Слова, начинающиеся на ТА

ТАГАНРОГ, город в Ростовской обл. Расположен на северовосточном берегу Таганрогского залива Азовского моря. Население 292 тыс. чел.

В 1698 на мысе Таган-Рог Петр I основал Троицкую крепость и порт, которые служили базой русского Азовского военного флота. Название, данное крепости Петром I, не привилось; ее называли «крепостью, что на Таган-Роге». В феврале 1712 по условиям мирного договора с Турцией, заключенного в результате неудачного Прутского похода русских войск (1711), крепость была разрушена. В 1769 в ходе Русско-турецкой войны 1768–74 северо-восточная часть побережья Азовского моря была занята русскими войсками и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774) окончательно присоединена к России. С 1775 восстановленный Таганрог — город в Азовской провинции. После основания Севастополя (1783) Таганрог утрачивает значение военно-морской базы и с 1780–х становится крупным внешнеторговым портом на юге России.

ТАИНСТВА, по учению Православной Церкви, богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Существенным признаком Таинства является богоучрежденность, т. е. Божественное происхождение. Действительно, они установлены Самим Иисусом Христом и о важнейших, каковы Причащение, Крещение и Покаяние, Он говорил в Своей земной жизни. Что касается других Таинств, то они упоминаются в Посланиях апостолов, в книге Деяний, в творениях Св. Отцов Церкви. Второй признак Таинств — видимый образ, т. е. видимые средства, внешние знаки, коими усвояется невидимая сила Божия и призывается благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека. Средства эти, или обряды, установлены Церковью. Третий признак Таинств — снисхождение в духовно-нравственную жизнь человека благодати Божией, изменяющей эту жизнь, очищающей ее от греха и способной возродить человека.

Православное учение считает важнейшими условиями Таинства действительность и действенность. Действительность — объективная сторона Таинства — заключается в том, чтобы Таинства были правильно совершены, т. е. законным духовным лицом, соблюдающим законную внешнюю форму согласно Божественному установлению. В противном случае Таинства недействительны. Чтобы они были действенны, т. е. чтобы верующий сподобился получить благодать, он (субъект, принимающий Таинство) должен приступать к нему с особенным настроением, проявить искреннее желание и полную готовность принять Таинство, сознать величие совершаемого и верить искренно. Иначе Таинства послужат к осуждению человека. Всех Таинств в Православной Церкви семь, соответственно семи дарам Св. Духа (Ис. 11: 2, 3), семи хлебам (Мф. 15: 36, 38), семи золотым светильникам, звездам, печатям, трубам и т. п. (Апок. 1: 12, 13, 16; 5: 1; 8: 1, 2): Крещение, сообщающее благодать Св. Духа, очищающее от грехов и перерождающее, Миропомазание, укрепляющее в новой жизни, Причащение, соединяющее со Христом и делающее причастником жизни вечной, Покаяние, дарующее прощение грехов, Священство, посвящающее на служение церкви и совершение таинств, Брак, дарующий благодать для благословенного рождения и христианского воспитания детей, Елеосвящение — исцеляющее больного.

ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ, воинствующее противостояние иудаизма христианскому миру. По мнению христианских богословов, суть этого понятия заключается в «ожесточенном иудействе» и «преследовании иудеями Христианства». Тайна беззакония разделила все человечество на две противостоящие друг другу части — детей Божиих и детей дьявола. Как учил апостол Иоанн в Первом послании,

Из Нового Завета явствует, что тайна беззакония проявляется прежде всего в иудаизме и иудейских сектах, породивших ложь и испорченность в человечестве. Обличая иудейскую секту фарисеев, Христос сказал:

Начало ожесточенного противостояния иудеев всему неиудейскому миру уходит корнями во времена до Рождения Христа. Известный исследователь иудаизма Д. Рид относит это начало к 458 году до Р. Х. В этом году, отмечает он, маленькое палестинское племя иудеев (незадолго до того отвергнутое израильтянами) провозгласило расовую доктрину, влияние которой на последующие судьбы человечества оказалось губительнее взрывчатых средств и эпидемий. Теория господствующей расы была объявлена иудейским «законом». По этому «закону», племенной бог Иегова объявил израильтян (фактически же одних только иудеев) своим «избранным народом», обещав, что если они будут выполнять его предписания и заповеди, то они станут выше всех других народов и получат во владение «землю обетованную». Из этой теории выросли затем теории «пленения» и «разрушения». Иегова якобы требовал, чтобы ему поклонялись в определенном месте, в определенной стране — следовательно, все его почитатели должны были жить только там. Иудеи, которые жили в других местах, автоматически объявлялись «пленными» чужого народа с обязательством его «разрушить», «вырвать с корнем или уничтожить». Был ли этот народ по отношению к ним завоевателем или же дружественным хозяином, не имело значения: его судьба была предопределена, ему грозило уничтожение или рабство. Все эти особенности мировоззрения расистской секты иудеев нашли отражение в Талмуде.

