Слова, начинающиеся на ЮР
ЮРИЙ (Гюргий, Дюргий, в крещении Георгий) ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ (ок. 1090–15.05.1157), великий киевский князь. Сын вел. русского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха.
Ребенком Юрий был отправлен отцом на княжение в Ростово-Суздальскую землю. Помогать ему в управлении должен был знатный киевский боярин Георгий Шимонович (Симонович). В 1120 Юрий совершил победоносный поход на волжских булгар и привел много пленников. С началом феодальной раздробленности Руси (после 1132) он проводит очень активную политику, стремясь захватить у соседей их земли, за что и был прозван Долгоруким. Его союзниками выступали новгород-северские князья и половцы. Дважды Юрию удавалось овладевать Переяславлем-Русским. В 1147 он совершил поход на Новгород Великий, пытаясь подчинить его своей власти, разорил Торжок и район р. Меты. С 1149 вел борьбу с племянником Изяславом Мстиславичем за киевский стол. Несколько раз Юрий захватывал Киев, но не мог в нем удержаться. Только в 1155 он прочно обосновался в древнерусской столице, но объединить всю Русь под своей властью не смог.
Юрий основал города Юрьев-Польский и Дмитров на р. Яхроме, Переяславль-Залесский на Плещеевом озере. В письменных источниках сообщается, что он заложил и построил Москву в устье р. Неглинной, где ранее располагалось имение суздальского тысяцкого Стефана Ивановича Кучки. Юрий казнил Кучку за серьезную провинность, а принадлежавшие ему земли отобрал в казну. Юрием были построены и многие храмы, в частности Спасский собор в Суздале, Спасский и Георгиевский соборы во Владимире-Залесском, каменная церковь свв. Бориса и Глеба на р. Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасский собор в Переславле-Залесском.
О. М. Рапов
ЮРИЙ (Юрей, в крещении Георгий) ДАНИЛОВИЧ (Даниилович) († 2.11.1325), московский, а затем и великий владимирский князь. Старший сын московского кн. Данилы (Даниила) Александровича. Княжил в Переславле-Залесском, а с 1303 — в Москве. В 1303 присоединил к Москве Можайское княжество.
Юрий много лет боролся с тверским кн. Михаилом Ярославичем за право называться вел. владимирским князем. Он привлек на сторону Москвы Владимирского митр. Петра. В 1311 Юрий захватил Нижний Новгород, где посадил на княжение своего брата Бориса. Он пытался поставить под свой контроль и Новгород Великий.
В 1317 Юрий получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение и женился на сестре хана Узбека Кончаке (в крещении — Агафье). Был разбит Михаилом Тверским, бежал в Орду, где добивался от хана расправы над своим политическим противником, обвиняя Михаила Ярославича в отравлении Кончаки (Агафьи), умершей в Твери при загадочных обстоятельствах. После казни Михаила Тверского в Орде в 1318 Юрий утвердился на вел. владимирском княжении. В 1322 он за какую-то провинность был лишен Узбеком владимирского стола и до самой смерти оставался лишь московским князем.
Юрий продолжал бороться с Тверью, а также пытался упрочить свое влияние на Новгород Великий и Устюг. Он был убит в Орде тверским кн. Дмитрием Михайловичем Грозные Очи.
О. М. Рапов
ЮРИЙ (в крещении Георгий) ДМИТРИЕВИЧ (Димитриевич) ЗВЕНИГОРОДСКИЙ (26.11.1374 — весна 1434), галицко-звенигородский князь. Сын вел. московского кн. Дмитрия Ивановича Донского и вел. кн. Евдокии Дмитриевны, дочери суздальского кн. Дмитрия Константиновича.
В правление Василия I Юрий выполнял многие важные поручения старшего брата: ходил в походы на Торжок и Новгород Великий, на волжских и камских татар; его войска повоевали Двинскую и Заволжскую земли. После занятия великокняжеского стола своим племянником Василием II Юрий начал с ним вооруженную борьбу за верховную власть в Северо-Восточной Руси, которая проходила с переменным успехом. Юрию дважды удавалось захватывать Москву в 1433 и 1434 и объявлять себя вел. князем. Но его княжения в Москве были непродолжительными. Умер он, правда, вел. московским князем и был похоронен в Кремлевском Архангельском соборе. При его непосредственном участии были созданы Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор в Савво-Сторожевском монастыре, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре.
