Слова, начинающиеся на ФЕ
ФЕВРАЛЬ, второй месяц в году, древнее название — «лютый», так как в это время стояли сильные (лютые) морозы. Известно также название февраля «снежень». Иногда в русских летописях месяц февраль назывался «свадьбами», так как это время на Руси посвящалось разыгрыванию свадеб. Так, под 1402 Псковской летописи читаем: «явися звезда хвостатая на западной стороне, и восхождаше с прочими звездами от свадеб до Вербной субботы». Крестьяне северных и средних губерний называли февраль бокогреем, так как в это время скот выходил из хлевов и обогревал себе бока на солнце.
В народе о феврале говорили так: «Февраль три часа дня прибавит. Февраль воду подпустит, март подберет. На Сретенье (2 февраля) зима с летом встретилась. Солнце на лето поворотило, зима на мороз. Сшиби рог с зимы. Вьюги, метели под февраль полетели». Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Мч. Трифона. Трифонов день. В этот день заклинают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом. 2. Сретение Господне. Встретение. Встретенские морозы. На Сретение зима с летом встретились. Коли на Сретение метель дорогу заметет, то корм весь подберет. 3. Свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Полагают, что в эту ночь домовой заезжает лошадей. 5. Мц. Агафии. Агафии Коровницы. Полагают, что в этот день по городам и селам бегает Коровья Смерть. 6. Св. Вукола, еп. Смирнского. Вукола Телятника. На день Вуколы телятся жуколы (т. е. черные коровы). 11. Св. мч. Власия, еп. Севастийского. Власьев день. Пришел Власьев день, пришли и Власьевские морозы. 15. Ап. Онисима. Онисима Овчарника. В эту ночь овчари окликают звезды для обильного плодородия овец. 25. Св. Тарасия, архиеп. Константинопольского. Тараса Кумашника. Полагают, что в этот день опасно ложиться спать: можно наспать кумаху (лихорадку). 28. Прп. Василия исповедника. Василия Капельника. Полагают, что в этот день бывает всегда оттепель. 29. Прп. Кассиана Римлянина. Касьяна Грозного. Зинул Касьян на крестьян. Наш Касьян на что ни взглянет — все вянет.
ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (30.05.1661–27.04.1682), русский царь в 1676–82. Сын русского царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской. Вступил на престол в 14-летнем возрасте после смерти отца. В детстве и юности он получил хорошее образование, изучал древнегреческий, латинский и польский языки, неплохо разбирался в музыке и даже сам сочинил несколько песнопений. Это был болезненный юноша, и важнейшие государственные дела решались его приближенными: боярином И. М. Милославским, постельничим И. М. Языковым, стольником А. Т. Лихачевым и др. Большое влияние на дела оказывали также воспитатель царя Симеон Полоцкий и Московский патриарх Иоаким.
В 1670–х шла Русско-турецкая война, которая была вызвана стремлением Турции подчинить себе Левобережную Украину. В 1681 между Россией и Турцией был заключен Бухарестский мирный договор, по которому граница между этими странами устанавливалась по Днепру. Города Киев, Васильков, Триполье, Стайки, расположенные в Днепровском Правобережье, остались за Россией. Русские получили право ловить рыбу в Днепре, а также добывать соль и охотиться в землях, прилегающих к Днепру. Во время этой войны на юге страны была создана Изюмская засечная черта длиной около 400 верст, которая прикрыла Слободскую Украину от нападений турок и татар. Позднее эта оборонительная линия была продолжена и соединена с Белгородской засечной чертой.
В 1678 была проведена перепись населения России, а в 1679 введено подворное обложение жителей. В правление Федора было уничтожено местничество и сожжены разрядные книги. Федор выступал за открытие в Москве высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии, но открылась академия уже после его смерти.
О. М. Рапов
ФЕДОР (в крещении Феодор) ИВАНОВИЧ (Иоаннович) (31.05.1557— 6.01.1598), русский царь. Сын русского царя Ивана IV Васильевича Грозного и царицы Анастасии Романовны (дочери московского боярина Романа Юрьевича Захарьина).
Федор стал русским царем после смерти отца в 1584. Это был добрый, безвольный и слабоумный человек, проводивший время в забавах с придворными шутами и в поездках на богомолье. Незадолго до смерти Иван Грозный учредил опекунский совет, который должен было управлять Россией в царствование его неполноценного сына. Вскоре в верхах началась борьба за власть. Победу в ней одержал царский шурин Б. Ф. Годунов, устранивший соперников и ставший реальным правителем России. В царствование Федора Россия вышла из кризиса, причиной которого была 25-летняя Ливонская война и опричный террор. В 1590–93 шла Русско-шведская война, удачная для России. Были возвращены утраченные после Ливонской кампании города: Ям, Копорье, Ивангород, Орешек, Корела. Русские войска успешно противостояли набегам крымских татар. На южных границах были построены города-крепости: Валуйки, Воронеж, Белгород, Курск, Самара, Саратов, Царицын и др. К России была присоединена Западная Сибирь. В 1589 у Константинопольского патриарха было получено согласие на образование полностью самостоятельной Московской патриархии.
В царствование Федора резко ухудшилось положение крестьян. Около 1592 они были лишены права переходить от одного господина к другому, а в 1597 вышел царский указ о пятилетнем сыске беглых крепостных. Был издан указ, запрещающий закабаленным людям выкупаться на свободу. В 1586–93 в Москве была сооружена из кирпича и белого камня еще одна мощная оборонительная линия — Белый город.
