Слова, начинающиеся на УС

УСВЯТЫ, поселок городского типа в Псковской обл., центр Усвятского р-на. Расположен между двух озер Узмени и Усвята, соединенных широкой протокой (оз. Городечное). Население 3,6 тыс. чел.

Впервые упоминается как город Въсвячь в 1021; затем Въсвяты, Усвячь, Свячь, Усть-Свято; был подарен Ярославом Мудрым полоцкому кн. Брячеславу и находился в составе Полоцкого, а затем Витебского княжества. В 1320 присоединен к Литве (достался в наследство литовскому кн. Ольгерду, женившемуся на дочери витебского князя). В н. XVI в. присоединен к Московскому княжеству. В сер. XVI в. оккупирован Польшей, в 1567 строится крепость-замок и город Усвято. В 1580 захвачен войсками Речи Посполитой. В 1654 отвоеван Россией, с 1658 уездный город, с 1667 вновь оккупирован Польшей. В 1772 — возвращен России.

УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ, выдающееся открытие русского физиолога И. П. Павлова, легшее в основу его учения о высшей нервной деятельности.

«УСЛЫШАТЕЛЬНИЦА», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась на Афоне в Зографском монастыре. Ознаменовала себя чудесами в XIV в. Один из афонских подвижников, св. Косьма, когда молился пред этою иконою словами: «Пресвятая Богородице! Помолись Своему Сыну и Богу, да наставит меня на путь спасения!», — слышал голос Богоматери: «Сыне и Боже мой! Научи раба Твоего, как ему спастись!» И в ответ на это голос Самого Господа: «Пускай удалится из монастыря на безмолвие».

Празднуется 22 сентября/5 октября.

Прот. И. Бухарев

УСМАНЬ, город в Липецкой обл., центр Усманского р-на. Расположен в пределах Окско-Донской равнины, на р. Усмань (бассейн Дона). Население 21 тыс. чел.

Основан в 1645 воеводой Степаном Вельяминовым как острог на Белгородской оборонительной черте. В 1652 подвергся опустошительному набегу татар. Город Усмань — с 1779. В к. XIX — н. XX вв. Усмань — центр хлебной торговли (ежегодно в Москву и на экспорт отправлялось более 1 млн. пудов зерна).

УСОЛЬЕ, город в Пермской обл., центр Усольского р-на. Расположен в Предуралье, на правом берегу р. Камы (Камское вдхр.). Население 6 тыс. чел.

Основан в 1606 как поселение при соляном промысле под названием Новое Усолье. К н. XIX в. ведущий центр солеварения в Прикамье и транзитный пункт, связывавший Урал с центром России.

Архитектурные памятники: часовня Спаса — Убруса (2-я пол. XVII в.), Спасо-Преображенский собор (1724–31) с колокольней (1730).

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник, установленный в память кончины Пресвятой Богородицы, тело которой было взято на небо. На примере Успения Богородицы Христианская Церковь учит, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Празднуется 15/28 августа.

УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ПОКРОВКЕ, церковь в Москве, лучший из российских храмов в стиле нарышкинского барокко. В. И. Баженов ставил эту церковь по архитектуре наравне с собором Василия Блаженного. Построена в 1696–99 русским зодчим-самородком Петром Потаповым. Оригинальность архитектуры, выдающиеся художественные достоинства, изысканность сочетания красного с белым, красота исполнения Успенского храма останавливала внимание всех видевших его. Здание самой церкви имело два храма — нижний и верхний с великолепным иконостасом 1706. Внутри верхнего храма по стенам четверика и в восьмериках размещались красивые балконы. Колокольня пятишатровая: к центральному шатру на своде были приставлены четверички с шатрами, размещенными по странам света.

Высокохудожественное творение русского народа было уничтожено еврейскими большевиками в 1936. Весьма отдаленное представление об архитектуре Успения на Покровке дает сохранившаяся до наших дней церковь Покрова в Филях.

УСПЕНСКАЯ ВЫШЕНСКАЯ пустынь, Тамбовская еп., на правом берегу р. Выши, в окрестностях Шацка. Точных сведний о времени ее основания нет. Известно только, что она существовала в 1725. Ранее находилась на 8-й версте вверх по Выше. Пустынь обустроена и возобновлена игуменом Тихоном († 1844). Небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери был построен в сер. XVIII в. В монастырском Казанском соборе находилась чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту св. икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812, спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь (осн. в 1690) подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамерившегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем к Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, а Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила св. икону в своей келий, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от св. иконы повелению, Вышенской пустыни, где св. икона и находилась с 7 марта 1827. Ежегодно после Пасхи св. икона носилась в Тамбов и другие города губернии. В пустыни был погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 1894 преосвященный Феофан Вышенский затворник.

С. В. Булгаков

УСПЕНСКАЯ ГУРЬЕВА пустынь. См.:  МОДЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь.

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (13.10.1843–24.03.1902), русский прозаик, публицист. Сын чиновника, внук сельского дьячка. Не сумев завершить учебу в университете, рано начал печататься (с 1862 в ж. «Зритель» и «Ясная Поляна») с очерковыми рассказами о жизни трущобного люда, нищих мастеровых и чиновников.

В «Современнике» Н. А. Некрасова печатается цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) о жизни пореформенной России.