Еще в эпоху Ветхого Завета евреи многократно отступали от истинной веры, поклонялись золотому тельцу, Ваалу, Молоху и т. п. Пророк Амос обращался к евреям:

Еврейский народ считался «избранным», потому что ему было дано обетование явления в мир Спасителя, о котором предсказывали Пророки, призывавшие евреев к исправлению своей греховной, порочной жизни, но они Пророков своих избивали и убивали. Они ожидали Мессию как могущественного земного царя, который даст им богатство и власть над другими народами, и, когда явился Христос, открывший перед ними врата в Царство Небесное, они не признали и убили Его.

В притче о винограднике (Мф. 21: 33-46) Христос разъяснял евреям причину потери ими своего избранничества: им был дан виноградник для возделывания и принесения плодов, но они хотели взять плоды себе, избивали посланных Хозяином сборщиков плодов и убили Сына Хозяина, чтобы завладеть виноградом, а потому отнимется у них весь виноградник и будет отдан другим, приносящим плоды. Иоанн Креститель обличал приходящих к нему иудеев, призывая их к покаянию:

Связь тайны беззакония с иудаизмом непосредственно проявляется с первых веков от Рождества Христова. «Тайна беззакония уже в действии», — писал св. ап. Павел фессалоникийцам. Хотя главным виновником ее является дьявол, но он есть дух, действующий ныне в

Ненависть иудеев ко Христу была так безгранична, что, требуя у Пилата Его распятия, они кричали: «Кровь Его — на нас и на детях наших!» — и наложили на себя проклятие. Отвергнув Царство Божие, они лишились своего избрания и стали на путь сатанинский.

«Учение Христа не понравилось иудеям, — писал еп. Игнатий Брянчанинов. — Они, будучи всецело заняты своим земным преуспеянием, ради этого преуспеяния отвергли Мессию... Отвергши Мессию, совершивши Богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. В течение двух тысячелетий упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение».

Как отмечал митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), «памятники письменности первых веков христианской эры, дошедшие до нас, едва ли не единогласно свидетельствуют о том, что ненависть к Христу повсеместно заставляла иудеев идти на отчаянные попытки искоренить, уничтожить Его учение. Ради этих целей они не брезговали никакой клеветой, откровенно провоцируя римские власти на организацию антихристианских гонений».

Свмч. Иустин Философ, проповедовавший в Риме во II в. по Р. Х., говорил: «Иудеи послали во всю землю людей, через посредство которых везде оповестили, что возникла новая секта, которая проповедует атеизм и разрушает законы... Все клеветы, которые распускают относительно христиан, идут от этих, распространенных иудеями».

Септимий Флоренс (II—III вв. по Р. Х.), больше известный историкам под именем христианского богослова Тертуллиана, свидетельствовал: «Иудеи — первые виновники дурных представлений, какие имеют о нашей религии язычники». А современник Тертуллиана Ориген подтверждает: «Как только явилось Христианство, иудеи стали распространять о его последователях ложные слухи, чтобы сделать его ненавистным всему миру».

Задачей иудеев стало уничтожение ненавистного им Христианства; дыша злобой, они возбуждали язычников против последователей Христа. Книга Деяний и Посланий св. апостолов свидетельствует о том, с какой злобой иудеи преследовали первых христиан. Четыре века жестоких гонений на христиан со стороны римских императоров, сотни тысяч умученных за веру, которых истязали, жгли и бросали на растерзание зверям и которые были жертвами иудейской клеветы и подстрекательства, но эти гонения привели лишь к торжеству Вечной Правды. На крови мучеников воздвиглась Церковь Христова, и над оружием клеветы воссиял Крест. Имп. Константин принял христианство, и с тех пор Вера Христианская распространилась по всему миру.

О. Платонов

ТАЛАШКИНО, историко-художественный заповедник (с 1946) в Смоленской обл., в с. Талашкино, в 18 км от Смоленска. Бывшее имение меценатки и художницы княгини М. К. Тенишевой. Один из значительных художественных центров России к. XIX — н. XX вв. Здесь работали художники И. Е. Репин, М. А. Врубель, Н. К. Рёрих, С. В. Малютин, А. Н. Бенуа, К. А. Коровин и др., скульптор П. П. Трубецкой, композиторы И. Ф. Стравинский, А. А. Андреев и др. По инициативе Тенишевой были организованы учебные и художественно-промышленные мастерские (гончарные, столярные, вышивки и др.). Сохранились: здание художественной мастерской Тенишевой, парк; близ Талашкино, на хуторе Флёново, построены по проектам Малютина «Теремок» (1901—02, экспозиция посвящена художественной жизни Тенишевой) и церковь Св. Духа (1902–05, мозаика Рёриха, 1910—14). В «Теремке» представлена часть коллекции музея «Русская старина», созданного Тенишевой в Смоленске в 1905.

