Со стапеля на дно

Мореходные качества судна

Плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, плавность и малые амплитуды качки – суть мореходные качества корабля. Первые три из них имеют первостепенное значение для безопасности плавания любого судна. Теряя плавучесть, корабль тонет, утратив остойчивость, он опрокидывается на бок или переворачивается вверх килем и, уже не будучи непотопляемым, теряет плавучесть...

На протяжении всей истории судостроения менялся облик корабля, менялся материал, из которого делали корабли, – на смену дереву пришло железо, а затем – сталь. Менялись средства, приводившие суда в движение, – весла и паруса заменяли паровыми машинами, потом паровыми турбинами и дизелями, газовыми турбинами и атомными энергетическими установками.

В непрерывной эволюции судостроения не оставалась неизменной и архитектура корабля. Она изменялась при появлении новых видов парусного вооружения, типов двигателей, материалов. И нередко, меняя архитектуру корабля, судостроители сталкивались с проявлением таких свойств судна, о которых ранее ничего не знали. Иногда эти новые, неведомые кораблестроителям свойства приводили к трагедии – суда тонули, иной раз унося с собой экипаж и пассажиров. Но кораблестроители в конце концов осваивались с новыми для них явлениями, доискивались до их причин, находили правильные решения, позволявшие избегать роковых последствий из-за изменений в конструкции корабля. Наибольшее число ошибок, допущенных кораблестроителями, относится к остойчивости судна – его способности возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия силы, наклонявшей его.

В этой главе мы уже рассказали о гибели кораблей «Ройял Джордж», «Мери Роз», «Сен-Филибер» и «Принцесса Виктория». Они пошли на дно из-за потери остойчивости.

История судостроения и летописи катастроф на море оставили нам множество почти невероятных случаев, связанных с ошибками в расчетах остойчивости кораблей. И иногда такие ошибки приводили к тому, что судно погибало в первом же плавании и даже шло ко дну прямо со стапеля.

Вот несколько таких случаев, которые вошли в историю судостроения как классические.