О. М. Рапов
ЮРОДСТВО, в Святой Руси один из самых удивительных и трудных подвигов христианского благочестия. В основе его лежит пламенная любовь к Богу в сочетании с великим самоотвержением, чрезвычайным беспристрастием к себе, терпением поруганий, презрения со стороны народа, перенесением голода, жажды, зноя и других лишений, связанных со скитальческой жизнью. Этот святой подвиг открывает человеку дар благодати Божией — духовную мудрость для обращения бесславия в славу Божию, не допуская в смешном ничего греховного, в неблагопристойном — соблазнительного, в обличении — ничего несправедливого.
Святое юродство, утвердившись в человеке, приближает его к пророческому служению. Постоянное самонаблюдение, зоркая бдительность над малейшими движениями своего внутреннего мира, нравственная чистота, истинные духовные совершенства создавали те предпосылки святого видения, при котором им Духом Святым открывались моменты и поступки, оскорбляющие в людях славу Божию, и давалась смелость говорить обличающую правду «сильным мира сего». Тем самым они возвращали сердца согрешающих на путь истины и добра.
Святость юродству доставляет благодать Божия. Воспринимая ее чистые и спасительные истины, человек живой преданностью Богу и верой во Христа впитывает ее глаголы как
В подвиге святого юродства действуют искусство веры, искусство Богоделания. Это искусство открывается тем, кто всем своим существом доверился Слову Божию и живой верой усвоил его себе как
Святое юродство стремится иметь истинный разум всегда обращенным к Богу. Потому их внимание, душевное расположение, духовный взор, презирая земное, всегда заняты помышлением о Божественном. Так, Василий Блаженный имел «острый ум, всегда обращенный к Богу» и «нечувственен был ко всем житейским». Из-за этой особой жажды к развитию и возвышению к себе чистых понятий христианского разума и презрения к внешним порядкам жизни — все странности в жизни юродивых.
Живя среди общества, юродивые сознательно исключали себя из него. Они прерывали отношения с ближними, душа их была закрыта для других. Они исключали из своей жизни обмен мыслями с другими и не выявляли своих чувств. Они терпели самые обидные упреки в безумии, презрение и поношения. Но такими странными они были во внешней жизни. В душе же, наедине, они были более разумными по отношению к тем, кто считал их безумными. «Ты сокрыл в сердце своем заботу, как угодить Богу», говорится в житии св. Василия. Все препятствия к этому удалены от них, все узы, соединяющие их с миром, порваны кажущимся безумием. Они отреклись от своего ума в сфере его практических понятий. Во внешней жизни они подобны несмышленым детям: попечение о жизни, одежде, приличии ими отвергнуты. И даже ум, под влиянием которого находится и устраивается жизнь человека, ими обесценен. Прекратив отношения к миру, они расширили круг деятельности для Бога, чтобы жить и действовать единственно для Него.
Святое юродство чаще всего возникает в такое время, когда общественное сознание не воспринимает положительные примеры нравственных законов и способно бывает обратиться к доброделанию через отвращение от порока, через обнаружение пагубности страстей. Подвиг святого юродства — это не личный подвиг, а социальный. Он предполагает глубокое понимание жизни и глубочайшее нравственное самообладание.
Подвигом святого юродства люди посвящают свою жизнь делу спасения ближних. В этом подвиге присутствует свидетельство воплощенного протеста против чрезмерного тяготения людей к земле, только к ее интересам и запросам. Свободные от рабства внешнему, земному, юродивые своим жизненным примером назидали других не увлекаться «единым на потребу» в ущерб высшим целям жизни. Всегда поучительно видеть человека постоянно «внимающим себе», своей внутренней и внешней тишиной и самообладанием обесценивающим рассеянность и шумную суету мира сего.
Дивные подвижники святого юродства избирались Богом быть вразумительным орудием возвещения Его воли. В самом их бесславии и уничижении открывались могущественная сила правды Божией к обличению порока, унижению сильных и мудрых века сего, к облегчению участи страдающих от них людей. Водимые духом Божиим, эти подвижники часто проявляли святое дерзновение говорить открытую истину лицам, облеченным высокой властью, перед которыми другие не осмеливались возвышать голос правды. По требованию духовных нужд современников юродивые становились великими благодетелями для своих собратьев: кроткими наставниками в одним случаях, либо грозными обличителями и мужественными ратоборцами против зла в других.
