Слова, начинающиеся на СИ

СИБИРЬ, часть азиатской территории России от Урала до Тихого океана. Северная часть Западной Сибири была известна новгородцам еще в XI в. под названием Югорской земли. Туда отправлялись новгородские ушкуйники для пушного промысла, менового торга и сбора ясака. В XIII в. Югра упоминается в числе подчиненных Новгороду волостей. В XV в. совершались периодические походы в Сибирь из Москвы. В к. XV в. установились дипломатические отношения Русского государства с тюменским ханом Ибаком. С этого же времени некоторые угорские племенные объединения Нижнего Приобья платят русским дань. В сер. XVI в. завязались отношения России с правителями Сибирского ханства. К последней четверти XVI в. сложились условия, делавшие возможным присоединение Сибири к России. Развитие товарно-денежных отношений привело к расширению внешнеторговых связей России и соответствующему увеличению спроса на пушнину. Одновременно расширялся слой подвижного, выбитого из привычных условий населения (крестьяне, казаки, «промышленные люди»), которое составило основу для заселения Сибири. Окрепшее централизованное государство обладало достаточными военными и финансовыми возможностями для присоединения огромной, трудно осваиваемой территории, населенной различными народами (ханты, манси, эвенки, буряты, якуты, хакасы и др.).

В 1558 правительство санкционировало создание пермских вотчин Строгановых, что способствовало освоению Сибири русскими. Строгановы сформировали наемный казачий отряд во главе с Ермаком, который выступил за Урал в 1581 (по др. сведениям, в 1579). Поход Ермака расшатал Сибирское ханство и открыл русским путь в долину Иртыша. Началось планомерное закрепление путей через Урал и самой новой территории в пределах таежной части Западной Сибири — 1–й этап колонизации Сибири. Для него характерны руководящая роль центра и продвижение в пределах таежной полосы, мало пригодной для земледелия. Основным экономическим стимулом колонизации в это время являлась добыча пушнины. Соответственно выбиралось место строительства укрепленных пунктов: в 1586 основана Тюмень, в 1587 — Тобольск, в 1593 — Пелым и Березов, в 1598 — Верхотурье, в 1600 — Туринск. В 1594 основанием Тары закреплено продвижение русских на юг. В 1598 хан Кучум потерпел поражение, означавшее конец Сибирского ханства. Потомки Кучума и в XVII в. продолжали беспокоить ближайшие к степи русские селения. Внешняя угроза тормозила продвижение в степную часть Западной Сибири, движение шло на север и восток. В 1601 основана Мангазея — исходный пункт северного пути продвижения в Восточной Сибири. В 1604 в связи с добровольным переходом в русское подданство еуштинских татар основан Томск; в 1618 — Кузнецкий острог, который, подобно Таре, стал форпостом русского продвижения на юг в XVI— XVII вв. Его основание условно служит границей первого периода, в течение которого главное заселение шло вокруг Верхотурья, Туринска, Тюмени, Тобольска, Томска.

Второй период колонизации (до н. XVIII в.) — присоединение и первичное освоение Восточной Сибири. Инициатива присоединения новых территорий в значительной мере переходит в руки местной администрации или даже осуществляется стихийно «промышленными» и служилыми людьми. С н. XVII в. русские проникают в бассейн Среднего Енисея. В 1618 на волоке между Кетью и Енисеем основан Маковский острог; в 1619 — Енисейский острог; в 1628 — Красноярский. С Енисея двигались на восток по Ангаре (1630 — Илимский острог; 1631 — Братский). В 1632 на Лене основан Якутский острог; в состав России входит основная масса якутов. Одновременно шло продвижение на Восток северным путем из Мангазеи. В 1639 русские вышли к Охотскому морю. В к. 1640–х построен Баргузинский острог и приведено в русское подданство тунгусское население. Присоединение Западной Бурятии затянулось до сер. XVII в. из-за вмешательства ойратских и монгольских феодалов. Присоединение Забайкалья и Приамурья закончилось в 1660–х. В 1661 основан Иркутский острог, ставший центром обширного воеводства, включавшего предбайкальские и забайкальские земли.

В н. XVIII в. русские владения на севере и востоке Сибири, за небольшим исключением, достигли естественных материковых границ; на юге рубеж шел по границе леса и степи, предгорьям Алтая и Саян, Яблоновому и Становому хребтам. Русское население (300 тыс. чел.) в Сибири превышало к этому времени более чем в 2 раза коренное. Свыше 40% его составляли крестьяне. Крестьянская колонизация началась вслед за продвижением служилых людей и промысловиков. В 17 из 20 уездов, возникших в Сибири в XVII в., появляются возделанные поля (гл. обр. рожь и овес). Самый значительный очаг земледелия — Верхотурско-Тобольский, затем Енисейский. В уездах, где пашня была мала или совсем отсутствовала (северные), основным занятием русского населения оставался пушной промысел. В земледельческих же районах он постепенно становился вспомогательным. В Сибири не возникли земледельческие плантации с применением принудительного труда местного населения, пашня осваивалась трудом русских поселенцев, что объясняло отсутствие резкого социального различия между русскими и аборигенами. Народы Сибири учились у русских земледелию,новым хозяйственным навыкам в скотоводстве и охоте. Вместе с тем русские добавили к эксплуатации местных князьков новую форму феодальной эксплуатации коренного населения Сибири — ясак (дань пушниной).

