 неоднократно оккупировался Польшей и Литвой. В 1772 возвращен России, получил статус города.

НЕВЕЛЬСКОЙ Геннадий Иванович (25.11.1813—17.04.1876), известный исследователь Дальнего Востока, адмирал (с 1874). Из семьи костромских дворян. Окончил Морской кадетский корпус (1832) и офицерские «классы». До 1846 служил на кораблях в Северном, Балтийском и Средиземном морях.

В 1849 Невельской, будучи командиром военно-транспортного корабля «Байкал», прошел с грузом из Кронштадта вокруг мыса Горн в Петропавловск-Камчатский, исследовал и составил описание о. Сахалина, доказав, что Сахалин — остров, а не полуостров, как ранее считали; исследовал Сахалинский залив, Татарский пролив, низовья Амура и др. районы Дальнего Востока. Ему покровительствовал генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский. В 1850 Невельской основал пост Николаевский (ныне г. Николаевск-на-Амуре).

В 1856 из-за трений с Адмиралтейством Невельской был отстранен от своей должности и отозван в Петербург; в 1857 назначен главой Ученого отдела Морского технического корпуса. Именем Невельского названы пролив и залив на Дальнем Востоке и город на Сахалине.

B. А. Федоров

НЕВЬЯНСК, город в Свердловской обл., центр Невьянского р-на. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Нейве. Население 28,2 тыс. чел.

Основан в 1700 как поселок Невьянский Завод в связи со строительством казенного чугуноплавильного и железоделательного завода (в 1701 передан первому из династии крупнейших заводовладельцев Демидовых; на Невьянском заводе впервые появилось клеймо Демидовых «Старый соболь»). В 1902 здесь впервые в России было организовано производство драг для золотоплатиновой промышленности.

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ, порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник прославляются бесплотные силы — ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божий.

Во вторник прославляется св. Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду воспоминается предательство Господа Иудой и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. апостолы и св. Николай Чудотворец.

В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ, первая неделя (воскресенье) Великого поста, когда совершается торжество Православия, установленного в Греции в IX в., в память освобождения и победы православной церкви над ересями, особенно иконоборческою. Патриарх Константинопольский Мефодий установил тогда же богослужение, названное чином Православия и значительно дополненное в XII и XIV вв. Теперь чин Православия совершается в первое воскресенье Великого поста и состоит исключительно в поминовении усопших, причем молитву читает патриарх. В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как напр. Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., которые в к. XVII в. и в н. XVIII в. упоминались только в форме: «Кассиан архимандрит со товарищи», а также прибавлены новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В к. XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были:

1) множество имен, которым возглашалась вечная память и 2) имена многих гражданских преступников и всех расколоучителей, которым провозглашалась анафема. В таком виде, напечатанном в первый раз в 1767, чин Православия оставался до 1869, когда вновь был переработан. Согласно последней переработке, чин Православия совершался в кафедральных церквах после прочтения часов или пред окончанием литургии и содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Всех анафематствований 12, и произносились они клиром от имени церкви, который трижды пел «анафема». Анафема произносилась всем: 1) отрицающим: бытие Божие и Промысл, духовность существа Божия и его свойства, равносущие и равночестность Сына Божия и Св. Духа Богу Отцу; 2) всем, отвергающим необходимость пришествия на землю, страдания и смерти Сына Божия для спасения человека, приснодевство Пресвятой Богородицы, бессмертие души, кончину века, суд и вечное воздаяние по делам, таинства, соборы и их предания, божественное происхождение царской власти и надлежащее отношение к ней; 3) всем, не приемлющим благодати искупления; 4) всем, не верующим, что Дух Святой действовал через пророков и апостолов и ныне пребывает в сердцах истинных христиан и наставляет их на всякую истину; 5) всем, отвергающим и хулящим св. иконы.

