Виды мены и торговли

Обмен может быть внутренним, то есть внутри сообщества, или внешним — между разными группами. Внутреннее распределение (distribution) артефактов и товаров является обычным даже для наименее сложных сообществ.

Обмен подарками. Большая часть внутреннего обмена является обменом подарками или подношением подарков. Возможно, самым известным примером этого является кольцо kula в Меланезии (юго-западная часть Тихого океана). В сложной сети обмена подарками в одном направлении передаются бусы из раковин, в другом — раковины для украшения рук. Они передаются в качестве ритуальных даров от одного человека к другому, такие процессы длятся десятилетиями. Такой обмен дарами является престижным, так как служит основой для регулярного обмена продуктами и другими товарами повседневного спроса. При обмене подарками многое зависит от типа товара, которым обмениваются. В случае с кольцом kula люди с высоким статусом обмениваются драгоценными украшениями из раковин, но более обычным предметом обмена являются пищевые продукты, многие люди и семьи участвуют в этом процессе. И конечно же обмениваются не только предметами, но и информацией, что может привести к техническим инновациям и социальным переменам.

Дарение подарков является обычным средством обмена и торговли в сообществах, характеризующимся достаточно высоким уровнем организации. Прежде всего обмен подарками нацелен на усиление социальных взаимоотношений между как отдельными людьми, так и группами. Вручение подарков является жестом, накладывающим обязательства на обе стороны. Такая форма обмена является обычной в Новой Гвинее и на островах Тихого океана, она была широко распространена в Африке на протяжении последних двух тысяч лет, а также в древних Америках. Дарение подарков и обмен образовывали основной механизм торговли на протяжении тысячелетий и являлись простым средством перемещения основных товаров. Но такое спорадическое общение между отдельными людьми и общинами снижало самодостаточность людей, и в итоге они становились частью большего общества, члены которого больше не были самодостаточными и зависели друг от друга как с точки зрения обеспечения товарами, так и социально.

Взаимный обмен. Взаимный обмен товарами осуществляется между двумя людьми или группами лиц; он является основой большей части дарения подарков и меновой (бартерной) торговли. Обмен может производиться год за годом в одном и том же месте, это может быть даже скромный дом. В таких центральных местах сосредотачивается обмен подарками и торговля. Если в селении производятся товары и ими меняются с другой общиной, то, возможно, такое селение становится более важным — местом, куда люди едут торговать.

Перераспределение. Перераспределение — распределение товаров или предметов потребления, полученных отдельным человеком в рамках общины или группы, распределение товаров в рамках культуры, требует некой формы организации, для того чтобы обеспечить справедливость. Механизм перераспределения может контролироваться вождем, религиозным лидером, каким-либо управленческим органом. Такая организация могла бы контролировать производство украшений из меди или просто налаживать распределение и доставку объектов торговли. Значительная социальная организация требуется при сборе, хранении и перераспределении зерна и других товаров. Вождь, положение которого может подкрепляться религиозной властью, несет серьезную ответственность перед общиной, в которую может входить несколько селений, нити перераспределения пронизывают общину до отдельного жителя. Вождь ведет переговоры о мене с другими вождями, выполняя регулятивную функцию взаимно обязывающей торговли при перераспределяющем хозяйстве, где меньшая по объему торговля экзотикой осуществляется отдельными хозяйствами.

Меновая стоимость в доисторическую эпоху являлась важным фактором, который развивался вместе с социополитической организацией. Во многих регионах внешняя торговля двигалась от простого взаимного обмена к более сложному перераспределению под контролем определенных людей. Другими словами, торговля тесно связана с растущей социальной и политической сложностью устройства, хотя это необязательно означает, что специальное производство экзотических артефактов предназначалось именно для обмена.

Рынки. Термин рынок охватывает как места, так и определенные типы торговли. Администрация и организация поощряли людей к тому, чтобы выделять отдельное место для торговли и устанавливать сравнительно стабильные цены на основные товары. Такая стабильность не означает регулируемые цены, но некоторые элементы регулирования для цен на предметы, которые имелись в изобилии в одном регионе и на которые имелся большой спрос в другом, все же требовались. Механизм взаимоотношений при обмене требует некоторой регуляции.

Рынки обычно ассоциируются с более сложными сообществами. Ни одна цивилизация, обладавшая письменностью, не развивалась, не обладая сильными центральными местами, где регулировалась торговля и развивались монополии как над источниками материалов, так и над самими торговыми путями. Успешная рыночная торговля требовала предсказуемых поставок основных товаров и адекватного контроля над торговыми путями. Например, самая древняя торговля между Месопотамией и Египтом была приречной, и порядок там навести было сравнительно просто. Но когда возникли большие караванные пути, то политические и военные вопросы — дань, контроль над торговыми путями, пошлина — стали первостепенными. Караваны, предвосхитившие великие империи, являлись формой организованной торговли, которая проводилась по строго определенным маршрутам, установленным и управляемым государственными властями. Путешествующие торговцы двигались по этим маршрутам, не отклоняясь ни влево, ни вправо, лишь доставляя товары и обмениваясь ими. Эти караваны очень далеки от огромных экономических комплексов, сопровождавших путь армии Александра Великого по Азии или ежегодное летнее передвижение Великого Могула из знойного Дели в горы, когда переселялось до полумиллиона человек, включая весь делийский базар (Поляни — Polyani, 1975).