Летописцы отмечали, что Федор был «прекроток и незлоблив», многих миловал, богато «одарял» города, села, монастыри. Некоторые источники сообщают, что он был отравлен Борисом Годуновым, желавшим стать царем в России. При исследовании скелета Федора в его костях найден мышьяк. С его смертью прервался род московских Рюриковичей.
О. М. Рапов
ФЕДОРОВ Евграф Степанович (10/22.12.1853–21.05.1919), русский кристаллограф, один из основоположников современных структурных кристаллографии и минералогии; крупный геометр, петрограф, минералог и геолог. В классическом труде «Симметрия правильных систем фигур» (1890) впервые вывел 230 групп симметрии кристаллов. Разработал классификацию и номенклатуру горных пород и метод кристаллографического исследования с помощью созданного им прибора — т. н. «федоровского столика». Положил начало кристаллохимическому анализу. Научная деятельность Е. С. Федорова отличалась богатством и исключительной многогранностью: труды по теоретической петрографии, геологии рудных месторождений, геометрии, сочинения по философским и общественно-политическим вопросам.
ФЕДОРОВ Иван (ок. 1510–5.12.1583), первопечатник и педагог. В 1550—60-х — дьякон кремлевской церкви Св. Николая Чудотворца Гостунского. В 1564–65 совместно с Петром Мстиславцем напечатал первые точно датированные русские книги. Вследствие «озлобления... от многих начальник и священноначальник, и учитель» Федоров с Петром Мстиславцем оставил Москву и в 1568–70 издал две книги (вторую уже без своего «клеврета»), в имении Заблудово, которое принадлежало покровителю Православия в Литве гетману Г. А. Ходкевичу. Когда Ходкевич уже не мог ему более оказывать поддержку, Федоров перебрался во Львов (1572), где организовал собственную типографию и напечатал две первые точно датированые книги. В 1575–76 управитель Дерманского Свято-Троицкого монастыря, находившегося во владениях кн. Острожского. Затем в Остроге напечатал новые книги (1578–81). В 1583 Федоров возвратился во Львов, занимался литьем пушек и демонстрировал изобретенную им складную пушку в Вене имп. Рудольфу И. Умер во Львове, похоронен в Онуфриевском монастыре.
Среди книг, напечатанных Иваном Федоровым: «Апостол-тетр» (1564, с добавлениями — 1574); Часовник (два изд. 1565); Учительное Евангелие (1569); Псалтырь с Часословцем (1570); Азбука (два изд. — 1574, 1578), важный памятник восточнославянской педагогики; Псалтырь и Новый Завет (1580); книжка «Собрание вещей нужнейших» Тимофея Аннича (1580); «Хронология» Андрея Рымши (1581); первая полная славянская Библия, известная как Острожская (1580–81).
Л. К.
ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828–15.12.1903), религиозный мыслитель, представитель русского космизма. Незаконный сын князя П. И. Гагарина; был учителем в провинции, затем почти четверть века библиотекарем Румянцевского музея. Вел аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на книги и идеи, поэтому свои работы не публиковал.
Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул утопическую идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Высшая цель регуляции — преодоление смерти, воскрешение умерших поколений, «патрофикация» (воскрешение отцов), достижение всеобщего бессмертия. Нужно обратить вспять, считал Федоров, ложную направленность человека к рождению детей, которая ведет только к дурной множественности и дурной бесконечности. Дети, получая жизнь от отцов, должны воскресить, заново «родить» своих отцов. Воскрешение отцов, всеобщее бессмертие было задумано Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, поэтому христианскую идею личного спасения он как еретик считал безнравственной, противоположной делу всеобщего спасения.
Т. П.
ФЕДОСКИНО, село в Мытищинском р-не Московской обл., центр миниатюрной живописи на лаковых изделиях, гл. обр. из папье-маше. Производство основано в к. XVIII в. П. И. Коробовым; в 1-й четв. XIX в. перешло к П. В. Лукутину. «Лукутинские» мастера создали школу миниатюры, отличающейся реалистическим рисунком, характерными для народного творчества красочностью и декоративностью («тройки», «хороводы» и т. д.). В 1904 «лукутинское» производство было прекращено, и в 1910 на его базе была создана «Федоскинская кустарная артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Широкое развитие федоскинское искусство получило в XX в. Для подготовки кадров мастеров для фабрики миниатюрной живописи в 1931 была создана Федоскинская художественная школа. Произведения федоскинских мастеров (В. И. Иванова-Лаврова, А. А. Кругликова, В. Д. Липицкого и др.) экспонируются на многочисленных выставках (отечественных и зарубежных) и удостоены многих наград.
ФЕДОТОВ Павел Андреевич (22.06.1815–14.11.1852), живописец-рисовальщик.
Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел.
Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, нередко гротескной, форме «события вседневной жизни». Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение «Следствие кончины Фидельки» (1844). Федотова называют «Гоголем в русской живописи». В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, «любовался, смеялся и плакал». Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к «критическому реализму» явились его картины: «Свежий кавалер» (1847), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848). В более поздних работах Федотова нашли отражение чувства тоски и одиночества: «Вдовушка», «Анкор, еще анкор» и др. (1851—52). Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского.
Л. Н. Вдовина
ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна (10/22.05.1846–27.02.1925), русская актриса, педагог. Одна из крупнейших представительниц сценической школы Малого театра (в труппе с 1862), ученица М. С. Щепкина.
Обладала ярким темпераментом, замечательным актерским мастерством, широким творческим диапазоном, что позволяло ей с одинаковым успехом исполнять трагические, комедийные и бытовые роли.