ТАЛИЦА, город в Свердловской обл., центр Талицкого р-на. Расположен на правом берегу р. Пышмы (бассейн Оби). Население 20 тыс. чел. Основан в 1732 как поселок на Сибирском тракте.

ТАЛЬБЕРГ Николай Дмитриевич (22.07.1886–1967), русский историк и общественный деятель. Родился под Киевом в семье профессора Киевского университета. Окончил Училище правоведения, после чего служил в Министерстве внутренних дел. Во время революции один из руководителей подпольных монархических организаций.

Во время эмиграции жил в Болгарии, Германии, а после войны в США. Состоял членом Высшего Монархического совета. Был одним из ведущих сотрудников православно-монархического издательства «Долой зло!», в котором выпустил две свои книги — «Церковный раскол» и «Святая Русь».

С 1950 и до своей смерти являлся профессором православной семинарии Джорданвилльского монастыря (США). Перу Тальберга принадлежат сочинения: «История русской церкви», «История христианской церкви», «Мысли старого монархиста».

О. Платонов

ТАЛЬКОВ Игорь Владимирович (4.11.1956–6.10.1991), русский эстрадный певец, киноактер и композитор, автор многочисленных песен («Россия», «Я вернусь» и др.), пользующихся большой популярностью у русских людей. Искусство Талькова имело патриотическую направленность. Застрелен евреем-убийцей во время концерта за кулисами концертного зала «Юбилейный» в Петербурге.

ТАМБОВ, центр Тамбовской обл. Расположен в центральной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на левом берегу р. Цны (бассейн Волги), при впадении в нее р. Студенец. Население 318 тыс. чел.

В 1636 (считается годом основания Тамбова) стольнику Роману Боборыкину было поручено построить крепость близ переправы на р. Цне. В 1647 построена система сложных фортификационных сооружений — Тамбовский вал, ставший частью Симбирской засечной черты. В сер. XVIII в. Тамбов утрачивает значение военной крепости и развивается как центр аграрного района. С 1719 Тамбов — центр Тамбовской провинции (в составе Азовской, с 1732 Воронежской губ.), с 1780 — Тамбовского наместничества. С 1796 центр Тамбовской губ. В XVIII в. Тамбов был крупным культурным центром. В 1870 через Тамбов прошла Рязано-Уральская железная дорога. Город становится краевым центром хлебной торговли, возникают предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, а также небольшие металлообрабатывающие заводы.

ТАМБОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Тамбове, в церкви св. архидиакона Стефана. Стояла в придельном храме, в иконостасе как местная. Явление иконы было в 1692. Изображается она, как Ильинская Черниговская. Она найдена среди ветхой утвари больным, которому во сне было видение, что он получит исцеление, если отыщет указанную икону. Празднуется 16/29 апреля.

ТАМБОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Первым ее чудом были слезы во время всенощного бдения, смочившие пелену и аналой (1695). Празднуется 6/19 декабря.

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, в России налоги с торговли и связанных с ней операций. С к. X в. на Руси были известны такие таможенные пошлины, как мыт (он, видимо, был таможенной пошлиной не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер, перевод и мостовщина. В годы татаро-монгольского ига повсеместно устанавливалась тамга, взимавшаяся с цены товара. В XIII—XV вв. в каждом княжестве существовала особая система таможенных пошлин, которая регулировалась договорами, опиравшимися на традиции. Пестрота таможенных пошлин сохранилась и в период складывания и развития Русского централизованного государства (с к. XV до сер. XVII вв.): названия и величина таможенных пошлин были в разных областях неодинаковыми для местных жителей и иногородних. Часть торговых сделок, особенно заключаемых духовными лицами, зачастую облагалась таможенной пошлиной не в полном объеме. К проезжим таможенным пошлинам относились: мыт (в различных районах сухой мыт взимался как полозовое, подужное, проезжее; водяной мыт — как судовое, с судна, с насада, с дощаника, с плота, с каюка, носовое, причальное, посаженное, побережное и т. д.), приезд, отъезд (проезжие таможенные пошлины с местных жителей в ряде районов), годовщина (взималась с человека), костки (таможенная пошлина с проводников), мостовщина, перевоз. К таможенным пошлинам, связанным с обслуживанием торговли, относились: весчее (при взвешивании товара; с сер. XVII в. взвешивание на казенных весах стало обязательным), контарное (бралось при взвешивании соли), дрягильная (с подъема товара на весы при продаже) и др.; при мере — померное и покоречное (налагалось на хлеб); при хранении товаров и их явке в месте продажи — замыт, явка, гостиное, амбарное, поворотное, дворовая, подворная, свальная и др.; при продаже лошадей и скота — пятно, записка, писчая деньга, пошерстное, поводная деньга, роговое (с рогатого скота), привязное и т. д. Все эти таможенные пошлины были невелики по размеру. Основной таможенной пошлиной были сборы с самой сделки — тамга (со 2-й пол. XVI в. ее стали называть рублевой пошлиной) и осмничее (сбор с продажи хлеба по характеру и способу взимания ничем не отличался от тамги). Внешней таможенной пошлины тогда не существовало. Иностранные купцы платили те же пошлины, что и иногородние купцы, лишь иногда по самым высоким ставкам. Несмотря на временное увеличение номенклатуры таможенных пошлин (в связи с ростом потребностей государства в деньгах), в XVI — 1-й пол. XVII вв. ведущим был процесс их унификации: стирались различия в размерах обложения между местными и иногородними, все большее количество таможенных пошлин начинало взиматься с цены товара и т. д. Процесс унификации внутренних таможенных пошлин был завершен реформой 1650–х — Торговым уставом 1653 и Уставной таможенной грамотой 1654. Основной стала рублевая пошлина. Из проезжих сохранились только мостовщина и перевоз (в Сибири проезжие таможенные пошлины были отменены только в 1692). Из остальных — пятно (с продажи лошадей, взималась помимо рублевой), амбарщина и перекупная (взималась с весовых товаров при их покупке для перепродажи). В 1650–е появились внешние таможенные пошлины. Иностранные купцы стали уплачивать 4—5%-ный сбор с продажи товаров в портах и пограничных городах и повышенный сбор при их продаже во внутренних городах России: 6%-ный сбор рублевой пошлины и проезжую таможенную пошлину. Проезжая пошлина с иностранных купцов была повышена в Новоторговом уставе 1667.

