Дистанционное обнаружение

В своих исследованиях прошлого археологи все в большей степени полагаются на технику и сложный инструментарий. Некоторые археологи начинают говорить о неразрушающей археологии, об анализе археологических явлений без раскопок или сбора артефактов, которые уничтожают археологические материалы. Основным методом в таком подходе обычно называют дистанционное обнаружение (Сколлар и другие — Scollar and others, 1990).

Дистанционные методы обнаружения включают в себя аэрофотосъемку, различные методы магнитной разведки и использование сканирующего радара с боковым обзором. Эти методы революционизировали некоторые аспекты археологического исследования, но вряд ли они когда-нибудь полностью заменят традиционную работу археолога — изучать археологические памятники на земле. Первичными целями многих дистанционных обследований является обнаружение скоплений памятников и, в более масштабных проектах, определение того, где именно на земле нужно приложить максимальные усилия для исследования и раскопок. Обнаружение на расстоянии, в частности аэрофотосъемка, чрезвычайно полезно при поиске больших и сложных памятников, которые более четко видны с воздуха.

Аэрофотосъемка

Аэрофотосъемка дает непревзойденный взгляд на прошлое сверху. Многочисленные памятники, не оставившие после себя практически никаких следов на земле, были обнаружены посредством аэрофотосъемки (Райли — D. N. Riley, 1987). Целые системы полей и дорог являлись частью панорам доисторического Рима и Северной Африки. Схемы таких известных памятников, как Стоунхендж и многих центрально-американских и южно-американских ритуальных центров, были составлены с помощью аэрофотосъемки. С использованием сканирующего радара и аэрофотосъемки был составлен план доисторической системы дорог в каньоне Чако, штат Нью-Мексико (Сивер и Уайзман — Sever and Wiseman, 1985).

Классическим примером применения фотографий с воздуха является исследование археологом Гордоном Уиллей изменений структур поселений в северной части Перу. Он изучал стандартные фотографические монтажи обработанных земель и шельфов долины Виру, сделанных перуанскими ВВС (Уиллей — Willey, 1953). Используя эти фотографии в качестве основы для контрольной карты распределения памятников в долине, Уиллей смог зафиксировать много археологических признаков. В итоге было обнаружено 315 памятников в долине Виру — каменные здания, стены, террасы, отчетливо видные на аэрофотоснимках. Были обнаружены и менее явные памятники, среди них мусорные кучи без стен и груды отбросов, которые на снимках выглядели как невысокие холмы или маленькие пирамидальные насыпи неправильных форм. Снимки с воздуха позволили Уиллей и членам его экспедиции обнаружить много памятников, не выходя в поле. Результатом стал захватывающий рассказ об изменении структур поселений в долине Виру на протяжении нескольких тысяч лет. Это своего рода классика.

Интерпретация аэрофотоснимков требует их тщательного изучения. Археологические детали иногда трудно различить или их можно обнаружить неожиданным образом. Большинство снимков с воздуха, во всяком случае, те, что чаще всего доступны для археологов, делаются на черно-белой пленке, которая, к счастью, дает более высокое разрешение, чем цветная. Широкий выбор светофильтров, использующихся в черно-белой фотографии, дает фотографу большую свободу выбора. Разного вида фотографии позволяют выявлять разные детали, которые по отдельности или вместе помогают выявлять археологические памятники. Например, объекты можно фотографировать под углом или вертикально, в разное время суток и года, с разных высот и разными объективами. При определенных условиях едва различимые изменения топографии, растительности или цвета почвы могут выявить археологический памятник или его приметы.

Теневые ориентиры. Теневые ориентиры являются результатом небольших колебаний в топографии местности. Земляные работы, канавы, дороги, строения — все это сравнивается с землей в результате эрозии или вспашки, но их слабые следы все же четко видны с воздуха. Поднимающееся или заходящее солнце дает длинные тени, выявляя почти исчезнувшие насыпи или траншеи. При боковом свете становятся видными детали памятника.

Растительные маркеры. Изменения в росте растений иногда могут быть индикаторами скрытых археологических остатков (рис. 8.8). Такие растительные маркеры можно обнаружить и находясь на земле, но при благоприятных условиях они особо отчетливо видны с высоты. Растительные маркеры являются результатом того, что рост и цвет растений определяется главным образом количеством влаги, которое они извлекают из почвы и подпочвы. Верхний слой почвы может увеличиться при заполнении таких археологических объектов, как траншеи и канавы, или если добавляется грунт при создании искусственных насыпей или холмов. Растения, которые растут поверх таких структур, высоки и получают хорошее питание. Справедливо и обратное, когда верхние слои почвы были сняты и неплодородные слои оказались близкими к поверхности земли. Или если непроницаемые объекты, такие как мощеные улицы, находятся непосредственно под землей. В таких местах растительность чахлая. Таким образом, темные здоровые растения могут указывать на канаву или яму, а более светлая линия растительности может говорить о скрытой стене или фундаменте строения.

Рис. 8.8. Памятник, отмеченный растительными маркерами, в Торпе, Хантингдошир, Англия. При благоприятных условиях такие маркеры ясно видны с высоты

Почвенные маркеры. Почвенные маркеры появляются в результате обнажения определенного типа почв, что может указывать на археологические объекты. При вспашке или расчистке земель могут открыться темные участки органических почв, ассоциирующиеся со свалкой. С другой стороны, следы кирпичных стен или земляных валов, созданных на подпочвах, могут дать более светлый цвет, чем более темный цвет окружающих их почв. Такие следы могут бы видимы и на земле, но на аэрофотоснимках видны структуры, с земли не видимые.

Фотографии в инфракрасном свете. Инфракрасная пленка состоит из трех слоев, чувствительных к зеленому и красному цветам и к инфракрасному свету. Она улавливает отраженное солнечное излучение такой длины волны электромагнитного спектра, которое не воспринимается глазом человека. Различные отражения от естественных и искусственных объектов передаются пленкой в виде отчетливых дополнительных цветов. На инфракрасной пленке подстилающие породы получаются голубыми, а густая трава на заливных лугах — ярко-красной. Эксперименты на известном памятнике Шейктаун индейцев племени хохокам на юго-западе США, торговом и ритуальном центре, не выявили новых культурных деталей, но контраст тонов одного цвета указал на различные культурные компоненты. С помощью инфракрасных фотографий, на которых обильная растительность вышла красной, нашли подземные источники воды, которыми пользовались доисторические люди (Harp, 1978).