МАХАТМА ГАНДИ (1869–1948)
Махатма К. Ганди был выдающимся лидером движения за независимость Индии, и по одной этой причине некоторые считали, что он должен быть включен в основной список нашей книги. Но следует помнить, что Индия рано или поздно все равно бы освободилась от английского господства. Фактически, если учесть историческую силу деколонизации, сегодня мы можем видеть, что индийская независимость была бы достигнута вскоре после 1947 года, даже если бы Ганди не было. Действительно, его кампания ненасильственного гражданского неповиновения имела громадный успех и заставила англичан покинуть Индию. Однако предполагают, что страна могла добиться независимости и раньше, если бы индийцы применили более жесткие методы борьбы. Поскольку трудно решить, ускорил ли Ганди в целом или задержал наступление индийской независимости, мы можем разумно заключить, что общий эффект его действий (по крайней мере, в этом отношении) довольно слаб. Можно еще отметить, что Ганди не был ни основателем индийского движения за независимость (Индийский национальный конгресс был основан еще в 1885 году), ни главным политическим лидером, когда свобода наконец была достигнута. И все-таки можно утверждать, что основное значение Ганди заключено в поддержке отказа от насилия. (Его идеи, впрочем, не были оригинальными: Ганди сам говорил, что он позаимствовал их из трудов Торо, Толстого, из Нового Завета и из различных индуистских рукописей.) Несомненно, если бы его политика была принята повсюду, она изменила бы мир. К несчастью, она не была принята широко даже в Индии Правда, в 1954–1955 годах методы Ганди были использованы, чтобы убедить португальцев уйти из Гоа, но кампания не достигла своей цели, и через несколько лет индийскому правительству пришлось организовать военную операцию. Вдобавок, за последние сорок лет Индия три раза вступала в войну с Пакистаном и в приграничную войну с Китаем Другие страны тоже неохотно пользовались методом Ганди За последние восемьдесят лет с тех пор, как он предложил действовать ненасильственным методом, мир видел две самые кровавые войны в мире. Должны ли мы, следовательно, заключить, что как философ Ганди потерпел поражение? Сейчас действительно так кажется, но стоит помнить, что через сорок лет после смерти Иисуса умный, просвещенный римлянин усомнился бы в «поражении» Иисуса из Назарета — если, конечно, он вообще слышал о нем! Также никто в 450 году до нашей эры не мог предвидеть, насколько влиятельным окажется Конфуций. Поэтому в итоге, если судить с точки зрения того, что произошло, Ганди заслуживает только почетного упоминания в нашей книге.