Лучшие образы создала в пьесах Шекспира (леди Макбет, Клеопатра, Катарина, Беатриче), Шиллера (Елизавета в «Марии Стюарт»), А. Н. Островского (Катерина в «Грозе», Лариса в «Бесприданнице» и т. д.).
Специально для Федотовой Островский написал роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой в одноименных пьесах.
ФЕКЛА ИКОНИЙСКАЯ, Селевкийская, равноапостольная, первомученица (I в.), происходила из знатной и богатой семьи, отличалась поразительной красотой и по достижении совершеннолетия была помолвлена со знатным юношей. Но в это время в родном городе Феклы — Иконии начал свою проповедь св. ап. Павел. Истина Христова глубоко проникла в сердце святой. Жених-язычник был оставлен ею, что вызвало его страшный гнев. От него последовала жалоба правителю города, и ап. Павел был арестован. Но св. Фекла, подкупив стражу, проникла к нему в темницу и внимала поучениям апостола, а затем последовала за ним в Антиохию. Как христианка, святая подверглась многим мучениям: ее бросали в костер, но дождь заливал его; загоняли ко львам, но они лизали ей ноги. Господь хранил Свою верную последовательницу, так как она, следуя ап. Павлу, сама стала проповедницей христианства и крестила многих людей. Св. Церковь по достоинству нарекла ее равноапостольной. Когда св. Фекле было уже девяносто лет, преследования ее язычниками особенно усилились. Она взмолилась Спасителю — и Тот раздвинул гору, куда и вошла страдалица, предав дух Богу.
Св. мученица Фекла именовалась русскими крестьянами Заревницей. Такое название происходит от тех обычаев, которые приурочивались русскими крестьянами ко дню св. Феклы. В этот день они начинали свои занятия в овинах, причем на первый раз с особенным старанием угощали молотильщиков. В старину почти весь этот день употребляем был на песни и забавы, и только с полуночи зажигали огонь и при нем начинали молотьбу в овине. От этих-то огней, или зарев, св. Фекла и получила свое народное прозвище.
Память первомученице Фекле отмечается 24 сентября/7 октября.
ФЕОГНОСТ КИЕВСКИЙ и МОСКОВСКИЙ, митрополит († 11.03.1353), уроженец Константинополя, преемник на Киевской и Владимирской кафедрах митр. Петра. Был известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», т. е. митр. Петра. В то время Русью правил Иоанн Калита, кн. московский. И тишина настала на Русской земле, а Московское княжество стало расти и крепнуть. Но много тяжкого пришлось перенести свт. Феогносту. Он мирил Вольный Новгород с московским князем, спас церковные ценности, отказавшись собирать по приказу татар дань с церквей и отдав при этом все свое имущество. Его подвергали пыткам, но святой не уступал татарам, и тогда хан подтвердил все льготы Православной Церкви. После страшного пожара в Москве митрополит, несмотря на то что у него не оставалось больше никаких средств, со следующего же года начал восстанавливать церкви. Предчувствуя свою кончину, он назначил еп. Владимирского Алексия своим преемником. Святитель был погребен в Успенском соборе, в приделе св. ап. Петра, основанном им в память своего предшественника. В 1471 его св. мощи были обретены нетленными, а к лику святых он был причислен в XIX в.
Память свт. Феогносту отмечается 14/27 марта.
ФЕОДОР ВЛАСЯНИЧНИК, преподобный, празднуется 20 апреля/3 мая. Власяничником назван потому, что во время своей подвижнической жизни носил на себе только одну власяницу. Наши предки верили, что на день памяти Феодора покойники тоскуют по земле, и потому, по сочувствию к их скорби, ходили на их могилы и оплакивали их разного рода причитаниями. Обряд этот по своей форме и времени совершения был очень близок к древней Радонице, которая считалась самым важным торжеством в честь усопших. На этом основании можно полагать, что он был остатком древнего дохристианского поминовения умерших и выражением народного верования в пробуждение и освобождение их от мрачных адских затворов вместе с весенним оживлением и воскресением всей видимой природы.
И. П. Калинский
ФЕОДОР НОВГОРОДСКИЙ, Христа ради юродивый († 19.01.1392), родился в Новгороде, на Торговой Стороне, в богатой семье, получил хорошее образование: изучил Священное Писание. В душу его особенно глубоко проникли слова апостольские:
Память блж. Феодору отмечается 19 января/1 февраля.
ФЕОДОР ОСВЯЩЕННЫЙ, святой, празднуется 16/29 мая. Русские крестьяне называли его Житником, так как день его памяти служил для них крайним сроком для яровых посевов.
ФЕОДОР РОСТИСЛАВИЧ ЧЕРНЫЙ, Смоленский, Ярославский († 19.09.1299), князь, родился в грозную годину Батыева нашествия, в 1260 женился на дочери блгв. кн. Василия Ярославского и стал князем Ярославским. У супругов родился сын Михаил, но вскоре Феодор овдовел, и сына воспитывала теща. Она же правила городом в отсутствие князя, которому часто приходилось участвовать в ратных делах, в том числе и в союзе с татарами, требовавшими часто от своих данников — русичей — военной помощи. Высокого роста, красивый, мужественный, кн. Феодор полюбился ордынцам. Сами воины, они оценивали людей прежде всего по воинской доблести. Как-то после долгого похода кн. Феодора не приняли ярославцы (их устраивал малолетний Михаил) и ему пришлось возвратиться в Орду. Здесь овдовевший к тому времени князь вступил в брак с дочерью хана Менгу-Темира, нареченной во св. крещ. Анной, и этот брак имел важное политическое значение для обеих сторон. Кн. Феодор приобрел в Орде большое влияние, которое использовал во благо Церкви и Русской земли. Православие все более распространялось среди ордынцев, а русские люди — купцы, ремесленники, воины, священнослужители — исподволь начали великое миссионерское движение на восток, к берегам Тихого океана, доходя даже до Пекина. После смерти старшего сына кн. Феодор с семьей возвратился в Ярославль и ревностно заботился об усилении и благоустройстве княжества. Слава его гремела по всей России. Перед смертью он принял иноческий постриг. Церковное почитание свв. Феодора и его сыновей Давида и Константина как заступников Ярославской земли началось после их кончины, а в 1463 были обретены их мощи.