При Петре I произошло временное увеличение внутренних таможенных пошлин. Были введены поворотный сбор, сбор за торговые площади, пристани, новоуравнительная, привальная и отвальная с речных судов и т. п. Бурное развитие внешней торговли России привело в 1724 к созданию нового таможенного тарифа. С этого времени в России установилось дифференцированное обложение всех предметов экспорта и импорта. Отмена внутренних таможенных пошлин произошла в ходе Таможенной реформы 1753–57. Сумма сборов с внутренних таможенных пошлин была разложена на внешние (тарифные) таможенные пошлины, которые стали единственным видом таможенных пошлин. Их размер определялся едиными тарифами, и взимались они только в портовых и пограничных таможнях.

В. Назаров

ТАНЕЕВ Сергей Иванович (13.11.1856–6.06.1915), композитор, пианист, музыкальный теоретик. Окончил Московскую консерваторию. Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист, гастролируя по городам Центральной и Южной России. Первый исполнитель многих произведений П. И. Чайковского; участвовал в исполнении собственных сочинений (в России и за рубежом).

В 1878—1905 деятельность Танеева связана с преподаванием в Московской консерватории (в 1885–89 — директор).

Покинув консерваторию, остается видной фигурой в музыкальной жизни Москвы: основатель Народной консерватории (1906), учредитель общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908). Большое внимание уделяет изучению музыкального фольклора.

Убежденный последователь классики, Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX в. Особое значение в его творчестве приобрели камерно-инструментальные произведения (его трио, квартеты, квинтеты принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке). Танеев — один из создателей русской лирико-философской кантаты («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»), он возродил популярный в отечественной музыке XVII — XVIII вв. жанр хора a capella. Среди многочисленных учеников Танеева С. В. Рахманинов.

ТАРА, город в Омской обл., центр Тарского р-на. Расположен на левом берегу Иртыша. Население 26 тыс. чел.

Возник в 1594 близ устья р. Тары (приток Иртыша) как крепость на южном рубеже русских владений в Сибири, был центром меновой торговли с Джунгарией, Средней Азией. Неоднократно горел (в 1629, 1658; после пожара 1669 перенесен на современное место). Со строительством Омской крепости, когда Сибирский тракт прошел к югу от Тары, потерял свое стратегическое и торговое значение.

ТАРНОГСКИЙ ГОРОДОК, село в Вологодской обл., центр Тарногского р-на. Расположено на р. Тарноге (бассейн Сев. Двины). Население 6 тыс. чел.

Основан в 1453 как крепость и назван Кокшенгский городок, позднее крепость называлась Тарногские осады, затем Тарногский Городок. К к. XVII в. Тарногский Городок обветшал и превратился в церковный погост.

ТАРТУ. — См.:  ЮРЬЕВ.

ТАРУСА, город в Калужской обл., центр Тарусского р-на. Расположен на Оке, при впадении в нее Тарусы. Население 10 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1246. С к. XIV в. в Московском Великом княжестве. Неоднократно подвергалась нападениям крымских татар (1521, 1591 и др.). В XVI-XVII вв. Таруса — важный укрепленный пункт «береговой» защиты (по Оке) на южных подступах к Москве. В период Отечественной войны 1812 Таруса — ближайший тыловой город, через который русская армия снабжалась продовольствием.

