Слова, начинающиеся на ПИ
ПИМЕН (в миру Извеков Сергей Михайлович) (10/23.07.1910–3.05.1990), Патриарх Московский и всея Руси. Родился в с. Богородском близ Москвы. С 1927 в монашестве. В духовном сане с 1930 (иеродиакон, иеромонах). В 1937 был арестован, отбывал заключение в Средней Азии. В 1941–43 на фронте. В 1944 снова арестован. В 1946 освобожден, служил игуменом в Муроме, монашествовал в Одессе. С 1949 по 1953 наместник Псково-Печерского монастыря. В 1954–57 настоятель Троице-Сергиевой лавры. С 1957 — епископ, в 1960–61 управляющий делами Московской Патриархии, член Священного Синода. С 1961 митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1963 — митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1971 избран Патриархом Московским и всея Руси. В 1988 председательствовал на Соборе, одобрившем новый церковный устав.
ПИМЕН ВЕЛИКИЙ, Египетский, преподобный († ок. 450), родился ок. 340 в Египте, с двумя своими братьями ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Стремясь к безмолвию и уединению, братья не согласились встретиться даже с матерью, передав ей, что если она желает видеть их в вечной жизни, то пусть не ищет встреч с ними в этом мире. Утешенная таким обетованием, мать смиренно вернулась домой. Слава о подвижничестве прп. Пимена распространилась по всему Египту. Правитель области пожелал встретиться со святым, но тот отказал ему. Придумывая уловки, при помощи которых он мог бы увидеть прп. Пимена, правитель повелел заключить в тюрьму его племянника. На это старец написал письмо правителю, в котором советовал рассмотреть преступление юноши и при наличии вины — наказать того. Правитель, поняв, что его хитрости видны святому, приказал отпустить невиновного. Для многих иноков прп. Пимен был наставником в духовном подвиге. Он оставил после себя множество изречений, которые были им испытаны многолетними упражнениями в посте и молитве. Святой говорил своим ученикам: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло — сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Одному согрешившему иноку, который желал провести в покаянии три года, старец сказал: «Если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». Скончался святой в возрасте 110 лет.
Память прп. Пимену отмечается 27 августа/9 сентября.
ПИМЕН ПЕЧЕРСКИЙ, Многоболезненный († 11.02.1110), родился больным, рано возжелал пострига, но родители воспротивились этому. Наконец они против своего желания вынуждены были принести его в Печерский монастырь и просили иноков молиться о нем. Ночью, когда все спали, пришли к болящему под видом игумена и братии ангелы и постригли преподобного, назвав Пименом, причем сказали, что его постригальная свеча не угаснет в течение сорока суток и что его выздоровление будет признаком кончины. Волосы его они положили на гробницу прп. Феодосия в запертую церковь и на другой день их там и нашли. В келью к нему положили больного брата, но приставленные к ним для служения иноки пренебрегли ими. Тогда прп. Пимен спросил этого брата, стал ли бы он ему служить, если бы выздоровел. Брат согласился и тут же получил исцеление. Но скоро он сам впал в тот же грех, оставив своего больного: он ушел жить в незанятую келью. Никто не знал, почему он заболел той же болезнью, но, когда его нашли, прп. Пимен сказал: «Он жнет то, что посеял» — и велел его позвать. Брат пришел совершенно здоровым. Преподобный напомнил ему Евангельские слова:
Память прп. Пимену отмечается 7/20 августа и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер).
ПИМЕНОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в московском Благовещенском соборе. Принесена сюда из Константинополя в 1361 митр. Пименом.
Празднуется 6/19 июня.
ПИНЕГА, поселок в Архангельской обл., в Пинежском р-не. Расположен на правом берегу р. Пинеги (приток Сев. Двины). Население 6,9 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1137. С н. XVII в. известен как погост Пинежский Волок; в 5 км от него проходил древний новгородский торговый путь к рекам Мезень, Печора и на Урал. С 1780 город, центр Пинежского уезда Архангельского наместничества.
ПИНЕГА, река, правый приток Северной Двины, в Архангельской обл. Длина 779 км. Основные притоки: Выя, Юла, Покшенга (лев.); Ежуга (прав.).
ПИНСК, город в Белоруссии у слияния рек Пины и Припяти. Впервые упоминается в летописи в 1097. В период Киевской Руси входил в состав Турово-Пинского княжества; с к. XII в. — центр самостоятельного княжества, важный торговый и ремесленный центр. Около 1318 захвачен Литвой, с 1521 — Польшей. В 1793 возвращен России.
ПИРОГОВ Александр Степанович (22.06/4.07.1899–26.06.1964), выдающийся русский оперный певец (бас). Учился в Московском университете и в Музыкально-драматическом училище по классу пения. В 1919–22 — артист хора. В 1922–24 солист Свободной оперы Зимина в Москве, с 1924 в Большом театре. Среди лучших партий Пирогова: Сусанин, Руслан, Мельник, Борис Годунов, Досифей («Хованщина»), Иван Грозный («Псковитянка»).
