Слова, начинающиеся на ЧЕ
ЧЕБОКСАРЫ, главный город Чувашии. Расположен на высоком правом берегу Волги (порт), в долине, образуемой реками Чебоксаркой и Кайбулкой. Население 452 тыс. чел.
Первое упоминание о Чебоксарах относится к 1469; с 1555 крепость Московского государства. В к. XVII—XVIII вв. Чебоксары — известный торговый центр Поволжья (соль, хлеб, пушнина, кожевенное сырье, мед и др.). В 1708 Чебоксары приписаны к Казанской губ., с 1781 уездный город. К н. XX в. торговое значение было утрачено. Город славился обилием церквей (12 каменных церквей, 11 часовен, Троицкий мужской монастырь с 3 церквами).
ЧЕБЫШЁВ Пафнутий Львович (4.05.1821–26.11.1894), математик, создатель научной школы. Для творчества Чебышёва характерны разнообразие областей исследования, умение находить элементарными средствами фундаментальные результаты, стремление связать проблемы математики с принципиальными вопросами естествознания и техники. Создал теорию наилучшего приближения функций с помощью многочленов, в теории вероятностей доказал, в весьма общей форме, закон больших чисел, в теории чисел — асимптотический закон распределения простых чисел и др. Труды Чебышёва положили начало развитию многих новых разделов математики.
ЧЕБЫШЁВА НЕРАВЕНСТВО, выдающееся открытие в области математики, сделанное в 1867 русским ученым П. Л. Чебышёвым.
ЧЕБЫШЁВА ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, выдающееся открытие в области механики, сделанное в 1868 русским ученым П. Л. Чебышёвым для воспроизведения движения некоторой точки механизма по прямой линии.
ЧЕБЫШЁВА ФОРМУЛА, выдающееся открытие в области математики, сделанное в 1873 русским ученым П. Л. Чебышёвым.
ЧЕКАЛИН. — См.: ЛИХВИН.
ЧЕЛОБИТНЫЕ (челобиться — от «бить челом»), в делопроизводстве России XV — н. XVIII в. просьбы или жалобы, подававшиеся центральным или местным властям. Челобитные были основной формой обращения к Государю. Писали отдельные лица и коллективы (коллективные челобитные дворян, посадских людей, жителей волостей, деревень и т. д.). Составлялись челобитные по определенной форме. В Москве их подавали на имя царя в приказы (особенно в специальный Челобитный приказ). Во время выходов царя из дворца и походов челобитные могли быть вручены непосредственно ему или сопровождавшим его лицам.
ЧЕЛОБИТНЫЙ ПРИКАЗ, центральное правительственное учреждение России сер. XVI—XVII вв., ведавшее разбором просьб (челобитных) служилых людей. Через Челобитный приказ правительство знакомилось с нуждами и потребностями служилых людей. Челобитный приказ играл важную роль как контрольный, направляющий и апелляционный орган правительственного аппарата, выполнявший функции канцелярии Государя, а также учреждения, где выяснялась обоснованность челобитных, принимались по ним решения или определялись учреждения, в компетенцию которых входил разбор челобитных. Особенно большое значение Челобитный приказ приобретает накануне реформ 1549–50 и в к. 1640–х. В сер. XVII в. круг прав и обязанностей Челобитного приказа сужается за счет передачи его функций другим учреждениям. В 1685 Челобитный приказ был присоединен к Владимирскому Судному приказу.
ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич (17/30.06.1914–8.12.1984), русский ученый в области механики и процессов управления, автор ряда мировых открытий по конструкции и динамике машин, теории колебания, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Руководил разработкой ракеты-носителя и ИСЗ «Протон», ИСЗ «Полет», орбитальных станций типа «Салют».
ЧЕЛЮСКИН Семен Иванович (ок. 1700–1764), русский мореплаватель, капитан 3-го ранга. Из старинного дворянского рода. Учился в Математико-навигацкой школе и Петербургской морской академии. На флоте с 1726 подштурманом, в 1733 произведен в штурманы и назначен в Великую Северную экспедицию В. И. Беринга, в которой пробыл до 1742. Сначала находился в отряде Прончищева, после смерти которого принял командование судном, затем в отряде X. Лаптева. Участвовал в исследовании побережья Северного Ледовитого океана от устья Лены до Енисея. Весной 1741 прошел по суше от р. Хатанги до р. Пясины и составил описание западного побережья полуострова Таймыр до м. Стерлегова. Зимой 1741—42 проехал на собачьих упряжках из Туруханска до устья Хатанги, затем составил описание всего восточного побережья Таймыра до самой северной точки материка, названной его именем (мыс Челюскин).
ЧЕЛЯБИНСК, центр Челябинской обл. Расположен на восточном склоне Южного Урала, на р. Миасс (бассейн Оби). Население 1083 тыс. чел.