В XX в. после 1917 в чине анафематствования, кроме перечисленных выше пунктов, Русской Зарубежной Церковью была включена также анафема всем: 6) теософам и прочим еретикам, дерзающим «глаголати и пребезумному учить», что Христос не единожды являлся на землю, а множество раз; 7) масонам, оккультистам, спиритам, чародеям; 8) отступающим от православной веры и приемлющим иные на соблазн братьям нашим; 9) гонителям Христовой веры, нечестивым отступникам, поднявшим руку на Помазанника Божьего, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязающим братьев наших и оскверняющим наше Отечество. Вечная память провозглашается всем, способствовавшим распространению и утверждению Православия словом, делом, писанием и жизнию, среди них поминается отдельно Константин Великий, св. Елена, Феодосий Великий, Феодосий Младший, Юстиниан, свв. Владимир и Ольга и все русские императоры и императрицы.

«НЕДРЕМАННОЕ ОКО», один из сюжетов русского иконописания. На иконе «Недреманное Око» Христос возлежит на ложе, подобном престолу. На крещатом сиянии вокруг Его головы — обычные греческие буквы, обозначающие имя Господне.

Богоматерь стоит обращенная к Спасителю, и положение Ее рук выражает вопрошение: «Чадо, что есть сие видение?» Христос отвечает: «Пророческие слова Симеона должны исполниться. Орудие пронзит Твое сердце. Сие великая Тайна Жертвы Моей и Воскресения».

Христос на иконе как будто спит, но глаза Его открыты. По ветхозаветному тексту, икона «Недреманное Око» основана на благочестивой легенде, по которой Христос-Отрок на пути из Иерусалима в Назарет прилег отдохнуть. Богоматерь оберегала Его сон, и в это время ангелы предвозвестили Ей Крестное Страдание Христа.

На некоторых версиях иконы «Недреманное Око» престол, на котором покоится Христос, заменен пологим крестом, и надпись читается: «Господь Вседержитель Недреманное Око, вознесен бе на кресте».

Н. Ш.

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (17/29.07.1873—26.06.1950), выдающаяся русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), искусствовед. Родилась в семье народного учителя, любителя музыки, руководившего деревенскими хорами. С семи лет солировала в сельском хоре.

На формирование вокального дарования певицы огромное воздействие оказали народные песни.

В 1902 блестяще окончила Московскую консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды («Иван Сусанин» М. И. Глинки), была принята в труппу Большого театра, где выступала свыше 30 лет. Постоянным партнером Неждановой был Л. В. Собинов. Большую роль в творческой биографии певицы сыграли М. Н. Ермолова, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов.

Глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм Неждановой гармонично сочетались с ее выдающимся вокальным дарованием и виртуозным мастерством. Голос редкой красоты, звучности, ровный во всех регистрах, кристальная чистота интонации и ясность, законченность музыкальной декламации и фразировки — составляли отличительные черты певицы.

Выдающиеся партии Неждановой — Антонида и Марфа («Царская невеста»), Людмила и Татьяна («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин»), сказочная Снегурочка, Волхова («Садко»), Шемаханская царица («Золотой петушок»).

Большое значение имело творчество Неждановой для развития вокально-концертного исполнительства в России. Она первая и постоянная участница т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко.

В обширном репертуаре Неждановой значительное место занимали народные — русские, малороссийские и белорусские — песни.

НЕЖИН, город в Малороссии на р. Остёр (приток Десны). Известен с 1147 как Уненеж. В сер. XIV в. захвачен Литвой, с 1618 — Польшей. Освобожден от оккупации в 1648 Б. Хмельницким; был полковым городом Нежинского полка (1648—1782). В 1667 окончательно возвращен России. В 1820 открыта Гимназия высших наук (Нежинский лицей). Среди ее выпускников писатели Н. В. Гоголь, Н. В. Кукольник, Е. П. Гребенка и др.

