Слова, начинающиеся на РЕ

РЕДКИН Петр Григорьевич (4.10.1808–7.03.1891), русский юрист, философ, педагог и общественный деятель. Окончив Нежинскую гимназию (учился вместе с Н. В. Гоголем), поступил на этико-политическое отделение Московского университета. В 1835–48 профессор энциклопедии законоведения и государственного права в Московском университете, известен как блестящий лектор (в числе его слушателей был К. Д. Ушинский). В 1873–76 ректор Петербургского университета. Вслед за Н. И. Пироговым рассматривал проблему изучения природы человека как основу педагогической науки (идея впоследствии развита Ушинским в «Педагогической антропологии»).

Редкий инициатор идеи создания первого в России Петербургского педагогического общества (1859).

РЕКОНСКАЯ ТРОИЦКАЯ пустынь, Новгородская еп., в окрестностях Тихвина при р. Рекони. Основана в 1676; в 1764 упразднена; возобновлена в 1860. Здесь находилась древняя чудотворная икона Св. Троицы, известная с XIII в.

РЕМЕЗОВ Семен Ульянович (1642 — после 1720), выдающийся географ и историк Сибири. Сын служилого сибирского человека Ульяна Ремизова.

В 1680–е Ремезов являлся «сыном боярским» и сборщиком даней, жил в Тобольске. В к. XVII — н. XVIII в. он был одним из строителей Тобольского кремля. В 1712 получил дворянство. В 1698 он вместе с сыном Семеном создал «Чертеж всей Сибири», а в 1701 вместе с сыновьями Семеном, Леонтием и Иваном — атлас из 23 карт, который специалисты оценивают как «вершину географических достижений русских людей XVII в.». Эта работа была обобщением трудов предшественников Ремезова, давала разнообразные характеристики отдельных сибирских регионов, намечала методы и пути использования природных богатств восточного края России. Ремезов являлся автором ряда трудов по истории, этнографии и топографии Сибири. Наиболее выдающейся из его работ была «История Сибири» («Ремезовская летопись»), созданная им вместе с сыновьями в к. XVII в. При ее написании Ремезов использовал много архивных материалов, устные рассказы пришлых и местных людей, записки своих предшественников, сибирские летописи, а также результаты собственных исследований. Им был проведен источниковедческий анализ сведений по истории Сибири. Труды Ремезова в области географии и истории до сих пор представляют большую ценность.

О. М. Рапов

РЕМЕСЛО, мелкое ручное производство промышленных изделий с применением простых орудий труда. Ремесло зависит от личного мастерства, но не всегда равнозначно ему.

В народе говорили: «Ремесло вотчина, ремесло кормилец», «Ремесло за плечами не висит (не тяготит)», «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», «Ремесло пить, есть не просит, а само кормит», «Всяко ремесло честно, кроме воровства», «Знай одно ремесло да блюди, чтоб хмелем не поросло», «Вино ремеслу не товарищ».

Русский крестьянин был не только земледельцем. Исстари занимался он разными ремеслами, которые давали ему неплохой приработок. «Живем не без промысла», — говорили крестьяне. Явление это без преувеличения можно назвать крестьянской ремесленной промышленностью, деятельность которой развивалась, как правило, после выполнения сельскохозяйственных работ, а спектр ее был необычайно широк.

В северных губерниях особенно сильно были развиты промыслы по обработке дерева. Крестьяне курили смолу, строили деревянные суда, резали деревянную посуду, прялки и многие другие нужные им вещи.

Многое зависело от места. В Олонецкой губ. повсеместно в деревнях встречались столярные, экипажные, смолодегтярные промыслы. В Каргопольском и Вытегорском уездах крестьяне были известны как хорошие гончары, но занимались также портняжеством, сапожным и кузнечным промыслами.

Пермские крестьяне в Верхотурском у. занимались изготовлением мебели, а в Красноуфимском — производством сельскохозяйственных орудий. В Шенкурском у. Архангельской губ. — кожевенно-овчинным промыслом, в Новоладожском у. Петербургской губ. — выделкой деревянной посуды, а также изготовлением рыболовных снастей и судовых принадлежностей. В Вятской губ. — столярными поделками, изготовлением игрушек, славящихся на всю Россию, ткачеством. Впрочем, ткачество было развито широко среди всех российских крестьянок.