Память блгв. князьям Феодору и его чадам Давиду и Константину отмечается 19 сентября/2 октября, 5/18 марта и 23 мая/5 июня.
ФЕОДОР РОСТОВСКИЙ, архиепископ († 28.11.1394), в миру Иоанн, сын старшего брата прп. Сергия Радонежского — Стефана, занимавшего важный пост при Радонежском князе. Овдовев, Стефан принял монашество, а своего двенадцатилетнего сына поручил руководству прп. Сергия, который и совершил его иноческий постриг. Духовно возмужав, Феодор испросил у своего духовного наставника благословения на основание собственной обители. На берегу Москвы-реки, в месте, называемом Симоново, он устроил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда туда стало стекаться много народа, Феодор удалился в другое место, но и там к нему стали собираться ученики — и он основал обитель в честь Успения Божией Матери (см.: Симонов монастырь). Своей добродетельной жизнью и подвижничеством Феодор обрел известность в Москве. Свт. Алексий возвел его в сан игумена, а блгв. кн. Димитрий Донской избрал своим духовником и часто давал ему важные поручения. Так, в 1381 он посылал Феодора в Киев пригласить на Московскую кафедру свт. Киприана, а в 1383 — в Константинополь к патриарху Нилу. В Симонове приняли постриг и будущие основатели двух известных Белозерских монастырей: прпп. Кирилл и Ферапонт. В 1388 свт. Феодор стал первым архиеп. Ростовским и в течение непродолжительного управления епархией успел основать в Ростове женский Рождество-Богородицкий монастырь. Св. Феодор занимался иконописанием: известно, что им был написан и образ прп. Сергия Радонежского. Мощи свт. покоятся в Успенском соборе г. Ростова.
Память свт. Феодору отмечается 28 ноября/11 декабря.
ФЕОДОР РОСТОВСКИЙ и СУЗДАЛЬСКИЙ, первый епископ Ростовский († ок. 1023), родом грек, рукоположен в 990 или 992. Святой основал в Ростове первую церковь и проповедовал там Евангелие, но язычники изгнали его, и он поселился в Суздале, бывшем тогда небольшой деревней. Когда в 1010 кн. Владимир прислал своего сына Бориса управлять Ростовом, то свт. Феодор вернулся сним в город и продолжал свой апостольский труд. Но в 1015 вел. князь заболел и призвал своего сына Бориса в Киев. По кончине его кн. Борис был убит своим братом Святополком, и, узнав об этом, язычники вторично изгнали святителя из Ростова. Он вернулся в Суздаль и там скончался. Св. мощи его почивают в соборе.
Память свт. Феодору отмечается 8/21 июня и 23 мая/5 июня.
ФЕОДОР СТРАТИЛАТ, Гераклийский, великомученик († 319), происходил из г. Евхаит в Малой Азии, был военачальником (стратилатом) в римских войсках в г. Ираклее, вблизи Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали христианскую веру. В это время Лициний, соправитель имп. Константина, начал на востоке Римской империи жестокое гонение на христиан. Когда слух о благочестивом военачальнике достиг Ликиния, то он прибыл в Ираклею, чтобы понудить Феодора отречься от Христа и поклоняться идолам. Встретив отказ святого, Лициний повелел предать его тяжелейшим истязаниям, которые завершились распятием мученика. Палачи, не удовлетворенные безмерным страданием св. Феодора, выкололи ему глаза. Но ночью ангел Господень, представ перед мучеником, снял его с креста и совершенно исцелил его раны. Явившиеся утром слуги Лициния, спешившие бросить в море тело исповедника, которого они чаяли увидеть мертвым, встретили св. Феодора совершенно здоровым. Это явное чудо милости Божией так потрясло их, что они приняли веру Христову, а с ними и множество язычников. Узнав об этом, Лициний приказал обезглавить св. Феодора.
У русских людей этот святой назывался Колодезником. Колодезники на Руси составляли особый класс мастеров. Они считали день памяти св. Феодора важным сроком в своих занятиях, т. к. именно в этот день делали свои наблюдения над разными местами, предназначенными для колодезей, и потом решали, насколько их предприятия могут быть успешными.
Память вмч. Феодору отмечается 8/21 февраля и 8/21 июня.
ФЕОДОР СТУДИТ, преподобный, празднуется 11/24 ноября. Об этом дне в народе говорили: «Феодор Студит землю студит» или «Со дня Феодора Студита стало холодно сердито».