Основан в 1736 как русская крепость в урочище Челяба, на правом берегу р. Миасс; являлась одним из звеньев укрепленной линии, сооруженной для обеспечения безопасности Оренбурга. С 1743 центр Исетской провинции. В 1744 крепость занимали отряды Емельяна Пугачева. Экономическое развитие города шло медленно из-за конкуренции других торговых центров Зауралья. С 1781 в составе Екатеринбургской обл. Пермского (позднее Уфимского) наместничества. Город с 1791; с 1796 уездный город Оренбургской губ. В 1890–х, в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и железной дороги на Екатеринбург, Челябинск стал крупным транспортным и торговым (вывоз хлеба из Западной Сибири) центром Урала. В к. XIX — н. XX в. большое развитие получили в Челябинске чайное дело, хлеботорговля и мукомольное производство; выросли кожевенные, маслобойные и др. предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья.
ЧЕЛЯДЬ, наименование зависимого населения в России. В Древней Руси VI—IX вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства; в IX—X вв. «челядь» — рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу зависимого населения, в сер. XI в. его сменил термин «холопы». В XVIII — XIX вв. «челядь» обозначает дворовых людей помещика.
ЧЕНСТОХОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в монастыре близ г. Ченстохова, в 217-ти верстах от Варшавы, отчего самая икона и монастырь называются Ченстоховскими. Предание говорит, что икона сия написана св. евангелистом Лукой в Иерусалиме, где и находилась она первые три века. Св. царица Елена, обретшая крест Христов, 6 марта 326 получила от верующих в дар сию икону и привезла в Константинополь, где она находилась около пяти веков. Из Константинополя перенесена была св. икона в Россию вел. кн. Львом, основателем города Львова, и поставлена в Белзском замке, где прославилась чудесами. Так, когда татары, вторгшись в Россию, осадили замок Белз, икона была вынесена из храма и поставлена на городской стене для защиты города. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой в лик Богоматери на иконе, и из язвины истекла кровь, что остается видимым и доселе. В то же время вдруг спустилась на татар мгла, от которой они начали умирать в бесчисленном множестве, так что поспешили снять осаду замка. После сего чуда Владислав, кн. Польский, в сонном видении слышал голос, повелевавший перенести икону из замка на Ясную гору, близ г. Ченстохова. Он соорудил там монастырь и в 1352, перенесши туда чудотворную икону, отдал ее на хранение уже своим католическим монахам Паулинского ордена. Случилось, что на обитель напали гуситы, которые хотели похитить вместе с сокровищами и сию икону, но невидимая сила удержала ее: лошади с иконой не могли двинуться с места. В 1813, по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес генералу Саккену список с Ченстоховской иконы. Имп. Александр I украсил список богатой ризой и поставил в Петербурге, в Казанском соборе. Чудотворная Ченстоховская икона есть еще в слободе Верхняя Сыроватка. Полагают, что она принесена сюда из Ченстохова.
Празднуется 6/19 марта.
Прот. И. Бухарев
ЧЕРВЕНСКИЕ ГОРОДА, название (по г. Червеню) группы древних русских городов по верхнему течению Западного Буга, его притокам Гучве и Луге, верховьям Стрыя. В их число входили Червень, Перемышль, Луческ, Сутейск, Броды и др. Червенские города находились на границе между Русью и Польшей и часто являлись предметом споров и военных столкновений. В 980-х они были возвращены Руси киевским кн. Владимиром Святославичем, который посадил здесь своего сына Всеволода. В 1018 Червенские города захватил польский король Болеслав Храбрый, но в н. 1030–х они снова отошли к Киеву и удерживались уже постоянно в составе русских земель. Позднее Червенские города стали частью территории Владимиро-Волынского княжества.
ЧЕРДЫНСКАЯ ДОРОГА, древний путь через Уральские горы в Западную Сибирь. От г. Чердыни Чердынская дорога шла вверх по рекам Вишере — Велсую — Почмоте, далее через водораздел на речку Тальтию и вниз по рекам Ивдель — Лозьва — Тавда — Тобол.
ЧЕРДЫНЬ, город в Пермской обл., центр Чердынского р-на. Расположен в Северном Предуралье, на правом берегу р. Колвы (приток Вишеры). Население 6,6 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1451. В XV—XVI вв. столица края Великая Пермь. В 1472 вошла в состав Московского государства. В 1535 официально признана городом. От Чердыни начиналась Чердынская дорога — древний путь через Уральские горы в Западную Сибирь. Со 2-й пол. XVI в. Чердынь — важный перевалочный пункт, где останавливались на зимовку караваны, двигавшиеся на восток. С открытием в 1598 Бабиновской дороги Чердынь перестала играть роль перевалочного пункта. В н. XVIII в. в связи с быстрым развитием Соликамска экономическое значение Чердыни уменьшилось. В XIX в. значительный центр торговли зерном, рыбой, мехом.
Архитектурные памятники: церковь Иоанна Богослова (1705—18), Воскресенский собор (1750–54), церковь Преображения (1756), здания бывшего Арсенала (1-я пол. XVIII в.).
ЧЕРЕМЕНЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ мужской монастырь, С.-Петербургская еп., в окрестностях г. Луги, на острове оз. Череменец. Основан в 1479 по случаю явления на сем острове иконы св. ап. Иоанна Богослова; эта явленная св. икона находилась в соборной Иоанно-Богословской церкви.
ЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич (1774–15.06.1842), Мирон Ефимович (1803 — 5.10.1849), русские машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых, Ефим Черепанов и его жена получили вольную в 1833, Мирон Черепанов и его жена — в 1836. В 1810–х Ефим Черепанов создал машиностроительный завод (Выйское механическое заведение), оснащенный полным комплексом металлорежущих станков, часть которых имела оригинальную конструкцию (особенно винторезные, зуборезный и продольно-строгальный). С 1822 и до конца жизни он работал гл. механиком всех нижнетагильских заводов. Мирон Черепанов вначале учился у отца, а в 1819 был назначен его помощником; после смерти отца — заменил его. Черепановы усовершенствовали оборудование доменного, железоделательного, медеплавильного, лесопильного, мукомольного и золотодобывающего производств. Наиболее интересна деятельность Черепановых по постройке паровых машин, которые они настойчиво внедряли в производство. Всего, начиная с 1820, Черепановыми было построено ок. 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л. с. В 1833–34 они создали первый в России паровоз, а в 1835 — второй (более мощный), в конструкции которых были осуществлены передовые тогда технические идеи. Чугунная рельсовая дорога была проложена от Выйского завода до Медного рудника. Однако, несмотря на успешную работу паровозов, нововведение Черепановых не было поддержано и паровозы заменили конной тягой. В таком виде дорога работала еще в н. XX в.
Б. С.
ЧЕРЕПОВЕЦ, город в Вологодской обл., центр Череповецкого р-на. Расположен на Волго-Балтийском водном пути. Население 321 тыс. чел.
Основан в 1777 как город у слияния рек Шексна и Ягорба, на месте упраздненного в 1764 Воскресенского монастыря (предположительно основан в 1362, впервые упоминается под 1449) и находившегося в 1,5 км от него торгового села Федосьево.
ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (14/27.07.1903–14.09.1966), русский актер. Артистическую деятельность начал в Ленинградском ТЮЗе в 1926 и на Ленфильме.
С 1933 — в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина (роли: Петр в «Петре I» A. H. Толстого, Хлудов в «Беге» М. А. Булгакова, Мичурин в «Жизни в цвету» А. П. Довженко, Осип в «Ревизоре» и др.).
Снимался в кинофильмах «Депутат Балтики» (профессор Полежаев), «Дети капитана Гранта», «Петр I», «Александр
Невский», «Иван Грозный», «Дон Кихот», «Все остается людям».
ЧЕРКАССКИЙ Владимир Александрович (2.02.1824–19.02. 1878), князь, русский государственный и общественный деятель. В к. 1840 —50-х был близок к славянофилам, сотрудничал в «Русской беседе». Принимал активное участие в подготовке отмены крепостного права, будучи членом Тульского губернского комитета и Редакционных комиссий в Петербурге. Вместе с Ю. Ф. Самариным и Н. А. Малютиным разработал закон об устройстве крестьян в западнорусских землях. Во время освобождения Болгарии от турецкого ига был заведующим гражданской части, где провел ряд важных мер для установления нормальной жизни в освобожденной стране.
ЧЕРКАССЫ, город в Малороссии. Известен с XIII в. в составе Киевского княжества. В к. XIV в. захвачен Литвой, с 1569 — Польшей. В 1793 возвращен России.
ЧЕРНАЯ МОГИЛА, славянский дружинный курган (высота 11 м, окружность 125 м) к. X в. в Чернигове. Под насыпью найдены остатки погребального костра и многочисленные пострадавшие от огня вещи: мечи, кольчуги, наконечники копий и стрел, железные орудия труда, металлические сосуды, глиняные горшки, замки, ключи, женские украшения и др. В верхней части насыпи кургана (7м над погребальным костром) были положены шлемы и кольчуги, золотые византийские монеты IX в., железный котел с костями барана и два жертвенных ножа, маленький бронзовый идол и два сосуда из рогов тура, окованных серебром. На одной из оковок изображен растительный орнамент, на другой — вооруженные луками женщина и мужчина, стреляющий в птицу. Размеры и богатство инвентаря Черной могилы свидетельствуют о том, что погребенный здесь воин (или воины, судя по двойному комплекту вооружения) принадлежал к славянской знати. Местное предание приписывало курган князю Черному — основателю Чернигова.
ЧЕРНАЯ РУСЬ, название, применявшееся в XIII—XIV вв. к области, лежавшей в бассейне верхнего течения Немана с городами Городно (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец), Здитовом. До XIII в. Черная Русь, возможно, входила в состав Полоцкого княжества. В 1240–х Черную Русь захватил литовский князь Миндовг. В 1250–х она была возвращена Даниилу Галицкому, отдавшему Черную Русь своему сыну Роману Данииловичу, за которым она оставалась в течение нескольких лет. Затем Черную Русь вновь оккупировал Миндовг. После его смерти (в 1263) временно находилась в составе Галицко-Волынского княжества. В XIV в. Черная Русь наряду с литовскими землями составляла основное ядро Великого княжества Литовского. Происхождение названия «Черная Русь» не выяснено.
ЧЕРНАЯ СОТНЯ (слобода), форма самоуправления и самоорганизации ремесленников и торговцев Древней Руси (см.: Рабочее самоуправление).