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (28.11/10.12.1821—27.12.1877/8.01.1878), русский поэт. В творчестве преобладают гражданские мотивы, нередко ложно понимаемые. Первый сборник стихотворений «Мечты и звуки» (1840) в романтическом духе. Вскоре Некрасов стал сотрудником «Отечественных Записок» и издал несколько альманахов (1843—46: «Физиология Петербурга», «1-е апреля», «Петербургский Сборник» и др.). В 1846 приобрел с Панаевым «Современник».

С художественной точки зрения муза Некрасова неровна: рядом со звучным стихом и поэтическим образом попадаются прозаизмы и неуклюжие строфы; лучшими следует признать «Рыцарь на час», «Мороз-Красный нос», «Русские женщины» «Крестьянские дети», «Псовая охота».

НЕКРАСОВСКОЕ, поселок городского типа в Ярославской обл., центр Некрасовского р-на. Расположен в устье р. Солоницы (бассейн Волги). Население 7,2 тыс. чел.

Основан в 1214 как д. Грешнево, позже переименован в Некрасовское в честь поэта  А. Некрасова (здесь он провел детские годы). В XV — сер. XVII вв. в поселении были солеварни, в XVIII в. славилось мастерами каменного строительства, живописи, резьбы по дереву.

НЕКТАРИЙ (в миру Николай Васильевич Тихонов), преподобный оптинский старец (1853—29.04/12.05.1928). Родился в Ельце Орловской губ. в бедной рабочей семье.

В Оптину пустынь Николай пришел в 1873, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Принял Николая прп. старец Амвросий. О чем была их беседа, прп. Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном прп. Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к прп. Амвросию.

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У прп. Нектария была келья, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно.

Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

В 1912 оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал прп. старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приемов смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а прп. Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп. старцу Амвросию и сама келья говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.

После закрытия монастыря в 1923 прп. Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в с. Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Скончался прп. Нектарий в глубокой старости и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989, в день памяти митр. Московского Филиппа, состоялось обретение мощей прп. Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

НЕМАН (Рагнит), город в Калининградской обл., центр Неманского р-на. Расположен в излучине р. Неман. Население 13,8 тыс. чел.

Основан в 1289. До 1945 — г. Рагнит в составе Германии (Восточная Пруссия), с 1945 — России. Церкви: Новомучеников Российских (1994), Державная.

НЕМИРОВ, город в западнорусских землях (Винницкая обл.). Основан в к. XIV в. Захвачен Литвой, а в 1569 Польшей. Возвращен России в 1793. Музей поэта Н. А. Некрасова (родился в Немирове) и писательницы М. Вовчок. Близ города раннескифское Немировское городище.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (11/ 23.12.1858–25.04.1943), драматург, прозаик, критик. Родился в семье офицера.

С 1881 пишет свыше десяти пьес, но успешной критика и зритель признали лишь комедию «Новое дело» (1890), удостоенную Грибоедовской премии. В 1891 выходит его роман «На литературных хлебах», резко осуждающий продажных журналистов.

Роман «Мгла» (1894) и «Старый дом» (1895) посвящены теме «оскудения» родовитого дворянства в пореформенной России. Успехом пользуются его пьесы «Золото» и «Цена жизни».

В 1898 вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр. Как режиссер требовал от актеров «вживания» в роль, выявления ее «второго плана». После революции проводил гибкую административную и репертуарную политику, стремясь сохранить лицо МХАТа, его традиции и уровень художественного мастерства. В 1919 — основывает Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр, носящий его имя).

НЕМИРОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ, самое крупное из городищ (площ. св. 100 га) скифского времени междуречья Днепра и Днестра, относится к VII-VI вв. до н. э. Расположено близ г. Немирова. Обнесено мощным валом высотой 9 м и рвом. Основание вала сооружено из крупных камней и бревен. Только часть городища, обнесенная вторым валом и рвом, была обитаемой. Здесь открыты землянки, круглые в плане, с глинобитными очагами в центре, хозяйственные ямы, зольник. Остальная часть Немировского городища использовалась для загона скота, а в военное время могла быть убежищем для населения близлежащих поселков. Жители этого поселения, занимавшиеся земледелием и скотоводством, были в тесном контакте с Ольвией, о чем свидетельствуют находки родосской керамики и зеркал ольвийского производства. Греческая надпись на одном из местных горшков говорит о пребывании на городище греческих купцов.