В к. XVI — н. XVII в. потребность в промышленных изделиях удовлетворялась в основном ввозом из Европейской России и лишь частично домашней промышленностью аборигенов и русских. Постепенно развивались местные производства: кожевенно-обувное, деревообделочное, металлообрабатывающее, гончарное и др. Но ткани в к. XVII в. по-прежнему составляли основную долю ввоза. В Европейскую Россию из Сибири шла почти исключительно пушнина. Сохранился колониальный характер товарообмена. Господствующее положение в торговле занимали купцы европейской части страны. Сибирские города возникли в большинстве своем как военно-административные центры. Некоторые из них (Тобольск, Енисейск) уже в XVII в. начали превращаться в центры ремесла и торговли.

Третий период колонизации Сибири (1720 —90–е) характеризовался смещением русского населения на юг, в лесостепную и степную полосы. Изменились экономические стимулы освоения новых территорий: вместо пушнины — земледелие и горнометаллургическая промышленность. Колонизация осуществлялась в трех формах — правительственной, вольной и смешанной. Последняя была наиболее распространена и сочетала добровольное участие крестьян и административную регламентацию властей. В правительственной колонизации заметную роль начала играть ссылка, в частности помещичьих крестьян в зачет рекрутов (указ 1760).

Освоению южных территорий способствовало строительство Верхнеиртышских крепостей (1716–20) и укрепленных «линий» — Новой, Колыванской и Кузнецкой (1750–60–е). Под их защитой возникли многочисленные слободы и деревни. В к. 1720 — н. 30–х в предгорьях Алтая строятся первые металлургические предприятия мануфактурного типа — Колыванский и Барнаульский заводы, Змеиногорский рудник. Развитие Алтайского (Колывано-Воскресенского) горнодобывающего и металлургического района усилилось после передачи его (1747) императорскому Кабинету. Максимальная выплавка серебра на Алтайских заводах в XVIII в. — около тысячи пудов в год; золота — около 39 пудов; на Сузунском монетном дворе ежегодно чеканили (1770–90) медной монеты на 200–300 тыс. руб. Серебро и золото поступали на петербургский Монетный двор. Второй горнозаводский район образовался в Восточном Забайкалье, где с 1704 действовал Нерчинский сереброплавильный завод. Металлургические предприятия возникли также на Енисее (Ирбитский завод и др.). Больших успехов достигло земледелие за счет освоения новых степных районов, а также расширения пашен в некоторых ранее заселенных уездах. К к. 1780–х в Западной Сибири засевалось примерно 550 тыс. десятин земли.

Освоение Сибири означало распространение вширь русского феодализма. Сразу же после присоединения Сибири государство-феодал, оказавшееся здесь основным собственником земли, создало свою запашку в виде т. н. десятинной государевой пашни, существовавшей наряду с держаниями феодально-зависимых хлебопашцев. Последние обеспечивали обработку «государевой» запашки в качестве феодальной ренты за пользование «собинной» землей. Необходимая на первых порах для обеспечения хлебом служилых людей, десятинная пашня не оправдывала себя по мере развития земледелия и товарно-денежных отношений. Уже в XVII в. часть государевых крестьян перешла на оброк; в XVIII в. денежная рента постепенно вытеснила отработочную и продуктовую. На территории Западной Сибири (без Кузнецкого и Томского уездов) в к. 1730 — н. 40–х 55% держателей на государственных землях платили денежную ренту; около 27% — отработочную; остальные — продуктовую. Попытка губернатора Ф. И. Соймонова в к. 50 — н. 60–х возродить десятинную пашню вызвала протест крестьян; в 1762 Сенат ввел единый денежный оброк. Реализация указа в Восточной Сибири затянулась, но и там процесс шел в том же направлении. К неустойчивому хлебному рынку края могло приспособиться только мелкотоварное, а не крупное хозяйство феодала. Государственные крестьяне пользовались большой хозяйственной самостоятельностью, распоряжались землей (сдавали в аренду, закладывали, продавали). С возникновением металлургических заводов, особенно после передачи их Кабинету, часть государственных крестьян (с 1761 — все крестьяне Томского и Кузнецкого уездов) была приписана к заводам. Кроме того, на заводах использовался подневольный труд мастеровых и, в небольшой мере, — вольнонаемных работников. На Нерчинских заводах широко использовался также труд каторжан.

Хотя для большинства городов Сибири земледелие в течение всего XVIII в. оставалось важной стороной экономики, росла торгово-ремесленная часть жителей за счет выходцев из-за Урала и из разных сословий сибирского населения. В одних городах (Тобольск, Енисейск) продолжался процесс формирования феодального ремесленно-торгового центра; в других (Иркутск, Тюмень) он начался на рубеже XVII —XVIII вв. и интенсивно развивался в течение XVIII в.; в третьих (Красноярск, Якутск) только намечались первые признаки этого процесса; в четвертых (Туринск, Кузнецк) превращения административного центра в собственно город так и не произошло. В наиболее развитых городах появились элементы капиталистических отношений. В процессе первоначального накопления капитала в Сибири большую роль играла торговля, особенно внешняя с Востоком (основной центр ее — Кяхта), а также внутренняя — пушниной, основанная в значительной части на неэквивалентном обмене с коренным населением. В обеих этих сферах формирование местных капиталов тормозилось конкуренцией купечества Европейской России.

В к. XVIII — 1–й пол. XIX в. продолжалось переселение в Сибирь. Росло количество ссыльнопоселенцев, но добровольное переселение давало более прочные и эффективные результаты. Земледелие сделало особенно большие успехи в Ялуторовском, Курганском и Омском округах. Житницей Восточной Сибири являлась Енисейская губа. Развивались очаги хлебопашества на северо-восточных окраинах. Было освоено огородничество на Камчатке. Из отраслей животноводства преобладало коневодство, обеспечивающее обширные перевозки (Московско-Сибирскому тракту требовалось до 50 тыс. лошадей), тягловую силу в промышленности и сельском хозяйстве.

