Слова, начинающиеся на ПУ

ПУДОЖ, город в Карелии, центр Пудожского р-на. Расположен на возвышенном берегу р. Водлы, в 25 км от впадения ее в Онежское озеро. Население 11,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1382 как селение Пудога. Город с 1785. С к. XVIII в. в устье Водлы действовало несколько стекольных заводов; с к. XIX в. — лесопильные заводы.

ПУП ЗЕМЛИ, священный центр мира. — См.: ГОЛГОФА.

ПУСТЫНСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Могилевская еп., в окрестностях г. Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником кнн. Мстиславских — Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 впал в унию, из которой освободился в 1839. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранилась весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в 1–й пол. XII в. владетельному Мстиславскому кн. Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, чрез омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери.

С. В. Булгаков

ПУТИВЛЬ, древнерусский город на р. Сейм в Малороссии. Впервые упоминается под 1146 (Ипатьевская и Воскресенская летописи); в XII — н. XIII вв. — центр удельного княжества, описан в «Слове о полку Игореве». С 1500 — в составе Русского государства. Близ Путивля началось крестьянское восстание под предводительством И. И. Болотникова 1606–07. В годы Великой Отечественной войны близ Путивля сформировалось соединение партизанских отрядов под командованием С. А. Ковпака. Краеведческий музей, церковь Рождества Богородицы (окончена 1636) и колокольня (1700) Молченского Печерского монастыря, Спасо-Преображенский собор (1617, 1693–97), Воскресенский храм (1758) и др.

ПУТИВЛЬСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Молченском Печерском мужском монастыре Курской еп. Явление сей иконы последовало в 1238, на болоте Молча, в 20 верстах от г. Путивля, отчего она и получила свое название.

Празднуется 2/15 мая.

ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ», название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в к. IX — н. X вв. Наибольшее значение имел в X — 1–й трети XI вв. Южную его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (X в.), кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30 — 40 чел.) долбленые ладьи — «однодревки», которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место «Крарийскую переправу» (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на о. Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами в днепровском лимане, плыли вдоль западного берега Черного моря до Царьграда. Северная часть пути, по сообщению «Повести временных лет», через волок, соединявший Днепр и Ловать, шла по Ловати, Ильменскому оз., Волхову, Ладожскому оз., Неве в Варяжское (Балтийское) море. Однако, судя по расположению кладов арабских, византийских и западноевропейских монет, главный путь шел от Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку и от Днепра на р. Касплю к Витебску и далее по Западной Двине в Прибалтику. Отсутствие кладов между Витебском и Великими Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутреннее значение. Путь из «варяг в греки» был связан с другими водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским, выводившим в арабский Халифат. С юга по пути возили: из Византии — вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни — шиферные пряслица и др. С севера по пути возили: из Скандинавии — некоторые виды оружия и художественного ремесла, из Северной Руси — лес, мех, мед, воск, из Прибалтийских стран — янтарь. Во 2–й пол. XI — XII вв. усилились связи с Западной Европой и путь из «варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Л. Алексеев

ПУТЯТИНО, село в Рязанской обл., центр Путятинского р-на. Расположено на р. Ворше (бассейн Оки). Население 3,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в XV в. как владение боярина Путяты, с 1567 вотчина бояр Годуновых, с 1628 — кн. Д. М. Пожарского и Б. и Я. Вышеславцевых.

ПУЧЕЖ, город в Ивановской обл., центр Пучежского р-на. Расположен в Верхнем Поволжье, пристань на правом берегу Волги (Горьковское вдхр.). Население 12 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1594 как Пучецкая слободка; в XVII в. была известна изготовлением крашенин (крашеных холстов) и топоров. В 1793 слободка преобразована в посад Пучеж, который практически имел права города. В XIX в. крупный центр торговли хлебом и льном; был центром найма бурлаков (при населении около 1000 чел. в Пучеже к началу навигации собиралось до 6000 бурлаков). В 1952–55 территория Пучежа была затоплена при строительстве Горьковского водохранилища; город перенесен на возвышенное место и отстроен заново.