ЧЕРНИГОВ, город в Малороссии на берегу Десны, один из древнейших русских городов. В IX в. был центром восточнославянского племени северян. В к. IX в. вошел в состав Киевской Руси. Впервые упоминается в русских летописях под 907. В X—XII вв. Чернигов был крупным ремесленным и торговым городом. В 1024–36 и 1054–1239 — столица Черниговского княжества (в 1037—53 в составе Киевской Руси). В 1239 разрушен монголо-татарами. Во 2-й пол. XIV в. Чернигов вошел в состав Великого княжества Литовского. После победы московских войск в войне против Литвы Чернигов в 1503 вместе с Чернигово-Северской землей возвращен России. В 1611 его захватили поляки, и по Деулинскому перемирию 1618 он отошел к Польше, в составе которой был центром т. н. Черниговского княжества, а с 1635 — Черниговского воеводства. Население города принимало активное участие в освободительной войне 1648–54. С изгнанием из города польско-шляхетских войск (1648) Чернигов — место дислокации Черниговского полка. После воссоединения Малороссии с Россией (1654) Чернигов — в составе Русского государства, в 1782 — центр Черниговского наместничества, с 1797 — Малороссийской, а с 1802 — Черниговской губ. В XIX—XX вв. крупный промышленный и культурный центр. Памятники архитектуры: Спасо-Преображенский собор (ок. 1036), Ильинская церковь редкой бесстолпной конструкции (2-я пол. XII в.).
ЧЕРНИГОВСКАЯ-ГЕФСИМАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Список Ильинской-Черниговской. Находилась в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. Прославилась эта икона в 1860. Первым чудом от нее было исцеление более шести лет находившейся в расслаблении крестьянки Тульской губ. — Феклы. Крестьянка эта отличалась благочестивой жизнью. Заболев, шесть лет лежала она почти неподвижно на одном боку. Когда привезли ее в скит и, внесши в церковь, поднесли к иконе, то она вдруг закричала: «Пустите меня, пустите!» В это время кости и суставы в теле ее захрустели, и она почувствовала себя совершенно здоровой. От иконы затем последовало множество исцелений, особенно от умственного расстройства и беснования; много исцелений совершилось от списков с сей иконы и от масла, взятого из лампады пред ней. Икона эта написана на полотне. Она принадлежала священнику Покровского Хотьковского монастыря о. Алексееву. Священник получил ее от некоего монаха Троице-Сергиевой лавры и впоследствии благословил ею дочь чиновника А. Филиппову. В 1852 Филиппова пожертвовала икону в нижнюю пещерскую церковь Гефсиманского скита, сняв для себя с нее список, и украсила дорогой ризой. Празднуется 1/14 сентября.
Прот. И. Бухарев
ЧЕРНИГОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, древнерусское княжество (XI—XIII вв.) с центром в Чернигове. Занимало территорию по обоим берегам Днепра, по течению Десны, Сейма, Сожа и Верхней Оки. Ранее эта территория принадлежала племенным объединениям северян и полян. Территориальное ядро Черниговского княжества составляли города: Любеч, Оргощ, Моровийск, Всеволож, Уненеж, Белавежа, Бахмач, а также «Сновская тысяча» с г. Сновском, Новгород-Северским и Стародубом. До XI в. эта область управлялась местной знатью и воеводами из Киева, собиравшими здесь дань. Политически Чернигов обособился в 1024, когда по соглашению между сыновьями Владимира Святославича Чернигов и все днепровское левобережье получил Мстислав Владимирович. После его смерти (1036) черниговская территория вновь была присоединена к Киеву. Собственно Черниговское княжество выделилось в 1054, доставшись по завещанию Ярослава Мудрого кн. Святославу Ярославичу вместе сМуромом и Тмутараканью. С к. XI в. Черниговское княжество окончательно закрепилось за Святославичами. В XII в. его князья играли важную роль в политической жизни Киевской Руси. Многие из них (Всеволод II Ольгович, Изяслав Давыдович, Святослав Всеволодович, Михаил Всеволодович) занимали Киевский стол и защищали общерусские интересы. Некоторые черниговские князья княжили в Новгороде. Территория Черниговского княжества сильно выросла в восточном и северном направлениях, гл. обр. за счет земель вятичей. Одновременно внутри самого Черниговского княжества наметились признаки распада. В 1097 выделилось княжество во главе с Новгород-Северским (см.: Северское княжество), в XII в. центрами особых владений стали Путивль, Рыльск, Трубчевск, Курск, Вщиж и др. Попытка последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича объединить южнорусские земли и Новгород под своей властью была парализована монголо-татарским нашествием. В 1239 Чернигов был взят и сожжен монголо-татарами. Вскоре Черниговское княжество перестало существовать как государственное целое.
В. К.
ЧЕРНИЕВ НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь, Тамбовская еп., в окрестностях Шацка, близ с. Старого Черниева, на берегу р. Цны. Основан в 1570 иеромонахом Матфеем, просветителем местного края, населенного в то время мордвой, мещеряками, черемисами и др. языческими народами; сначала был мужским; в 1912 обращен в женский. Соборный монастырский храм во имя Св. Николая Чудотворца был построен на месте бывшей деревянной церкви, освящен в 1736. Внутри собора сохранялся величественный резной иконостас, занимающий всю восточную стену от солеи до сводов. Самая внутренность храма в архитектурном отношении имела ту особенность, что своды его держались не на 4 столбах, как это принято вообще в старинных храмах, а на одном, по образцу московской Грановитой палаты, построенной Иоанном III.
