Е. Анисимов

Петр I

В конце XVII столетия на арене отечественной государственности появилась личность первой величины, мирового масштаба — царь Петр I. Он был внуком основателя новой правящей династии Романовых, Михаила Федоровича, призванного на царский престол Земским собором (1613 год). При Михаиле Федоровиче в России начались первые нововведения (например, полки нового строя и др.). При его сыне, царе Алексее Михайловиче, в этом плане Россия еще дальше продвинулась вперед. Потребности жизни выдвинули реформаторов: А.Л. Ордина-Нащокина, Ф.М. Ртищева, А.С. Матвеева; позднее — царя Федора Алексеевича, князя В.В. Голицына, царевну Софью и др.

Это было, как говорят, предреформенное время; по существу же — начало реформ, их попыток. При Петре перестройка коснулась всех сфер жизни государства, и носила она гораздо более всеобъемлющий, глубокий характер, чем при его предшественниках. Он внес огромный личный вклад в преобразование России.

Уже при жизни установился своего рода культ Петра, то же продолжалось и после его кончины.

В глазах Ломоносова, великого русского ученого, Петр — человек, «Богу подобный». А Державин вопрошал:

Не Бог ли в нем сходил с небес?

Личность Петра занимала большое место в творчестве поэтов и писателей, живописцев и скульпторов во все времена. Но уже в том же столетии, когда жил и умер Петр, в хвалебный хор начинают вплетаться диссонирующие голоса и ноты. Уже при его жизни не все согласны с тем, что и как он делал, вводя свои знаменитые новшества. Позднее, во второй половине века, одни, признавая успехи в преобразовательной деятельности Петра, скорбят об ушедших при нем прошлое старинных нравах и обычаях Московской Руси, упадке аристократических фамилий, повреждении нравов. Другие, например А.Н. Радищев, тоже признавая великого Петра-реформатора, упрекают его за то, что он истребил «последние признаки дикой вольности своего Отечества".

Эти споры перешли в XIX столетие и продолжаются сейчас. Вольтер, описавший его царствование, считал, например, что шведский король Карл XII, воевавший с Петром и поначалу свысока к нему относившийся, достоин был быть лишь солдатом у Петра Великого. По словам Пушкина, «Россия молодая… мужала гением Петра». Он же воспел царя-плотника, при котором «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, — при стуке топора и громе пушек». Поэт в то же время отмечает, что Петр «уздой железной Россию поднял на дыбы», многие его указы написаны кнутом.

В общих курсах по истории, в книгах, посвященных России эпохи Петра, ему самому, о нем высказывают резко противоположные мнения. Н.М.Карамзин сокрушался: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России — виною Петр!»

Слова эти написаны во времена того же Пушкина. Пройдет немногим более половины столетия, и С.М. Соловьев назовет Петра революционером на троне: ведь он ввел «посредством цивилизации» слабый, бедный, почти неизвестный народ на историческую арену, соединил тем самым восточную и западную половины Европы, до него разобщенные.