В Центральной России, ближе к Волге, в частности в Нижегородской губ., крестьяне занимались ложкарным, гвоздарным и валяльным промыслами, в Симбирской губ. — выделкой изделий из лесных материалов, в Саратовской — колесным, экипажным и сапожным делом, а также работали с гончарным кругом. В Оренбургской губ. выделывали многочисленные изделия из козьего пуха — прежде всего знаменитые оренбургские платки, шали, шарфы. Кроме того, вырабатывали кожу, валяли валенки, ткали ковры.

В Астраханской губ. крестьяне выделывали сукно, причем исключительно на самодельных ткацких станах (было оно очень дешево — 9–15 коп. за аршин). А еще большими мастерами были крестьяне этой губернии на варежки, чулки и носки.

Необычайное многообразие крестьянских ремесел можно было увидеть в Московской и примыкающих к ней губерниях. В Волоколамском у. крестьяне славились изготовлением марли и тканых одеял, сусального золота, столярным и цветочным ремеслами, в Звенигородском — изготовлением скрипок и гитар, столярным, слесарным, ткацким, а также щеточным ремеслом, в Гороховецком у. Владимирской губ. — вязанием варег и строчкой полотна, в Лихвинском у. Калужской губ. — изготовлением замков и слесарными работами, в Скопинском и Михайловском уездах Рязанской губ. — кружевоплетением, вышиванием, керамическими поделками, мастерством ладить дерево, экипажным и веревочным ремеслом, в Егорьевске и Спасском — изготовлением кульков и рогож. Впрочем, рогожный промысел, так же как и ткачество, был развит по всей крестьянской России.

О. Платонов

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (24.06/6.07.1877–26.11.1957), русский писатель, посвятивший свою творческую жизнь поиску особого стиля, ориентированного на русскую литературу и устное слово Святой Руси. Книга преданий, апокрифов («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», 1907), романы «Пруд» (1908), «Слово о погибели Русской земли» (1918). С 1921 в эмиграции. Автобиографическая книга «Подстриженными глазами» (1951), книга «Огонь вещей. Сны и предсонье. Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский» (1954).

РЕПИН Илья Ефимович (24.07.1844–29.09.1930), русский художник. Родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Первоначальные навыки живописного ремесла Репин получил у местных малоросских иконописцев. С 1863 перед поступлением в Петербургскую Академию художеств Репин занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников (Петербург). В академии первым его наставником был И. Н. Крамской. По окончании академии в 1871 Репин как ее пансионер (стипендиат) находился в трехгодичной заграничной командировке (во Франции и Италии). В 1878 вступил в Товарищество передвижных выставок. Действительный член Академии художеств (с 1893).

Дипломная работа Репина на евангельский сюжет «Воскресение дочери Иаира» (1871) получила Большую золотую медаль. Произведением, сразу выдвинувшим Репина в ряд ведущих русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870–73). В 1870–80–е талант Репина развернулся во всю ширь. Им создана серия полотен, показывавших могучие силы и духовную красоту народа: «Проводы новобранца» (1879), «В волостном правлении» (1877), «Крестный ход в Курской губернии» (1880–83); на исторические сюжеты — «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). Репин создал яркие по своей психологической выразительности портреты современников — А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882), Л. Н. Толстого (1887), портреты-типажи «Белорус» (1892), «Протодьякон» (1877).

В н. XX в. Репин с группой своих учеников создал замечательное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» (1901–03), проникнутое необычайной остротой социальных характеристик. Репин был и выдающимся мастером рисунка. В 1894–1907 он преподавал в Петербургской Академии художеств (с 1898 по 1899 — ее ректор). В 1899 Репин поселился в усадьбе «Пенаты» (пос. Куоккала), где прожил более 30 лет и был похоронен.

В. А. Федоров

РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, учение русского физиолога И. М. Сеченова, выдающееся научное открытие (1866), предопределившее пути развития физиологии нервной системы и создания научной психологии.