ПУШЕЧНЫЙ ДВОР в Москве, центр пушечного литейного производства в России XV—XVII вв. Основан около 1479 (пушечная изба находилась тогда у Спасских ворот Кремля). В 1–й трети XVI в. Пушечный двор был перенесен на р. Неглинку (район современной Неглинной и Пушечной ул.). Древнейшая дошедшая до нас пушка отлита на Пушечном дворе мастером Яковом в 1491. С 1569 на Пушечном дворе работал выдающийся мастер Андрей Чехов, создавший ряд замечательных образцов, в т. ч. «Царь-пушку» (1586). Помимо орудий различного назначения, на Пушечном дворе отливались колокола и паникадила. В сер. XVII в. на Пушечном дворе работали мастера, подмастерья и ученики 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.), всего 400–500 человек. В связи с организацией в XVII — н. XVIII вв. военных и металлургических заводов значение Пушечного двора упало. В к. XVIII в. он был превращен в хранилище оружия, боеприпасов и знамен. В 1802–03 хранилище перевели в Кремль, аздание Пушечного двора было разобрано. Пушечно-литейное производство и Пушечный двор в XVI—XVII вв. имелись в Новгороде, Пскове, Устюге Великом, Устюжне Железопольской, Вологде и на тульских заводах.

Л. Т.

ПУШКАРИ, название русских артиллеристов XVI—XVII вв. Термин «пушкари» утверждается в 1–й пол. XVI в. Пушкари являлись служилыми людьми по прибору. Их служба была наследственной. При вступлении в пушкарскую службу людей других сословий с них брали поручительство. Жили в городах, где селились обычно особыми слободами. За службу получали хлебное и денежное жалованье, а иногда и землю. Занимались также ремеслами и торговлей. Пушкарская служба ликвидируется в к. XVII в., когда были созданы полки «нового строя».

ПУШКАРСКИЙ ПРИКАЗ, центральное военное учреждение России XVI— XVII вв. Впервые упомянут под 1577. Пушкарскому приказу были подчинены пушкари, затинщики, воротники и казенные кузнецы русских городов (исключая понизовые, поморские и сибирские). Пушкарский приказ ведал изготовлением, распределением и учетом артиллерии и боеприпасов (ему были подчинены Пушечный двор, Гранатный двор и казенные «зелейные» мельницы), осуществлял контроль за состоянием крепостных укреплений в большинстве городов и наблюдал за состоянием засек. Управлялся боярами (реже окольничими) и двумя дьяками и делился на три стола — городовой, засечный и денежный. В январе 1678 Пушкарский двор вошел в состав Рейтарского приказа, с 1682 вновь стал самостоятельным. В 1701 на его базе был создан Артиллерийский приказ.

В. Назаров

ПУШКИН Александр Сергеевич (26.05/6.06.1799–29.01/10.02.1837), великий русский поэт, мыслитель, публицист, один из высочайших выразителей духовных ценностей русской цивилизации. Родился в Москве, образование получил в Царскосельском лицее (1811–17). Одаренный гениальными способностями, впечатлительностью, живостью и энергией, Пушкин в течение всей своей краткой жизни был поставлен в крайне неблагоприятные условия, но сила и яркость его исключительного таланта поборола все препятствия и сделала его творцом новой русской литературы, ее языка и бессмертных по красоте форм и глубине содержания художественных произведений. Основная черта его поэзии — это ее глубокая искренность и правдивость; всякий стих выражает подлинное пережитое настроение и чувство; в каждой строке — стремление к реальному, правдивому изображению действительности в художественной форме. Пушкин первый стал смотреть на литературу как на служение национальному идеалу русского народа.

Не как надменный ментор, не как высокомерный наставник, шел Пушкин к народу с тем, чтобы его чему-то научить, в чем-то его обличить. Он шел к нему с открытою душою, как равный к равному, с тем чтобы черпать из неиссякаемого родника русского национального духа ту, как червонное золото, неподдельную самобытность, которою обвеяны все его творения.

Безраздельно и беззаветно он слился с народною стихией, и затем он уже был просто не в состоянии отделить себя от той России, в которой он родился, в которой вырос и возмужал и которую возлюбил бесконечно, как сын любит свою мать. И принял он свою Родину всю, целиком, без остатка, с ее пленительной природой, с трудной ее историей, во всей ее безграничной шири, безудержной удали и задумчивой печали. Какой-то все-победной бодростью и верой в конечное торжество истины и гуманности дышит все творчество поэта.