ТАРУТИНО, село в Калужской обл., в Жуковском р-не. Расположено на р. Наре. Во время Отечественной войны 1812 в сентябре — октябре близ Тарутина находился лагерь русского войска, в Тарутине — штаб М. И. Кутузова. Отступление русской армии из Москвы в Тарутино (Тарутинский маневр) позволило Кутузову занять выгодную позицию и выиграть время для подготовки контрнаступления. Опираясь на Тарутинский лагерь, русские войска 6 (18) октября севернее Тарутина, на р. Чернишне, нанесли поражение французским войскам.

ТАРХАНЫ, музей-заповедник М. Ю. Лермонтова в Пензенской обл., в Белинском р-не, в с. Лермонтове. Имение Е. А. Арсеньевой, бабушки поэта, приобретено ею в 1794 у И. А. Нарышкина. Называлось Никольское, Яковлевское. Тарханы с 1805; в 1917 переименовано в Лермонтово. Лермонтов жил в Тарханах с 1815 по 1827, летом 1828 и с декабря 1835 по март 1836. Жизнь в Тарханах отразилась во многих его произведениях. После гибели Лермонтова гроб с его телом перевезен из Пятигорска в Тарханы и вторично погребен 23 апреля 1842 в фамильной часовне Арсеньевых.

ТАТАРСКОЕ ИГО. Впервые Русская земля услышала о татарах в 1223. Казалось, предчувствуя что-то страшное, сама природа исполняла слова древнего пророка. Летом сделалась необыкновенная засуха, горели леса и болота, за дымом меркло солнце, и птицы падали на землю под ноги изумленным, напуганным людям. На западе появилась комета небывалой величины с хвостом в форме копья, обращенного на юго-восток.

В этом году из глубин Средней Азии на Русь накатила первая волна того страшного движения народов, которое, сокрушив разрозненные русские княжества, на полтора столетия ввергло Россию в бездну государственного унижения. Суровым испытанием и великой скорбью посетил Господь народ, в огне искушений смиряя остатки гордыни древних русов.

Несчастья внешние должны были послужить к обильному преуспеянию внутреннему, показуя русским людям бессилие человеческих мер к предотвращению бедствий одновременно со всемогуществом Божиим, единым Своим мановением низвергающим или возвышающим целые народы, по слову Писания:

В 1206 на Великом курултае диких племен далекой Монголии хан Темучин был провозглашен Чингисханом — Великим ханом всей монгольской степи. «Какое благо выше всех на земле?» — спросил он однажды уже на склоне лет, пресыщенный почетом, славой и лестью. Ни один из придворных мудрецов не смог удовлетворительно ответить хану. «Все не то, — качал головой Темучин. — Нет, счастливее всех тот, кто гонит перед собой толпы разбитых врагов, грабит их имущество, скачет на их конях, любуется слезами близких им людей, целуя их жен и дочерей».

В 1207–09 племена, предводительствуемые Чингисханом, покорили уйгуров, бурят и киргизов, обитающих к северу от реки Селенги, в верховьях Енисея и в восточных областях Средней Азии. В 1211 он вторгся в пределы Северного Китая и к 1215 захватил значительную часть империи Цзинь. Столица Пекин и десятки других городов были разрушены и сожжены.

В 1219 150-тысячная орда ворвалась во владения хорезм-шаха Мухаммеда. Под яростным натиском монголов последовательно пали крепости Отрар, Ходжент, Ургенч, Бухара, Самарканд, а затем и сам Хорезм. Преследуя войска продолжавшего войну сына хорезмшаха — Джелал-ад-Дина, войска Чингисхана вторглись в Делийский султанат и достигли реки Инд. Одновременно 30-тысячный корпус татаро-монгольско-го войска двинулся на запад и, обогнув с юга Каспийское море, опустошил Грузию и Азербайджан, проникнув к 1222 на Северный Кавказ. В 1223 на реке Калке впервые встретились в бою с татарами и русские войска.

Бежавшие в Киев от опустошающего нашествия монголов половцы загодя принесли туда весть о нашествии страшного неприятеля. Хан Котян, тесть Мстислава Галицкого, дарил князей верблюдами, конями, буйволами, прекрасными невольницами, говоря: «Ныне они взяли нашу землю, завтра возьмут вашу!» В изумлении, с тревогой гадали русские люди — кто эти свирепые пришельцы, неслыханные никогда ранее? «Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные, — записал летописец, — о которых никто не знает, кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры».

Южнорусские князья на совете решили встретить противника в степях совместно с половецкими отрядами. Нестроения в русском войске, не имевшем единого управления, и бегство половцев погубили союзников. После страшной сечи одолели татары: погнали отступавшие в беспорядке русские дружины, завладели укрепленным станом, умертвили всех пленных, а трех князей задушили под досками, на которых устроили праздничный пир в честь победы.