Подвиг святого юродства часто сопровождался получением дара предсказывать будущее и отвергать гнев Божий от своих современников, тех самых собратьев, у которых они были в поношении и послушании. Их высокий подвиг благотворен по отношению к ближним с его внутренней, светлой стороны. Но не таким он видится совне, по тем странным поступкам, какие мы видим нередко во внешней их жизни. Воспринимая их как истинных подвижников благочестия, мы можем понимать их высокие нравственные побуждения, по глубокому смирению скрываемые под личиной мнимого безумия, и тем назидаться в благочестии. А если будем судить о них только с внешней стороны, то в их поступках обретем повод к соблазну. Поэтому благоразумие требует от нас большой осторожности в суждениях и поступках юродивых. Нам необходимо всматриваться в те мотивы и побуждения, которые легли в основу их странных поступков. Не поняв этих мотивов, мы подвергаем себя опасности стать ответственными за собственный соблазн. По мысли прп. Исаака Сирина, «человеку свойственно делать что-либо ради душевной чистоты и законно принимать на себя подвиг от прежде бывших отцов ради очищения ума своего. И когда подвижник, предложив себе эту цель — достигнуть чистоты — оказывается непонятым другими и они соблазняются его намерением, то ответственность за соблазн несет не подвижник, а соблазняющийся» (сл. 54). Помня об этом, юродивые постоянно молили Бога простить «неведение» тех, кто «ругался юродству их».
Подвиг святого юродства принимали на себя люди, уже утвердившиеся в духовных подвигах, испытанные в духовной мудрости. Юродство их представлялось как бы некоторой воинской хитростью против демонов. «Василий блаженный мудрейшим юродством прехитрил диавола», — говорится в службе юродивому Василию Московскому.
Юродивые как носители божественной благодати, стремившиеся под личиной юродства к осуществлению христианских идеалов, не укрылись от людского внимания и благоговения. Их странными речами и поступками не только не соблазнялись, но видели в них особенный, таинственно-пророческий смысл. Память о них, как великих угодниках Божиих, тайных молитвенниках за грешный мир, переходила из рода в род, из поколения в поколение. И, став достоянием истории, эта память не соблазняет современного человека, а высоко назидает стремящихся к истинной жизни по заповедям Божиим.
Прот. Г. Нефедов
ЮРЬЕВ (с 1030 по 1224 и с 1893 по 1919 — Юрьев, с 1224 по 1893 — Дерпт, после 1919 — Тарту), один из древнейших русских городов Прибалтики в 30 км от Чудского озера. Постоянное городище возникло в V в. В «Повести временных лет» Юрьев (городище) упоминается в 1030 как град Юрьев, занятый и перестроенный Ярославом Мудрым. Юрьев имел большое стратегическое значение в борьбе с немецкими рыцарями-крестоносцами (1206–27). Защита Юрьева эстами в союзе с кн. Кокнесе Вячко с осени 1223 по лето 1224 окончилась разгромом эстов и решила дальнейшую судьбу материковой Эстонии. Юрьев стал центром епископства (княжества). Был основан замок епископа, вокруг которого возник и город. Городские права Юрьев получил в 1-й пол. XIII в. Со 2-й пол. XIII в. до сер. XVI — член Ганзейского союза, имел важное значение в торговле Ганзы с Псковом и Новгородом. Во время Ливонской войны гарнизон Юрьева в 1558 капитулировал перед русскими войсками; в н. 1570–х разрушен. По Ям-Запольскому миру в 1582 отошел к Польше. В польско-шведской войне в 1600 был захвачен Швецией, а в 1603 — Польшей. С 1625 вновь перешел к шведам. В 1630 в Юрьеве была открыта академическая гимназия, в 1632 преобразованная в университет, который работал с перерывами до 1699 (1699—1710 — в Пярну). Во время Ливонской и др. войн в Юрьеве отмечалось падение торговли и ремесла. В к. XVII в. в Юрьеве было 2 тыс. жителей. Во время Северной войны 13 июля 1704 шведский гарнизон Юрьева капитулировал перед русскими войсками; в 1708 полностью разрушен. По Ништадтскому миру 1721 возвращен России. Дальнейшее развитие Юрьева связано с основанным здесь русским Юрьевским (Дерптским) университетом, сыгравшим видную роль в истории науки и культуры России.