По 10–й ревизии (1857) в Сибири числилось всего 36 помещиков, владевших населенными имениями и 3700 крепостными мужского пола. Малочисленность помещиков и резерв земель определили особенности крестьянской общины без обязательных переделов земли и принудительных севооборотов. Но существовали общие выгоны для скота, нераздельное пользование лесами, переделы покосов по паям, круговая порука в несении повинностей. Основной фигурой в сибирской деревне являлся крестьянин-середняк. В некоторых районах (напр., степной Алтай) товарность крестьянского хозяйства достигала высокого уровня, но узость рынка и недостаток свободных рабочих рук (резерв земель) тормозили развитие капиталистических отношений.

В 1–й пол. XIX в. в Сибири появилась новая отрасль хозяйства — золотопромышленность. С к. 20–х началась деятельность поисковых партий. До к. 30–х гл. золотопромышленным районом оставалась Мариинская тайга Томской губ.; в 1838–60 свыше 60% всей золотодобычи Сибири дала Енисейская губ. Преобладало частное предпринимательство капиталистического характера.

В XVI в. Сибирь управлялась Посольским приказом, а с 1599 — Приказом Казанского дворца. В 1637 был образован Сибирский приказ с разнообразными функциями — административными, таможенными, военными, частично даже дипломатическими. Вся полнота власти на месте в XVII в. была сосредоточена в руках воевод, которые стремились сохранить внутреннюю организацию коренных народов и опирались на родоплеменную знать, прежде всего в вопросах взимания ясака. С истреблением пушного зверя ясачные сборы становились все более тяжелыми. При проведении первой областной реформы была учреждена (1708) Сибирская губерния с центром в Тобольске; Сибирский приказ превращен в Московскую канцелярию Сибирской губернии (в 1730 — восстановлен с ограниченной компетенцией; в 1763 — упразднен окончательно). Теперь сибирские губернаторы подчинялись Сенату и коллегиям на общих основаниях. В 1736 выделены Тобольская, Енисейская и Иркутская провинции. С 1764 существовали две губернии — Тобольская и Иркутская. В 1782–83 учреждены три делившихся на области наместничества — Тобольское, Колыванское, Иркутское, с 1796 — снова две губернии, делившиеся на области и уезды. В 1822 под руководством М. М. Сперанского была проведена реформа управления Сибирью: созданы два генерал-губернаторства — Западно-Сибирское (центр — Тобольск, с 1839 — Омск) и Восточно-Сибирское (Иркутск), в Петербурге — Сибирский комитет. Важнейшая часть реформы — «Устав об управлении инородцев» 1822, закрепивший привилегированное положение национальной верхушки сибирских народностей.

В XVIII — 1–й пол. XIX в. происходило дальнейшее изучение и заселение еще не освоенных районов Сибири и Дальнего Востока. Огромное значение для исследования Сибири имели Камчатские экспедиции при участии В. Беринга, Д. и X. Лаптевых, И. Г. Гмелина, Г. Ф. Миллера и др. выдающихся учены х. С. П. Крашенинников составил ценный труд «Описание земли Камчатки» (1756). Во время Академических экспедиций 1768–74 исследованием Сибири занимались П. С. Паллас, В. Ф. Зуев, И. П. Фальк. В 1–й пол. XIX в. изучение северных и восточных берегов Сибири продолжали И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, В. М. Головин, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель и др. мореплаватели. В 1850–х в состав Русского государства вошли Приамурье, Уссурийский край, о. Сахалин. В 1850 в устье Амура был заложен Николаевск. Исследованиям Дальнего Востока активно содействовал Н. Н. Муравьев-Амурский — генерал-губернатор Восточной Сибири в 1847–61. Он лично руководил экспедициями 1854–55 по Амуру, помогал Г. И. Невельскому, изучавшему Амур, Приамурье, Сахалин и Уссурийский край. В 1860 был основан пост Владивосток, который с 1862 стал именоваться портом.

Большую роль в освоении Сибири и Дальнего Востока, а в дальнейшем в охране восточных границ государства сыграло казачество. В к. XVI в. образовалось сибирское казачество. Казаки, оборонявшие Ишимскую, Иртышскую и Колывано-Кузнецкую линии, в 1808 были объединены в Сибирское казачье войско. В 1851 на территории Забайкалья образовалось Забайкальское казачье войско, из состава которого в 1858 выделилось Амурское казачье войско, а из последнего в 1889 — Уссурийское казачье войско. Кроме названных войск, в Сибири было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, объединенных в 1917 в Енисейское войско, и Якутский казачий полк. В 1916 в Сибири насчитывалось 172 тыс. чел. казачьего населения.