Победители шли за остатками русского войска до самого Днепра, истребляя все на своем пути. Южная Русь замерла в ожидании невиданного погрома. «Из-за гордости и высокомерия князей допустил Бог такое, — делает вывод современный наблюдатель. — Ведь много было князей храбрых, и надменных, и похваляющихся своей храбростью». Народ молился в храмах с воплями отчаяния. Но, видно, не исполнились еще сроки, положенные Богом для мирного вразумления России: татары вдруг поворотились на восток и ушли обратно в Среднюю Азию.

В 1227 умер Чингисхан, одно имя которого в то время наводило страх на пространстве от Амура до Каспия. Новый этап татарских завоеваний начался после избрания в 1229 великим ханом Угедея. В 1231—34 завершилось завоевание Северного Китая, и монгольские войска вторглись в Корею. Но основные силы под командованием Батыя двинулись на запад.

Осенью 1236 сто пятьдесят тысяч всадников разгромили Волжскую Болгарию. В к. 1237 Батый напал на Северо-Восточную Русь. 21 декабря в результате шестидесятидневного штурма была взята и полностью разрушена Рязань. Разорив рязанские земли, орда Батыя последовательно захватила и разрушила Коломну, Москву, Владимир и Суздаль. 4 марта 1238 года на реке Сить потерпело поражение объединенное войско владимиро-суздальских князей. Не дойдя до Новгорода 100 километров, татары вернулись в приволжские степи. «И тамо дойти поганым возбрани некая сила Божественная, — свидетельствует Степенная книга, — и не попусти им нимало приближитися... ко пределам Великого Новгорода».

В 1239 Батый обрушился на Южную Русь. В результате двухлетней ожесточенной борьбы он взял и разграбил Переяславль, Чернигов, Киев, Владимир-Волынский и другие южнорусские города. Русь была повержена окончательно. На огромных пространствах от Новгорода до Галича дымились груды развалин да лежали неубранными тела русских ратников и крестьян, отмечая места наиболее жестоких стычек завоевателей с мирными жителями. Католический монах Плано-Карпини, проезжавший по Южной Руси в 1246, насчитал в некогда цветущем Киеве менее двухсот домов, а «бесчисленные головы и кости мертвых людей» так и лежали без погребения даже шесть лет спустя после татарского погрома.

Когда Даниил Галицкий возвращался из Польши после отхода татар, они с братом «не возмогоста идти в поле смрада ради и множества избиенных, не бе бо на Володимере живых: церкви Святой Богородицы исполнены трупья, иныя церкви наполнены трупья и телес мертвых». «...Бог смирил Русскую землю нашествием безбожных иноплеменников, — заключает летописец. — Обнаружилась греховная злоба и дошел вопль греховный до ушей Господа Саваофа. Потому Он напустил на землю нашу такое пагубное наказание».

Весной 1241 монголо-татарское войско двинулось в глубь Европы. Блеск татарской сабли уже несколько лет приводил в ужас западноевропейских государей. Император Фридрих II Штауфен писал английскому королю: «Если татары прорвутся в Германию, то (и) другие царства увидят ужас грозы... Будем осмотрительны: пока враг губит соседа (то есть Русь. — Прим. авт.), подумаем о средствах самообороны».

В конце года, сосредоточив все свои войска в Венгрии, Батый направился к Адриатическому морю. Но овладеть побережьем Орде, изрядно потрепанной в боях на Русской земле, не удалось. В 1242 монголы отступили через Боснию, Сербию и Болгарию обратно на восток, в низовья Волги. Западная Европа была спасена. Нашествие захлебнулось русской кровью.

В 1243 Батый основал на захваченных землях новое государство — Золотую Орду, простиравшуюся от Иртыша до Дуная со столицей Сарай-Бату в низовьях Волги. Русские князья были превращены в данников хана, ограниченных в своей военной, экономической и государственной самостоятельности. 14 видов «ордынских тягостей», включавших в себя «цареву дань» (налог, непосредственно предназначенный для великого хана), торговые сборы, извозные повинности, содержание татарских послов, различные «дары» и «почестья» ханским родственникам и приближенным, тяжелым грузом легли на плечи русских крестьян. «У кого денег нет — у того дитя возьмет, у кого дитя нет — у того жену возьмет, у кого жены нет — сам головой пойдет», — скорбел народ о всевластии ханских баскаков.

Не менее унизительной и тягостной для русских князей стала процедура получения ханского ярлыка на княжение, официально служившего единственным законным основанием для власти на Руси. Кроме того, князья обязаны были по приказу хана присылать войско для участия в походах татар. Русские отряды вынуждены были ходить с ханами далеко за Дон. С ордой Кубилая они участвовали даже в завоевании Южного Китая во второй пол. XIII в.

Несмотря на то что на Русской земле не было постоянного монголо-татарского войска, покорность завоеванных областей поддерживалась постоянными опустошительными набегами, предпринимавшимися с целью устрашения и грабежа. Лишь за последнюю четверть XIII в. татарами было организовано полтора десятка походов в Россию.

