Слова, начинающиеся на ЦА

ЦАРЕВОКОКШАЙСК (с 1927 Йошкар-Ола). Население 230 тыс. чел.

Основан как крепость Кокшажск в 1584 по указу царя Федора Иоанновича после присоединения марийских земель к Русскому государству; позднее — Кокшацкий городок. С 1781 уездный город Казанского наместничества.

ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ (Мироносицкая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась 1 мая 1647 близ селения Большие Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска Казанской еп. земледельцу Иванову, отчего так и названа. Икона вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Богоматерь изображена на ней с женами-мироносицами, почему и называется еще и «Мироносицкою». Иванов помолился и взял икону в дом свой. От нее стали совершаться многие чудеса. Тогда вскоре увезли ее в Москву, где она встречена была царем Алексеем Михайловичем ипатриархом Иосифом. Отпуская обратно св. икону, царь приказал устроить на месте явления монастырь.

Празднуется 1/14 мая.

Прот. И. Бухарев

ЦАРЕГРАДСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1701. Список с нее находился в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке.

Празднуется 25 апреля/8 мая.

Другой список этой иконы сохранялся в Спасо-Елеазаровом Великопустынском монастыре недалеко от Пскова.

Празднуется 17/30 сентября.

Прот. И. Бухарев

ЦАРИЦЫН (Сталинград, 1925–61, Волгоград — с 1961), центр Волгоградской обл., город-герой. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, тянется на 100 км по ее правому берегу. От города начинается Волго-Донской судоходный канал. Население 1003 тыс. чел.

Поселение известно с 1555; впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589. Свое название город получил от речки Царица, впадающей в Волгу.

Русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на острове Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке («переволоки») Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек. В н. XVII в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 на правом берегу Волги. В 1606 при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки. В 1667–72 царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1722 и 1723 город посетил Петр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1731 в связи с учреждением волжского казачества Царицын был укреплен и стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1708 Царицын приписан к Казанской губ., в 1719 — к Астраханской, с 1773 в Саратовском наместничестве. С 1780 уездный город Саратовского наместничества (затем губернии). Во время Великой Отечественной войны на подступах к городу и в самом городе проходила одна из важнейших битв Второй мировой войны — Сталинградская, ставшая ее переломным этапом. Город был почти полностью разрушен в 1942–43, в послевоенные годы выстроен заново.

ЦАРИЦЫНО (до 1775 Богородицкое, Черная Грязь), бывшая вотчина, позднее дворцовая усадьба, ныне вошедшая в состав Москвы; памятник архитектуры XVIII в. Впервые упоминается в документах к. XVI в., когда с. Богородицкое принадлежало царице Ирине, сестре Бориса Годунова. В 1605 отошла к дворцовому ведомству, откуда выкуплена Стрешневыми и позднее перешла по наследству к Голицыным. В 1689 после ссылки В. В. Голицына перешла в дворцовое ведомство и в 1712 была под названием Черная Грязь подарена Петром I Д. К. Кантемиру, при котором началось строительство усадьбы (дом, церковь, регулярный сад, система прудов). В 1775 Екатерина II выкупила усадьбу и переименовала ее в Царицыно. С 1776 в Царицыно началось строительство дворцового комплекса под руководством В. И. Баженова. К 1785 был возведен дворец, оперный дом, кавалерские корпуса, фигурные мосты и ворота, галерея с аркой. Здания были построены в классическом, в своей основе, стиле, обогащенном изобретательно переработанными формами древнерусского зодчества и готики, с характерным сочетанием красного кирпича с белыми деталями. Царицыно должно было стать памятником победы над Турцией в 1774. Но дворец не понравился Екатерине и по ее приказу был разрушен в 1786, а строительство поручено М. Ф. Казакову. Им был разбит парк (1788), являющийся произведением садового искусства, сооружены живописные руины и др. постройки. После смерти Екатерины II (1796) строительство было приостановлено. В н. XIX в. были построены павильоны «Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры». Реставрационные работы возобновились уже в наше время.

ЦАРСКИЕ ВРАТА. — См.:  ИКОНОСТАС.