Огромный темперамент и певческое мастерство сочетались у Пирогова с большой музыкальной культурой и разносторонним сценическим дарованием.
В концертном репертуаре певца народные песни и русская камерная классика.
ПИРОГОВ Николай Иванович (13.11.1810–23.12.1881), врач-хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии. Участник Севастопольской обороны (1854–55), Франко-прусской (1870–71) и Русско-турецкой (1877–78) войн (выезжал на фронт консультантом). В 1828 Пирогов окончил медицинский факультет Московского университета, с 1836 — профессор Дерптского университета, с 1840 — Петербургской медико-хирургической академии, с 1856 попечитель Одесского и 1858–62 Киевского учебных округов. В 1847 сделал доклад об операциях под эфирным наркозом и впервые применил наркоз в военно-полевой хирургии, применил неподвижную гипсовую повязку, ввел ряд новых медицинских приемов и методов хирургических операций; мировую известность получил атлас Пирогова «Топографическая анатомия» (1851–54).
В. А. Федоров
ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович (11.03.1821–21.01.1881), прозаик, драматург. По окончании математического отделения Московского университета несколько лет был чиновником в Костроме. Служебные поездки дали Писемскому неоценимый материал для творчества. В 1854, выйдя в отставку, он перебирается в Петербург.
Уже в первых романах и повестях «Тюфяк» (1850), «Боярщина», «Богатый жених» и др. Писемский раскрывает перед читателем убогий мир космополитизированного дворянства и чиновничества, показывает унылое существование «мелких натур», чуждых вере и русскому народу.
В своем лучшем романе «Тысяча душ» (1858) Писемский дает типичный для того времени образ дворянина, забывшего о своем долге честного служения Русскому государству и предпочитающего ему богатство и комфорт. Главный герой романа жертвует национальными идеалами ради карьеры и денег, символизируя собой духовно-нравственное оскудение российского дворянства, ставшее одной из главных причин революции 1917.
Драма «Горькая чужбина» (1859), в центре которой судьба оброчного мужика, страдающего от любви жены к барину, но по-христиански прощающего ее измену, была удостоена Уваровской премии (наряду с «Грозой» А. Н. Островского).
В 1863 он печатает в «Русском вестнике» роман «Взбаламученное море», посвященный столкновению разных общественных сил во время крестьянской реформы. Автор откровенно отдает предпочтение приверженцам национальной самобытности России.
Спор с шестидесятниками, т. е. с так называемыми революционными демократами, продолжается и в романе «Люди сороковых годов» (1869).
В последнем романе Писемского «Масоны» (1880) показан мир людей, чуждых и враждебных национальной России. Действие происходит в 1835 в одном из губернских городов. Многие видные горожане, включая губернского предводителя дворянства, — масоны. Они собираются, совершают свои ритуалы, мечтают о том, как станут полными хозяевами жизни. Их интересуют только карьера, деньги, комфорт.
ПИСИЙСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в н. IX в. в г. Сизополе-Писидийском. Древний список с нее находится в Москве, в Ново-Спасском монастыре, с 1608. Он был в келье инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича.
Празднуется 3/16 сентября.
ПИСЦОВЫЕ И ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ, документы имущественного учета Русского государства XV—XVII вв., служившие основанием для сбора податей. Писцовые книги, носившие в то время название «данских», упоминаются еще при вел. кн. Василии Темном. Описи владений в целях финансового обложения производились уже гораздо раньше. В XIII в. татары через каждые 17 лет производили общие исчисления душ мужеского пола и голов скота. Когда в XIV в. князья сами начали собирать подати для татар и русское правительство стало ответственным перед Ордой за правильное поступление дани, подать из поголовной (подушной) превратилась в поимущественную, сообразно с этим изменилась система описей, которая, совершенствуясь, развилась в правильную систему писцовых книг. Так, в 1491–92 была сделана перепись Новгородской и Тверской земель, приблизительно в то же время была начата общая перепись населения («большое письмо»), которая продолжалась и при Василии III; наконец, при Иоанне Грозном было сделано две (в 1540–х и в 1550–80–х), а при Феодоре Иоанновиче — одна, общие переписи. В XVI в. окладной единицей являлась московская «соха» — крупная условная единица измерения всяких имуществ. После Смутного времени единицей обложения явилась «живущая четверть», т. е. несколько крестьянских и бобыльских дворов. К этому же времени относится и появление дозорных книг — результата деятельности писцов, посланных Земским собором 1619 в разоренные местности для определения платежных сил населения. «Живущая четверть» для значительной части населения служила окладной единицей вплоть до 1670–х, и общая перепись в 1625–30–х была произведена по этой системе. В 1646—48–х и 1676–78–х правительство делает дальнейшие шаги по пути общей финансовой реформы, устраивая переписи по принципу подворного исчисления населения, по окончании которых все прямые налоги были перенесены с «сохи» и «живущей четверти» на «двор». Результаты переписи 1676–78–х сохранили свое значение до введения ревизий, и еще при Петре I подати собирались по книгам этого времени. После подворных переписей 1646–48–х и 1676–78–х впервые появились переписные книги, которые для удобства справок в приказах и уездных учреждениях сокращались в книги перечневые, т. е. в указатели имен владельцев и итога принадлежащих им дворов. Что касается писцовых книг, то они состояли из описания, качественного и количественного, земель, населенных мест, урожайности, повинностей в пользу местных властей и землевладельцев и сравнительной с предыдущими годами таблицы доходов, чем и отличались от книг переписных, содержавших лишь подробное исчисление дворов исключительно тяглого населения. Кроме финансового, писцовые и переписные книги имели еще и юридическое значение, являясь доказательством права собственности на землю и на крестьян и подтверждая дворянское происхождение владельцев населенных мест и их наследников. С исторической точки зрения книги имеют очень важное значение как источники для изучения экономического, финансового и сословного быта допетровской Руси.