Посреди такого сокрушительного бедствия, охватившего всю страну, лишь одна сторона русской жизни, по воле Божией, уцелела от разгрома. Непоколебленной и неповрежденной в своей спасительной деятельности устояла Православная Церковь, спасенная от ярости завоевателей чудесным видением, вразумившим свирепого Чингисхана еще до вторжения татарских орд в русские земли.

Перед завоеванием Средней Азии Темучин, не желая вступать в открытую борьбу с хорезмшахом Мухаммедом II, которого называли «вторым Александром Македонским», предложил ему союз. Но гордый шах повелел умертвить послов хана. Чингисхан, желая узнать волю неба о предстоящей войне, три ночи провел на горе в молитве (верования монголов включали смутные понятия о Едином Боге — Владыке вселенной). Спустившись к воинам на третий день, хан объявил, что Бог в сновидении предвозвестил ему победу устами христианского епископа (с которым Темучин встречался во время завоеваний уйгурских племен, исповедовавших христианство). Пророчество полностью подтвердилось, и грозный хан до конца своих дней особенно благоволил к христианам.

Монголы были вообще достаточно веротерпимы. Народы, составившие основу их войска, исповедовали самые различные религии. Кераиты были несторианами, найманы — буддистами, татары и чжурчжени — шаманистами, лесные народы Сибири имели свои родовые культы, а сами монголы были приверженцами религии бон — восточного варианта митраизма. Основным правилом жизни в Орде служила Яса Чингисхана — сборник, содержавший в себе запреты и узаконения, касавшиеся самых разных сторон жизни монголо-татар. В ней, в частности, содержался закон, предписывавший уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. В Орде свободно отправлялись всякие богослужения, и сами ханы присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддистских, и иных обрядов.

В 1267 митр. Кирилл сумел получить от хана Менгу-Темира ярлык в пользу Церкви, в котором хан освобождал духовенство от дани и других поборов. Пусть, — писал Менгу-Темир, — беспечально молятся за него и его ханово племя. Этим же указом хан под страхом казни воспрещал надругательство над Православием. «Кто будет хулить веру русских, — сказано в ярлыке, — или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию». Более того, с позволения хана Кирилл основал в самом Сарае Православную епархию.

Сто лет спустя другой знаменитый святитель — св. митр. Алексий — еще более укрепил влияние церкви в Сарае. Жена хана Джанибека — Тайдула — ослепла после долгой болезни. Между тем в Орде прослышали о высокой жизни Алексия, и Джанибек написал великому князю Московскому, прося его прислать святого, чтобы тот исцелил Тайдулу; в противном случае хан грозил войной. Отказать было невозможно, и святитель отправился в Орду. Отъезд его сопровождался ободрительным знамением — когда Алексий служил напутственный молебен перед ракой своего святого предшественника — митр. Петра, свеча у раки зажглась сама собой.

Прибыв в Орду, Алексий отслужил молебен об исцелении ханши, и в момент, когда он кропил ее святой водой, она вдруг прозрела. Благодарная Тайдула выкупила и подарила святителю в Москве участок земли, на котором в память об этом чуде основана была обитель, получившая название Чудова монастыря. Показательно, что все это произошло уже через несколько десятилетий после того, как хан Узбек, перейдя в магометанство, предпринял первые попытки по превращению религии ислама в государственную религию Орды.

Народ русский воспринял татарское иго как наказание за грехи и страсти, вразумление Божие, направленное на то, чтобы, видя в Церкви единую опору, Русь, хотя бы и нехотя, отступила от бесконечных усобиц, поняв свое высокое предназначение. «Не послушали мы Евангелия, — взывал к народу епископ Владимирский Серапион, — не послушали апостола, не послушали пророков, не послушали светил великих... Не раскаялись мы, пока не пришел народ безжалостный по Божьему изволению... Испытав сие, братья, убоимся наказания этого страшного и припадем ко Господу своему с исповеданием, да не навлечем на себя еще больший гнев Господень, не наведем казни больше прежней!.. Доколе не отступим от грехов наших? Пощадим же себя и детей своих! В какие еще времена видели мы столько жестоких смертей?.. А если предадимся мы воле Господней, то всяческим утешением утешит нас Бог небесный, аки детей своих помилует Он нас, печаль земную отъимет от нас, исход мирный в другую жизнь дарует Он нам — туда, где с радостью и веселием бесконечным насладимся мы вместе со всеми, благоугодившими Богу».

Подвиг терпения — подвиг по преимуществу русский, преданность в волю Божию явились здесь полно и ясно. Смиренные летописатели заключали свои прискорбные повести следующими словами: «Се же бысть за грехи наша... Господь силу от нас отъя, а недоумение и грозу, и страх, и трепет вложи в нас за грехи наша». Русь молилась, каялась, терпела и ждала — когда благоугодно будет Богу изъять народ из пучины унижения, даровать ему вождей отважных и искусных, возродить страну для предстоящего ей славного служения.