ФЕОДОР ТИРОН («молодой воин»), великомученик (ок. 306), служил воином в г. Аласии Понтийской обл. (на северо-востоке Малой Азии). Будучи христианином, он всячески боролся с язычеством. За это своим военачальником он был отдан под суд. Но св. Феодор отказался раскаяться в содеянном. Приговоренный к смерти, он усердно молился Спасителю. И Господь явился святому и укрепил его предстоящему подвигу — исповедания веры в Него. Мч. Феодор бесстрашно взошел на костер, но тело его оказалось не поврежденным огнем. Глава его и по сей день хранится в итальянском г. Гаэте. Спустя 50 лет имп. Юлиан Отступник в первую седмицу Великого поста, желая посмеяться над христианами Константинополя, велел окропить всю пищу в городе идоложертвенной кровью. Чудесным образом явившись архиеп. Евдоксию, св. Феодор повелел, чтобы никто из христиан ничего не покупал на рынках, а все ели бы вареную пшеницу с медом — т. н. коливо. Его и по сей день освящают в субботу 1-й недели Великого поста.
Память вмч. Феодору отмечается 17 февраля/2 марта и в субботу 1-й седмицы Великого поста.
ФЕОДОР ЯРОСЛАВИЧ НОВГОРОДСКИЙ (1218–8.06.1233), князь, старший сын кн. Ярослава Всеволодовича Второго, прозванного «печальником Земли Русской», и брат Александра Ярославича Невского. После кровавой битвы на р. Сити князь Ярослав заступался перед татарами за землю Русскую, и за это был отравлен ими. Супругу его, княгиню Феодосию Мстиславовну, народ прозвал «Святой княгиней». Своих старших сыновей Феодора и Александра, прозванного впоследствии Невским, вел. князь послал управлять Новгородом под руководством бояр, когда им было 9 и 8 лет. В те времена рано кончалось детство русских князей. Нежная дружба связывала обоих братьев. Когда в Новгороде разразился голод, юные князья велели открыть свои житницы и даром отдали хлеб жителям города. Св. блгв. кн. Феодор скоропостижно скончался в канун своего бракосочетания, когда все приготовления были уже закончены. Святые нетленные мощи его почивают в Софийском соборе.
Память блгв. кн. Феодору отмечается 5/18 июня.
ФЕОДОРОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, написана евангелистом Лукой. В России первоначально находилась в Феодоровском Городецком монастыре, так называвшемся по имени Городца, города Нижегородской губ., и храма там во имя Св. Феодора Стратилата. При нашествии Батыя Городец вместе с другими городами был опустошен, жители же его перед тем бежали, а икону не успели взять с собою. Но она сама явилась в 1239 Костромскому кн. Василию Ярославичу (по прозванию Квашня) в лесу, на дереве, во время охоты. Оказалось, что икона скрылась из Городца, и жителям Костромы виделось, как перед явлением князю нес ее по городу человек в богатой воинской одежде, очень схожий со св. вмч. Феодором Стратилатом, как он изображается на иконах. Икона поставлена была в храме св. Феодора Стратилата в Костроме, отчего получила название Феодоровской. Князь брал с собою икону, идя против татар, которые устремились на Кострому, и враги были поражены необыкновенным сиянием от нее, пожигавшим подобно огню полчища их, так что они обратились в бегство. Спустя некоторое время соборная церковь, где находилась икона, сгорела, и некоторые из жителей видели икону стоящей на воздухе над пламенем пожара. Все пали на землю, со слезами прося, чтобы Царица Небесная не оставила их без Своего покрова, и икона спустилась на землю и стала среди площади. В скором времени построена была новая каменная церковь вместо сгоревшей. Явление Феодоровской иконы празднуется 16 августа, 14 же марта празднование ей установлено в память избрания в 1613 на царство юного Михаила Феодоровича Романова. Известно, что когда приглашали его на престол и он не решался было дать свое согласие, то архиепископ, взяв в руки сию икону, сказал ему с матерью: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех». И когда, наконец, было дано согласие, то мать его, старица Марфа Ивановна, подвела его к чудотворному Феодоровскому образу и, пав на колени, со слезами сказала: «Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое. По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству». Икона богато украшена дарами царя Михаила Феодоровича и матери его Марфы Ивановны.
В Сызрани, в Вознесенском мужском монастыре (осн. в XVII в.) есть чудотворная Феодоровская икона. Она явилась в 1713 на источнике, куда не раз чудесно возвращалась. Поставленная в монастыре, ознаменовала себя многими чудесами.
Празднуется 14/27 марта.
Прот. И. Бухарев
ФЕОДОРОВСКИЙ ГОРОДЕЦКИЙ мужской монастырь, Нижегородская еп., близ с. Городца, в окрестностях Балахны. Прежде он находился на берегу Волги; с 1700 — вдали от него, вследствие перемены в течении реки. Основан в 1164 вел. кн. Георгием Всеволодовичем на месте, освященном пребыванием Феодоровской иконы Божией Матери, издревле находившейся недалеко от Городца в часовне, где и был устроен Городецкий монастырь. Монастырская церковь во имя Феодоровской иконы Божией Матери — древнего строения; по возобновлении она была освящена в 1767 в присутствии имп. Екатерины II, посетившей монастырь во время своего путешествия по Волге. Здесь находилась прославившаяся в 1830 избавлением Балахны от холеры чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — список с вышеозначенной древней Феодоровской иконы, бывшей в монастыре, а по разрушении его татарами явившейся в 1239 на месте, где был основан Запрудненский Спасский монастырь (в Костроме). В монастыре последовала кончина вел. кн. Александра Невского, возвращавшегося из Орды; имевшийся в обители во имя его храм, по преданию, построен на месте той кельи, где он скончался.