С. Ю.
ПИСЦЫ, термин со времен Древней Руси имел несколько значений. Писцами называли переписчиков и составителей рукописей, в частности переписчиков рукописных книг («книжные писцы»), мастеров-иконописцев и авторов книжных миниатюр («иконные писцы»), наконец, с XVIII в. — мелких чиновников. В XIII—XV вв. в документах упоминаются писцы и «опищики», которые «пишут» землю. В к. XV — н. XVIII вв. это были правительственные уполномоченные, назначаемые на места для описания и межевания земель, они руководили составлением писцовых, межевых, переписных и др. книг, имели право суда и решения земельных тяжб.
ПИТИРИМ ТАМБОВСКИЙ, епископ (27.02.1645–27.02.1698), родился в Вязьме и был назван Прокопием. С детства полюбил чтение святоотеческой и житийной литературы, овладел искусством иконописания и церковного пения. Это сформировало его духовный облик. Приняв пострижение в Вяземском Предтечевом монастыре, он провел там около 20 лет, заслужив уважение братии, которая избрала его игуменом. В 1685 патр. Иоаким рукоположил архим. Питирима во епископа недавно образованной Тамбовской еп. Дикий край, населенный раскольниками, беглыми преступниками, язычниками и татарами, враждебно встретил святителя. Но он рьяно взялся за дело. Повсюду стали строиться храмы, устраиваться монастыри, приводиться в благолепный вид населенные пункты. Много трудов приложил святитель и для обращения в христианство язычников и магометан, и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, стал религиозным. Владыка всегда был доступен для обращавшихся к нему за советом и помощью. Неприхотливый в быту, свои средства он тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Заботясь о подготовке достойных пастырей, святитель устроил для них специальную школу, а при архиерейском доме — библиотеку. Он часто становился на клирос, чтобы научить церковнослужителей правильному чтению и пению. Личным примером, святостью жизни и силой благодатного слова свт. Питирим многих привел в лоно Православной Церкви. Несколько написанных им икон прославились чудотворениями. Погребен был архипастырь в построенном им Преображенском соборе. Мощи свт. Питирима, украденные после революции, чудесно обретены в 1988 и теперь почивают в кафедральном соборе Тамбова.
Память свт. Питириму отмечается 28 июля/10 августа.
ПИТЬЁ, в древнерусских языческих обрядах часть культа поклонения богам. Во время пиров и возлияний язычники пускали вкруговую жертвенную чашу, произнося заклинания от имени богов. Обычай ритуального винопития в почитании языческих богов был так распространен, что в старинных требниках обычным исповедным вопросом было: «Молился бесам или чашу их пил?».
Ритуальный характер выпивок пережил языческие времена и стал неотъемлемой частью застолий во время христианских праздников. На Руси существовали особые сосуды — чары, братины — для питья вкруговую. На Севере России братины использовались вплоть до н. XX в. Кн. Владимир отвергал исламский запрет на употребление вина, заявляя, что на «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». При этом князь имел в виду не поощрение винопития вообще, а неразрывную связь праздничного застолья с ритуальным винопитием, ставшим народным обычаем. Однако винопитие в обычные будничные дни считалось недопустимым, преследовалось властями, осуждалось общественным мнением. Появление пьянства на Руси началось в Малороссии с развития кабачества иудейскими арендаторами.
О. Платонов
ПИХНО Дмитрий Иванович (1.01.1853–29.07.1913), русский экономист и общественный деятель, профессор Киевского университета, член Государственного Совета, редактор русской патриотической газеты «Киевлянин» (1878–1907), руководитель киевского отделения Союза Русского народа. Своей деятельностью Пихно внес большой вклад в развитие русского национального самосознания и в противостояние Иудейско-масонской идеологии.