С. В. Булгаков
ЧЕРНИЧКИ, сельские женщины, не вступившие в брак по обету родителей или своему собственному. О таком намерении полагалось заявить смолоду, до двадцати лет, пока еще сватались женихи. В противном случае в глазах односельчан девушка была вековухой, то есть оставшейся в девичестве не намеренно, по обету, а случайно. «Объявка» намерения быть черничкой происходила в доме девушки, затем отец ее извещал об этом сход, участники которого благодарили отца. Чернички подразделялись на домашних и келейных.
Первые жили в родных семьях, принимая участи в хозяйственной жизни, беспрекословно выполняли домашнюю работу, нянчили детей. С положением домашней чернички был связан особый комплекс моральных качеств и норм поведения. Они отличались смирением, трудолюбием, славились набожностью, соблюдали посты и усердно посещали церковь. Отмечается грамотность большей части черничек, чтение ими религиозных книг, знание службы Православной Церкви. Такой уровень духовности и весь образ жизни черничек вызывали одобрение крестьян. «Только в том случае, если «вековуха», живя в миру, посвящала свою жизнь служению Богу, она приобретала уважение окружающих и становилась необходимым членом общества». Бездетным вдовам черничество также давало определенное положение в общине.
Даже домашние чернички держались обособленно: они избегали лишних разговоров и встреч с чужими людьми. «Нередко где-нибудь в саду, на огороде, на задворках устраивали себе кельи. В келью заходили отдохнуть и послушать чтение Псалтыри и другие члены семьи». Значительно чаще, чем домашние, встречались келейные чернички, то есть те, которые уходили из дома и жили в «кельях», расположенных где-либо на окраине деревни или совсем в стороне от селения. Местные названия их были различны: келейницы, спасеницы, вековуши, волкуши. Иногда такое келейничество превращалось в скитскую жизнь старообрядческого толка. Нередко оно заканчивалось уходом в православный монастырь. С монастырями и местными священниками чернички обычно поддерживали связь.
Плата за одевание и обмывание покойника и чтение по нем Псалтыри обычно была основным источником существования черничек. В некоторых случаях ими совершался весь обряд похоронно-поминального цикла. Крестьяне охотно обращались к черничкам, так как за сорокоуст — сорокадневное чтение Псалтыри по умершему — принято было платить им меньше, чем священнику.
Чернички обучали грамоте девочек. За умение читать по Псалтыри и обучение детей грамоте такие женщины пользовались уважением в общине. Чернички занимались также вязанием, вышивкой, сбором трав и лечением ими. Вязать чулки или вышивать рубашки и полотенца на продажу считалось допустимым для чернички, но сельскохозяйственным трудом они, как правило, не занимались.
М. М. Громыко
ЧЕРНОБОГ, в древнерусской языческой мифологии — злой бог, приносящий несчастье. В ритуальной практике противопоставлялся Белобогу, составлял с ним неразрывную пару.
ЧЕРНОВЦЫ, русский город в предгорьях Карпат на р. Прут. Возник в XII в. Впервые упоминается в 1408. В XV—XVI вв. город подвергается разорению со стороны турецких, татарских и польских оккупантов. С сер. XIV в. захвачен Молдавским княжеством, которое было вассалом Турции. В 1775 захвачен Австрией. В 1918 оккупирован Румынией. Возвращен России в 1940.
ЧЕРНОЕ МОРЕ, средиземное море Атлантического океана у берегов России, Румынии, Болгарии и Турции. Керченским проливом соединяется с Азовским морем, проливом Босфор — с Мраморным морем и далее через пролив Дарданеллы — с Эгейским и Средиземным морями.
В начале христианской эры Черное море называлось Понт Эвксинский (Гостеприимное море), а с IX—X веков — Русское море. С к. IX в. оно использовалось русскими для плавания из Балтийского моря в Византию («путь из варяг в греки»).
Изучение и научное освоение Черного моря начались в н. XIX в. В результате первой русской экспедиции Г. П. Ман-ганары были составлены лоция и карта Черного моря. Большое значение имели исследования в 1881—82 С. О. Макаровым пролива Босфор, в котором было установлено двухслойное течение (верхнее — из Мраморного в Черное море, нижнее — из Черного моря в Мраморное).
В 1890–91 экспедицией на судах «Донец» и «Запорожец» выполнены первые глубоководные наблюдения и установлен факт «заражения» глубинных вод сероводородом.
ЧЕРНОЛЕССКАЯ КУЛЬТУРА, предскифская культура земледельческих праславянских племен Среднего Приднепровья X—VIII вв. до н. э. Она послужила основой культуры земледельческого населения Среднего Поднепровья, в котором можно видеть скифов-пахарей Геродота, относимых учеными к праславянам. Первоначально была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а позднее — и в бассейне р. Ворсклы. Названа по городищу в Черном лесу, близ верховьев р. Ингулец. Происходит от белогрудовской культуры бронзового века. Для ранней ступени характерны бронзовые орудия, шлифованные каменные топоры и кремневые вкладыши для серпов, тюльпано-видные горшки с гладким валиком на плечиках, разнообразная лощеная посуда. Позднее бронзовые и каменные орудия заменяются железными; широкое применение получили изделия из кости. В бассейне р. Тясмина открыто сосредоточение городищ чернолесской культуры, из которых Субботовское известно как важный центр бронзолитейного ремесла.