С. В. Булгаков
ФЕОДОРОВСКИЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в Переславле. Основан в XV в. и сначала был мужским; с 1667 стал женским. Соборный храм во имя Св. Феодора Стратилата построен в 1557. В монастыре находилась гробница схимонаха Сергия, память которого чтилась местными жителями совершением по нему панихид.
ФЕОДОРОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ женский монастырь, Казанская еп., в Казани. Основан в 1595—1607 и сначала был мужским. В 1843 сгорел и был приписан к казанскому Иоанно-Предтеченскому монастырю, с 1855 — к Спасо-Преображенскому. В 1900 обращен в женский. Здесь находились особо чтимые иконы: Феодоровская Божией Матери — список с Костромской, празднуемая в этом монастыре, кроме 14 марта, еще и 16 августа, и св. Феодора Стратилата, пожертвованная в 1607 кн. И. И. Голицыным. Ежегодно 20 июля из кафедрального собора в монастырь бывал крестный ход.
С. В. Булгаков
ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, Киновиарх, преподобный, общих житий начальник (424–529), уроженец Каппадокии, обладал великолепным голосом и принес его в дар Богу, усердно трудясь в церковном пении и чтении. Но преподобный жаждал истинного подвижничества. Тогда он совершил паломничество во Св. Землю — Палестину. Прп. Феодосий стал вести сугубо отшельническую жизнь в той самой пещере, где останавливались волхвы, пришедшие поклониться Родившемуся Богомладенцу. Вскоре к подвижнику стали собираться другие иноки, ищущие духовного спасения. Пещера уже не могла вместить всех, и св. Феодосий стал искать новое место для устройства обители. Господь Сам указал его: когда преподобный шел по пустыне, держа в руках кадильницу с потухшими углями, они вдруг загорелись. Здесь прп. Феодосий и решил основать монастырь. Число монахов в нем превышало семь сотен. В своем монастыре прп. Феодосии устроил странноприимный дом и больницу, кормил нуждающихся, непрестанно молился о путешествующих — и его молитва спасла многих. Святой прожил большую праведную жизнь, почив в Бозе, когда ему исполнилось 105 лет.
Память прп. Феодосию отмечается 11/24 января.
ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, общих житий начальник († 3.05.1074), ученик прп. Антония, основатель уставной монастырской жизни на Руси, — третий святой (после Бориса и Глеба), канонизированный Русской Церковью, и первый ее преподобный. Он был руками Антония и сердцем устрояемой Киево-Печерской обители. Неутомимый труженик, образованный иерей, сильный молитвенник, строгий аскет, великолепный организатор и твердый руководитель — он претворял в видимые образы и формы молитвенное служение своего старца, создавая кельи, храмы, монастыри, богадельни, мастерские.
Память прп. Феодосию совершается во 2-ю неделю Великого поста, 3/16 мая, 14/27 августа, 28 августа/10 сентября и 2/15 сентября.
ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ (Суморин), игумен (н. XVI-28.01.1568), родился в Вологде, по воле родителей вступил в брак. Однажды во время богослужения Феодосий был поражен словами Спасителя, записанными в Евангелии:
Память прп. Феодосию отмечается 28 января/10 февраля.
ФЕОДОСИЙ УГЛИЧСКИЙ, Черниговский, архиепископ († 5.02.1696). Память свт. Феодосию отмечается 5/18 февраля и 9/22 сентября.
ФЕОДОСИЯ, русский порт на Черном море в Крыму, существовал с глубокой древности. Первоначально известен под названием город Ардавду (т. е. город семи богов), быть может, он же назывался и Хавоном. Город считался одним из центров торговли скифов, в том числе торговли с Индией. За 600 лет до Р. X. милетские греки основали здесь колонию Феодосия (Богом данная). Она процветала несколько столетий, вела значительную торговлю, преимущественно хлебом, и слыла житницею Древней Греции. Следы древнегреческой эпохи встречаются при раскопках. Затем Феодосия переходила в руки Босфорского царства и Рима, мало-помалу пришла в упадок и была совершенно разрушена, вероятно гуннами; в IV в. по Р. X. о ней упоминается как о незначительном местечке под именем Каффы. В 1260 генуэзцы приобрели Каффу у татарского хана Оран-Тимура; под их владычеством город сильно вырос, приобрел большое торговое значение и сделался центром генуэзских колоний на Черном море. Каффа была хорошо обстроена, снабжена водопроводом, украшена фонтанами и сильно укреплена; в 1318 здесь была учреждена особая епископия. В течение нескольких веков город стал центром преимущественно еврейской работорговли уведенными в рабство русскими людьми. Набеги за ними совершали отряды татарских разбойников, возглавляемых ханами татарского разбойничьего государства. В 1475 турки завоевали Каффу, уничтожили многие здания, возведенные генуэзцами, но украсили город мечетями, минаретами, роскошными банями и базарами и переименовали его в Крым-Стамбул (т. е. Крымский Константинополь); встречаются также названия Кючук-Стамбул (т. е. Малый Константинополь) и Кефе. При турецком владычестве город мало-помалу падал и хотя оставался укрепленным пунктом, но сильно обезлюдел. В 1771 русские войска взяли его приступом; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому миру он отошел к России; в 1787 включен был в состав Таврической области, в 1796 — Новороссийской губ.; в 1798 объявлен на 30 лет вольным портом; в 1802 сюда переведены уездные учреждения и самый город выделен в особое градоначальство; в 1804 город вернул свое древнее название.