После запрещения «Современника» и с переходом к Некрасову (при соредакторстве М. Е. Салтыкова-Щедрина) «Отечественных записок» (1868) Успенский получает постоянную работу, начинается новый этап его творческой жизни, отмеченный углубленными размышлениями о России 1860—70-х (цикл «Разоренье», 1869–71). Трезвый, беспощадный реализм, глубина и точность социальных наблюдений резко выделяли писателя среди коллег-литераторов, ограничивавшихся обличительным бытописательством.

В н. 1870–х Успенский дважды выезжает за границу; впечатления от этих поездок легли в основу ряда его произведений последующих лет: «Больная совесть», «Заграничный дневник провинциала», «Письма из Сербии». В очерковом цикле «Новые времена, новые заботы» (1873–78) писатель прослеживает растлевающее и обезличивающее влияние на русского человека капиталистического предпринимательства.

В к. 1870–х в творчестве и судьбе Успенского наступает поворот. Он пытается выявить источник «хитроумной механики народной жизни» и глубинные причины господства в русской жизни «прижимки», т. е. обираловки трудящегося человека новыми, посткрепостническими притеснителями, и алкоголя. Успенский «идет в народ», поселившись в Новгородской губ. Жизнь в селе, изучение быта и сознания крестьян приводят его к выводу о великой «власти земли» («Из деревенского дневника», 1877–80, «Крестьянин и крестьянский труд», 1880, «Власть земли», 1882).

Публикации Успенского в «Отечественных записках», которые после смерти Некрасова до 1884 возглавлял Салтыков-Щедрин, вызывали резкие критические отклики как в литературной прессе, так и в народнической среде. Усиление капитализации страны писатель, в отличие от своих оппонентов, не склонен считать чем-то быстропроходящим и случайным; он предрекает, что «ужасность» власти капитала «будет понята читателями, когда статистические дроби придут к нам в виде людей, изуродованных и искалеченных». В сб. «Живые цифры» (1888) за статистическими сводками предстают горькие картины нищеты и сиротства, изматывающий труд и полная беззащитность перед «властью капитала».

В произведениях позднего Успенского еще отчетливее, чем прежде, присутствует личность самого автора: впечатлительного и ироничного, искреннего и деликатного, доверчивого и нетерпимого к фактам. Его не переставая мучила «русская неурядица», «нескладица общей жизни». С 1892 из-за тяжелой душевной болезни Успенский окончательно отошел от литературной работы.

УСПЕНСКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в г. Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви, построенной еще Иоанном Грозным, который в 1564, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих опричников монастырскую братию, надел на себя и на них иноческое платье и установил монашеский образ жизни (не исключавший, впрочем, собою самого широкого и необузданного разгула) и впоследствии часто проживал здесь. После Иоанна Грозного слобода не раз была разоряема врагами Русской земли, но затем снова обстраиваема. Некоторые же из разграбленных храмов оставались неисправленными. При одном из таких храмов при участии Лукиана и с разрешения царя Алексея Михайловича и возникла в сер. XVII в. женская обитель, которая находилась под руководством Лукиана. После кончины его много потрудился для благоустроения обители о. Корнилий (игум. Лукиановой пустыни), скончавшийся в 1681. Памятниками пребывания здесь Иоанна Грозного сохранились две кельи и два древних храма: вышеупомянутый храм Успения Богородицы, близ которого указывают «место бывшего двора Государева», и Троицкий собор, им же построенный, со своеобразного вида высокою колокольнею; в этом соборе замечательны входные так называемые «Васильевские» двери, сооруженные в 1336 в Новгороде для Софийского храма по повелению архиеп. Василия и привезенные сюда Иоанном Грозным в 1570, после разгрома города. Здесь же находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Под алтарем Троицкого собора погребен о. Корнилий. Ежегодно в день его кончины совершалось по нем заупокойное богослужение. Ризница заключала в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII вв., в библиотеке немало рукописей и синодиков XVI и XVII вв.

С. В. Булгаков

УСПЕНСКИЙ женский монастырь, Олонецкая еп., близ Каргополя. Основан в XIV в. иноком Ионою Власатым, погребенным здесь под клиросом левого придела Успенской церкви. Первоначально монастырь был мужским; с 1649 стал женским. Здесь имелась местночтимая икона Успения Божией Матери; рядом с монастырем находилась часовня, устроенная над родником, ископанным, по преданию, основателем монастыря .

УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Казанская еп., в Свияжске. Основан свт. Германом, архиеп. Казанским, в 1555. Пятиглавый Успенский собор, построенный из дикого камня св. Германом, в бытность его архимандритом монастыря, был расписан стенною иконописью, которая составляла один из редких памятников древности. Здесь открыто почивали мощи основателя монастыря. В монастыре хранились дикирий и посох, выточенные свт. Германом из дерева, шапочка, в которой он был погребен, и находилась келья, где он подвизался.

С. В. Булгаков

УСПЕНСКИЙ ЛЫСОГОРСКИЙ женский монастырь, в Новохоперском у. Воронежской губ. Основан в 1878 при содействии Хионии Пашниной. Сначала здесь учредилась община, а в 1895 она была переименована в монастырь.

Храм в обители один, в честь Успения Божией Матери. По преданию, он во времена свт. Митрофана был собором в Воронеже, затем находился в с. Красный Лог, откуда переведен сюда.