Пушкин преклоняется перед русским прошлым, гордится им, видит в нем огромные духовные богатства, глубокие нравственные начала. Он дает спокойно-величавый образ монаха-летописца, олицетворяющий собой древнюю, московскую Русь, глубоко жизненный образ Пимена, пишущего свои правдивые сказания:

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро —

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Поэзии Пушкина присуща христианская вера в добро, в его победу над злом. В сложную драму жизни властно вторгаются и темные силы порока, малодушия и греха. Пушкин не отворачивается от них. Он встречает их с ясным взором в твердом убеждении, что рано ли иль поздно проснется совесть и воздаст коемуждо по делам его: страшным привидением совесть ломится в ворота, скребется под окном крестьянина, оттолкнувшего утопленника от берега крутого и тем лишившего покойника могилы и креста; тяжким пожатьем каменной десницы обрекает она на гибель великого грешника Дон-Жуана; как молотком в ушах, стучит она упреком царю Борису, убийце тайному царевича Димитрия; когтистым зверем впивается она в черствое сердце Скупого Рыцаря; кровавой тенью стоит она перед Онегиным, мутя и муча его воображение, и волнами моцартовского Реквиема вливается она в черную душу завистника Сальери. Раскаянье и совесть восстанавливают нравственное равновесие, нарушенном злом, которое, по мысли Пушкина, в конечном счете не в силах победить добро.

Тяжелым испытанием для Пушкина становится его столкновение с космополитическими силами, и прежде всего масонством, стремившимся столкнуть великого поэта с национального пути. Делаются попытки вовлечь его в масонскую ложу «Овидий», весной 1821 его даже записывали в ее списки, но уже осенью ложа распадается, так и не начав работать. Старались вовлечь Пушкина в свое преступное сообщество и декабристы, состоявшие также преимущественно из масонов. Под влиянием глубоких размышлений и работы над собой Пушкин пришел к выводу, что избранный декабристами путь усовершенствования жизни — путь гибели России. Он не мог не видеть грозной опасности масонства, т. е. той идеологии, которая была основой движения декабристов. Пушкин окончательно и бесповоротно осудил масонство как страшную и разрушительную силу жизни. Своим непревзойденным гением Пушкин с изумительной глубиной и точностью определил зло масонства, его ложь, предательство, бесчестность и жестокость, что с откровенным цинизмом проповедовал идеолог и творец «великой» французской революции 1789 Адам Вейсгаупт.

«Я как-то изъявил свое удивление Пушкину, — пишет С. А. Соболевский, — о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежит ни к какому другому тайному обществу. «Разве ты не знаешь, — отвечал Пушкин, — что все филантропические тайные общества, даже и самое масонство, получили от Адама Вейсгаупта направление подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним?»

Согласно исследованиям специалиста по масонству В. Ф. Иванова, именно закулисные интриги масонов стали главной причиной высылки Пушкина из Петербурга сначала на юг (1821), а затем в Михайловское, откуда он вернулся лишь в 1826.

Опала раскрыла Пушкину «презренный, робкий эгоизм» космополитического окружения, подстрекавшего его к конфликту с царской властью и церковью и отшатнувшегося от него в дни испытаний. На этой почве выросло разочарование в людях, сроднившее поэта с байронизмом. Однако попытка разобраться в своих настроениях, выраженных им в типах «Кавказского пленника», «Братьев-разбойников», «Бахчисарайского фонтана» и «Цыган», привела Пушкина к признанию мизантропии признаком узкого эгоизма, искания воли лишь для себя. Истинный свободолюбец не может уйти от людей; суть духовности — вера в грядущее торжество добрых начал в людском обществе («Андрей Шенье»). Поэт и есть носитель этой грядущей правды, которую отрицают по непониманию современники. Поэтому поэт не должен «презирать страны родной», должен верить в «ее предназначенье» и, поборов чувство личного раздражения против «хладных скопцов», должен спокойно и самоотверженно будить в их душе «чувства добрые». Индивидуальность, лишенная добрых чувств, хотя бы и могучая, есть явление отрицательное («оставь герою сердце... он будет без него тиран»); у истинного героя яркость личности сочетается с способностью полного самозабвения в деле служения своему народу и государству (антитеза Петра и Мазепы). Стремлением отыскать красоту и правду в неприкрашенной русской действительности проникнуты произведения Пушкина, начиная с «Евгения Онегина» и кончая «Капитанской дочкой» и «Повестями Белкина». Пушкин был создателем и русской критики (журнал «Современник»), которая, по его мнению, служит безупречным показателем духовного прогресса народа.