В н. XX в. Феодосия — один из благоустроенных и процветающих городов России. В городе было четыре православных храма, в т. ч. Александровский собор, построенный на месте мечети. Собор был своего рода памятником победы русской цивилизации над разбойничьим государством крымских татар.
ФЕОДОСИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ (Цареградская), мученица монахиня, пострадавшая за почитание икон при имп. Льве Исавре († 730). Празднуется 29 мая/11 июня.
Русские крестьяне называли ее Колосяницей, Колосивой, потому что в день ее памяти начинала колоситься рожь. По этому случаю крестьяне устраивали праздник и гадали о видах на будущий урожай.
ФЕОДОТЬЕВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1487 в пределах рязанских, на пустом месте, называемом Старое, близ с. Феодотьева, почему и названа Феодотьевскою. Многие чудесные исцеления совершались благодатной силой от нее. По повелению князя Рязанского и по благословению епископа икона перенесена в Рязань для ограждения и спасения сего города и поставлена с подобающей честью в соборном храме Успения в 1611; с самой чудотворной иконы снят был список и послан в с. Феодотьево. На иконе Богомладенец изображается на левой руке Богородицы; правою рукою Он благословляет, а в левой держит свиток. Празднество Феодотьевской иконе установлено в память избавления Рязани от нашествия в 1668 запорожских черкесов помощью и заступлением Пресвятой Богородицы. В 1711 во время моровой язвы Феодотьевскую икону носили по домам города и селений. Если приносили ее в дом до появления болезни, то в этом доме не было болезни, а если болезнь уже началась, то быстро прекращалась. В Рязани сия икона весьма чтима: пред нею всегда бывало множество молящихся, ее очень часто брали в дома для совершения молебнов при начатии какого-либо семейного дела, например, женитьбы сыновей или выдачи дочерей замуж. Не раз во время бездождия с иконою совершали крестный ход, и бездождие прекращалось. Известны и многие исцеления от этой иконы.
Празднуется 2/15 июля.
Прот. И. Бухарев
ФЕОДУЛ, св. мученик, празднуется 5/18 апреля. У русских крестьян он был известен под именем Теплого или Ветреника, потому что, по наблюдению опытных стариков, с этого дня начинали дуть теплые весенние ветры. Крестьяне говорили: «Святой Федул тепляком подул». А если в этот день ненастье, то говорили: «Федул губы надул».
ФЕОФАН ВЫШЕНСКИЙ ЗАТВОРНИК (в миру Георгий Васильевич Говоров), епископ (10.01.1815—6.01.1894), родился в семье сельского священника Орловской еп., заканчивая Киевскую Духовную академию, принял монашеский постриг и стал преподавателем в духовных учебных заведениях.
Восемь лет иером. Феофан проходил служение в Иерусалиме и Константинополе, что имело большое значение для его духовного становления. Ревностный труженик на ниве церковной был назначен ректором Петербургской Духовной академии, через два года хиротонисан во епископа Тамбовского, а еще через четыре года переведен на древнюю Владимирскую кафедру. Управляя епархиями, свт. Феофан показал себя неутомимым проповедником, заботливым отцом пасомых, покровителем духовных учебных заведений, активным миссионером. Но он не был удовлетворен своей деятельностью, сопряженной с административными и хозяйственными заботами. Душа его стремилась к уединенному иноческому житию. Через 25 лет беспорочной службы еп. Феофан подал прошение об увольнении и в 1866 был отправлен на покой в избранную им Успенскую Вышенскую пустынь. Он затворился в отдельном флигеле и предался молитвенным и духовным трудам. Особым подвигом была его литературно-богословская деятельность, оказавшая глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Сочинения по христианской нравственности, толкования слова Божия, переводы писаний Свв. Отцов, ответы на многочисленные письма, приходившие со всех концов России — эти творения стали для христиан практическим руководством на пути к вечной жизни. Господь призвал Своего служителя в великий праздник Богоявления. Мощи св. Феофана почивают в Св.-Успенском Вышенском монастыре Рязанской еп.
Память свт. Феофану отмечается 10/23 января.
ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 — после 1405), иконописец и живописец, один из лучших художников Св. Руси. Для творчества Феофана Грека характерны эмоционально-драматическая трактовка образов, динамичная композиция, сдержанный колорит, пластичность изображений, подчеркнутая смелым и точным наложением световых бликов.
Феофан расписал церковь Спаса на Ильине (Новгород, 1378), Архангельский (1399) и старый Благовещенский соборы Московского Кремля (1405, вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца). Работал также в Серпухове, Н. Новгороде, возможно, в Коломне и в Переславле. Яркую характеристику Феофана Грека содержит послание Епифания Премудрого Кириллу Тверскому.
Феофану приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле — «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». При его участии исполнялись и другие иконы этого иконостаса. Он создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы «Богоматери Донской» с «Успением» на обороте (1380 или 1392), «Преображение» из Переславля-Залесского и инициалы «Евангелия Кошки» (ок. 1392).
ФЕОФАНИЯ скит, Киевская еп., в окрестностях Киева, в урочище «Лазаревщина», названном так потому, что здесь жил когда-то благочестивый старец-пасечник по имени Лазарь. Основан в XV в. Приписан к Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю. В скиту три храма — во имя Архистратига Михаила (1803), во имя Всех Святых (1869) и в честь Владимирской иконы Богоматери. Скит Феофания служил местом погребения братии Киево-Михайловского монастыря.