Святынями обители являлись две местночтимые иконы: Спасителя и Боголюбской Божией Матери.

УСПЕНСКИЙ ОЛЬГОВ женский монастырь, Рязанская еп., в окрестностях Рязани, на берегу Оки. Основан около 1220 кн. Ингварем Игоревичем; первоначально был мужским и назывался Льговским по имени находящегося недалеко городка Льгова; в 1237 был сожжен татарами; в сер. XIV в. восстановлен кн. Рязанским Олегом Ивановичем и стал называться Ольговым; в 1896 обращен в женский. Соборный храм Успения построен в 1666. Иконостас — древней иконописи. Здесь находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери. При монастыре была женская школа имени поэта Я. П. Полонского, прах которого покоился на кладбище монастыря.

С. В. Булгаков

УСПЕНСКИЙ СОБОР в Московском Кремле, главный храм русского православного царства, построен в 1326–27 при Иване Калите. Этот первоначально одноглавый белокаменный храм стал кафедрой московского митрополита, переселившегося в Москву из Владимира, местом торжественных богослужений и усыпальницей московских митрополитов.

Новое здание Успенского собора, дошедшее до наших дней, построено при Иване III в 1475–79 Аристотелем Фиораванти. Предназначался для важнейших государственных церемоний — посажения на стол московского великого князя, а с XVI в. венчания на царство, интронизации и погребения митрополитов и Патриархов.

Храм напоминает свой прототип — Успенский собор во Владимире — и традиционным пятиглавием и позакомарным покрытием, и аркатурно-колончатым поясом, и перспективными порталами, и рядом других деталей. В то же время он отличается принципиально новым конструктивно-планировочным решением, технологическими приемами и методами строительства. Здесь также применены элементы ордерной ренессансной архитектуры, которые зодчий очень тактично приспособил к традиционным формам, отчего они и не показались чуждыми и очень скоро привились на русской почве.

В основу плана и решения фасадов собора Фиораванти положил пропорции золотого сечения, что определило соразмерность и гармоническую уравновешенность частей здания.

Незначительные перестройки, которым подвергался Успенский собор за годы своего существования, не исказили его первоначального облика. При восстановлении храма после пожара 1547 западный портал был оформлен в виде открытого крыльца — лоджии на колонках с двойными подвесными арками (позже оно было превращено в закрытый тамбур).

Росписи XV—XVI вв. (сохранились фрагменты), XVII в. (150 мастеров во главе с Иваном Паисеиным), XVIII—XX вв. — пятиярусный иконостас (высотой ок. 16 м). У южного входа — Царское место Ивана Грозного.

В 1918 собор был закрыт еврейскими большевиками. Первое богослужение — через 72 года запрета — состоялось в сентябре 1990.

УСПЕНСКИЙ СОБОР в Галиче, построен в сер. XII в. Стены его с внутренней и внешней поверхности были сложены из блоков хорошо отесанного известняка, а пространство между ними заполнили битым камнем на известковом растворе. Храм имел профилированный цоколь и плоские лопатки. В его убранстве применена барельефная скульптура. Как техника кладки, так и убранство прямо связаны с романским зодчеством. В то же время по плану это обычный для русского зодчества XII в. четырехстолпный крестово-купольный храм, окруженный с трех сторон галереей, с ходом на хоры, размещенным в толще западной стены. Храм не сохранился.

УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире, сооружен в 1158–61 в центре города на высоком берегу реки. Собор стал основным звеном великолепного ансамбля. Стройные пропорции и высота шестистолпного храма подчеркнуты изысканным декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, лопатки осложнены тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких перспективных порталов имели резные капители, а некоторые архитектурные детали — оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и богато украшенный драгоценной утварью. После обстройки собора в 1185–89 фасады были почти лишены скульптур; лишь единичные резные камни перенесены на них со стен старого собора. Здание фактически стало новым, более грандиозным сооружением; его объем приобрел ступенчатое построение, так как окружавшие старую постройку галереи были несколько понижены. На углах были поставлены четыре новые главы, образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового собора еще ярче выявилась идея духовной силы и царственного величия. Величавый и торжественный Успенский собор образно утверждал идею главенства Владимиро-Суздальской земли, превращая ее в столицу, в духовный и политический центр Руси. В 1408 собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Часть из этих фресок сохранилась до наших дней.

УСПЕНСКИЙ СОБОР НА ГОРОДКЕ в Звенигороде, построен в последние годы XIV в. Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с легкой главой, храм изысканно и сдержанно украшен. Тонкие лопатки с полуколонками членят его фасады, завершенные килевидными закомарами, тройные ленты плоского резного орнамента опоясывают здание на уровне хоров, идут по верху апсид и барабана главы. Маленькое оконце, освещающее идущую внутри стены лестницу на хоры, оформлено в виде нарядной фигурной розетки; узкие окна обрамлены тонкими тягами; к перспективным порталам с килевидными архивольтами ведут лестницы. Столбы храма широко раздвинуты, усиливая значение центрального пространства. Собор имеет ступенчато повышающуюся конструкцию сводов. Снаружи над сводами расположены диагональные закомары, а подножие барабана украшено кокошниками. Зодчим этого собора был выдающийся мастер. В 1400 этот храм был расписан фресками Андреем Рублевым.