Впечатление огромного ума Пушкин производил на всех, близко его знавших и имевших возможность наблюдать воистину феноменальный рост его идейного диапазона. Император Николай Павлович в 1826, после первого своего разговора с Пушкиным, которому тогда едва исполнилось 27 лет, заметил графу Блудову: «Сегодня утром я беседовал с самым замечательным человеком в России».

В. А. Жуковский, как-то встретив у Смирнова Н. В. Гоголя, жадно вслушивавшегося в речи Пушкина, сказал: «Ты записываешь, что говорит Пушкин. И прекрасно делаешь... потому что каждое слово Пушкина драгоценно».

Барант, французский посол при русском Императорском Дворе, человек тонкой культуры, в петербургском обществе часто встречавший Александра Сергеевича, не раз свидетельствовал об его исключительном и всестороннем знании Священного Писания, особенно Евангелия.

В 1832 Гоголь писал: «Пушкин есть явление необычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

И. С. Тургенев назвал Пушкина «учителем» России. Ф. М. Достоевский, в своей знаменитой речи на открытии пушкинского памятника в Москве, указал на то, что наиболее ярким показателем мудрости нашего поэта было его необыкновенное свойство вмещать в себе и художественно воплощать в своих произведениях дух каждого народа, неповторимые, как общечеловеческие, так и индивидуальные черты быта каждой нации. В самом деле, достаточно упомянуть такие произведения, как «Подражания Корану», «Каменный гость», анакреонтические стихотворения, «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Борис Годунов» и «Пир во время чумы», чтобы убедиться во всеобъемлемости пушкинского художественного кругозора.

Жизнь Пушкина трагически оборвалась в 37 лет. Космополитические силы не могли простить поэту разрыва с масонством и критику декабристов, его любви к Родине и русскому народу. Травля поэта, которую вели масонские конспираторы, переросла в заговор против него. Под видом дуэли было совершено убийство русского гения. Как показали исследования, «Диплом рогоносца», ставший одной из главных причин дуэли и гибели поэта, был составлен высокопоставленным масоном кн. П. Долгоруковым. Крупным масоном был и убийца Пушкина Э. Дантес.

Б. В., В. И.

ПУШКИН (Царское Село), город в Ленинградской обл., подчинен городской администрации С.-Петербурга. Расположен в пределах Приневской низины. Население 93,6 тыс. чел.

К н. XVIII в. на месте современного города находилась Сарская мыза (после 1703 подарена Петром I кн. А. Д. Меншикову, с 1710 принадлежала жене Петра I — Екатерине Алексеевне). После 1725 мыза стала летней резиденцией российских императоров, с 1728 — Царское Село. В сер. XVIII — н. XIX вв. здесь создан дворцово-парковый ансамбль, в ядре которого — Большой Екатерининский дворец.

ПУШКИНО, город в Московской обл., центр Пушкинского р-на. Расположен на юго-восточных склонах Смоленско-Московской возвышенности, на р. Уче и ее притоке р. Серебрянке. Население 79 тыс. чел.

Известно как село Пушкино с 1499. С 1840–х в районе Пушкина развивается шерстоткацкое и бумагопрядильное производства. Со 2–й пол. XIX в. популярное дачное место, в к. XIX — н. XX в. также один из культурных центров Подмосковья.

ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ, поселок городского типа в Псковской обл., центр Пушкиногорского р-на. Население 7 тыс. чел.

Основан в XVI в. как слобода Тоболепец (названа по наименованию озера) при Святогорском Успенском монастыре, позже переименована в с. Святые Горы, с 1924 Пушкинские Горы, с 1960 поселок городского типа. Святогорский монастырь (ныне входит в состав Пушкинского заповедника) основан в 1569. Сохранились: стены с Анастасиевскими и Святыми воротами, Успенский собор (XVI в.), братский корпус с трапезной, гостиница. У алтарной стены собора — могила А. С. Пушкина (памятник и склеп под ним, где помещены останки поэта и его матери, сооружены в 1840); в алтарной части похоронен младший брат Пушкина — Платон.

ПУЩИНО, город в Московской обл. Расположен на правом берегу Оки. Население 21 тыс. чел. Известен с XVI в.; в 1–й четв. XIX в. с. Пущино принадлежало И. И. Пущину.