Аналогия, теория средней дистанции и живое прошлое
Нефритовая маска правителя народа майя, Паленке, Мексика. У народа майя нефрит являлся наиболее почитаемым материалом
Даже сегодня иногда можно взглянуть на древнюю жизнь, существовавшую задолго до западной индустриальной революции. Если поплыть по Нилу, то вы увидите египетские деревни, которые выглядят практически так же, как и две тысячи лет назад. В сердце Центральной Африки ритм сельскохозяйственной жизни с его бесконечными циклами посадок и сбора урожая, жизни и смерти почти не отличается от того, что был сотни лет назад. Наш современный мир дает археологам много возможностей заглянуть в мир прошлого, причем часто можно получить намного более достоверную картину, чем можно было бы предположить. До сих пор мы рассматривали процессы археологического исследования — получение данных, анализ и интерпретация, а теперь более близко ознакомимся с теми инструментами, которые археологи используют для того, чтобы перебросить мостик между миром прошлого и археологическим материалом сегодняшнего дня. Это аналогия, теория средней дистанции, этноархеология и экспериментальная археология.
Первые сравнения
Археологи давно признали ценность сравнения доисторических культур с современными. В главе 2 мы говорили об эволюционистах конца XIX века, которые рассматривали живущие племена в качестве примера последовательных стадий в развитии культуры. Каждая стадия культурного развития соотносилась с некой технологической стадией, формой семьи, видом религиозных верований и типом политического контроля, которые можно было наблюдать в некоторой группе людей. Так, австралийские аборигены, эскимосы и племя сэн, которые сохранили образ жизни охотников собирателей, изготавливали орудия из камня и не знали металлургии, рассматривались как живущие представители племен эпохи палеолита. Многие из первых исследователей считали, что примитивные племена каменного века были матриархальными, у них не было руководящих органов и они верили в многочисленных духов. Эти ученые полагали вполне нормальным обращаться к литературе об эскимосах или иных живущих собирателей для «корректной» интерпретации артефактов в археологическом материале.