Погребальные памятники чернолесской культуры изучены слабо. Преобладающим был обряд трупосожжения с захоронением праха в небольших могильниках, а на юге лесостепи — и в курганах. Для развитой чернолесской культуры типичны тюльпановидные горшки, лощеные кубки, миски и корчаги, украшавшиеся заштрихованными треугольниками. Зарождается резная орнаментация с инкрустацией. Характерны бронзовые кельты, кинжалы и мечи с железными клинками и бронзовыми эфесами, железные наконечники копий и железные тесла с боковыми выступами, бронзовые и костяные наконечники стрел, широкие бронзовые браслеты с геометрической орнаментацией, односпиральные проволочные височные кольца. Значительные изменения происходят в родоплеменной организации общества, о чем свидетельствует появление могил хорошо вооруженных воинов-дружинников.
А. Т.
ЧЕРНООСТРОВСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Калужская еп., в Малоярославце, на высокой «Особной» горе, которая прежде называлась «Черным островом».
Упоминался в к. XV в. Разорен был в Смутное время; возобновлен в 1659; упразднен в 1775; восстановлен в 1800. 12 октября 1812 под стенами монастыря произошло кровопролитное сражение с французами; над Св. вратами существовал Нерукотворный лик Спасителя, вокруг которого видны следы многих выстрелов, но самый лик остался невредимым. Ежегодно 12 октября из монастыря совершался крестный ход к особо устроенной часовне для отправления панихиды о павших в 1812 воинах.
С. В. Булгаков
ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, свободная часть крестьянского населения в России XIV—XVII вв. Название происходило от слов «черные люди» и «соха» (единица податного обложения). Черносошные крестьяне владели черными землями и платили все виды государственных налогов и повинностей. В XVIII в. черносошные крестьяне вошли в состав сословной группы государственных крестьян.
ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ, земельные владения черных людей в России XIV—XVII вв. Черные земли считались частной собственностью свободных крестьян при административно-территориальных правах общины и верховно-государственном суверенитете великого князя (царя).
ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ (др.-рус.: черный — тяглый, податный), тяглое население, платившее все виды государственных налогов и повинностей и жившее на черных землях в деревнях и городах России XII—XVII вв. К черным людям относились черносошные крестьяне, а также все население городских посадов, платившее налоги в отличие от «беломестцев». Формой организации черных людей в деревне были волостные, а в городах — посадские общины. Управлялись они кормленщиками (см.: Кормление).
ЧЕРНЬ, поселок городского типа в Тульской обл., центр Чернского р-на. Расположен на р. Чернь (бассейн Оки). Население 6,8 тыс. чел.
Впервые упоминается как селение в 1566, с 1571 сторожевой пункт на южных рубежах России от набегов крымских татар. Позднее включено в число городов Белгородской защитной линии. С 1778 уездный город Тульского наместничества.
ЧЕРНЯЕВ Михаил Григорьевич (22.10.1828–4.08.1898), военный и государственный деятель. В 1864–66 участвовал в военных экспедициях в Среднюю Азию. С 1873 редактор газеты «Русский мир», выступавшей с позиций панславизма. С начала Герцеговинско-боснийского восстания 1875–78 вопреки желанию российского правительства в 1876 уехал в Белград и был назначен главнокомандующим сербской армией. В 1882—84 туркестанский генерал-губернатор.
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА, культура древнеславянских земледельческих племен в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на запад до левых притоков Днепра на восток во II—V вв. н. э. Названа по селу Черняхову (Киевской обл.), у которого был раскопан могильник. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях: жилища — наземные и землянки — располагались рядами. Так, например, в Верхнем Поднестровье преобладали землянки, в Среднем и Нижнем Поднестровье — наземные дома. Площадь некоторых последних, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 кв. м. Для черняховской культуры характерен подъем земледелия (усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Происходил подъем гончарного ремесла (серые заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена черняховской культуры торговали с ближайшими античными центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. В создании черняховской культуры, по-видимому, участвовали и неславянские племена. Проявлялось влияние позднеантичной культуры.
ЧЁРТ. — См.: БЕС.
ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич (25.10.1877–14.03.1944), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. С 1895 преподаватель Синодального училища церковного пения (Москва), с 1917 гл. дирижер Московского государственного хора, в 1922–28 руководитель Московской капеллы. Автор первого русского капитального труда по хороведению. Многочисленные произведения для хора, в т. ч. церковные — литургии, Всенощное бдение, панихиды, отдельные песнопения.
ЧЕСТНОСТЬ, прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний (В. И. Даль). Качество, особенно ценимое коренными русскими людьми. В древнерусских наставлениях отцов своим сыновьям это качество стоит на первом месте — «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», «лучше жить в честной бедности, чем в богатстве неправедном».
В доказательство честности своих намерений русские целовали Честной Животворящий Крест. У русских бытовали такие выражения: «Даю честное слово», «Честные господа», «Честные гости», «Его честно принимали и провожали с почестями», «Честная смерть (благородная, доблестная)».