УСПЕНСКИЙ ТРИФОНОВ мужской монастырь, Вятская еп., в Вятке. Основан в 1580 бывшим в нем первым архимандритом прп. Трифоном Вятским, мощи которого почивали под спудом в здешнем Успенском храме. Здесь же покоились под спудом мощи прп. Прокопия, Христа ради юродивого († 21.12.1627). В монастыре сохранялись деревянный посох прп. Трифона и железные вериги. В 1896 освящен обновленный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы.

С. В. Булгаков

УСПЕНЩИНА. — См.:  ГОСПОЖИНКИ.

УССУРИЙСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, в Приморской обл., между Хабаровском и Владивостоком, на левом берегу Уссури. Учрежден в 1894; построен в 1895. Первым настоятелем и строителем монастыря был игум. Алексий. В храме Св. Николая Чудотворца, освященном в 1899, находились: Распятие в человеческий рост и дар Афонской горы — частицы Животворящего древа Креста Господня и св. мощей многих угодников Божиих.

УСТАВ. — См.:  ТИПИКОН.

«УСТАВ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА О МОСТЕХ», памятник русского права XIII в. Устав определяет принципы организации общественного хозяйства Новгорода Великого, исходя из народных экономических идеалов коллективного, общинного труда, распределения обязанностей и повинностей. Регулируется порядок общественных работ по строительству и ремонту городских проездов и дорог, а также заготовке строительных материалов. Работы распределяются и оплачиваются в определенном порядке всеми городскими и провинциальными сотнями (общинами).

«УСТАВ МОНАСТЫРСКИЙ (СКИТСКИЙ)», выдающееся произведение русской духовной и научной мысли, воплотившее в себе основные идеалы и понятия Святой Руси, ставшее своего рода энциклопедией отечественной духовности конца XV—XVI вв. Создан великим русским святым Нилом Сорским. Состоит из 11 глав.

Первая глава говорит о борьбе со страстями и о том, как необходимо им противостоять. Прп. Нил проявляет себя здесь глубоким психологом. Он разбирает страсти человеческой души и указывает различные моменты их действия: сначала семя, потом развитие, нечто вроде роста, происходящего в сердце, наконец, полное укоренение; он дает советы, как бороться со страстью и уничтожать на различных этапах ее развития. Следуя за византийскими писателями, Нил указывает пять таких этапов: а) «прилог»; б) «сочетание»; в) «сложение»; г) «пленение»; д) «страсть» в собственном смысле.

а) «Прилог» есть лишь некое впечатление, первое движение, проявляющееся в уме или в сердце. Иными словами, это любая мысль, любое чувство, невольно возникающие в человеческой душе. Поскольку они возникают помимо нашей воли, под влиянием того, что нас окружает, человек за них не ответствен. Но если он покоряется дурной мысли или дурному желанию, если он задерживается на них и их задерживает у себя добровольно, то этим он вызывает второй фазис, «сочетание». Иначе говоря:

б) «Сочетание» и есть внимание, которое человек обратил на случайно возникшую мысль или на чувство, пробудившееся без полного участия его воли. Этот второй фазис отличается от первого тем, что в нем присутствует зачаток воли. Долг человека, говорит прп. Нил, заключается в претворении в добро любой злой мысли и любого нечистого желания, как только они замечены в душе. Здесь уже перед нами начало борьбы.

в) «Сложением» делается следующий шаг. Это уже начало страстного влечения к данной мысли или желанию, определенная склонность к образу или впечатлению, возникшим в душе. Человек почти готов осуществить пришедшую ему мысль, последовать пробудившемуся в нем желанию. Но здесь, как и в первом фазисе (в «прилоге»), человек еще колеблется. Он то противится овладевающим им мыслям и желаниям, то почти готов им отдаться. Когда он будет окончательно увлечен злой мыслью или желанием, это будет «пленение».

г) «Пленение» происходит в двух случаях: 1) Если человек невольно привлекается дурными мыслями и прельщается ими вопреки своему намерению. Поскольку это происходит невольно, в этой форме «пленения» нет почти никакого греха. 2) Но если человек вполне сознательно следует своим беспорядочным мыслям и желаниям, то такое душевное состояние представляется особо вредным. Душа возбуждена, человек теряет власть над самим собой, он побежден беспорядочными мыслями и его словно носит волнами в бурю. Это происходит в особенности от слишком частых и праздных бесед.

Все эти душевные состояния — более или менее временные. Они приходят к человеку и уходят. Иное дело — «страсть».

д) «Страсть» утверждается в человеческой душе надолго, становится привычкой и превращается как бы в составную часть ее характера. То самое, чему человек первоначально отдался свободно, по своей собственной воле, теперь настолько владеет им, что у него почти уже нет сил сопротивляться. Тогда порок укореняется в сердце человека, становится страстью, которая и господствует над человеком безраздельно, превращая его в своего раба.

Таков постепенный ход укоренения страстей в человеческой душе. Установив объект борьбы, составляющей смысл монашеского подвига, Нил указывает средства, которыми эту борьбу нужно вести. Первое из них — пресекать каждую дурную мысль, как только она появляется. Побеждать страсть нужно, когда она еще в зачатке; потом уже будет трудно бороться с ней. Второе средство — молитва. Говоря об этом значении молитвы как средстве борьбы со страстями, прп. Нил подробно останавливается на условиях и на сущности молитвы. Он понимает под молитвой не обычное произнесение слов и не богослужение в храме, а молитву особую, внутреннюю — «умную молитву».