Уровень культуры в Сибири в целом отставал от центра страны, хотя отдельные открытия и изобретения опережали свое время (С. У. Ремезов, И. И. Ползунов). В н. XVII в. появляются Сибирские летописи. В просвещении сдвиги произошли на рубеже XVII—XVIII вв. В Тобольске была открыта (1702–03) школа для подготовки низшего духовенства, в 1740–х преобразованная в семинарию. В течение 1–й пол. XVIII в. открылись школы при многих монастырях. При Тобольской и Иркутской семинариях существовали богатые библиотеки. В 1720–х — 30–х появились цифирные школы. В 1789 в Омске открылась «Азиатская школа» для подготовки переводчиков татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков. В сер. XVIII в. появились навигацкие, геодезические и горные профессиональные школы, в 80–х — горное училище в Барнауле. В Барнауле же была одна из крупнейших в России технических библиотек. К 1860–м в Сибири существовало 19 горных школ. В 1788–90 было открыто 13 народных училищ. При Тобольском училище издавался (1789–91) первый в Сибири журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». В 1–й пол. XIX в. открываются гимназии (Тобольская, Иркутская), уездные училища, городские и сельские приходские училища. В Петербурге Г. И. Спасский начал издавать журналы, посвященные Сибири, — «Сибирский вестник» (1818–24) и «Азиатский вестник» (1825–27). В 1838–41 появился труд сибирского историка П. А. Словцова «Историческое обозрение Сибири».

М. Громыко

СИЙСКИЙ АНТОНИЕВ ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Архангельская еп., в Холмогорском у., на берегу Михайловского оз., при впадении в него р. Сии. Основан в 1520 прп. Антонием. В соборном Троицком храме над мощами прп. Антония была устроена в 1859 серебряная рака с балдахином, а на раке находился чудотворный образ Пресвятой Троицы, написанный самим прп. Антонием и прославившийся еще при жизни его. В монастыре проживал (1599–1605) в ссылке боярин Феодор Никитич Романов, отец царя Михаила (впоследствии патриарх Всероссийский), постриженный под именем Филарета, келья его находилась под церковью Благовещения.

С. В. Булгаков

СИКОРСКИЙ Игорь Иванович (25.5.1889–26.10.1972), русский авиаконструктор, изобретатель вертолета (1908). Родился в Киеве. Учился в Петербургском морском училище (1903–06), а затем поступил в 1907 в Киевский политехнический институт. В 1908—11 построил 2 вертолета (не летавших). В 1910 поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2. В 1911 получил диплом летчика. В 1912–14 создал самолеты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. В 1919 Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 основал авиационную фирму. До 1939 создал около 15 типов самолетов. С 1939 перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение; наиболее удачными из них признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. Сикорский первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимися шасси и «летающие краны». На его вертолетах были впервые совершены перелеты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе).

СИЛУАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Иконе установлено празднование греческим имп. Мануилом, с благословения патриарха, в благодарность за победу над сарацинами (1158), 1/14 августа.

СИЛЬВЕСТР (ок. 1055–1123), игумен Выдубицкого Михайловского монастыря, ученик св. Феодосия, с 17 лет — в Киево-Печерском монастыре. С 1119 — епископ Переяславский. Сильвестр — составитель второй редакции «Повести временных лет». По мнению А. Г. Кузьмина, Сильвестру принадлежат многие добавления в тексте этой летописи.

СИЛЬВЕСТР (Симеон Медведев) (27.01.1641–11.02.1691), монах, ученик Симеона Полоцкого, справщик московского Печатного двора, настоятель Заиконоспасского монастыря. Перу Сильвестра принадлежат «Книга глаголемая хлеб животный», «Книга о манне хлеба животного», «Созерцание краткое лет 7190–7192 (Записки о Стрелецком бунте)», «Оглавление книг, кто их сложил» (первый в России библиографический труд). Замешанный в бунте Шакловитого, Сильвестр был казнен.

СИЛЬВЕСТР БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (в иночестве Спиридон) († до 1577), священник, писатель, переводчик. В 1540–50-е пользовался влиянием при Иване Грозном (до 1453 — его духовник и советник). Был священником московского Благовещенского собора. После разрыва Ивана IV с «избранной радой» в 1560 Сильвестр, по одним сведениям, был сослан в Соловецкий монастырь. Однако, видимо, он добровольно постригся в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1577 A. M. Курбский в письме к царю назвал Сильвестра умершим. В Кириллов монастырь поступила богатая келейная библиотека Сильвестра, а также посмертные вклады его самого и сына Анфима.

Сильвестр составил одно из самых выдающихся русских энциклопедических сочинений XVI в. — «Домострой». Есть сведения, что Сильвестр принимал участие во введении книгопечатания, составлении Стоглава, Степенной книги.

СИЛЬВЕСТР ОБНОРСКИЙ, Пошехонский, преподобный († 25.04.1379), ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского, который благословил его на пустынножительство в глухом Обнорском лесу. Люди, узнав, что в лесу живет отшельник, стали приходить к нему за советом. Приходили и ревнители иноческого жития. Тогда прп. Сильвестр отправился в Москву и привез от митр. Алексия антиминс и благословение соорудить храм и обитель. Так основалась Воскресенская пустынь прп. Сильвестра, существовавшая более 400 лет. Скончался святой, увещевая братию покориться воле Божией и соблюдать Его заповеди. На древних вещах, хранившихся до нашего времени в приходском Воскресенском храме, бывшем монастырском, были надписи, называвшие его прп. Сильвестром Обнорским чудотворцем, но правильная запись чудес его стала вестись с 1645 и было записано двадцать три чуда. До наших дней сохранилась часть леса, где он подвизался, и колодец, который святой сам вырыл.

Память прп. Сильвестру отмечается 25 апреля/8 мая и 23 мая/5 июня.

СИМБИРСК (с 1924 Ульяновск), центр Ульяновской обл. Расположен на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волги (Куйбышевское вдхр.) и Свияги. Население 680 тыс. чел.