С. В. Булгаков
ФЕРАПОНТ БЕЛОЕЗЕРСКИЙ, Можайский, Лужецкий, архимандрит (1337—27.05.1426), происходил из боярского рода Посхотиных, родился в Волоколамске, в юности поступил в московский Симонов монастырь. Новоначальный инок прошел весь монашеский искус на черных работах под руководством опытных старцев, которые научили его непрестанной молитве. Но в душе преподобного таилась жажда безмолвного пустыннического жития. В одну из поездок случилось ему посетить далекую Белоезерскую сторону. Дикая ее красота и обширные ненаселенные места привлекли внимание подвижника. После возвращения в Симонов монастырь он вместе с другом, архим. Кириллом, отправился в те места. Но вместе они были недолго: ради взыскуемого ими обоими безмолвия прп. Ферапонт отошел на 12 верст от своего попутчика. Много пришлось претерпеть святому испытаний, но молитвой своей он отражал злобу зверей, пред его кротостью смирились и разбойники. Часто посещали друг друга святые отшельники, и прп. Ферапонт стал трудиться с ними, очищая место для монастыря и ставя для них кельи. Святой очень обрадовался, когда пришел к нему один иеромонах и стал совершать Божественную службу, сам же он отказался от священного сана и настоятельства, а продолжал работать наравне с другими. Обитель прп. Ферапонта была посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы (см.: Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь), и в ней строго соблюдался устав, написанный самим преподобным. Когда обитель посетил боярин князя Андрея Димитриевича Можайского, он попросил святого устроить монастырь вблизи Можайска. Недалеко от Москвы-реки прп. Ферапонт основал в честь Рождества Пресвятой Богородицы Лужецкий Богородицкий монастырь с уставом Белоезерского и был поставлен его настоятелем. Святой прожил в нем 18 лет, там и скончался. Память прп. Ферапонту отмечается 27 мая/9 июня.
ФЕРАПОНТ МОНЗЕНСКИЙ, Галичский, преподобный († 12.12.1597), около 1580 в костромской Крестовоздвиженский монастырь вступил некий таинственный пришелец, муж преклонных лет, и принял постриг с именем Ферапонта. В монастыре он пробыл 13 лет. Подвизался он в смиренном послушании и вскоре стяжал почитание всех. Узнали о нем и в городе и стали приходить к нему. Тогда св. Ферапонт решил удалиться. В то время в Павло-Обнорском монастыре двум инокам, Адриану и Пафнутию, одновременно явился во сне неизвестный инок и повелел основать обитель на берегу р. Монзы, при впадении в Кострому, причем место это будет указано чудом и на нем явится святой. Когда монастырь на Монзе был устроен, пришел туда прп. Ферапонт, которого игум. Адриан сразу же узнал — это он явился ему во сне. Все дни святой находился в молитве и подвигах: по ночам он читал Свящ. Писание и жития святых. Каждый день уходил в лес для уединенной молитвы. Сильные люди обижали бедный и беззащитный монастырь, но преподобный утешал игумена и братию, говоря, что если они все претерпят твердо, не падая духом, то скоро это искушение пройдет. Так и сбылось. Причастившись Святых Тайн, простившись с игуменом и братией и предсказав им свою кончину, в Воскресение Святых Праотцев прп. Ферапонт скончался. Между 1617—1618 гроб прп. Ферапонта стал подниматься из земли. Когда его открыли, то обрели его св. мощи нетленными. Погребли св. мощи снова в Благовещенском соборе под спудом.
Память прп. Ферапонту отмечается 12/25 декабря и 27 мая/9 июня.
ФЕРАПОНТОВ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ женский монастырь, Новгородская еп., в окрестностях Кириллова. Учрежден в 1903 на месте упраздненного в 1798 мужского монастыря, основанного в 1398 прп. Ферапонтом. Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492—1503; стены украшены фресками Дионисия; иконы нижнего яруса иконостаса в серебряных басменных окладах, некоторые из них XV в. В церкви прп. Мартиниана, при его раке, находилась древняя икона его с изображением подлинного его вида; здесь же хранился ореховый костыль его. Монастырь служил местом заточения (в 1667–76) патр. Никона.
С. В. Булгаков
ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (23.11.1820–21.11.1892), выдающийся русский поэт, публицист, переводчик. Родился в с. Новоселки Орловской губ. В 1844–56 на военной службе, 1866–77 мировой судья Мценского у. Первый сборник стихотворений Фета — «Лирический пантеон» (1840), затем «Снег», «Вечера и ночи», переводные сочинения: «Герман и Доротея», «Оды Кв. Горация Флакка» (1856), трагедии Шекспира: «Юлий Цезарь» (1859), «Антоний и Клеопатра» (1859). «Стихотворения» (1863), сборник «Вечерние огни» (1883–97); переводы: «Фауст» (1882–83), соч. Шопенгауэра «Мир, как воля и представление» (1880), «О четверном корне и законе достаточного основания» (1886). Серия переводов латинских поэтов: Ювенал (1885), Катулл (1886), элегии Тибулла (1886), XV книга «Превращений» Овидия (1887), «Энеида» Вергилия (1888), элегии Проперция (1888), сатиры Персия (1889), эпиграммы Марциала (1891), «Скорби» Овидия (1893). Автобиография «Мои воспоминания» (1890). Главная тема поэтического творчества Фета — поклонение красоте.
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
Фет считал, что истинная сущность предмета, отраженного в человеческом сознании, не сам предмет, а его идеальное отражение, идеальное движение в беспредельную сферу неумирающей красоты. Роль красоты в общей экономии земного существования простирается далеко за пределы случайного и преходящего, сливаясь с понятием Вечного и Божественного.