Археология духовного

Знатная женщина майя, одетая как королева в дорогие наряды, с короной для кровопускания

Когда бы я (БМФ) ни посещал великий город Теотихуакан в Мексике, меня всегда охватывает чувство соприкосновения с прошлым. С вершины пирамиды Солнца я смотрю на крошечные фигурки людей, ничтожные рядом с огромными искусственными горами, и не перестаю удивляться масштабности города, построенного тысячами людей, служившими своим божественным царям и могущественным богам. Я стою на площади у подножья пирамиды и ощущаю ту безграничную силу и сверхъестественную мощь, которую хотели выразить строители. Теотихуакан является яркой декларацией этого, но так много в нем утеряно. Когда-то пирамида была декорацией к блистательным спектаклям. Сценой, на которой появлялись пребывающие в трансе цари, где выступали ярко одетые танцовщики, где песнопения и фимиам поднимались в вечернее небо. Краски давно потускнели. Над храмами не развиваются флаги, ветер развеял истории, рассказываемые чтецами и жрецами. Сегодня Теотихуакан — это пустая сцена, лишенная тех прозрачных предметов, через которые сцена освещалась феерическим космическим светом. Все, что осталось, — это материальные остатки духовного и святого — зеркала неосязаемого (рис. 15.12). В этой главе будет рассказано о том, как археологи решают самую сложную проблему из всех — о реконструкции нематериальных религиозных верований, идеологий и социальных взаимоотношений в прошлом.

Основа общей веры

Мы — Homo sapiens sapiens, мы искусны, мы можем передавать свои знания и мысли с помощью языка. У нас есть сознание и самосознание, мы обладаем даром предвидения. Мы можем выражать себя и демонстрировать свои чувства. Изучение митохондриальной ДНК показывает, что корни современного человека — в Тропической Африке и им 100 000–200 000 лет. Археология говорит нам, что Homo sapiens sapiens поселился в Западной Азии 90 000 лет назад, а в Западной Европе 35 000 лет назад он заменил неандертальцев. Когда-то, во времена этого древнего расселения, в нас, анатомически современных людях, развились способности к образному и духовному мышлению, к определению границ существования, к концептуализации взаимоотношений между человеком как индивидуумом, группой людей и Космосом. Неизвестно, когда появились эти способности, но пещерное искусство конца ледникового периода говорит нам о том, что люди соединили живые и духовные миры, по крайней мере, 30 000 лет назад (Бан и Фертут — Bahn and Vertut, 1988).

Религиозные верования часто объединяли большие регионы в гигантские сферы общей космологии (взгляд на мир и Вселенную) и ритуальных практик, если даже многие люди, объединенные под одним религиозным знаменем, живут при несравнимых правительственных, социальных и экономических институтах. Географическое распространение христианства и ислама заставляет понять важность религии как интеграционной силы. Тысячи древних сообществ были объединены приверженностью к общей вере и определенным направлениям в космологии, которые в археологическом материале отражаются в общих художественных традициях, архитектуре храмов и ритуальных центров, в росписи стен и даже в торговле культовыми объектами. Так, на американском Среднем Западе религиозный культ племени хоупвелл с его чрезмерным вниманием к ритуалу захоронения распространился далеко от центра его возникновения в центре Огайо (Фаган — Fagan, 2005). На юге Африки ритуальные центры в Мапунгубве и Большом Зимбабве ассоциируются с верой в зазывание дождя и культами предков племен Шона (Коннэх — Connah, 2001).

Десять тысяч лет назад, когда первые земледельческие сообщества появились в Западной Азии, различные направления в космологии имели некоторые общие элементы, которые часто отражены в археологических свидетельствах (Фаган — Fagan, 1998). Первое, мир живых людей является частью многоуровнего Космоса, иногда включающего зачаточные воды, с небесами и подземным миром. Боги и предки заселяют сверхъестественные слои Космоса. Такая Вселенная часто начинается как темное море примордиальных (зачаточный) вод или, как сказано в книге Бытия, как бесформенный мир.

Второе, вертикальная ось, часто символическое дерево или опора для чаши небес, соединяющая различные космические слои. Мирче Элиад (Mircea Eliade, 1954), один из великих религиозных историков XX века, подчеркивал важность этой axis mundi (оси мира), которая соединяет живой и духовный миры в мифическом центре, священном месте — в чем-то естественном — пещере или в горах или в чем-то, созданным человеком — пирамиде например.

Такие священные места и мифические пейзажи, связанные с ними, играли большую роль во всех сообществах. Элиад называл их «инструментами ортогенетической трансформации», обрамлением ритуалов, которые обеспечивают неразрывность культурный традиций; местами, где слова богов звучат в знакомый песнопениях и передаются от одного поколения к другому. Такие священные горы, как индусская гора Меру, греческий Олимп или горы Блэк Хиллз индейцев Лакота, часто выступают в качестве таких осей. Египетские фараоны возводили пирамиды — священные горы, соединяющие владения Солнца с царством земли (см. рис. 16.5). Правители майя строили огромные ритуальные центры в качестве символического представления мира священных гор, пещер, деревыев и озер (см. рис. 15.2). Разрушиты святое место означало уничтожение самой сути существования человека. В 1521 году испанский конкистадор Эрнан Кортес снес столицу ацтеков Теночтитлан в долине Мехико, понимая, что его храмы и площади отображали почитаемый и всеохватывающий сверхъестественный мир (см. рис. 15.3).

