Древесные кольца: изучение засухи на юго-западе США

Многие древние сообщества жили в условиях с непредсказуемыми осадками, где земледелие было, по крайней мере, рискованным мероприятием. Древние люди на юго-западе США занимались земледелием в полузасушливых условиях с замечательным умением на протяжении более трех тысяч лет, добившись необычайной искусности в обращении с водой и растениями. Одним из центральных моментов в философии одного из современных движений индейцев пуэбло является мысль о том, что люди должны двигаться для того, чтобы избежать засухи и вышиты. До недавнего времени археологи не могли до конца поняты важность передвижения в жизни юго-запада и не могли объяснить неожиданное рассеивание предшественников народа пуэбло в каньоне Чако и в районе Фор Корнерс в XII и XIII веках н. э.

Рассеяние предков народа пуэбло может быть лучше понято, если во взаимоотношениях между климатическими изменениями и поведением человека выделиты три широкие категории.

Определенные и очевидные элементы окружающей пуэбло среды, такие как геология основных пород и тип климата, не менялись более двух тысяч лет. Далее, имеются редко происходящие изменения в окружающей среде, такие, которые укладываются в циклы, превышающие жизнь одного поколения (25 лет). В течение своей жизни немногим удается стать свидетелями таких изменений. Изменения гидрологических условий, такие как циклы эрозии и отложения осадочных пород вдоль водных потоков, колебания уровней воды в поймах рек, и изменения в распределении растений выходят за хронологические границы поколений, но они могут резко изменить окружающую среду, особенно в циклы засух.

Краткосрочные и частые явления природы были совершенно очевидны для любого индейца пуэбло: происходящие из года в год изменения осадков, длящиеся десятилетиями циклы засух, сезонные перемены и т. д. На протяжении столетий пуэбло едва ли могли замечать долгосрочные изменения, потому что жившее поколение в основном также адаптировалось к ним, как и их непосредственные наследники. Такой процесс можно было бы назвать формой «стабильности». Циклы засух, необычно сильных дождей, другие частые изменения требовали временных и разнообразных действий по адаптации, например обработки большего количества земли, большего потребления дикой растительной пищи и, кроме всего прочего, передвижения по местности.

Такие стратегии хорошо действовали многие века, пока предшественники индейцев пуэбло возделывали свои земли на уровне, не достигающем максимальной продуктивности растительных сообществ. Однако, когда численность населения возросла почти до предельной величины, которую могла прокормить земля, как это произошло в каньоне Чако в XII веке, люди становились все более уязвимыми перед лицом таких кратких явлений, как Эль-Ниньо или засухи, которые могли сократить способность среды прокормить определенное количество людей до месяцев или даже недель. Их уязвимость увеличивалась при долгосрочных изменениях, таких как засушливые условия в течение полувека и более, происходивших на землях, и так уже истощенных до предела. При таких обстоятельствах годичная засуха или проливные дожди могли быстро уничтожить способность населения поддерживать себя. Вне всяких сомнений, предшественникам пуэбло пришлось покинуть Месса Верде и каньон Чако из-за засухи. В отличие от моче в далеком Перу они обладали гибкостью и ушли.

Грядущие десятилетия внесут революции в нашем понимании древней окружающей среды и кратковременных климатических изменений, потому что ученые все лучше понимают как климат прошлого, так и все еще мало познанные силы, которые движут глобальную машину климата. Как и наше предки, мы все еще живем в ледниковом периоде, новое оледенение по некоторым подсчетам наступит через 23 000 лет. Поэтому совсем не удивительно, что нам, как и нашим предкам, придется адаптироваться к постоянным кратковременным климатическим изменениям. По мере того как будет усиливаться вызванное деятельностью человека глобальное потепление, эти изменения будут становиться все более частыми и жестокими, представляя опасность перенаселенному миру.