РЕШЕТО, сито, предметы домашней утвари, воплощающие идею богатства и плодородия и связанные с мотивами дождя, неба и солнца. Используются в ритуалах как вместилище даров, а также чудес и нелепого, в народной медицине играют роль оберега и роль оракула — в гаданиях.

Одно из наиболее устойчивых и архаических значений решета основано на его уподоблении небесному своду, ср. русскую загадку «Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля). По поверью Житомирского у., радуга «тянет воду из моря на небо; на небе устроено как бы решето, но оно всегда задвинуто; когда радуга натянет воды, оно отодвигается и идет дождь». Белорусы Слуцкого у. полагали, что вода просеивается через облака, как сквозь сито; иногда облака продерутся, и тогда дождь польет как из ведра. Поверье о том, что туча пропускает воду через свои поры, как через решето, отмечалось также у украинцев Подольской губ., в Прикарпатье и имеет параллели у других народов мира. В связи с этим у восточных и южных славян лили воду через решето, чтобы вызвать дождь, а в Гомельской обл., наоборот, переворачивали решето, стремясь остановить дождь. В Брестской обл. во время засухи вдова зачерпывала из какой-нибудь лужи на поле или рядом с ним воду решетом и несла ее в реку; чтобы вода не пролилась, в решето постилали клеенку или замазывали его глиной. В народной медицине вода, пропущенная через решето или сито, могла заменять собой дождевую воду. В Витебской губ. считали, что, если беременная подвергалась опасности, ее нужно три раза напоить дождевой водой или водой, пролитой через решето или сеть.

Воду, пролитую через решето, наделяли целебными свойствами и использовали в народной медицине. В Полесье с лечебными или профилактическими целями поливали водой через решето ребенка или домашних животных; брызгали через решето воду на корову и теленка после отела; от испуга обмывали ребенка водой, пропущенной предварительно через перевернутое решето, и давали ребенку попить ее; трижды обходили больную корову, поливая вокруг нее водой через решето; при эпидемии или эпизоотии таким же способом поливали улицу. В Вологодской губ. в Великий четверг брызгали через решето воду на овец, «чтобы в заборах дыры казались им меньше». В Курской губ. при детской болезни «сушец» сажали на окно под решето кошку и над решетом купали ребенка; считалось, что болезнь перейдет на кошку и та издохнет, ребенок же останется в живых.

Мотив ношения воды решетом известен в сказках и песнях. С особой устойчивостью он встречается в сказке о мачехе, ее дочери и падчерице. В сказке из Тульской губ. мачеха прогнала падчерицу из дома и та нанялась к Бабе Яге: «Баба Яга дала ей решето, да и говорит: ступай топи баню и воду этим решетом таскай. Она затопила баню, стала воду таскать решетом. А сорока прилетела: чики-чики, девица — глинкой, глинкой! Она замазала глинкой, насилу натаскала». Когда Баба Яга дает то же задание мачехиной дочери, та прогоняет птичку, которая хотела дать ей добрый совет.

В сказке из Могилевской губ. падчерица по воле мачехи моется с чертом в бане; когда кончилась вода, девушка послала черта наносить ее решетом: «Чорт пабег, узяу решето: насiу, насiу — пакуль прибяжиць, толькi каплець». В польских сказках к девушке, которая по повелению мачехи прядет ночью, является дьявол, и она, чтобы выиграть время до пения петухов, дает ему разные задания, в частности, просит наносить воды решетом. В русской сказке черти требуют у солдата задать им работу; он посылает их натаскать решетом воды в городские бани.

Мотивы, связанные с решетом, обыгрываются в шуточной песне, известной в Малороссии и в Белоруссии: «Братичек, милы мой, Горить на горы дом твой, Стали го хлопчыки гасити, Рэшатами водыцю носити, Стильки у хлопчыках правдыци, Скильки у рэшатах водыци, Стильки хлопчыкам боличок, Скильки у рэшатах дирочёк» (Ратновский р-н Волынской обл.).

В северорусских причитаниях при описании гроба — посмертного жилища — упоминается о том, что в него «решетом свету наношено». Этот мотив возводится к легенде, известной в русских пересказах: когда люди построили первый дом, они забыли проделать в нем окна и пытались, выйдя на улицу с решетом, поймать в него солнечный свет и наносить его в жилище.

А. Л. Топорков