Чтобы достичь «доброй молитвы», говорит прп. Нил, нужно сначала отогнать все мысли, чуждые Богу, даже чувственные представления духовных вещей, которые на первый взгляд кажутся хорошими. Надо стараться «молчать мыслею». Это первое качество молитвы, заключающееся в отвлечении энергий ума от всякого чувственного предмета, Нил, согласно исихастской терминологии, называет «трезвением сердца». Но этого мало. Очистить сердце, и даже бессознательную глубину личности, может только духовное присутствие Иисуса Христа. Вот почему всю свою силу, всю свою волю надо сосредоточить на одном непрестанном возгласе: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». «И тако глаголати прилежно, аще стоя, аще сидя или лежа... зрети присно в глубину сердечную... елико можно, да не часто дышещи». Если не можешь вполне сдерживать сердце, если дурные мысли продолжают тебя смущать, не падай духом и продолжай молиться. Если посторонние мысли вторгаются в душу и мешают молитве, это — не по нашей воле. Нельзя только допускать, чтобы это происходило намеренно. Внутренняя молитва не должна прерываться ничем внешним: ни песнопением, ни чтением псалмов. Она выше обычной внешней молитвы, которая служит только подготовкой к ней. Если благодатью Божией человек чувствует сладость молитвы и ощущает в сердце влечение к ней, надо особенно стараться сохранить такое расположение души. Внутренняя духовная молитва — не только основное средство для очищения сердца от страстей. Она в особенности — высшая цель человеческого (монашеского) совершенства; она выше всех добродетелей. Добродетелей много и каждая из них только частица добра; а умная молитва, молитва сердцем, есть источник всякого блага. Цель, к которой стремится наш святой, это духовное «сердечное» видение света Христова, которое, очевидным образом, может быть только даром Святого Духа. Жажда этого блага и должна порождать в монахе бодрость и твердую волю. Прп. Нил ничего не говорит о своем собственном опыте и для описания этих высочайших переживаний «совершенной молитвы» прибегает к греческим мистикам, в особенности к Симеону Новому Богослову. Причина этого может быть в его смирении, а может быть в том, что сам он не сподобился таких духовных состояний.

«Кий язык изречет? Кий ум скажет? Кое слово глаголет? Страшно бо, воистину страшно, и паче слова. Зрю свет, его же мир не имать, посреди келий на одре сидя; внутрь ся зрю Творца миру, и беседую, и люблю, и ям, питаясь добре единым Боговедением, и соединяюся Ему, небеса превосхожду... Где же тогда тело, не вем».

В конце главы Нил обращается к себе самому и к своим современникам — монахам. Мы, грешные, говорит он, недостойны даже слышать эти слова. Он сам дерзнул их привести лишь для того, чтобы мы убедились, сколько мы безумны, когда гонимся за тленными благами мира и хвалимся перед другими, когда ими владеем.

Борьба со страстями, будь то подавлением дурных мыслей, будь то сердечной молитвой, есть борьба долгая и требует постоянных усилий. Как быть, чтобы упорствовать в этой борьбе?

Третья глава указывает средства для этого. Прежде всего человеку требуется его собственная энергия, твердая воля к борьбе. Кроме того, совершая подвиг внутреннего совершенствования, он должен надеяться и на прямую помощь от Бога, на поддержку благодати, которая «несет тебя на руках своих и хранит от всякого зла».

Борьба со страстями — основной «подвиг» монашеской жизни. «Умная молитва» — ее главная цель. Вот почему распорядок дня у монаха должен быть целиком определен стремлением к высшим целям жизни. Всегда и везде, во всех своих начинаниях, словом, делом и мыслью, он должен быть при деле Божием.

Четвертая глава описывает распорядок дня монашеской жизни. Пятая глава, наряду с той, которая говорит о молитве, составляет наиболее существенную часть всего трактата. Здесь прп. Нил широко вдохновляется греческими авторами, что не означает, однако, отказа от собственной независимости. В человеке, пишет он, восемь страстей: 1) дух чревоугодия; 2) дух нечистоты; 3) дух алчности (скупости); 4) дух гнева; 5) дух печали; 6) дух уныния; 7) дух тщеславия; 8) дух гордости. С каждой из этих страстей, которые Нил старается анализировать, нужно бороться по-разному.

Говоря о той или другой страсти, Нил Сорский рассматривает не только основной порок, но и его различные разветвления. Он учитывает ее физиологическую и психологическую основу, старается проследить самые тонкие извилины души и обнаруживает тайную связь, существующую не только между отдельными пороками, как будто даже не имеющими ничего общего, но и между кажущейся бесстрастностью и пороком; это и позволяет ему дать некоторые очень верные и психологически тонкие советы. Как мы это уже видели по поводу его отношения к посту, все взгляды Нила на отдельные частные добродетели отличаются ясностью и честностью. Вот несколько примеров: говоря о необходимости изгонять из сердца гневные мысли, он указывает, что большую победу над духом гнева одерживает тот, кто молится за обидевшего его брата. В связи с этим преподобный настаивает на «любви и милосердии».

Нил советует всеми силами, и с самого начала, бороться с печалью и подавленностью, чтобы они не превратились в черную меланхолию, в «уныние», представляющее собой страшно тяжелую страсть. Если на человека нападает уныние, пусть он старается не роптать на Бога, ибо такой ропот есть то средство, которым пользуется враг, чтобы врасплох овладеть человеческой душой. Тут нужно бороться особенно решительно и молиться больше, чем когда-либо.