«ЦАРСКИЙ ВЕСТНИК», еженедельная, православно-монархическая газета, орган «народного движения за восстановление Престола Православного Царя-самодержца». Выходила в Белграде с 1928 по 1941. Редактор-издатель Николай П. Рклицкий.

ЦАРСКОЕ СЕЛО. — См.: ПУШКИН.

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, Царство Божие — место пребывания Христа и спасенных Им людей. Царство Небесное находится в христианине (Лк. 17: 21), Церкви (Мф. 18: 20), в духовном мире (Лк. 23: 43). После Страшного Суда Царство Небесное распространится на всю Вселенную (Отк. 11: 15). Царство Небесное относится к числу основных тайн христианской веры. Понять, что есть Царство Небесное, значит уже вступить в него.

ЦАРЬ (лат.: Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных.

В России титул Царя впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Цари стали официально называться Императорами. С 1815 название Царь снова ввели в титул в виде «Царь Польский». В народе титул «император» не прижился, и чаще всего по-прежнему использовалось слово «Царь».

Народ видел в Царе воплощение Родины и Государства и добровольно передавал ему свою жизнь на общее благо. Народ оставлял за собой нравственную общественную свободу и вручал Царю бремя государства.

«Царь для русского человека, — отмечал А. С. Хомяков, — есть представитель целого комплекса понятий, из которого само собой слагается «бытовое» Православие. В границах этих всенародных понятий Царь полновластен; но его полновластие (единовластие) — самодержавие — ничего общего не имеет с абсолютизмом западнокесарского пошиба. Царь есть «отрицание абсолютизма» именно потому, что он связан пределами народного понимания и мировоззрения, которое служит той рамой, в пределах коей власть может и должна почитать себя свободной».

Эта мысль Хомякова очень важна для понимания одного из главных принципов русской цивилизации. Самодержавие ограничено традицией и народным преданием. Царь не вмешивается в дела крестьянской общины, регулируемые обычным крестьянским правом, он воздерживается от вторжения в дела окраинных народов, если только они не приобретают угрожающий характер, и т. п. Это, конечно, не означает, что он не может этого делать, но не делает этого, чтобы не нарушать традиционный государственный порядок, изменение которого чревато общественными потрясениями.

«Русский народ, — писал К. А. Аксаков, — государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт — жизнь мирную духа... Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри себя. Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: воздайте кесарево кесареви, а Божие Богови, и другие слова Христа: Царство мое несть от мира сего; и потому, предоставив государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь — путь к внутренней свободе и духу, к царству Христову: Царство Божие внутри нас есть».

Идея самодержавной власти сложилась на Руси не сразу и имела своих противников, прежде всего в лице удельных князей. В «Повести временных лет» монах Нестор отвергает единодержавство как неправедное и беззаконное, считая лучшим удельное династическое княжение: «кождо да держит отчину свою», а признавая центром единства Руси только Церковь. Однако такой взгляд на благо Русской земли противоречил интересам ее целостности и единства. Митр. Иларион стоит уже на точке зрения самодержавия как единственно возможной для сохранения целостности и мощи Русского государства. Самодержавие, считал он, может осуществить эту задачу, только опираясь на Православную Церковь; таких же взглядов придерживается его современник Иаков Мних, считавший, что чем мощнее единодержавие, тем сильнее и заступничество Бога.

Царская власть в России, справедливо отмечает И. Л. Солоневич, была функцией политического сознания народа, и народ, устанавливая и восстанавливая эту власть, совершенно сознательно ликвидировал всякие попытки ее ограничения.

Русская монархия, писал Л. А. Тихомиров, «представляет один из величайших видов монархии, и даже величайший. Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать больше того, что есть в нации, она не могла, это, по существу, невозможно. Государственная власть может лишь, хорошо ли, худо, полно или неполно, реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может. Русская монархия за ряд долгих веков исполнила эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью и умелостью...»

Развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями жизни. Ордынский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую силу, находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и первый российский государь, стряхнувший ордынское иго, почувствовал себя настоящим единодержцем. По мысли Иосифа Волоцкого, его власть от Бога, ему подчиняются все христиане, в том числе духовенство. В его руках «милость и суд, и церковное и монастырское, и всего православного христианства власть и попечение».

