Изобразительное искусство
В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н.Крамским отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана «Артель художников» – демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.
Осенью 1870 г. Н.И.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге и Г.Г.Мясоедов основали «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 г. Картины «передвижников» регулярно выставляя лись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес демократической общественности.
Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е.Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван» и др.), картины В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.В.Верещагина.
Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М.Антокольский, А.М.Опекушин, М.О.Микешин.
Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграли известные коллекционеры и меценаты. Так, трудами П.М.Третьякова в Москве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей сокровищницей национальной живописи.