Лучшим средством против уныния прп. Нил называет молчание, сосредоточенность и раскрытие собственного сердца перед опытным наставником. Не менее старательно и упорно нужно бороться и со страстью тщеславия. Эта страсть весьма тонкая и вкрадывается в нас незаметно, побуждая нас трудиться не для Бога, а для собственного превозношения перед людьми. Она — мать «гордости» и носит различные имена, но всегда и везде она «мерзка». Бог противится гордому, говорит Писание. Такой человек — враг и бес себе самому и носит в себе самом свою погибель.

Зачаткам гордости нужно противопоставлять смирение. Каждый должен считать себя хуже всех тварей, даже хуже демонов, ибо демоны нас побеждают. Среди братьев нужно занимать последнее место, носить убогую одежду (это опять — отголосок прпп. Феодосия и Сергия, подлинный дух русской аскезы), нужно любить смиренную «черную работу», не искать своего в беседах, не стараться во что бы то ни стало вставить в спор свое слово, даже если это слово хорошее. В особенности же не надо хвалиться своими делами и случайными заслугами.

Шестая глава говорит о том, что в этой борьбе со страстями необходима помощь Божия. При ее наличии мощным средством против всех душевных страстей является постоянное помышление о смерти и о бренности всего земного. Как для тела хлеб есть главная пища, так для добродетельной жизни помышление о смерти существенно и необходимо. Надо помнить о том, что «от древних лет вси угодивший Богу скорбьми и бедами и теснотами спасошася». Этой теме посвящена седьмая глава. Восьмая глава говорит о слезах. «Слезы покаяния» — это «слезы спасительные, слезы, очищающие мрак ума моего». И наступает момент, когда они становятся источником радости. Психическое состояние, которое Нил определяет словом «слезы», близко к тому, которое он называл внутренней «умной молитвой». Тут и там предполагается одинаковый уровень духовной возвышенности. Нередко слезы вызываются «умной» молитвой и очень часто сопровождают ее.

После «благодатных» слез, как и после «умной» молитвы, необходимо в особенности хранить свое сердце от посторонних помыслов. Об этом «умном хранении» после мистических переживаний говорит девятая глава.

Весь этот процесс внутреннего совершенствования требует от вставшего на этот путь человека полного отречения от мира, так что он должен умереть для всего другого. Тут Нил приводит слова св. Иоанна Лествичника о трех условиях, необходимых, чтобы человек был настоящим иноком: а) отказ от всякого стремления к материальным благам; б) горячая молитва; в) постоянное «блюдение» и совершенствование сердца.

Преподобный спрашивает не без иронии: можно ли назвать «отказом от стремления ко всему земному» существующий у нас обычай владеть землей и селами? Как невозможно читать книгу и совершать богослужение, не научившись сначала грамоте, так невозможно приступить к подвигу внутреннего совершенствования, не отказавшись сначала от всего мирского. Этот подвиг требует прежде всего молчания, внутренней сосредоточенности, чего нельзя достичь без полного отказа от мира (гл. 10).

Таков изложенный прп. Нилом Сорским метод нравственного совершенствования человека, его сущность, требования и средства осуществления. Но чтобы все это было действительно хорошо и достигло цели, Нил требует все делать с «мудрованием», ибо «без мудрствования и доброе на злобу бывает» (гл. 11). Свои слова русский аскет подтверждает тут авторитетом св. Василия Великого. Как и во всем, в свершении монашеского подвига требуется «меру и время уставить». Этот подвиг нельзя предпринимать без предварительного глубокого размышления и не взвесив внимательно свои собственные силы, в особенности же «прежде времени в высокая не предерзати».

Указав в заключение три обычные формы монашеской жизни: в полном уединении, в скиту и в большом киновийском общежитии, Нил высказывает свое предпочтение жизни в скиту «еже со единым или множае со двема братома жити»: по его убеждению, это более всего соответствует человеческой природе. При этой форме жизни «брат братом помогает», как «крепость», иноки поддерживают друг друга, взаимно наставляются, имея «единого учителя» — боговдохновенное Писание.

Свой трактат преподобный заканчивает заявлением, что написал он его, пользуясь Писанием и творениями Св. Отцов, и что, если есть в нем что-либо неугодное Богу или вредное для душ, он заранее то отвергает и просит за то прощения. Но если найдут его добрым и полезным для душ, это ему будет на радость. И кто найдет тут пользу, тот пусть молится о нем грешном, чтобы и он нашел милосердие у Бога.

Формулируя в целом учение Нила Сорского, можно свести его к следующим положениям:

1) Основное направление мысли прп. Нила есть направление чисто аскетическое. Жизнь теперешняя — только подготовка к жизни будущей. На земле все бренно, все преходяще, судьба всех — умереть. Скорби и страдания — лучшее, что выпадает на долю человека в этой жизни. Их нужно принимать с радостью и благодарить за них Бога, т. к. они очищают душу и ведут человека к блаженству.