А. Мелюкова

НЕОБХОДИМОСТЬ, у человека Святой Руси обязательность исполнения нравственного долга перед Богом, Царем и Родиной, духовная невозможность совершить противоположное. Необходимость такого порядка не подлежала обсуждению и считалась само собой разумеющимся моральным принципом.

О. П.

«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т. е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах «Неопалимой Купины» к концам внешних лучей добавляются буквы А. Д. А. М. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву «А» от звезды «Анатоли», Архангел Гавриил — букву «Д» от Западной звезды «Дисис», Архангел Рафаил — букву «А» от Северной звезды «Арктос» и Архангел Уриил — от Южной звезды «Месембрии» букву «М».

Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери «Знамения» с Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль перед закрытыми вратами

Богоматерь «Царица Небесная», честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий «атрибут», как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века. Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие.

Первая икона «Неопалимой Купины» была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.

Появление «Неопалимой Купины» в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680. Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем.

В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона «Неопалимая Купина». Она написана по следующему случаю. В 1820–21 в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ «Неопалимой Купины» и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.

Празднуется 4/17 сентября.

Прот. И. Бухарев

НЕРЕХТА, город в Костромской обл., центр Нерехтского р-на. Расположен на р. Нерехте. Население 29,2 тыс. чел.

Известен с 1214; в XIV-XVIII вв. центр солеварения, с XVIII в. центр иконописи, сапожного, серебряного и льнополотняного ремесел (в 1761 основана первая полотняная фабрика). Город с 1778.

Архитектурные памятники: Владимирская (1676–78), Никольская (1710–20) церкви, ныне действующий Троице-Сыпанов Пахомиев монастырь (1675) и др.

НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ (УБРУС), икона, изображающая полотенце, на котором, по преданию, отпечатался Лик Спасителя, когда Господь отер Лицо Свое. Нерукотворный Образ считается самым точным изображением Христа. Сказание говорит, что Эдесский царь Авгарь, будучи смертельно болен, послал своего художника написать образ Спасителя, веря, что, увидев его, выздоровеет. Художник при всем старании не смог передать божественный лик, и Христос, сжалившись над ним, омыл лицо, осушил полотенцем (убрусом) и передал его художнику с запечатленным на нем Своим изображением. «Нерукотворный Спас» высоко чтим Русской Православной Церковью. Самыми древними были «Убрус» Спасо-Мирожской церкви во Пскове (1156) и Спасо-Нередицы в Новгороде (1199). От «Нерукотворного Образа» исходит чисто русская икона «Спас Мокрая Борода», на которой волосы Спасителя как бы насыщены еще водой и потому борода сведена острым концом.

Празднуется 16/29 августа.

Н. Ш.

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Икона сделана из мозаики на стене под сводом над горним местом главного алтаря в киевском Софийском соборе. Богородица изображена на золотом мозаическом фоне, во весь рост, без Богомладенца, стоящею на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками. Названа икона «Нерушимою Стеною» потому, что в продолжение восьми веков осталась неповрежденною. Вот как описывал эту икону известный путешественник Муравьев: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь незаходимого Света, была для нас зарею незаходимого Солнца».

Празднуется в воскресенье Недели Всех святых.

Прот. И. Бухарев

НЕРЧИНСК, город в Читинской обл., центр Нерчинского р-на. Расположен на юго-востоке Забайкалья, в предгорьях Борщовочного хребта, на левом берегу р. Нерчи. Население 15,3 тыс. чел.