Основан в 1648 как крепость Синбирск (с к. XVIII в. — Симбирск). В 1670 осаждался отрядами Степана Разина. В 1773 и 1774 в Синбирском остроге под стражей содержался Емельян Пугачев. С 1708 в Казанской губ., в 1717 в Астраханской, в 1728 снова в Казанской губ. С 1780 центр Симбирского наместничества (с 1796 — губернии). В XIX в. один из крупных центров торговли хлебом, рыбой, скотом и лесом в Поволжье.

СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ (Маркушевский) († ок. 1642). В 1692 на погосте с. Меркушинского, на Урале, вдруг выступил из земли гроб с нетленным телом неизвестного праведника. При гробе стали совершаться чудеса, о чем и было доложено Сибирскому митрополиту. Комиссия, присланная архиереем, убедилась в том, что это воистину мощи святого, а имя и жизнь его вспомнились сибиряками. Праведника звали Симеоном. Он был из южнорусских дворян, но скрывал свое происхождение. Странствуя по деревням, он шил беднякам полушубки и другую верхнюю одежду, а чтобы не взимать плату, чего-нибудь не доделывал, за что терпел поношения и даже побои. Так он достиг Совершенного смирения и нестяжательства. Созерцая величественную уральскую природу, праведник познавал ее Создателя и часто молился, стоя коленопреклоненно на камне в дремучей тайге. Кормился он рыбной ловлей. Это занятие ему напоминало об учениках Христовых — апостолах, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей. Преставился прав. Симеон в возрасте тридцати пяти лет. В 1704 его св. мощи были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. Множество чудес совершается по молитвам к св. Симеону: он исцеляет от глазных болезней и паралича, пьянства, спасает странствующих путешественников.

Память прав. Симеону отмечается 18/31 декабря и 12/25 сентября.

СИМЕОН ( в схиме Созонт) ИВАНОВИЧ (Иоаннович) ГОРДЫЙ (1316–27.04.1353), московский и великий владимирский князь. Старший сын московского и вел. владимирского кн. Ивана I (Иоанна) Даниловича (Данииловича) Калиты. До 1340 княжил в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1340 получил в Золотой Орде ярлык на вел. княжество Владимирское, а также стал московским князем.

Симеон был достойным продолжателем политики Ивана Калиты. Ни один из русских князей не мог с ним соперничать, и он давал им это почувствовать, за что и получил прозвище Гордый. Он владел Владимиром-на-Клязьме, наследственной частью Москвы, Можайском, Коломной, Переяславлем-Залесским. Присоединил к своим владениям бассейн р. Протвы, Юрьев-Польское княжество. Он подавил боярскую крамолу в Москве, отразил натиск литовцев. Проводил политику силового давления на Торжок и Новгород Великий. В последнем посадил своих наместников. В его правление авторитет московского князя упрочился.

Вот его характеристика, данная древним летописцем, в пересказе В. Н. Татищева: «Сей князь великий Симион Гордый наречеся, зане не любяше крамолы и неправды, но вся обличаемыя наказуя; сам асче мед и вино пияше, но николи до пиана упивашеся и пианых терпети не можаше; войны не люби, но воинство готово име в чести содержа. В Орде бысть от ханов и князей в велицем почтении; и асче дани и дары невеликия даяша, и сам имения немного собираше, но при нем татаре не воеваху отчину его; он многи пленные испроси и искупи. Князи же все рязанские, тверские и ростовские толики подручны себе имел, яко вся по его глаголу творяху; новгородцы не смеяху намеснику его что либо противно ресчи...»

О. М. Рапов

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629–25.08.1682), писатель, поэт, педагог. В 1656 — монах Богоявленского Братского монастыря в Полоцке. Когда царь Алексей Михайлович во время войны с Польшей вступил в Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими стихами. В 1660 славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения Полоцка Польше Симеон перебрался в Москву. В 1664 выполнял роль переводчика при Паисии Лигариде. В 1665–68 руководил школой подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре. На Соборе 1666—67 переводчик, затем автор «Жезла правления» — антистароверческого трактата, составленного по материалам Собора. С 1667 воспитывал царских детей, а кроме того, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождающейся распре «латинствующих» и грекофилов лидер первых: в 1672 участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника, Симеон Полоцкий приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патр. Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился открытия неподотчетной патриарху «Верхней» (дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект Академии. Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт.

Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник «Вертоград многоцветный»; «Рифмологион», включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы — «Комедия притчи о блудном сыне» и «О Навуходоносоре»; «Псалтырь рифмотворная» — полное стихотворное переложение ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей «Обед душевный», «Вечеря душевная».

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ, Тверской, епископ († 3.02.1289), служил епископом в Полоцке, но вынужден был оставить город, когда литовцы захватили его. Пришел в Тверь и стал ее первым епископом. Восстановил в городе погоревшие церкви, помогал нищим. Нрава он был открытого и прямого, и сильные мира сего боялись святителя. Вместе с юным кн. Михаилом Ярославичем свт. Симеон воздвиг в Твери Преображенский собор и, чувствуя приближение смерти, устроил в нем временный престол, чтобы молиться в нем с любимым им народом. Собор был достроен и освящен через год после смерти святителя.

Память свт. Симеону отмечается 3/16 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ, один из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285–247 до Р. Х.) поручил перевести Священное Писание на греческий язык. Когда св. Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку св. Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества прор. Исайи. Это и произошло в день Сретения Господня, когда прав. Симеон вышел из храма навстречу Пресвятой Богородице и принял на свои руки младенца Христа, духом своим постигая, что это и есть Спаситель. Память прав. Симеону отмечается 3/16 февраля.