2) Самая «благая часть», какую человек может избрать на земле, — это монашеская жизнь. Монахи — в наиболее прямом смысле слова — служители Божии. Но монашеское состояние не должно быть только телесным: необходимо, чтобы оно было духовным. Оно требует не только умерщвления плоти, но в особенности внутреннего, духовного совершенствования человека. Аскетизм прп. Нила — духовный аскетизм. Его цель — внутреннее нравственное совершенствование человека, а не изнурение тела. Поле битвы для монаха — не его тело, а его сердце и его мысли. Монах может и должен питать и поддерживать свое тело настолько, насколько это ему требуется, и даже порою дать ему отдохнуть. Телесный пост не так существенен в монашеской жизни. Количество принимаемой пищи должно соответствовать силам и потребностям каждого. Монах должен бороться не со своим желудком, а со злыми мыслями в своей душе, со страстями своего сердца. Путь, которым всякий человек достигает спасения, — это путь нравственного перерождения, внутреннего перевоспитания, а не внешних обрядов.

3) Этот взгляд Нила на характер и цель монашеской жизни определяет отчасти и его взгляд на мир. Основа его идей, характерная черта его мировоззрения — это первенство внутреннего, духовного, идеального над внешним, обрядовым. Его исходная точка — Евангелие, и этот евангельский характер отражается во всей его духовности. «Любите врагов ваших... Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине», — эти евангельские слова могли бы служить эпиграфом ко всем трудам прп. Нила. Он обо всем судит с точки зрения Евангелия, Евангелием определяет обязанности монаха и всякого христианина вообще, не заботясь ни о каких соображениях практического порядка, и этим он слегка напоминает князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского.

4) То же духовное направление приводит к тому, что Нил — противник всякой роскоши в украшении церквей. Он пишет, что Бог никого еще не осудил за недостаточно богатое украшение храмов. Делать церквам дорогостоящие дары «излишне». Гораздо лучше раздать эти деньги бедным.

Духовный и идеалистический характер святого очень часто принимает мистическое направление (в смысле внутреннего созерцания). Этот последний элемент — один из самых значительных в его личности. Мы видели его учение относительно духовной молитвы и слез. В обоих случаях предполагается одно и то же душевное и молитвенное состояние.

5) «Подвиг» нравственного совершенствования человека должен быть сознательным и осмысленным. Монах должен совершать его не по приказу, а по собственному убеждению в его необходимости, с «мудрованием» и «согласующа разуму». Коротко говоря, послушание не должно быть машинальным и механическим. Монах, как и всякий другой христианин, может и должен пользоваться советами опытных людей, но для этого он должен сначала удостовериться в том, какова жизнь тех, к кому он за советом обращается, насколько они знают Писание и как они осуществляют свои знания на деле. Ярмо монашеской жизни следует принимать на себя разумно, разумно «принимать пищу», «читать Писание», бороться со страстями. Резко восставая против тех, кто хочет всегда действовать «самочинно» и не желает укрощать свою собственную волю, Нил, однако, не уничтожает разумную личную волю у монаха. Напротив, именно эта воля должна постоянно присутствовать в деле внутреннего совершенствования. Даже тогда, когда он дает свои советы, Нил не подавляет собственную волю того, к кому он обращается. Эти советы он всегда высказывает условно: «если возможно», «если Богу угодно и полезно душе».

Это требование сознательных и разумных отношений, вместо рабского послушания, составляет очень интересную черту в системе идей прп. Нила.

6) Признавая в человеке собственную, и притом сознательную, волю, Нил полностью подчиняет ее требованиям Писания. Монах должен применять свою волю к тому, чтобы жить согласно «Божественного Писания и учения Святых Отец». Но чтобы «в том иметь живот свой», нужно их знать, их «испытывать».

Иеромонах Иоанн (Кологривов)

УСТОЙЧИВОЕ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ, научная теория, разработанная выдающимся русским ученым В. Р. Вильямсом.

УСТОЙЧИВОСТИ РАВНОВЕСИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕОРИЯ, выдающееся открытие в математическом естествознании, сделанное в 1892 русским ученым A. M. Ляпуновым.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК, русский город в предгорьях Рудного Алтая, пристань на р. Иртыш. Основан в 1720 как крепость Усть-Каменная; возникший при ней казачий поселок превратился в станицу, которая в 1868 преобразована в город Усть-Каменогорск.

УСТЬ-КИШЕРТЬ, село в Пермской обл., центр Кишертского р-на. Расположено на р. Сылве (приток Чусовой). Население 5 тыс. чел.

Основано в 1640 под названием Верх-Кишерть, с 1668 Усть-Кишертский (Покровский) острожек, позже село.

УСТЬ-КУЛОМ, село в Коми, центр Усть-Куломского р-на. Расположено на р. Вычегде (приток Сев. Двины). Население 6 тыс. чел. Впервые упоминается как погост в 1678.

УСТЬ-КУТ, город в Иркутской обл., центр Усть-Кутского р-на. Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену. Население 62 тыс. чел.

В 1631 русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. В сер. XVII в. острог, утратив свое военное значение, стал важной пристанью, где сосредоточивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.

УСТЬ-ЛАБИНСК, город в Краснодарском крае, центр Усть-Лабинского р-на. Расположен на Кубано-Приазовской низменности, на правом берегу Кубани, у впадения в нее Лабы. Население 44,3 тыс. чел.

Основан в 1778 как крепость Александровская, в 1793 построена крепость Усть-Лабинская. С 1794 станица Усть-Лабинская. В к. XIX в. в станице Усть-Лабинской основными занятиями населения были хлебопашество и скотоводство (тонкорунное овцеводство).