Основан в 1653 отрядом казаков под руководством Петра Бекетова на правом берегу Шилки против устья Нерчи как острог Нелюдский (на этом месте позднее находилось село Монастырское, ныне Калинино). В 1658 острог поставили на новом месте — на острове между двумя рукавами Нерчи. Город Нерчинск с 1689. В 1812 из-за частых наводнений Нерчинск перенесен на более высокое место — в долину Сажиков Яр. В к. XIX в. в Нерчинске велась оживленная торговля мехами (лиса, белка, хорек, волк), мануфактурными товарами, кунгурской обувью (из Пермской губ.), сахаром, бакалеей. Значительная часть населения занималась огородничеством, скотоводством.

НЕСВИЖ, город в Белоруссии на р. Уша (бассейн Немана). Упоминается в летописи 1223; центр Несвижского княжества. В 1-й четв. XIV в. захвачен Литвой. С 1513 считался частной собственностью одного из руководителей польских оккупантов князей Радзивиллов. В к. XVI — н. XVII вв. построена крепость. В XVI в. в Несвиже существовала первая в Белоруссии типография. В 1793 Несвиж возвращен России.

НЕСВИЦКОЕ, село в Закарпатье на р. Уж. Впервые упоминается в 1364. На территории села сохранилась крепость XIV в.

НЕСТЕРОВ (до 1951 Жолква), город в западнорусских землях на р. Свинья (бассейн Буга). Известен с 1368 как село Винники. В XVI в. захвачен Польшей. В нем размещалась резиденция одного из руководителей польских оккупантов гетмана С. Жолкевского, в 1772 перешел к Австрии, в 1919 снова к Польше. Возвращен России в 1939. В 1951 переименован в честь русского летчика П. Н. Нестерова, погибшего в 1914 близ Жолквы.

НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (19.05.1862—18.10.1942), русский художник и общественный деятель. Один из самых крупных представителей православного искусства к. XIX — н. XX вв. Талант иконописца у Нестерова особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве. Продолжая традиции древнерусской иконописи, Нестеров создал проникнутые поэзией, кротким и задумчивым религиозным чувством образы Спасителя, Богородицы и святых. В его росписях (Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, свв. Кирилл и Мефодий, св. Николай Чудотворец, свв. Борис и Глеб, свв. Константин и Елена, св. Филарет и вмц. Варвара) ощущается духовная красота традиций Святой Руси.

Выдающимися произведениями русского духовного искусства стали картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889–90), «На Руси» (1916). Художник стоял на твердых патриотических позициях — Православие, Самодержавие, Народность. В 1905 вступил в Союз Русского народа.

После 1917 был вынужден писать только портреты и пейзажи. Особое значение имела серия портретов деятелей русской культуры и науки, прежде всего И. П. Павлова (1935).

НЕСТЕРОВ Петр Николаевич (15.02.1887–26.08.1914), русский военный летчик, штабс-капитан. Нестеров — один из основоположников высшего пилотажа, им впервые были выполнены глубокие виражи, а 27 августа 1913 — замкнутая кривая в вертикальной плоскости («мертвая петля», «петля Нестерова»). Занимался изысканием способов взаимодействия с наземными войсками и вопросами ведения воздушного боя. Им был разработан оригинальный проект моноплана. В 1913–14 совершил рекордные перелеты Киев — Одесса — Севастополь и Киев — Петербург. В н. 1-й мировой войны совершил 13 боевых вылетов. Погиб в районе г. Жолквы (ныне Нестеров) в воздушном бою, впервые применив воздушный таран и уничтожив австрийский самолет.

НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ, Печерский (ок. 1056–1114), составитель «Повести временных лет», родился в Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря прп. Феодосий. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело. Помимо «Повести временных лет» им написано житие первых русских святых — страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия — основоположника правильной монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и мн. др.

Память прп. Нестору отмечается 27 октября/9 ноября, 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.