Народные пословицы: «Честное здравствование сердцу на радость», «Честный отказ лучше затяжки», «Честное дело не таится», «Честному мужу честен и поклон», «Доброю (честною) женою и муж честен».
Будь честен и правду люби всей душой,
Страшись преступленья, но бед не страшись!
С правдивой душою будь тверд, как гранит,
Под громом при гневе кипящих людей!
Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего. У честных всегда бывает больше врагов, чем у бесчестных. Честный человек с тем и живет, чтобы иметь врагов (Ф. М. Достоевский).
О. Платонов
ЧЕСТНЯКОВ Ефим Васильевич (1874–1962), художник и писатель. Получил художественное образование в Петербурге, жил в д. Шаблово Костромской обл. Один из ярких мастеров русского народного искусства. Его картины на темы сельского быта и фольклора связаны с центральной для Честнякова художественной идеей многолюдного и красочного «города всеобщего благоденствия», своего рода «крестьянского рая». Писал также сказки и стихи, издавая их с собственными рисунками.
ЧЕСТЬ, достоинство человека, его право уважать себя перед лицом Божиим и право быть уважаемым духовно зрячими людьми (И. А. Ильин). В этом смысле в понятиях Святой Руси «честь превыше всего». «Честь ум рождает, а бесчестье отнимает», «За честь голова гинет», «Честь головою оберегают», «Честь тверда, в слове стойка». За честь можно принять и смерть, ибо «бесчестье хуже смерти».
О. П.
ЧЕТИ (четвертные приказы), центральные государственные учреждения в России XVI—XVII вв. с финансовыми и административно-судебными функциями по отношению к определенным территориям страны. Наиболее крупными четями были Новгородская (Нижегородская), Владимирская, Галицкая, Костромская (Ярославская), Устюжская.
ЧЕТКИ, нить с нанизанными на нее кожаными пластинками или бусами из простых или драгоценных камней или кораллов, по которым считают поклоны или молитвы. Четки ведут происхождение из первых веков христианства и употребляются в Православной Церкви, где присвоены монашескому и епископскому сану; у старообрядцев применяют четки (лестовки).
ЧЕТЬИ-МИНЕИ, сборники житий святых, составленные по месяцам и дням года. В России Четьи-Минеи были составлены в XVI в. московским митр. Макарием. На основании Макарьевских Четий-Миней составлены Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского (XVIII в.), которые постоянно используются до сих пор.
ЧЕТЬИ-МИНЕИ ВЕЛИКИЕ (Макарьевские), полный свод всей древнерусской письменности, колоссальный памятник, воздвигнутый на грани между старой, разрозненной Русью и Русью новой, объединенной в Московское государство. Четьи-Минеи собраны митр. Макарием в 1520 —30-е. Четьи-Минеи объединили русскую литературу, разбросанную дотоле по областным углам, в монастырях и церквах. В области литературы митр. Макарий совершил то же самое, что в области церковной: канонизуя русских святых и собирая русскую литературу, он, помимо ближайших целей, достигал еще и целей общих, закрепляя идею государственного единения.
Свою работу собирания митр. Макарий совершил еще в Новгороде, на архиеп. кафедре, но потом дополнил ее в Москве. В ту пору Новгород был первым городом по богатству книжных и просветительских средств; но, передав свой труд Москве — 13 фолиантов, вклад в Успенский собор, он поставил и этот, ныне царственный, город в завидное положение — сделаться не только политическим, но и духовным центром, средоточием просвещения для всей Руси. Недаром в эти же годы в Москве возникает первая типография (1553).
Состав Четий-Миней: все книги новозаветные; значительная часть ветхозаветных; слова и беседы свв. Отцов Церкви; старинные сборники русского происхождения, как: патерики, «Пчела», книга «Измарагд», «Златая Цепь», книга Козьмы Индикоплова и др.; многочисленные жития святых; похвальные слова святым; сказания об открытии их мощей; слова учительные, торжественные на праздники; толкование церковных служб; назидательные повести; послания русских князей и духовных лиц и мн. др.
Сборник разделен на 12 больших книг, по числу 12 месяцев года; содержание каждой книги разбито по дням месяца. Таким образом, этот сборник для чтения на каждый день месяца. Отсюда и название сборника.
Е. Шмурло
ЧЕХАРДА, русская игра: играющие перепрыгивают друг через друга, опираясь на плечи.
ЧЕХОВ, город в Московской обл., центр Чеховского р-на. Расположен на р. Лопасне (приток Оки). Население 60 тыс. чел.
Вырос из крупного торгового с. Лопасня (известно с XVIII в.), которое сложилось из д. Бадеево (известна с 1401, в XVI — XVIII вв. принадлежала Троице-Сергиевому монастырю), сел Зачатьевского (известно с XVII в.) и Садки (известно с XVII в.). С 1951 рабочий поселок. Город Чехов с 1954, переименован в честь А. П. Чехова (в 1892–99 жил в имении Мелихово, близ Лопасни).