ЮРЬЕВ мужской монастырь, Новгородская еп., на берегу р. Волхова, близ Новгорода. Основан в 1030 вел. кн. Ярославом Владимировичем, нареченным во св. крещении Георгием. В 1092 монастырь был расширен, а в 1119–30, при св. кн. Всеволоде, на месте деревянной церкви была построена каменная. До XVIII в. монастырь был одной из богатейших северных обителей, назывался даже лаврой и к нему было приписано до 15 других монастырей; затем, благодаря известному закону XVIII в. о монастырях, он был поставлен в очень скромное положение, а большой пожар 1810 довел его до совершенно печального состояния. В течение 1822–38 он был приведен в блестящее состояние, благодаря трудам архим. Фотия и щедрой благотворительности его духовной дочери гр. А. А. Орловой-Чесменской. Соборный храм вмч. Георгия, представляющий собой древнейший памятник зодчества XII в., был возобновляем в 1345, в 1706 и 1825. Престол в этом храме — из мрамора и был покрыт серебряным окладом, с бронзовою сенью над алтарем; на горнем месте вместо святительского кресла стояли стальные стулья, принадлежавшие Петру I; пятиярусный иконостас с иконами в богатых ризах, украшенных драгоценными камнями; в нем особенно почитались иконы: св. Георгия Победоносца, Спасителя, Божией Матери Неопалимая Купина (с висящим на ней пожертвованным графиней Орловой замечательным образком «Знамения» Божией Матери, вырезанным из цельного изумруда и осыпанным бриллиантами), Богоявления и свт. Алексия, бывшая в Чесменском бою и пожертвованная графом А. Г. Орловым. В приделе св. Феоктиста, в серебряной раке, устроенной в 1847, почивали под спудом его мощи. В монастыре были погребены князья и княгини Новгорода.
С. В. Булгаков
ЮРЬЕВ ДЕНЬ, праздник в честь «освящения церкви св. великомученика Георгия в Киеве, пред враты Св. Софии».
Праздник этот известен в русском народе под названием осеннего, в отличие от весеннего, Юрьева дня и ведет свое начало с XII в. Он установлен вел. кн. Ярославом, который первый заповедал по всей Руси «творити праздник св. Георгия месяца ноября 26-го числа». В древнерусской жизни Юрьев день был очень важным срочным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В Судебнике говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве дне осеннем. В одной грамоте тоже читаем: «...а крестьянам отказываться из города в волость и из волости в город на один срок в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеве дне осеннем». В Стоглаве по указу царя и митрополита предписывается «отказывать (отпускать) служилых людей при монастырях, домах монастырских, архиерейских и епископских на срок по Юрьеве дне осеннем по старине же».
Царь Борис Годунов, а за ним царь Василий Иванович Шуйский решительно запретили вольные переходы крестьян, и вместе с тем прекратилось прежнее значение Юрьева дня осеннего. Теперь о нем сохранилось несколько пословиц, в которых предки наши, видимо, высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы. «Вот тебе, бабушка, Юрьев день», — вероятно, сказалось русским человеком, когда он впервые и неожиданно узнал запрещение перехода. Или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день рядеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день» и т. д. От древнего Юрьева дня оставался вплоть до XIX в. благочестивый обычай, по которому в день памяти св. Георгия, 26 ноября, русские крестьяне при отъезде куда-либо в дорогу служили молебствия о благополучии на предстоящий путь. И. П. Калинский
ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ (Юрьев-Польской), город во Владимирской обл., центр Юрьев-Польского р-на. Расположен во Владимирском ополье, в верховьях р. Колокши (приток Клязьмы), при впадении в нее р. Гзы. Население 21,6 тыс. чел.
Основан в 1152 кн. Юрием Долгоруким как форпост Владимиро-Суздальского княжества. Название Польский (Польской) получил по местоположению во Владимирском ополье. С 1212 центр удельного княжества. В 1238, 1382, 1408 подвергался разорению монголо-татарами. В 1340 вошел в состав Московского Великого княжества. Сожжен в 1612 во время польско-литовской интервенции. С сер. XVII в. вступил в период торгово-промышленного подъема. Развитию города способствовало его положение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой. С XVIII в. развивается производство пряжи и тканей.
Сохранились: остатки земляных валов Кремля (XII в.), Архангельский монастырь (осн. в XIII в.) с собором (1792), Знаменской церковью (1625), Георгиевский собор (1230–34; перестраивался) и др.
ЮРЬЕВЕЦ, город в Ивановской обл., центр Юрьевецкого р-на. Население 15,4 тыс. чел.
Основан в 1225 владимирским кн. Юрием (Георгием) Всеволодовичем как Юрьев-Подольский и назван по его имени (другое название Георгиевск). В 1237 сожжен войсками хана Батыя. С 1405 в составе Городецкого княжества, с 1448 — Московского, с 1451 — Суздальского, затем снова Московского. В 1556 отписан Иваном Грозным в опричнину. В н. XVII в. неоднократно подвергался нападениям поляков. В 1661—63 в Юрьевце возведена каменная крепость с башнями (разобрана в к. XVIII в.); остатки — т. н. Белый город — на горе, над акваторией речного порта.
В центре города сохранились старый (1806) и новый (1825–33) Входоиерусалимские соборы, Богоявленская (н. XVIII в.) и Рождественская (1815) церкви.