Слова, начинающиеся на УШ

УШАКОВ Симон Федорович (1626–25.06.1686), русский иконописец. В 1648–64 работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 — «Жалованный живописец» Оружейной палаты, руководитель ее иконописной мастерской. Писал иконы, парадные миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для граверов. Свое понимание иконописи высказал в трактате «Слово к люботщательному иконного писания».

УШАКОВ Федор Федорович (1744–2.10.1817), флотоводец, адмирал. Из дворян. В 1766 окончил Морской кадетский корпус, служил вначале на Балтийском флоте, с 1769 — в Азовской флотилии. Ушаков участвовал в Русско-турецкой войне (1768–74), с 1775 командовал фрегатом. В 1780 Ушаков был назначен командиром императорской яхты, но придворная карьера была ему не по душе. Он получил назначение командиром линейного корабля и совершил несколько походов в Балтийском и Средиземном морях, охраняя русские торговые суда.

С 1783 Ушаков служил на Черноморском флоте, участвовал в строительстве Севастополя. Русско-турецкую войну (1787–91) Ушаков начал командиром линейного корабля «Святой Павел». В 1788 возглавлял авангард Черноморской эскадры, сыгравшей решительную роль в бою у острова Фидониси с турецким флотом. Несмотря на превосходство противника в силах, Ушаков атаковал турецкие корабли, сосредоточив огонь по флагману, и выиграл бой.

В 1789 Ушаков был произведен в контр-адмиралы. Командуя Черноморским флотом, Ушаков одержал выдающиеся победы над турецким флотом в Керченском морском сражении (1790), у острова Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791). Победа у Калиакрии создала угрозу турецкой столице и ускорила заключение Ясского мира (1791). В 1793 Ушаков был произведен в вице-адмиралы, в 1799 — в полные адмиралы. В 1798–1800 Ушаков совершил Средиземноморский поход, показал себя выдающимся флотоводцем и стратегом. Во время штурма крепости Корфу (1799) он организовал взаимодействие десанта и артиллерии кораблей. Как политик и дипломат Ушаков действовал при создании Греческой Республики Семи островов под протекторатом России и Турции. Когда в апреле 1799 русская армия А. В. Суворова вступила в Северную Италию, Ушаков начал изгнание французских войск из Южной Италии, блокировал французские морские базы, производил высадку десантов. В 1800 эскадра была отозвана в Россию и вернулась в Севастополь.

Ушаков был новатором в морской тактике. Он отказался от господствовавших в то время правил линейной тактики и применил новые приемы в морском бою — сближение и стремительная атака без перестроения из походного в боевой порядок, сосредоточение сил для удара по флагманским кораблям противника, сочетание прицельного артиллерийского огня на короткой дистанции и маневра кораблями, выделение сильного тактического резерва, решительное преследование противника. Ушаков разделял суворовские принципы решительных военных действий с заботой об обучении и воспитании матросов. Заслуги Ушакова не были оценены, он получал второстепенные назначения, а в 1807 был уволен в отставку.

Л. Н. Вдовина

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (19.02.1824–22.12.1870), русский педагог, основоположник научной педагогики в России. Родился в небогатой дворянской семье, начальное образование получил дома. Окончил юридический факультет Московского университета. Преподавал в Ярославском лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте в Петербурге. Педагогическая деятельность принесла Ушинскому всероссийское признание. По его инициативе в Смольном был сокращен срок обучения с 9 до 7 лет, введен новый учебный план, сосредоточивший учебные предметы вокруг русского языка (а не французского, как было ранее), а также предметные дисциплины, опыты по физике. Ушинский внес серьезный вклад в расширение женского образования в России.

В основе педагогической системы Ушинского — идеал народности воспитания. Он разработал возрастные принципы отбора учебного материала и методов обучения. («Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», 1869).

Автор учебников для начальной школы «Детский мир и хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864), Ушинский считал главной задачей учителя — научить ребенка сознательно владеть родным языком.

УШКУЙНИКИ (от древнерус.: ушкуй — речное судно с веслами), вооруженные новгородские дружины (до неск. тыс. чел.), формировавшиеся боярами из людей без определенных занятий для захвата земель на Севере и торгово-разбойничьих экспедиций на Волге и Каме с целью обогащения и борьбы с политическими и торговыми противниками. Социальный состав ушкуйников был весьма сложным и определял противоречивость самого движения. Появились в 1320–х (термин «ушкуйник» впервые упоминается в 1360). Походы ушкуйников в известной мере подрывали экономические ресурсы Золотой Орды, но вместе с тем наносили большой ущерб русским городам и мешали развитию русской торговли по Волге и Каме. В 1360 ушкуйники во главе с боярином Анфалом Никитиным захватили г. Жукотин на Каме. В 1366 напали на Нижний Новгород и перебили много татарских и армянских купцов. В 1371 совершили грабительские набеги на Кострому, Ярославль и др., в 1375 разбили войско костромичей, разграбили Кострому, Нижний Новгород и дошли до Астрахани, где были разгромлены татарами. В н. XV в. в связи с усилением Московского княжества походы ушкуйников прекратились.

В. Румянцева