ЧЕХОВ Антон Павлович (17/29.01.1860–2/15.07.1904), великий русский писатель. Дед писателя по отцу, крепостной из Воронежской губ., выкупил себя с семьей на волю. Отец Чехова, глубоко верующий человек, владел небольшой бакалейной лавкой, но впоследствии разорился. Дети должны были помогать отцу в торговле, а также петь в организованном им церковном хоре. В 1879 Чехов поступает в Московский университет, где получает диплом врача, однако главным делом его жизни еще во время учебы становится литература.
Жизнерадостный по природе, одаренный редкою наблюдательностью, отменным остроумием и чисто гоголевской способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей, Чехов начал свою писательскую деятельность в сатирических журналах «Будильнике», «Осколках», «Стрекозе» и др. под псевдонимами Антоша Чехонте, Балдастов и Человек без селезенки. Уже в ранних рассказах («Письмо донского помещика», «Злоумышленник», «Орден» и «Хирургия») он обнаружил недюжинный талант и много тонкого юмора, охотно пользуясь шаржем как литературным приемом, к которому он прибегал и впоследствии, особенно в своих комедиях и одноактных водевилях, вроде «Медведя» и «Юбилея». Но даже в этот первый период, наряду с легкой карикатурой и добродушным смехом, в творчестве Чехова наметились иные, более серьезные мотивы, сближавшие его с преобладающими веяниями 1880–х.
В своих более зрелых произведениях (повести и рассказы: «Степь», «Палата № 6», «Дуэль», «Человек в футляре», «Моя жизнь», «Скучная история»; драмы «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») Чехов дал ряд неподражаемых по силе художественной изобразительности и глубине психологического анализа, выпуклых и ярких картинок из быта средних классов: купцов, чиновников, актеров, врачей, учителей и пр.
С особой глубиной и объективностью Чехов раскрывал образ русской космополитизированной интеллигенции, погибающей от бездуховности, неврастении, безволия, сознания своей оторванности от национальной жизни. Чехов, как многие его современники, не разделял русское общество на «прогрессивную интеллигенцию» и народ, а рассматривал его как единое целое. «Все мы народ, — говорил Чехов, — и все лучшее, что мы совершаем, дело народное». Вместе с тем, как горожанин, Чехов плохо знал быт русской деревни. Описания жизни русских крестьян в его произведениях (особенно «Мужики», «В овраге») схематичны и недостоверны и являют самую слабую сторону его великого таланта.
Все творчество Чехова, хотя и в высшей степени объективное и чуждое какому-либо доктринерству, является последовательным и бескомпромиссным осуждением духовного мещанства, будь то в лице грубого мужика Лопахина, вырубающего вишневый сад, или под гримом ученой воблы в образе педанта-профессора Серебрякова, или в комической фигуре занимающегося добровольным сыском унтера Пришибеева.
Согласно Чехову, корень духовного мещанства — не в какой-либо социальной прослойке, образовавшейся в ту или иную эпоху промышленного развития, а в безнадежной и неизлечимой мелочности человеческой природы вообще, превращающей всю нашу жизнь, независимо от географических зон и экономических перегородок, в сплошную мещанскую драму. В этом подходе к патологическому явлению вульгарности Чехов сходен и с Гоголем, и с Достоевским, создавшими извечные типы пошляков и духовных хамов — Хлестакова, Чичикова и Смердякова.
Чехов обостренно сознавал, как западная материалистическая, антидуховная цивилизация, выхолащивая душу человека, обезличивает его. Писателя удручала беспощадная переоценка всех ценностей. Все критерии — этические, социальные, эстетические, философские и религиозные — подвергались сомнению или отвергались критическим разумом. Равновесие было нарушено, цельность, да и самый смысл общественного бытия были разрушены, а между тем ни распространение образования, вернее полуграмотности, ни завоевания науки, ни блестящие триумфы техники не внесли ничего облагораживающего, ничего светлого и нравственно-устойчивого в общую сумму человеческого существования. Цивилизация не только не уничтожила духовного варварства, но сама больше, чем когда-либо, сделалась варварской. Вдумчивый и неподкупно честный в своих взглядах, Чехов не мог не сознавать, что люди очутились на краю бездонной, зияющей бездны: Чехов не видел выхода и не знал, суждено ли культуре пережить страшное нашествие цивилизованных дикарей.
Чехов верил в неисповедимые пути Господни, которые как-то, чудом, быть может, выведут родину нашу из того тупика, в котором волею судеб она оказалась. В заключительном монологе Сони, успокаивающей измученного жизнью дядю Ваню, Чехов устами своего героя говорит: «Мы будем жить. Проживем длинный ряд дней, долгих вечеров... будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы с тобою… милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся, и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой, и отдохнем... Мы услышим ангелов, и увидим все небо в алмазах... и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка... Мы отдохнем».
В творчестве Чехова отразились черты русского национального характера — мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества. Чеховские заветы любви к людям, отзывчивости на их горести и милосердия к их недостаткам, заветы ныне, столь бесчеловечно попранные вершителями революционно-бунтарской России, тем не менее живы в наших сердцах как воспоминанья о чем-то очень дорогом и нужном, бесконечно близком, пусть даже невозвратном.
Чехов — это трогательная страница подлинно нашей культуры, нежной и изящной, которою мы справедливо гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения.
Б. Б.