Обмен и торговля

Наша жизнь, как и жизнь древних, является непрерывным процессом взаимодействий и переговоров между друзьями, членами семьи, хозяйствами и общинами, общинами и соседями, взаимодействия целых сообществ. Изучение такого рода взаимодействий в прошлом включает в себя сложное исследование торговли и обмена, механизмов, с помощью которых люди и культуры продавали и покупали, обменивались товарами друг с другом (Брумфиль и Эрл — Brumfiel and Earle, 1987; Эрл и Эриксон — Earle and Ericson, 1977; Ericson and Earle, 1982; Саблофф и Ламберг-Карловски — Sabloff and Lamberg-Karlovsky, 1975).

Многие американцы ездят на японских машинах. Французским подросткам нравится вкус гамбургеров. Островитяне в Тихом океане предпочитают телевизоры, изготовленные в Мексике. Мы живем в мире, в котором экономические связи соединяют многие народы, живущие в тысячах километров друг от друга. В течение последних двух тысяч лет, и особенно в эпоху великих географических открытий после 1500 года н. э., человеческие сообщества стали членами огромной паутины экономического единения (Уолф — Wolf, 1984). Но корни нашей современной глобальной экономической системы начали развиваться более пяти тысяч лет назад, вместе с резким ростом торговли на больших расстояниях, которая предшествовала появлению первых великих цивилизаций Египта и Месопотамии.

Системы обмена являлись частью жизни человека задолго до шумеров и древних египтян. По крайней мере, 18 000 лет назад раковины Черного моря появились на территории Украины на стоянках охотников периода позднего ледникового периода. За десять тысяч лет до нашей эры палеоиндейцы Великих равнин обменивались мелкозернистыми камнями для изготовления орудий. Очень немногие сообщества людей являются абсолютно самодостаточными, как правило, они зависят от других сообществ в плане ресурсов, которые отсутствуют на их территории. По мере того как возрастали потребности в сырье или в престижных украшениях, развивалась сеть обмена и торговли между соседями, ближними и отдаленными. Такая торговля часто имела мощные политические или символические оттенки и проводилась под видом формального дарения подарков или являлась частью сложных ритуалов обмена.

Обмен и торговля определяются как «взаимное перемещение товара из рук в руки, имеющее признаки присвоения» (Ренфрю — Renfrew, 1975). Люди устанавливали торговые связи и обменные системы, когда нуждались в товарах и услугах, которые не были доступны им в границах их территорий. Товары не обязательно должны перемещаться на большие расстояния, такое перемещение может быть внутренним, в рамках своего сообщества, или внешним, когда пересекаются культурные границы, в рамках сфер взаимодействия. Как обмен, так и торговля всегда включают в себя два элемента — обмениваемые товары и люди, совершающие обмен или торговлю. Таким образом, любая торговая активность подразумевает как поставку орудий и сырья, так и некую форму социальной системы, которая обеспечивает взаимоотношения людей, между которыми происходит торговля. По торговым маршрутам перемещаются не только сырье и готовые товары, но и идеи и информация.

Обычно в археологическом материале обмен и торговля распознаются при обнаружении предметов, являющихся экзотическими по отношению к материальной культуре или экономике сообщества-хозяина. Например, стекло никогда не производили в Африке, в регионах южнее Сахары, хотя импортированные стеклянные бусы встречаются повсеместно на местных памятниках 1-го тысячелетия н. э. (Коннэх — Connah, 2001). До недавнего времени такие предметы почти всегда распознавали по стилю и украшению, появлению отличительных (характерных) черт керамических изделий вдалеке от известных мест их производства и т. д. Иногда такая экзотика, как золото, янтарь, бирюза, морские раковины или изделия из известных мест их производства, являются свидетельством торговли на больших расстояниях. Позднеархаичные племена и вудлендские племена на юго-востоке Северной Америки пользовались медью из обнажений пород возле озера Верхнего и витыми раковинами с побережья Мексиканского залива, то есть предметами с известным местом происхождения (Бо и Эриксон — Baugh and Ericson, 1994).

Во времена ранней археологии наличие такой экзотики считалось достаточным для идентификации торговли, а также того, что вольно называлось «влияниями» или даже «вторжением». Предположения, высказываемые в отношении природы взаимодействия людей, носили очень ограниченный характер и никогда не являлись точными (Торренс — Torrence, 1986). Сегодня, однако, изучение обмена в доисторические времена находится на более высоком уровне развития благодаря двум главным направлениям исследований (Саблофф и Ламберг-Карловски — Sabloff and Lamberg-Karlovsky, 1975). Первое — это новый взгляд всей археологии на культурные процессы и на региональные исследования. Второе — развитие широкого диапазона научных методик, позволяющих описывать состав сырьевого материала и даже с большой точностью идентифицировать их источники.