НЕСТОР СОЛУНСКИЙ, мученик († ок. 306), ученик св. Димитрия Солунского. Получив от него благословение, св. Нестор вступил в гладиаторский поединок с любимым силачом императора — германцем Лием. Обычно Лий сбрасывал побежденных с помоста — на копья воинов, но с Нестором произошло все наоборот. Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешенный император повелел немедленно казнить святого.

Память мч. Нестору отмечается 27 октября/9 ноября.

НЕСТЯЖАТЕЛИ. — См.: ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ.

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО, одна из главных духовно-нравственных основ Святой Руси. Суть его заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.

В душе наших предков, прежде всего крестьян, жило чувство справедливости, причем не просто материального воздаяния, компенсации, а чувство высшей справедливости — жить по душе достойно, вознаграждать по совести. К XIX в. сформировался народный идеал справедливости, который был для русского крестьянина своего рода компасом. Не следует гнаться за богатством, за наживой, преследовать корыстные интересы. Как цель жизни, это считалось недостойным. Главное же — прожить жизнь по-доброму, по правде, достойно.

Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым.

«Лишние деньги — лишние заботы», «Деньги — забота, мешок — тягота», «Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе, материальном интересе) жить», «Не о хлебе едином жив будешь», «Хлеб за живот — и без денег живет». Действительно, «зачем душу тужить, кому есть чем жить» (есть хлеб). «Без денег проживу, лишь бы хлеб был», «Без денег сон крепче», «Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою».

«Напитай, Господи, малым кусом», — молит крестьянин. «Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна». Нечего завидовать другим, говорит русский крестьянин и подчеркивает: «На людей глядя жить (то есть не по достатку) — на себя плакаться».

Отвергая стяжательство и накопительство, осторожно и с достоинством принимая богатство и деньги, трудовой человек выдвигает свой идеал — идеал скромного достатка, при котором можно и самому жить сносно, и помогать своим близким. «Тот и богат, кто нужды не знат», «Богаты не будем, а сыты будем».

В сознании русского человека понятие достатка, сытости связано только с трудом, работой, личными заслугами. «Как поработаешь, так и поешь», «Каковы сами (как работаем), таковы и сани», «Каков Пахом, такова и шапка на нем», «По Сеньке и шапка», «Каков Мартын, таков у него алтын» (столько заработал).

Русский человек твердо считает, что: «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Нажива такому человеку не нужна. «Сыта душа не берет барыша», «Лучше жить в жалости, чем в зависти», «Кто сирых напитает, тот Бога знает», «Одной рукой собирай, другой — раздавай», «Рука дающего не оскудеет».

«Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад» (то есть поделись с ближним), «Не богат, да гостям рад», «Не надо мне богатого, подай тороватого» (нежадного), «Держи девку в темноте, а деньги в тесноте».

Особо вопрос ставится об отношении к чужому имуществу, результатам чужого труда. Посягнуться на них — страшный грех. «Лучше по миру сбирать, чем чужое брать». «Лучше попросить ради Христа, чем отнять из-за куста». «Заработанный ломоть лучше краденого каравая». «Хоть в латаном, да не в хватаном».

Для западноевропейского бюргера, наверное, чудовищной бессмыслицей показались бы русские народные пословицы, призывающие жалеть чужое добро. «Не береги свое, береги чужое». «Береги чужое, а свое — как знаешь». А ведь в самом деле было так: чужое добро берегли с большей ретивостью, чем свое.

«В чужом кармане денег не считай». «Пожалей чужое, Бог даст свое». «Кто чужого желает, тот свое утратит». Впрочем, русский труженик говорит и так: «Своего не забывай, а чужого не замай». «За свое постою, а чужого не возьму».

А. И. Герцен в книге «Былое и думы» рассказывает о крестьянине, который категорически отказался взять с него лишнее. В избе, где Герцен остановился ночевать по пути в ссылку, крестьянин накормил его ужином. Когда утром надо было рассчитываться за трапезу, хозяин запросил со ссыльного пять копеек, а у того самой мелкой монетой оказался двугривенный. Крестьянин отказался принять эту монету, потому что считал великим грехом взять за ужин больше, чем он того стоит.