СИМЕОН СТОЛПНИК (Летопроводец) († 459), прп. антиохийский архимандрит, празднуется 1/14 сентября. Сорок семь лет этот святой простоял на столпе. Многие язычники, увидев его подвиги и потрясенные ими, приняли Святое Крещение.

Русские люди чествовали его память как Летопроводца. Борис Годунов, желая ознаменовать новолетие вступлением своим на престол, соорудил в память Симеона Летопроводца храм в Москве. Название Летопроводца прп. Симеон получил оттого, что в день его памяти русские провожали лето. В Мирском Потребнике (1639) находим особенный чин летопровождения, или нового индикта; сей чин, или обряд, состоял в следующем: местом его совершения обыкновенно назначалась Ивановская площадь в Москве, между Архангельским и Благовещенским соборами. Здесь, в самой величественной обстановке, патриарх в присутствии царя и народа совершал молитвословие о благословении лета, и затем все присутствовавшие взаимно приветствовали друг друга с началом года.

После этого молитвенного торжества русские старались ознаменовать начало года делами благотворительными. Люди богатые считали долгом посылать нужное для призрения живущим в странноприимных домах; другие раздавали милостыню. На Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы. Так, вел. кн. Иоанн III приказал явиться к себе на суд в день Симеона Летопроводца всем изменникам из Вятки и одних из них простил, а других присудил к казни. Из грамот царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский, именно: Семен день, Троицын день и Рождество Христово.

Кроме того, в старину на Летопроводца в сельском быту наших предков оканчивались все торговые и хозяйственные условия и сделки. Так, например, в писцовых книгах Полоцких читаем, что по наказу Иоанна Васильевича об отдаче в оброк рыбных ловель и других угодий определялось «платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца». Наконец, с этим же днем в Древней Руси был связан один частный, но тем не менее довольно важный обряд — так называемые постриги и сажание на коня при переходе из младенчества по четвертому году. О нем весьма часто упоминают наши летописи, начиная с 1191, когда он встречается едва ли не в первый раз. Самое совершение этого чисто семейного обряда в старину (особенно это нужно сказать о роде княжеском) имело характер церковный. В Новгородской летописи читаем, что обряд пострижения над Ростиславом, сыном князя Михаила, совершался в 1230 в Новгороде у Св. Софии, и при этом замечается, что постригаемому «уя влас архиепископ Спиридон». Наконец, нельзя не заметить, что в день Симеона Летопроводца в былое время совершался обряд, сам по себе довольно странный и несколько смешной, т. н. похороны мух и тараканов. Происхождение этого обряда объясняется тем, что с наступлением осени насекомые эти сами гибли от холода. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белбога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и другими насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. Естественно, что, когда начало года перенесено было с сентября на январь, самый день Семена Летопроводца должен был потерять прежнее свое значение. В XIX в. он был известен в народе под именем Семенова или Семена дня. С Семена дня начинались так называемые засидки, т. е. начинали засиживаться над разными работами при огне, который для этого особенным образом возжигали в этот день из дерева путем трения и называли обыкновенно новым огнем. Нередко день Семена назывался также бабьим летом, так как с него начинались разные сельскохозяйственные работы, например трепание пеньки, мочение льна и т. п., которые обыкновенно производились женщинами на открытом воздухе и являлись для них сравнительно со страдными летними трудами довольно легким занятием.

И. П. Калинский

СИМОН ВОЛОМСКИЙ, Устюжский, игумен, священномученик (1586–12.07.1641), в молодости был портным, а потом принял иночество в Пинечской Макарьевской пустыни (давно не существующей), но, избегая почитания братьев и ради безмолвия, удалился в Воломские леса за 75 верст от г. Устюга, где основал обитель Св. Креста и был настоятелем. В 1641 его убили разбойники. От св. мощей его были исцеления. Они почивают под спудом в бывшей монастырской церкви.

Память прп. Симону отмечается 12/25 июля.

СИМОН ЗИЛОТ, апостол († в I в.), празднуется 10/23 мая и 30 июня/13 июля. В весенний день его памяти русские праздновали именины матушки сырой земли. Она представлялась им не бездушным предметом, а живой тварью, которая, подобно человеку, могла иметь свои чувства. По старой русской пословице, «всяка душа празднику рада», и потому крестьяне, желая достойно почтить именинницу, не брались в этот день ни за какую земляную работу, не пахали, не боронили, не рыли и особенно оберегались вбивать в землю колья, чтобы не нарушить ее покоя. В день ап. Симона Зилота в Малороссии крестьяне ходили в лес собирать целебные травы, или, говоря по-здешнему, зелье, а в иных местах искали золотые клады и верили, что искателям особенно помогает ап. Зилот.

И. П. Калинский

СИМОН ПЕЧЕРСКИЙ, Владимирский и Суздальский, епископ († 22.05.1226), возведен на Владимирскую кафедру из иноков Печерского монастыря, был первым епископом Владимиро-Суздальской земли. Перед смертью прп. Симон принял схиму. Св. мощи его почивали в Киево-Печерской лавре. Летопись называет святителя учительным и милосердным. В жизни своей он старался подражать прп. Феодосию. Св. Симон оставил девять повествований о Печерских угодниках и о пятидесяти чудесах, сопровождавших создание Великой Лаврской церкви. Его перу принадлежит житие прп. Антония Печерского, к которому святитель питал великое благоговение. Известны и два его послания к Печерскому иноку Поликарпу, в которых он также говорит о Печерских подвижниках. На основании его творений составлена первая часть Печерского Патерика. Послания его к Поликарпу вызвали послания Поликарпа к Печерскому архим. Акиндину о других известных ему Печерских подвижниках. На основании Поликарповских посланий составлена вторая часть Печерского Патерика.

