История в историяхО походе Ивана Грозного на Казань |
…О царском походе из Мурома (о походе Ивана Грозного на Казань) Иулиа 20, в среду, на Ильин день. Прииде государь вцерковь Рожества Пречистые и великым чюдотворцом ж и молебная с великими слезами на мног час севрешиви призва всесилнаго Бога на помощь и пречистую Его Богоматерь и великых чюдотворцов, такоже и святых своих сродиик, такоже и молитвы пресвящеанаго архиерея митрополита Макариа и всего пресвященнаго правослаянаго собора и всего народа христианьска молитвы, и настоящему пути государь касается, поеде за Оку реку на Саканьской лес. А за собою государь велел итти левой руке да сторожевому полку да княже Володимерову Андреевича боярину и воеводе с людми князю Юрью Андреевичю Пениньскому-Оболеньскому. И того дни государь начевал на лесу на реке Велетме от города пол-30 верст: а другой стан на Шилекше, а третей под Саканьскым городищем, а четвертой на Поле на Ирже, а пятой на Авше речке, а шестой на Кевсе, а седмой на озере на Икше, а осмой на озере, не дошед Пьяны-рекы. И тут к государю пришел из Городка Ак-сеит Черевсеев со всеми Городецкими князьми и мурзами и Татары, а шел сеит на Монсыров угол; и государь ему велел итти с ертоулом вместе. И на Пьяне государь велел мосты поделати многые и пошел. А девятый стан на Дубровке-озере, а десятый стан на речке на Медянке, 11 стан на речке на Мяни Августа 1: и тут государь на воде стоял и воду святили. 12 стан на Алатарь-реке, и тут пришел к государю Еникей князь Темниковской с всеми Темниковскыми Татары и Мордвою, а на Алатаре зделал до государя три мосты. 13 стан на реке на Болшом Саре. О приходе к государю воевод. И тут прислалик государю бояре и воеводы его князь Иван Феодорович Мстиславской с товарищи, что они пришли вверх тое же рекы Сары, дал Бог, здорово, и государь имкак велел к собе притти? И велел им государь итти прямо к Суре-реке и возитися выше собя для тесноты людем, а к собе им велел быти за Сурою-рекою на полях. 14 стан на реке на Суре под Баранчеевым городищем; и на реке на Суре поделаны были многие мосты. И тут государя встретили горние люди. И прииде государь на Суру-реку под Баранъчеевым городищем и тута государя встретили с Свияги от воевод Никита Трофимовда Роман Пивов, а с ними горние люди Янтуду-мырза да Бузкей да Кудабердей с товарищи, а сказали государю, что ходили бояре князь Петр Иванович Шуйской да Данило Романович с товарыщи на досталных горних людей, и горние люди все государю добили челом и приложилися к Свиязскому городу. И государь о сем хвалу Богу воздает, иже благодать свою являет, погании устрашаются; и горних людей государь ести звал да удоволив их и словом пожаловал, вины им отдал и отпустил в Свиазьской город, а велел на реках мосты мостить и тесные места чистити по дорози; они же тако учиниша, на всех реках мосты мостили. А к воеводам государь послал Васку Тетерина, а велел им собя встретити за два дни от Свиазьского города вверх Свияги. О пришествии к государю воевод. И прешел государь Суру-реку, и тут на полях пришли к государю справа воеводы его государевы боярин и воевода князь Иван Феодорович Мстиславьской с товарыщи. И государь велел передовому полку перед своим полком за ертоулом пойти, а правой руки велел итти направе у собя, а болшему полку велел итти назади своего полку, а за ним сторожевому полку; а левой руки велел государь итти у своего царьского полку налеве. 15 стан на речке на Кивате; тут царь благочестивый дневал на благолепное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; и того дни государь причастился неизреченных Таин Христовых, такоже и князь Владимир Андреевич. И сподобляется государь благодати Святаго Духа и вооружается благочестием на нечестивых и радостною надежею благодати Христовы шествует путь свой. 16 стан на Якле, 17 стан на Чивлы; и тут государя встретили многые горние люди, а били челом о своем отступлении: сказывают, страхом от государя отступили, что их воевали Казанцы. И государь их пожаловал, проступкы их отдает, и ести зовет и удовляет ествою и питием, отпущает их по их селом, являет им готовым быти с собою, государем, на Казань; они же обещаются государю служити. 