Еще дальше пошел старец Филофей. Он сумел обосновать, что русский Царь является наследником величия римских и византийских императоров, а Москва по своему духовному значению является Третьим Римом. Обращаясь к Царю, он писал, что «все царства православной веры сошлись в тое единое царство, во всей поднебесной ты один христианский царь». Но власть самодержцу нужна не сама по себе, а чтобы быть щитом «правой веры», защищать Православие как добротолюбие, сохранять ценности русской цивилизации от попыток разрушить их со стороны Запада. Филофей подчеркивает преемственность русского самодержавия от Владимира Святого и Ярослава Мудрого, обосновывая его и как духовного наследника дел, начатых ими.

Коренные русские люди всегда относились к Царю с чувством глубокого почитания, высшего уважения и любви. Для них он был воплощением Родины и Государства, символом России, неразделимо связанным с именем Бога. «Русский Бог — велик», — считал русский человек. «Русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит, русский народ — царелюбивый».

«Нельзя быть земле русской без государя» — говорят народные пословицы. «Нельзя земле без Царя стоять, без Царя земля — вдова». «Грозно, страшно, а без Царя нельзя». «Светится одно солнце на небе, а Царь русский на земле».

А почему? А потому, что «без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится». «Бог на небе, Царь на земле». «Один Бог, один государь». «Все во власти Божьей и Государевой».

В народном сознании: «Народ — тело, Царь — голова». «Государь — батька, земля — матка». «Царь города бережет». «Царь от Бога пристав».

«Сердце царево в руке Божьей».

Царь — помазанник Божий, и потому все, что он делает доброго, — Божья воля. «Кого милует Бог, того жалует Царь». «Виноватого Бог простит, а правого Царь пожалует». «Вся жизнь человеческая — служение Богу и государю». «Где ни жить — одному Царю служить». «За Богом молитва, за Царем служба не пропадет».

В народном сознании Царь обладает всеми высшими характеристиками. «Где Царь, там и правда», — говорит русский человек. «Всякая вещь перед Царем не утаится». «У Царя руки долги». «Царский глаз далече сягает». «Нет больше милосердия, как в сердце царевом». «Богат Бог милостию, а государь жалостию». «У Бога да у Царя всего много». «Все ведает Бог и государь». Да и вообще слово «Царь» выражает принцип высшего совершенства. Отсюда — «Царь-колокол», «Царь-пушка», «Царь-девица», «Царь-земля».

«Государь только Богу ответ держит», — считает русский человек. «Царский гнев и милость в руке Божьей». Но ответственность Царя перед Богом очень велика — ибо «За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует». «Народ согрешит — Царь умолит; Царь согрешит — народ не умолит».

Все русские люди — «душою Божьи, а телом государевы».

«Царь думает, а народ ведает». «Воля царская не судима». От народа Царь требует прежде всего правды — «Царю правда нужна». «Царю правда — лучший слуга».

«Правда Божья, а суд царев». «Правда Божья, а воля царская». «Воля Царя — закон». «На все святая воля царская». «Все во власти Божьей и государевой». «Суди меня Бог и Государь!»

По мнению народа, если у Царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение. «Не от Царей угнетение, а от любимцев царских». «Не Царь гнетет народ, а временщик». «Не Царь грешит, а думцы наводят».

В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за Царя — «Не всяк Царя видит, а всяк за него молит». «Государь-батюшка, надежа Православный Царь».

В народном сознании образ Царя венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века народное сознание рассматривало Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг «За Бога, Царя и Отечество» выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому. Злодейское убийство Царской семьи в 1918 рассматривается русскими как удар в сердце Святой Руси, намеренное уничтожение тех начал, которые были и будут всегда святы, хранятся вечно в родовом сознании и психологии народа.

О. Платонов

«ЦАРЬ-КОЛОКОЛ», иллюстрированный журнал для семейного чтения патриотического направления, выходил в Москве в 1891—93. В журнале участвовали кн. М. Н. Волконский, Е. А. Салиас, Вас. И. Немирович-Данченко и др. Под рубрикой «Достопамятные люди Земли Русской» публиковались биографии известных русских полководцев. Редактор — К. Н. Цветков.