Память свт. Симону отмечается 10/23 мая и 28 сентября/11 октября.

СИМОН ЮРЬЕВЕЦКИЙ, Христа ради юродивый († 4.11.1584), родился в с. Братском Костромской области в семье благочестивых крестьян Родиона и Марии Шитовых. С юношеских лет Симон принял на себя подвиг юродства Христа ради и, оставив родительский дом, ушел в труднопроходимые леса. Однажды крестьяне села Елнати, рубившие дрова, встретили в лесу св. Симона. Они стали расспрашивать его, но в ответ он сказал им только свое имя. Крестьяне привели блаженного к местному свящ. Иосифу, и тот взял его к себе. Симон стал ходить по домам елнатских жителей и помогать в самых трудных работах, отказываясь от предлагаемой платы. Невзирая на свой тяжкий труд, он часть дня и ночи посвящал молитве. Св. Симон часто бывал в церкви на богослужении. Зимой и летом он носил одну и ту же льняную рубашку и ходил босиком. Блаженный с кротостью переносил все насмешки и унижения, молясь за своих обидчиков. Пятнадцать лет святой провел в Елнати, а затем перешел в г. Юрьевец-Поволжский. Он проводил там время в молитве на церковной паперти, особенно часто приходил в Богоявленский монастырь, где много молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Подвиг полного самоотвержения был угоден Господу, Который прославил блаженного даром врачевания недугов. Однажды св. Симон зашел в дом назначенного в Юрьевец нового воеводы Феодора. Чем-то разгневанный и не зная блаженного, воевода приказал избить и прогнать его. Брошенный у дома воеводы, Симон призвал к себе священника, причастился Святых Тайн и предал душу свою в руки Господа. Весь город собрался на погребение блж. Симона. Его тело было похоронено в Богоявленском монастыре, где в 1619 над могилой св. Симона была воздвигнута церковь во имя Пресвятой Богородицы «Одигитрии».

Память блж. Симону отмечается 4/17 ноября и 10/23 мая.

СИМОНОВ мужской монастырь, Московская еп., в Москве, на берегу Москвы-реки, против Дербеневской набережной. Основан учеником прп. Сергия Феодором. В 1788 монастырь был упразднен; в 1795 восстановлен; в 1812 подвергся разорению от французов. Пользуясь почти с самого основания преимуществом бояр и граждан, Симонов монастырь считался исстари одним из первейших монастырей русских. Наивысшего процветания он достиг в XIX столетии. Главный собор, во имя Успения Божией Матери, уцелел от времени основания монастыря. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери, в устроенном в честь Ее приделе, принадлежавшая прежде св. Тихону Воронежскому и прославившаяся в 1832 чудесным исцелением тяжко больной женщины. В 1839 монастырь был украшен величественною колокольнею. Вблизи Симоновской обители сохранился вырытый прп. Сергием пруд, обсаженный березами и обнесенный валом. В день Преполовения совершался сюда крестный ход из Симонова монастыря. На месте первоначального основания монастыря в приходской Рождественской церкви покоятся герои Куликовской битвы иноки Пересвет и Ослябя; над гробницей их в н. XX в. возвышался шатер из черного дуба.

С. В. Булгаков

СИМОНОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Находилась в московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь по благословению еп. Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены свт. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя — Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы — странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел.

Празднуется 8/21 июля.

Прот. И. Бухарев

СИМФЕРОПОЛЬ, русский город Тавриды, центр Крыма на р. Сапгир. На месте Симферополя находилась столица Скифского государства Неаполь Скифский. С 1784 основан Симферополь как административный центр Крыма (Таврической обл., с 1802 — губернии). На окраине Симферополя сохранились развалины Неаполя Скифского. В центре города обелиск в память вступления русских войск в Крым в 1771 (сооружен в 1848).

СИНИЦЫНА Татьяна Анатольевна (р. 15.02.1950), русская певица (контральто). Родилась на Рязанщине в многодетной, певучей семье фронтовиков. Вскоре семья перебралась в Оренбургскую область. После школы Т. Синицына приехала в Москву, устроилась работать на Трехгорку. Ее незаурядные голосовые данные были оценены руководителями Дворца культуры при знаменитом комбинате, а вскоре она поступает в Музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (среди педагогов В. Е. Клоднина, А. В. Симон, М. А. Калямзина, И. П. Яунзем). Позднее училась в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (класс Н. К. Мешко). Лауреат I Всероссийского конкурса исполнителей народной песни (1972). В течение 20 лет солистка Москонцерта, педагог Училища им. Ипполитова-Иванова (среди учеников Л. Голикова, М. Азаренко, Ю. Светличная и др.). Много гастролирует, формирует богатейший песенный репертуар: от лирических и обрядовых народных песен до церковных песнопений; она первой восстанавливает почти утраченную за десятилетия традицию духовного певчества. Выступает в концертах на радио и телевидении с пропагандой народной песни и русской песенной культуры. В эти годы созданы многочисленные сольные программы Т. Синицыной: «Русская свадьба», «Тема христианства в народной песне», «Обряды и традиции России», «История Москвы в народной песне», «Памяти Н. В. Плевицкой», «Памяти Ф. И. Шаляпина» и др.