Писатель В. И. Белов справедливо отмечает: «В старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и душевной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству. Гордились не богатством, а умом и смекалкой. Тех, кто гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала».

Среди крестьянских мудрецов и бывалых людей бытовали истины, идейно-нравственное содержание которых в переводе на современный язык было примерно таково: «Богатство человека состоит не в деньгах и комфорте, не в дорогих и удобных вещах и предметах, а в глубине и многообразии постижения сущности бытия, стяжании красоты и гармонии мира, создании высокого нравственного порядка».

Человек, который думает только о своих личных материальных интересах, неприятен душе крестьянина. Его симпатии на стороне живущих по совести, справедливости, простоте душевной.

Классическая русская сказка о трех братьях — двух умных и третьем дураке — кончается моральной победой бессребреника, нестяжателя, простодушного младшего брата-«дурака» над материализмом и практической мудростью старших братьев.

Русский человек осуждает неправедное богатство, как и любую другую форму паразитизма.

С его идеалом скромного достатка больше согласуются бережливость и запасливость. «Бережливость, — говорит он, — лучше богатства», «Запасливый лучше богатого», «Береж — половина спасения», «Запас мешка не дерет», «Запас беды не чинит».

«Маленькая добычка, да большой береж — век проживешь», «Копейка к копейке — проживет и семейка», «Домашняя копейка рубль бережет», «Лучше свое поберечь, чем чужое прожить».

«Держи обиход по промыслу и добытку», «Не приходом люди богатеют, а расходом», «Кинь добро позади, очутится впереди», «Кто мотает, в том пути не бывает».

«Не о том, кума, речь, а надо взять и беречь», — поучает рассудительный хозяин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок», «Пушинка к пушинке, и выйдет перинка», «В общем, запас мешку не порча», «Подальше положишь — поближе возьмешь».

Бережливость всячески поощряется. Но накопительство, жадное стяжание материальных предметов рассматривается как грех, ибо, считает народ, «скупому душа дешевле гроша».

Скупые и скряги, так же как и богачи, подозреваются в сговоре с чертом. «Скупой копит — черт мошну тачает», «Черт мошну тачает — скряга ее набивает», «Кто до денег охоч, тот не спит всю ночь», «Скупые что пчелы: мед собирают, да сами умирают».

О таких народ говорил: «У него от скупости зубы смерзлись», «У него в Крещенье льду взаймы не выпросишь», «У него всякая копейка рублевым гвоздем прибита». А общий приговор таков: «Скупому человеку убавит Бог веку».

Осуждая стяжательство, накопительство, жадность, скупость и неправедное богатство, народное сознание снисходительно относится к беднякам и, более того, симпатизирует им. По-видимому, образ бедняка больше согласуется с народными идеалами, чем образ богача.

«Бедность — святое дело», «У голыша та же душа», «Гол, да не вор; беден, да честен», «Богат, да крив; беден, да прям», «Лучше нищий праведный, чем богач ябедный».

«Бедность не порок, а несчастье», «Хоть мошна пуста, да душа чиста», «Гол да наг — перед Богом прав», «Бедность учит, а счастье портит», «Убожество учит, богатство пучит».

О. Платонов

«НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Список иконы находился в московском Алексеевском монастыре. Празднуется 3/16 апреля.