УСТЬ-СЫСОЛЬСК (с 1930 Сыктывкар) главный город Коми. Расположена на левом берегу р. Сысолы. Население 230 тыс. чел. Известен с 1586 как зырянский погост Усть-Сысольск. Город с 1780; стал центром образованного Усть-Сысольского у. Вологодской губ.

УСТЬ-ЦИЛЬМА, село в Коми, центр Усть-Цилемского р-на. Расположено на р. Печоре. Основано в 1542 И. Д. Ласткой — дальним родственником Ивана Грозного. В XVI в. один из центров горного дела (медно-серебряные рудники). Музей им. А. В. Журавского — исследователя Европейского Севера, основателя первой в России приполярной Печорской сельскохозяйственной опытной станции. Известный фольклорный хор русской песни.

УСТЬЕ, поселок городского типа в Вологодской обл., центр Усть-Кубинского р-на. Расположен на р. Кубене (у впадения ее в Кубенское оз.). Население 4,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1486 под названием Лахмокурье, с XVI в. Устье. Жители занимались кружевным, сапожным, гончарным, столярным промыслами.

УСТЬНЕДУМСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Прославилась в 1603. Одному старцу Леониду три раза было откровение, чтобы он взял икону «Одигитрии» из Моржегородской пустыни на Двине и перенес в Сольвычегодский у. на р. Лузу к Туриной горе. Здесь в 1608 он устроил церковь и монастырь. Впоследствии монастырь был перенесен к устью р. Недумы.

Празднуется 28 июля/10 августа.

Прот. И. Бухарев

УСТЮЖЕНСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Находилась в г. Устюжне Новгородской еп. Прославилась многими чудесами. По молитве пред нею жители Устюжны были спасены от шведов и ляхов во время их нашествия.

Празднуется 28 июля/10 августа.

УСТЮЖНА, город в Вологодской обл., центр Устюженского р-на. Расположен на берегу р. Мологи (впадает в Рыбинское вдхр.). Население 9,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в угличских летописях XIII в. под названием Железный Устюг; официальной датой основания считается 1252. В 1609 выдержал осаду польско-литовских отрядов. В XVI—XVII вв. значительный центр металлообработки, второй (после Тулы) центр оружейного дела в России. В сер. XIX в. крупный торговый город Русского Севера. В XIX — н. XX вв. основным занятием жителей было строительство судов и обслуживание речного транспорта на Тихвинской водной системе.

УСТЮЖСКАЯ «БЛАГОВЕЩЕНИЕ», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Празднество этой чудотворной иконе установлено в воспоминание чуда, бывшего в Устюге через посредство иконы «Благовещения» Пресвятой Богородицы в 1290. Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды всенародно своим согражданам, что Бог за грехи хочет наказать их и что город ужасным образом погибнет, и умолял их прибегнуть к покаянию и просить у Бога помилования. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи сам Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на церковной паперти, чтобы молиться непрестанно за народ. Через неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье в полдень явилось на небосклоне небольшое черное облако, приближаясь к городу, оно росло и наконец легло над ним большой черной тучей. Тьма сделалась необычайная, так что люди не узнавали друг друга, раздавались страшные удары грома, блистала беспрерывная молния, прорезывая густую тьму и приводя всех в ужас и оцепенение, земля колебалась от ударов, воздух сделался удушлив. Увидев грозящую гибель, народ вспомнил о проповеди Прокопия; тогда все бросились в храмы и особенно в соборную церковь к иконе Божией Матери, пред которой Прокопий не переставал проливать слезы, умоляя Заступницу рода христианского, да ходатайствует Она пред Сыном Своим за людей согрешивших. И весь народ, воздев руки, со слезами вопиял к Господу и с воплем покаяния просил заступления Божией Матери, чтобы отвратился гнев, праведно на него посылаемый. Рыдания раскаивающихся мужей и жен, стоны невинных детей, моления дряхлых старцев смешались с обильными слезами угодника Божия, и вдруг из иконы Богородицы, как из источника, потекло миро — и в таком количестве, что им наполнили церковные сосуды. Вслед за тем стала ощущаться перемена в воздухе, страшная туча с громом и молниями отошла от города верст на двадцать и разразилась там над пустынным местом, как дождем, раскаленными камнями; лес был поломан и сожжен, но ни один человек, ни одно животное не погибли от праведного гнева Божия, отвращенного от людей заступлением Богоматери. С тех пор народ начал с полной верой прибегать к Заступнице рода христианского пред Ее чудотворною иконою; миром, истекшим от иконы, мазались всякого рода недужные и получали исцеление.

Ок. 1567, при царе Иоанне Васильевиче Грозном и митр. Филиппе, чудотворная икона «Благовещения» Богородицы, пред которою молился св. Прокопий, была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. На месте же ее в Устюге поставлена в 1747 написанная с нее копия. В 1812 неприятели, бывшие в Москве, лишили Устюжскую икону богатого оклада, но устюжане, благоговеющие и поныне пред чудотворною иконою своей Заступницы, заменили его новым в 1817. На сей иконе «Благовещения» Предвечный Младенец изображен в персях Приснодевы воплотившимся в минуту Благовестия.

Празднуется 8/21 июля.

Прот. И. Бухарев