К н. 1980–х происходит серьезная творческая переориентация певицы: она первой из «народниц» обращается к духовному пению. Выступает в православном театре «Глас» (в т. ч. в спектаклях «Светлое Воскресение» и «Праздники души»). В течение многих лет Т. А. Синицына — активный член Правления ВООПИК (готовит специальные программы к национальным памятным датам, в т. ч. к 600-летию Куликовской битвы, участвует в Днях славянской письменности и культуры, во Всесоюзных и Международных фестивалях духовной и народной музыки и пр.). Автор предисловия и составитель сборника «Певучая Россия» (1988). Выступает в печати со статьями по русскому народному творчеству и проблемам духовно-просветительской работы.

СИНОПСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1853 года, морское сражение 18 (30) ноября между русскими и турецкими эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853–56. Турецкая эскадра под командованием Осман-паши вышла из Константинополя для десантной операции в районе Сухум-Кале и сделала стоянку в порту Синоп. Русский Черноморский флот имел задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова (3 линейных корабля) во время крейсерства 8 ноября обнаружила турецкую эскадру и к 18 ноября заблокировала ее в Синопской бухте. С прибытием подкреплений Нахимов, имея 6 линейных кораблей и 2 фрегата, решил атаковать турецкую эскадру (7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходо-фрегата, 2 брига, 2 транспорта). На стороне русских было преимущество в корабельной артиллерии (720 орудий против 510), на стороне турок — наличие паровых кораблей и береговых батарей (38 орудий). 18 ноября русская эскадра в строю 2-х кильватерных колонн начала сближение с противником. Артиллерийский бой начали турецкие корабли. Русские корабли прорвались сквозь заградительный огонь противника, встали на якорь и открыли сокрушительный ответный огонь. Сражение длилось около четырех часов. Турецкий пароход «Таиф» под командованием А. Слейда (английского советника Осман-паши) спасся бегством, остальные турецкие корабли и все батареи (26 орудий), участвовавшие в сражении, были уничтожены огнем русской артиллерии. Турки потеряли убитыми и утонувшими св. 3 тыс. чел., ок. 200 чел., в т. ч. раненый Осман-паша, сдались в плен; русские потеряли 37 чел. убитыми и 235 ранеными. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал полное господство на Черном море и сорвал турецкие планы по высадке десанта на Кавказе. В связи с этим союзники Турции — Англия и Франция в декабре 1853 ввели свои эскадры из Босфора в Черное море. Синопское сражение вошло в историю военно-морского искусства как последнее крупное сражение эпохи парусного флота.

Б. Зверев

СИПЯГИН Дмитрий Сергеевич (5.08.1853 — 2.04.1902), русский государственный деятель, министр внутренних дел России (1900–02). Отстаивал интересы русского народа, боролся с революционными бандформированиями. Убит в результате заговора врагов Русского государства.

СИСИНИЙ, один из Сорока мучеников Севастийских. Пользовался у русских особым уважением как целитель от лихорадки. В старину этого угодника весьма часто можно было видеть на иконах в особенной обстановке, в которой довольно точно выражалось народное верование, связанное с мч. Сисинием. На одном из этих изображений, сохранившемся в XIX в. в одной из церквей Орловской губ., представлено было нечто вроде скалы, возвышающейся над озером с черною водою. В озере купались 12 дев, совершенно нагих, желтого, синего и других цветов, с растрепанными волосами. На скале по одну сторону изображался мч. Сисиний, простерший правую руку на озеро, а по другую — архистратиг Михаил, поражающий дев. Эти девы изображали собою лихорадок, трясавиц, или ворогуш. Это представление занесено в Россию из Болгарии; в одном из древнейших списков апокрифических книг замечено: «Канунов много лживых и молитвы составлены лживые от трясавиц, Еремея попа болгарского басни, глаголет бо окаянный: седяще святому отцу Сисинию на горе Синайстей, виде седмь ангел, исходящих из моря, и ангела Сихаила именуема, и иная изыдоша седмь ангел, седмь свещь держаща, седмь ножев остряща. Все то еретицы списали. Суть между божественными писаньми лживыя писания несеяны от еретик льстивии сборники сельские, худые номоканунцы по молитвенникам у неразсудных попов, лживыя молитвы о трясавицах, и нежитех, и о недузех» и пр. На происхождение мнения о Сисиний как целителе лихорадок могло оказать влияние то обстоятельство, что память св. Сисиния празднуется в весеннее время, когда везде свирепствует «трясавичная» болезнь — лихорадка.

И. П. Калинский

СИСОЙ ВЕЛИКИЙ, преподобный († 429), получил наименование Великого за высоту своего аскетического подвига. Он вел строго отшельнический образ жизни в пустыне на севере Египта, жил в той самой пещере, где до него подвизался прп. Антоний Великий. В ней прп. Сисой провел шестьдесят лет — и стал обладать даром чудотворения. Своей горячей молитвой он вернул к жизни умершего отрока. Св. Сисой учил смирению, сам являя всей своей жизнью его пример. Когда один из пустынников спросил его, как он достиг непрерывного памятования о Боге, святой отвечал: «Это еще немного, Сын мой, важнее того — считать себя ниже всех, потому что такое уничтожение способствует приобретению смирения». Когда прп. Сисой Великий находился уже на смертном одре, окружавшие его были поражены тем, что он беседует со св. ангелами, пророками и апостолами чистейшей душой, как он каялся перед ними. И так, источая неземной свет, святой отошел ко Господу.

Память прп. Сисою отмечается 6/19 июля.

СИЦИЛИЙСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1092. Один из списков этой иконы находился в Дивногорском Успенском монастыре Воронежской еп. с 1831, когда благодатной помощью Пресвятой Богородицы прекратилась появившаяся в тех местах холера.

Празднуется 5/18 февраля.

Прот. И. Бухарев