18 стан на Карле, 19 стан на Буле, 20 стан на Бее. О встрече государя Свиязских воевод. И как государь пошел с стану, и туто его, государя, стретили с Свияги воеводы его государевы. А шли воеводы на три полкы: в полку воеводы и бояре, которые сее весны на Свиягу пришли, боярин и воевода князь Александр Борисович Горбатой да боярин и дворецкой Данило Романович Юрьев да воевода Борис Иванович Салтыков ; да годовые воеводы с Свияги боярин и воевода князь Семен Иванович Микулиньской да боярин князь Петр Семенович Серебряной да околничей Феодор Григориевич Адашев да воевода князь Феодор Борисович Ромодановьской, а с ними дети боярьскые все, кои с теми воеводами были; а в третьем полку многие горние люди, князи и мырзы и казакы и Черемиса и Чюваша. И государь бояр жалует, зовет к руце и о здравие спрашивал и за службу жаловалными многыми словесы, такоже всех детей боярьскых ; и бысть государеву всему воиньству радость неизреченна. Государь узрев многих людей трудящихся за благочестие и увещает их многими жаловалными словесы и вперед за благочестие поборати повелевает; людие же все радуются и Бога прославляют, еже дарова им такова государя благочестива и благоразумна и долготерпелива к согрешающим и храбра в бранех и тверда заступника христианьству, толику нужу подъемлюща за благочестие и толику долготу пути шествующи. Богу бо ему поспешествующу; и много радостных слез о цареве пришествии у верных бысть. И горних людей такоже привечает, ести зовет, и множество у государя ядяху в шатрех и по полем, дети боярьскые и горние люди. 21 стан на поле на Итякове, а с Ытякова государь пошел к Свиязьскому городу. Приход государев в Свиязский град. И прииде государь в Свиязьсюй град Августа 13, в суботу, и встретили его государевы бояре, которые в городи были, князь Петр Иванович Шуйской да Семен Константинович Заболотской с товарыщи и дети боярьскые и стрелцы и все люди. Православные же христиане возрадовашася радостию неизреченною, видя государя пришедша здрава с многоразъстояннаго пути, и встречают государя в градных воротех со кресты. И прииде государь в церковь Рожества Пречистые и воздает благодарные молитвы, еже сподобила его, государя, образ свой в новопросвещенном месте видети; такоже приходит к чюдотворному образу чюдотворца Сергиа и просит помощи и избавления християнству от поганых ; и певше диакы многолетие государю, а князь Володимер Андреевич и все князи и бояре здравоваша государю в Богом дарованней ему отчине и в новопросвещенном месте. И поеде государь на луг и ста в шатрех на лузех под Свиязъскым городом. И велел у собя быти царю Шигалею, и съветует государь с князем Володимиром Андреевичем и с царем Шигалеем и з бояры и с воеводами, как ему государю, своим делом промышляти. И приговорил государь итти к городу к Казани, не мешкая, а к ним послати грамоты: похотят без крови государю бити челом, и государь их пожалует. Государю же нашему смирение показующу, ведый бо яко Господь гордым противитца, а смиреным благодать дает, и велить царю Шигалею от собя послать царю Едигерю-Магметю грамоту, понеже бо от его роду есть, чтобы ему в том поверил, от государя нашего не блюлся, поехал из города к государю нашему, государь его пожалует А царь благочестивый посылает грамоты к Кулъшерив-молне и ко всей земли Казаньской, чтобы государю били челом, а хто лихое дело почал и землю възмутил и на государя и бояр его лихое дело възвел, за тех бы не стояли, и государь их пожалует. И отпустил государь тезика Казаньского Августа 15. Августа 16 велел государь возитися за реку против Свиязьскаго города, а ставится на лузех на Казаньской стороне, яртоулом и передовому полку, правой руке, болшему полку. Августа 18, в четверток, прииде государь в соборную церковь Рожества Пречистые и, молебнаа пев, припадает к образу Пречистые и к чюдотворному образу Сергиа чюдотворца, с многыми слезами молящася на много время, тайно молитвы възсылающе, Тому единому ведущу, и благословляется от протопопа и от всего священнаго чину, иже ту пребывающие. И поеде государь за реку за Волгу, а сторожевому полку и левой руке велел возиться выше собя, а царя Шигалея отпустилв судех на Гостин остров; такоже и с нарядом государь отпустил в судех боярина своего Михаила Яковлича и диака своего Ивана Выродкова, и