МЭН-ЦЗЫ (371–289 до н. э.)
Китайский философ Мэн-Цзы (Мэнций) был самым известным преемником Конфуция. Его учение, изложенное в «Книге Мэн-Цзы», высоко уважалось в Китае в течение многих веков. Философа часто считали «вторым мудрецом», то есть вторым по мудрости после самого Конфуция, хотя их разделяло более двухсот лет.
Мэн-Цзы родился около 371 года до нашей эры в маленьком государстве Цу. Эпоха, в которой он появился на свет, последняя стадия правления династии Чу, расценивается китайцами как «Период воюющих государств», поскольку Китай был тогда политически раздроблен. Хотя Мэн-Цзы был воспитан в традициях Конфуция и всегда страстно поддерживал его теории и идеалы, в конце концов он стал уважаем как ученый и философ благодаря своим собственным заслугам и трудам. Большую часть своей взрослой жизни Мэн-Цзы провел в путешествиях по Китаю, предлагая свои советы различным правителям, к некоторое время был чиновником в государстве Чи, но в целом не имел постоянного политического поста.
В 312 году до нашей эры в возрасте пятидесяти девяти лет он вернулся домой в Цу, где прожил до конца жизни. Год его смерти точно не известен, но считается, что философ умер около 289 года до нашей эры.
У Мэнция были ученики, но его влияние на Китай в основном зависит от «Книги Мэн-Цзы», в которой изложены основные принципы его учения. Хотя говорят, что ученики подвергли этот труд некоторой редакции, несомненно, в основном в нем содержатся идеи самого Менция. «Книга Мэн-Цзы» идеалистична, оптимистична, выражает твердую веру, что природа человека в основном добрая. Во многих смыслах политические идеи Мэн-Цзы сильно отличаются от идей Конфуция; особенно твердо первый верил в то, что государь должен управлять главным образом моральным примером, а не силой. Мэн-Цзы был более «народным человеком», чем Конфуций. «Небеса видят и слышат так же, как люди», — одно из наиболее известных его утверждений. Мэн-Цзы подчеркивал, что самой важной частью любого государства является народ, а не правитель. Обязанность главы страны — заботиться о благополучии своего народа; особенно он обязан обеспечить моральное управление с приемлемыми условиями жизни.
В правительственной политике философ поддерживал: свободу торговли, низкие налоги, охрану природных ресурсов, 'более справедливое разделение достояния, чем существующее, и заботу правительства о пожилых и малоимущих людях. Мэн-Цзы верил, что императорская власть происходит от небес, но правитель, не думающий о благополучии своего народа, потеряет «благословение небес» и будет свергнут. Поскольку первая часть этого положения противоречит второй, философ подчеркивал (задолго до Джона Локка), что люди имеют право восставать против несправедливых правителей. Эту идею особенно приняли в Китае. Теперь, оглядываясь на историю человечества, можно сказать, что идеи Мэн-Цзы более популярны среди подчиненных, нежели среди правящих. Следовательно, не стоит удивляться, что проповеди философа не были приняты современными ему правителями. С течением времени, однако его взгляды стали значительно популярнее среди сторонников Конфуция и китайского народа. Репутация Мэн-Цзы, и до того высокая, стала еще выше во время подъема неоконфуцианства в одиннадцатом и двенадцатом столетиях. На западе, конечно, Мэн-Цзы фактически не имел никакого влияния. В частности потому, что писал на китайском языке. «Дао де цзин», созданный Лао-Цзы примерно в то же время, что и «Книга Мэн-Цзы», переведен на европейские языки много раз только из-за того, что многие люди нашли выраженные там идеи интригующими. Но лишь несколько жителей Запада нашли «Книгу Мэн-Цзы» особенно оригинальной или острой.
Может звучать привлекательно идея о заботе правительства по отношению к пожилым и малоимущим; также привлекательно звучит поддержка низких налогов. Но американский политик, объявивший в своей программе эти две идеи без целого ряда оговорок, похож, заслужит недоверие и со стороны либералов, и со стороны консерваторов. Точно так же Мэн-Цзы указывает, что, с одной стороны, поддерживает более справедливое распределение достояния страны, а с другой — одобряет свободную торговлю и низкие налоги, даже не касаясь возможных противоречий этих двух политик. Это может звучать придирчиво по отношению к Менцию, который ведь все-таки не избирался в Конгресс.
Есть что сказать и в пользу философа, который представляет рад ценных (правда, частично несостоятельных) основных принципов, хотя он не указывает, как разрешить противоречия между этими принципами. Тем не менее на протяжении веков такие философы, как, например, Макиавелли, выразившие свои пристрастия более четко, чем Мэн-Цзы, оказали более сильное влияние на человеческую мысль. Но труды Мэн-Цзы оказали воздействие на Китай. Хотя его значение для конфуцианства далеко не такое великое, как значение Святого Павла для христианства (кстати, Мэн-Цзы не хватало необычной способности Павла обращать в свою веру), он был, бесспорно, невероятно влиятельным писателем. В течение примерно двадцати двух веков его идеи изучались в регионе, в котором жило более 20 процентов населения мира. Лишь немногие философы оказали столь масштабное влияние.