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, некто грешник (разбойник) имел правило — каждый день по нескольку раз молиться Пресвятой Богородице, произнося архангельское Ей приветствие: «Радуйся, Благодатная!» и пр. Однажды, собираясь на преступное дело, он обратился к иконе Пресвятой Богородицы, чтобы по своему обычаю помолиться Ей. И вот, когда он произнес слова молитвы, вдруг напал на него страх и он впал в забвение и увидел, что на иконе Пресвятая Богородица и Богомладенец Иисус Христос представляются ему живыми. У Иисуса Христа открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них потоками струится кровь, точно так же, как это было, когда Господь страдал на кресте. Увидев это, грешник упал от страха и воскликнул: «О, Госпоже! Кто сделал это?» Богоматерь отвечала: «Ты и прочие грешники; вы своими грехами снова распинаете, как древние иудеи, Сына Моего». Тогда грешник зарыдал и сказал: «Помилуй меня, Мати милосердия!» А Пресвятая Богородица отвечала: «Вы называете Меня Матерью милосердия, а сами оскорбляете и преогорчеваете Меня своими делами». — «Нет, Владычица, — воскликнул грешник, — отселе да не будет этого! Да не преодолеет злоба моя Твоего неизреченного милосердия и благости. Ты одна — надежда и прибежище всем грешникам. Преклонись на милость и умоли Сына Своего и Творца моего!» Тогда Пресвятая Богородица стала умолять Богомладенца, говоря: «Благоутробне Сыне Мой! Ради любви Моея к Тебе помилуй сего грешника!» А Господь отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что Я не послушаю Тебя! Я и Сам молил Отца Своего, да мимо идет от Меня чаша страдания, и Он не послушал Меня». Тогда Матерь Божия сказала: «Воспомни, что Я вскормила Тебя, и прости его». Но Сын отвечал: «И вторицею молил Я Отца о чаше, но Он не послушал Меня». Богородица опять сказала: «Вспомяни болезни Мои, которые Я претерпела, когда Ты на кресте телом, а Я при кресте сердцем были уязвлены». А Сын отвечал: «Третицею молился и Я Отцу, но Он не благоволил услышать». После того Пресвятая Богородица встала, посадила Богомладенца и хотела пасть к ногам Его. «Что Ты хочешь делать, о Матерь Моя?» — воскликнул Сын. «Пребуду у ног Твоих вместе с этим грешником, — отвечала Она, — пока Ты не простишь ему грехов». Тогда Господь изрек: «Закон повелевает всякому сыну почитать свою мать; а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона. Я — Твой Сын, а Ты — Моя Мать. Я должен почитать Тебя, исполняя то, о чем Ты умоляешь меня. Будь же по Твоему желанию! Ныне же прощаются сему человеку грехи для Тебя. А в знак прощения пусть он облобызает Мои раны». Встал тогда трепещущий грешник, радостно прикоснулся к пречистым язвам Христовым и тотчас же пришел в себя. С этим видение кончилось, и грешник с того времени исправился и стал жить богоугодно. Празднуется в неделю Всех святых, а также 9/22 декабря.

Прот. И. Бухарев

НЕЧВОЛОДОВ Александр Дмитриевич (25.03.1864—1938), русский генерал и общественный деятель, писатель и историк. Окончил кадетский корпус и Академию Генерального штаба. Участник Русско-японской войны. Перед Первой мировой войной выполняет секретные миссии в Скандинавии, изучает организацию масонской конспирации в Европе и подготавливает об этом специальный доклад.

Незадолго до революции Нечволодов выпускает фундаментальный труд по истории России «Сказания о Русской земле» (т. 1—4). После революции Нечволодов участвует в Белом движении. Оказавшись в эмиграции в Париже, генерал Нечволодов сотрудничает с видными исследователями иудейско-масонской идеологии, группировавшимися вокруг газеты «Либр пароль» и издательства «Долой зло!». Первый французский перевод Сионских протоколов, по-видимому, был осуществлен при непосредственном участии генерала.

В 1924 Нечволодов выпустил на французском языке книгу «Николай II и евреи. Очерк о русской революции и ее связях со всемирной деятельностью современного иудаизма», в которой подробнейшим образом исследовались Сионские протоколы. В течение многих лет Нечволодов подготавливает основательные исследования о международном иудейском капитале (опубликованы только частично). В сер. 1930-х Нечволодов являлся негласным экспертом со стороны защиты на Бернском процессе по делу о Сионских протоколах.

О. Платонов