башни и тарасы рубленые велел привести, яже уготовлены против Казани поставити. И тут государь дневал, а ждал как все полкы перевезутся и посылает на Казани на реку, а велел многые мосты мостить, бе бо тогда время дождиво и воды в реках велики. Поиде государь за Казань-реку. Того же месяца 20 в суботу, приде государь за Казань-реку: и тут прислал царь Едигер-Магмет к царю Шигалею з грамотою полоняника, а пишет гордые и скверные слова, веру православную и царя благочестиваго поносит и укоряет, такоже и Шигалея похуляет и собя на брань готова възвещает. Царь же благочестивый, слыша поношение от нечестивых, на веру христианскую, у Бога милости просит, а сам за веру страдати тщится. И стал на Терень-узяке, полки же все сташа по Цареву лугу и вниз по Волзе. И повеле государь наряд судов вынимати и устраивати, как ему итти к городу. В неделю и в понеделник государь тут стоял. И тут приехал к государю служить Камай-мурза княжь Усейнов сын а с ним 7 казаков; а сказывал государю, што было их поехало человек з двесте к государю служить и, сведав, Казанцы иных переимали. А про Казань государе скавал: в городи царь Едигер-Магмет съветом злым с Казанцы утвердился, а государю бить челом не хотят; а единомышленников его Кулъшерив, молна и кады, да Зейнеш князь Нагайской, да изменникы государевы Чапкун-князь—тот аталык у него—да Ислам князь, Аликей Нарыков, Кебек князь Тюменьской, Дербыш-князь: те всю землю на лихо наводят; и запасы в граде многие; "а съвет их : послали на Арьскую засеку твоих государевых изменников Япанчю-князя да Чапкунова племенника Шунак-мурзу да Арьского князя Явуша, а велел к засеке всех людей собрати, которые не в городе, и приход на государевы люди и за засеку б воиньскых людей на Арьское не пропустить». И Камая мурзу государь пожаловал с товарищи великым своим жалованием. О розрядстве воевод стати у города. И призывает государь к собе брата своего князя Владимира Андреевича и царя Шигалея и бояр и воевод, и сказал Камаев приезд и что Камай государю сказал. И съветовал государь, как пойти к городу, и приговорил: стати самому государю и князю Володимиру Андреевичю на Цареве лугу близъко Отучевы мизгити, а царю Шигалею за Булаком под кладбищем, а итти царю в болшем полку; а на Арском стати болшему полку да передовому да княже Володимерову Андреевича боярину и воеводе князю Юрью; а правой руки за Казанию за рекою, да казаком с ними многым; а сторожевому полку на усть-Булака, а левой руки выше его. И приказал государь дворовым воеводам и в все полкы послати велел, чтобы в всей рати приготовили на 10 человек туру да всяк человек бревно на тын уготовал, да опъступя, даст Бог, город и укрепят турами и тыном. Да приказывает государь всем бояром и воеводам и головам и детем бояръскым приказывает в все полкы: без его царьского велениа и в полкех без воеводскаго велениа нихто бы не едил травится к городу, дондеже время приспеет ; и завещает государь сиа великым словом грозным, да не дръзко сътворят дело, дондеже утвердит крепости около града. Августа 23 поиде государь к городу Казани. Пошел государь с Терень-узека, урядя полкы, к городу, а велел итти ертоулу князю Юрью Шемякину да князю Феодору Троекурову, а с ним стрелцы и казаки пеши перед полкы; такоже пред всемя полкы головы стрелетцкие, а с ними их сотцкие, всякой своим стом идет, и атаманы с сотцкыми и с казакы разделяася по чину; такоже передовому полку и болшему полку, царю Шигалею и воеводам, на Арьское поле вверх Булака у Кабана-озера, а правой руке велел ниже города за Казань-реку, а левой руке и сторожевому полку велел стати против города за Булаком. А сам государь пошел за болшим полком, а за собою велел итти наряду и сторожевому полку и левой руки. И как государь вышел на луг против города, и велел государь херугви христианьскые розъвертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалнаго великаго князя Димитриа на Дону, и велел начати молебная; а сам государь и князь Владимир Андреевич и все бояре и воеводы сошли с коней; и нача молебены пети пречистоиу образу Спасову и честному кресту на исхожение ратным... Патриаршая или Никоновская летопись (7060 - 1552 г.) Цитата из Полного собрания русских летописей, т. 13. М., 1965. С. 199-203. |