История в историях


"Вот уже пришла полнота времен…"

"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".

"Вот уже пришла полнота времен…"
Рождество Христово. Худ. Лотто Лоренцо

Так евангелист Лука описывает рождение младенца, которого потом нарекут Иисусом и который войдет в историю под именем Христа. Но при этом никаких конкретных дат он не называет. Да это было и не нужно. Поскольку Лука, как и подавляющее большинство первых христиан, был евреем, поэтому для него рождение Мессии не было праздником, который необходимо отмечать в строго определенный день, ведь по воззрениям иудаизма рождение человека - "начало скорбей и болей".

Интерес к точному времени появления "Сына Божия" на свет зародился у его последователей, лишь когда христианство стало распространяться среди греков и других эллинистических народов, которые, в отличие от иудеев, его день рождения отмечали.

Но единой даты, судя по всему, поначалу не было. Разрозненные общины первых христиан праздновали рождение мессии исходя из вероучительных установлений своих пресвитеров.

Многие из них отмечали Рождество в шестой день года, поскольку Христос - это новый Адам, а первый человек, согласно ветхозаветному преданию, был создан Богом на шестой день творения.

Но по мере распространения христианства и превращения его в мощнейшее религиозное течение Римской империи появилась потребность в унификации культовойтрадиции и конкретизации событий Священной истории. В то время одним из самых популярных праздников у граждан Рима был день рождения Непобедимого Солнца, связанный с культом индоиранского бога Митры и отмечавшийся сразу после дня зимнего солнцестояния - 25 декабря. Митраизм во времена домината был одним из претендентов на роль господствующей религии Римской империи, однако проиграл в борьбе за души ее граждан христианскому вероучению.

Корреджо. Мадонна, поклоняющаяся Младенцу.И на Третьем Вселенском церковном соборе, созванном в Эфесе в 431 году, 25 декабря было утверждено в качестве официальной даты пришествия на землю Богочеловека.

К ней же отцы церкви привязали и дату празднования Благовещения - 25 марта, за девять месяцев до Рождества. Весеннее равноденствие, когда день равен ночи, должно символизировать равноправие двух природ, воплотившихся в этот день во Христе - Божественной и человеческой.

До XVI века все христиане праздновали Рождество одновременно, но после проведенной папой Григорием XIII реформы календаря, не признанной Константинопольским патриархатом, разделение Восточной и Западной церквей оформилось не только в пространстве, но и во времени.

"Вот уже пришла полнота времен…"
Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). Худ. Леонардо да Винчи

Сейчас пришествие Мессии на землю отмечают 25 декабря Римско-католическая и большинство протестантских церквей.

В этот же день празднуют Рождество некоторые православные конфессии. Среди них Константинопольский, Антиохийский, Александрийский патриархаты, а также Кипрская, Болгарская, Румынская и Греческая церкви.

Но они отмечают Рождество не по григорианскому, а по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским.

В большинстве православных - Русской, Иерусалимской и Сербской, а также древневосточных и восточно-католических церквах дату воплощения Богочеловека отмечают 25 декабря по юлианскому календарю, что в XX и XXI веках соответствует 7 января по григорианскому.

А в Армянской церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним - 6 января.

Католическому празднику Рождества Христова предшествуют пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. Но еще за четыре воскресенья до торжественной даты начинается период Адвента - время поста и размышлений о приходе Христа на землю как в первый раз, две тысячи лет назад, так и во второй - в конце времен. Католические священнослужители носят в эти дни облачения фиолетового цвета, символизирующего покаяние.

Уильям Адольф Бугеро. Мадонна с лилиями.В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря), приверженцы Римской церкви соблюдают особо строгий пост, получивший название Сочельник, поскольку в этот день принято употреблять в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.

"Вот уже пришла полнота времен…"
Мадонна с младенцем и святыми. Худ. Тициан Вечеллио да Кадоре

Рождественский сочельник - главное событие в христианских католических семьях. По древнему обычаю, берущему начало еще в обрядах первых христиан, в сочельник питаются постной пищей.

Перед самым началом праздничного обеда читают отрывок Евангелия от Луки о рождении Христа и общую семейную молитву. Центральным событием торжественной трапезы является преломление рождественских хлебов - особых пресных облаток, освящаемых в храмах во время Адвента. Его начинает глава семьи, потом все разделяют между собой хлебцы в знак любви и взаимного расположения.

Одним из неписаных правил Сочельника является радушие к любому, кто придет в дом. Званый гость или нет, он будет принят как брат. Для этого принято оставлять за рождественским столом незанятое место. Этот обычай - знак памяти о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей. Свободное место за столом также символизирует покойного члена семьи или всех умерших родственников.

Иногда под белую скатерть на столе, за которым совершается вечеря, подкладывают свежее сено в память о бедности Вифлеемской пещеры и о деве Марии, положившей новорожденного Христа на сено в ясли.

Во время вечери принята определенная очередность подачи блюд, которая отсылает вкушающих к основным моментам священной истории.

Открывает рождественскую трапезу вареная пшеница - кутья, которая символизирует райское изобилие Эдема, при котором жили Адам и Ева.

За ней следует овсяный кисель, своим серым цветом и особым вкусом напоминающий ветхозаветное время, когда от последствий грехопадения все было серо, мрачно и скучно. Заливается кисель медовой водой в знак того, что Христос принес надежду, которая все сделала радостным и сладким.

Поль Деларош. Мадонна с Младенцем.Следующее блюдо - рыбное, оно символизирует приход Христа на землю. После этого подается сладкий клюквенный кисель, который напоминает, что Христос собственной кровью смыл с человека горечь греха.

И в самом конце - семь сортов сладкого кушанья: печенье, булочки, различные сладкие мучные изделия. Они должны напоминать верующим о семи святых Таинствах.

По традиции, пост Сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды.

"Вот уже пришла полнота времен…"
Отдых святого семейства на пути в Египет. Худ. Мурильо Бартоломе Эстебан

Во времена святого Франциска Ассизского, в XIII столетии, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка младенца Иисуса.

Со временем их стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках - изображают грот, в котором находятся ясли с новорожденным Христом в окружении Богоматери, Иосифа, ангела и пастухов с животными.

Часто в сантонах моделируются и сценки из народного быта, например, рядом со святым семейством помещают фигурки крестьян в народных костюмах.

В праздновании Рождества переплелись церковные и народные обычаи.

Во многих, не только католических странах хорошо известен обычай колядования - хождение детей и молодежи по домам с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают разные вкусности.

Скупых хозяев праздничные попрошайки высмеивают и грозят им бедами.

Колядки неоднократно осуждались церковными властями как языческий пережиток, и постепенно колядовать стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

Остатком языческого культа солнца в рождественских святках является и традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - "рождественского полена". Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом и поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест. Потом его посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на полено кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В ночь с 24 на 25 декабря богослужения в католических храмах совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

Уильям Дайс. Мадонна.Празднование Рождества продолжается восемь дней - с 25 декабря по 1 января.

Эти дни образуют Октаву Рождества.

На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память любимого ученика Христа - святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря - Невинных Младенцев Вифлеемских, убитых по приказу царя Ирода.

В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря (или 30 декабря, если в этом году на эти дни не выпадает воскресенья), отмечается праздник Святого семейства - младенца Иисуса, Марии и Иосифа.

В первый день нового года отмечается Торжество Пресвятой Богородицы. Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества, завершается оно праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за отмечаемым 6 января Богоявлением.

В течение всего Рождественского времени духовенство на литургиях облачается в праздничные одеяния белого цвета.

Сергей Подосенов

Источник




На главную