Третые, материальный и духовный миры образуют континуум, в котором между ними нет границы. «Внешний» ландшафт (пейзаж) (landscape) на Земле являлся также «внутренним» ландшафтом разума, или «ландшафтом памяти», где цвета, островерхие горы, ручыи, рощи, строны света и другие явления имели духовные ассоциации и свое место в местных мифологиях. Обычно ушедшие предки являлись посредниками между живым и сверхъестественным мирами. Они присматривали за благополучием живых и охраняли землю (см. вставку).

Четвертое, люди с необычными, сверхъестественными способностями, шаманы или медиумы, имели способности переходить в измененное состояние сознания, с помощью ритуалов и определенных действий пребывать между материальными и духовными реальностями, свободно летать в сверхъестественном мире (Салливэн — L. Sullivan, 1989). У таких людей, обладавших «силой», были прямые и личные связи со сверхъестественным миром. Шаманы легко перемещались в духовный мир. Там они грезили, проходили через видения, в которых видели пятна, линии, животных-духов, даже богов и предков. Благодаря своим путешествиям-видениям они приобретали мудрости, позволявшую им удерживать свой мир в равновесии с божественным, и власы влиты на события в реальном мире. Они были целителями, они призывали дождь, они были колдунами, могущими принести болезнь пли вызвать конфликт групп или даже войну. Шаманы являлись духовными актерами, выступавшими в качестве посредников с духовным миром и предками.

ОТКРЫТИЯ

ГРОБНИЦА ПРАВИТЕЛЯ ПЛЕМЕНИ МАЙЯ ПАКАЛЯ, ПАЛЕНКЕ, МЕКСИКА

Паленке является городом народа майя, он известен как своей архитектурой, так и долговечной династией талантливых правителей, начиная с Чан-Бахлума (Змей-Ягуар), который взошел на престол 11 марта 431 года н. э. Династия процветала только около 400 лет, достигнув пика своей мощи при правлении Пакаля (Щит) и его сына в VII веке. Пакаль правил 63 года и превратил Паленке в главную политическую силу в низинных землях майя. Когда он умер, то был похоронен в подземной гробнице под пирамидой и знаменитым Храмом надписей, который строился в течение 15 лет.

В 1949 году мексиканский археолог Альберто Руз, убежденный в том, что царская гробница находится под пирамидой, поднял каменную плиту в храме и раскрыл каменную лестницу, ведущую в центр этой искусственной горы (Руз — Ruz, 1953). После пяти месяцев тяжелого труда в течение двух сезонов были раскрыты лестница из 45 ступенек, затем U-образной поворот, который привел к еще одной лестнице, более короткой — из 21 ступени, и к коридору на том же уровне, что и подножье пирамиды. После того как были убраны каменные и известняковые заграждения, Руз приблизился к треугольной дверной плите, которую охраняли шестеро принесенных в жертву юношей. Он отодвинул плиту достаточно для того, чтобы проникнуть в огромный, вырубленный в скале склеп, вдоль стен которого стояли вылепленные фигуры священников. Большая каменная плита с замысловатыми иероглифами покрывала пол гробницы (см. рис. 17.1).

Для того чтобы поднять пятитонную плиту, рабочие Руза срубили дерево твердой древесины, четыре части ствола уложили на лестницу и затем с помощью рычагов и домкратов стали приподнимать ее. Внутри гробницы лежал высокий мужчина, на котором были украшения из нефрита и перламутра. На лице его была маска из нефрита, вместо глаз раковины, зрачки из обсидиана. В то время, когда производились раскопки, еще никто не умел читать глифы майя, поэтому личность захороненного оставалась неизвестной. Сегодня мы знаем, что это был Пакаль. Плита саркофага с нанесенной на нее резьбой пролила свет на его божественный род.

Рис. 17.1. Рисунок плиты саркофага в гробнице Пакаля Великого, Паленке, 683 год до н. э. Сквозь лишенные плоти челюсти правитель падает в потусторонний мир. Над ним растет Дерево Мира, на вершине которого сидит птица — чудовище Вугуб Кагикс. Ряд небесных тел и фигур наследников окружает всю эту сцену

И последнее, человеческой жизнью управляли сезонные циклы, циклы посадки растений, выращивания и сбора урожая, определяемые по движениям небесный тел. Представления о плодородии, воспроизведении, жизни и смерти лежали в основе такого циклического существования человека. Мифы и ритуалы играли важную роль в определении такого миропорядка. Они позволяли материальному и духовному мирам проникать друг в друга как единый комплекс веры. Посредством поэзии, музыки, танцев, среды, вызывающей определенные чувства, зарождалось глубокое чувство священного порядка.

Неосязаемое, духовное предполагает много форм, но это общее, наблюдаемое антропологами и историками в религиях многих сообществ во всем мире позволяет создать жизнеспособную основу для научного исследования древних священный мест, как бы декораций для мифических действий. Каменные круги в Эвбери и Стоунхендже в Британии, дворы во дворце Кноса на Крите, пирамиды майя — все они могут многое рассказаты нам о давно исчезнувших религиозных верованиях.