Митрополит Иоанн (Снычев)

ТАТИАНА РИМСКАЯ, дева, диаконисса, мученица († ок. 226–235). Жизнь и смерть этой святой на Руси были восприняты как идеал. Имя мученицы стало одним из самых распространенных русских женских имен. В 1755 на день мц. Татьяны был подписан указ об образовании Московского Университета, и день этот стал праздником русского студенчества.

Память отмечается 12/25 января.

ТАТИЩЕВ Василий Никитич (19.04.1686–15.07.1750), государственный деятель, историк. Родился под Псковом в небогатой, но родовитой дворянской семье.

В 1693–96 Татищев был взят на службу стольником при дворе царицы Прасковьи Федоровны, жены старшего брата Петра I — Ивана Алексеевича. В 1704 поступил на военную службу в драгуны. Принимал участие во многих сражениях Северной войны, был ранен в Полтавской битве. В 1706 получил чин поручика, в 1712 — капитана. Молодой и способный офицер был замечен Петром I и Я. В. Брюсом. В 1716 Татищев был переведен в артиллерию, занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. В заграничных поездках учился инженерному делу, фортификации, артиллерии, читал и собирал книги по истории, философии, географии. В 1718 Татищев был произведен в капитан-поручики и командирован в составе российской делегации на Аландский конгресс.

В 1720 по указу Петра I был направлен на Урал для руководства казенными уральскими заводами. В 1720–22 занимался строительством новых заводов на Урале, основал город Екатеринбург, открыл ряд горнозаводских школ, стремился увеличить использование вольнонаемного труда на заводах. Активная деятельность привела Татищева к столкновению с промышленниками Демидовыми, которые оклеветали его, обвинив по взяточничестве. Следствие над Татищевым (1723), проведенное по указу Петра I, доказало его невиновность. Но Демидовы добились своего: Татищев уехал с Урала.

В 1724–26 Татищев находился в Швеции, в 1727–33 служил в Монетной конторе, сделав немало полезного для упорядочения денежного обращения в России.

Татищев принимал активное участие в событиях 1730: составлял и подписывал дворянские проекты, зачитал перед Анной Ивановной обращение дворянства. Татищев оказался в лагере противников Д. М. Голицына. Защищая Самодержавие как наиболее целесообразную форму власти для России, он объективно стремился к его ограничению в интересах большинства (а не верхушки) дворянства (записка «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном»).

В 1734–37 Татищев управлял Уральским краем, в 1737–39 руководил Оренбургской экспедицией, в 1739–41 — Калмыцкой комиссией, в 1741—45 исполнял обязанности губернатора Астраханского края. Таланты Татищева-администратора развернулись в делах обустройства и охраны юго-восточных районов России, осложняемых столкновениями с интересами коренных народов. Самостоятельные решения Татищева вызывали раздражение у многих чиновников, у него не было недостатков в недругах. В 1745 его освободили от службы и отправили в ссылку в подмосковное с. Болдино, где он, не дождавшись «высочайшего» прощения, умер.

Татищев трудился и на ученом поприще, оставив заметный след в истории, географии, философии, педагогике, лингвистике и др. науках. Татищева по праву называют отцом русской истории. «История Российская» (кн. 1—4, 1768—1784) — главный труд Татищева, над которым он работал с 1719 до конца своей жизни. В этом труде им впервые были собраны и критически осмыслены сведения из многих исторических источников. Русская Правда (в краткой редакции), Судебник 1550, Книга Большого Чертежа и мн. др. источники по истории России были открыты Татищевым. «История Российская» сохранила известия не дошедших до нашего времени источников. По справедливому замечанию С. М. Соловьева, Татищев указал «путь и средство своим соотечественникам заниматься русской историей». «Предъизвесчение» к «Истории» явилось первым в русской исторической мысли историко-философским осмыслением основных принципов работы историка и задач исторического познания. Отказавшись от провиденциальной точки зрения в толковании исторических событий, Татищев выступил с рационалистическим объяснением, связывая историческое развитие с «умопросвещением».

Татищев был типичным государственником по своим убеждениям. Его мировоззрение и практическая деятельность были подчинены идее служения «пользе Отечества».

Л. Н. Вдовина

ТАТЬ (старослав.: вор, грабитель, злодей), человек, совершивший кражу. В широком значении тать — преступник вообще, в том числе государственный преступник (напр., Степан Разин). Различные наказания за татьбу предусмотрены еще в Русской Правде. Татьбе посвящен ряд норм в Судебниках 1497 и 1550, в Соборном уложении 1649, с 1781 термины «тать» и «татьба» в судопроизводстве были заменены словами «вор» и «воровство».